Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 23:37
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№68сентябрь 2012Спецпроект
Машиностроение в Сибири: игра в одни ворота
Потребители спецтехники все чаще отдают предпочтение спецтехнике зарубежного авторства, обвиняя российских машиностроителей в самых разных грехах: и в недостатке надежности, и в отсутствие эргономичности, и в низком уровне технологического развития. Однако прежде чем окончательно хоронить местный машиностроительный рынок, стоит узнать об его проблемах и трудностях без прикрас.

Болото двадцатилетней выдержки
Ни для кого не секрет, что проблемы машиностроительной отрасли в России начались после распада советского союза. Но это более, чем странно. Ведь, по сути страна теряла отрасль, которую политологи без преувеличения называют «локомотивом экономики». Власти же объясняли проблемы машиностроения несколько с другого ракурса. Технологии, используемые в машиностроении серьезно устарели. да и сама отрасль, становление которой приходилось на середину прошлого века, так и не подвергалась серьезной модернизации. И потому  качество выпускаемых машин нередко приходится ставить под сомнение.
Сегодня отрасли как никогда нужна господдержка, пусть не финансовая, а законодательная, таможенная, налоговая – лишь бы она была регулярной, а не кризисно-периодической. Руководство российских заводов убеждено, что они сами ничего не могут менять. И государство просто обязано помогать им и защищать со всех сторон. С одной стороны, желание правильное, так как любое машиностроительное предприятие – это, прежде всего, градообразующая отрасль. С другой, государство физически неспособно регулировать работу на каждом отдельно взятом заводе. Баланс можно найти только в том случае, если государство и бизнес начнут работать вместе.
Такой подход позволит решить еще одну проблему машиностроения  – нехватку профессиональных кадров. И только когда за станками будут профессионалы, руководители заводов смогут решить главную проблему отсутствия инвестиций в отрасль. Пока вкладываться в нестабильные и непрофессиональные предприятия страшно не только российским, но и зарубежным бизнесменам. Вслед за инвесторами, от работы с машиностроительными предприятиями отказываются и банки. Получить займ проблематично, а порой и практически невозможно.
Импортную спецтехнику было непросто ввезти только до падения железного занавеса. Тогда российским производителям приходилось удовлетворять спрос своими силами. В каких-то сегментах именно это помогло сделать собственное производство самостоятельныим и конкурентоспособным. Именно так в нашей стране начали создавать надежные электродвигатели.
Сегодня Правительство говорит о проблемах импортозамещения двояко. С одной стороны  оно действует во многих отраслях реального сектора экономики. Особенно  там, где  Россия имеет такие конкурентные преимущества как доступное сырье, большой внутренний рынок, вековые традиции и опыт.
В 2009 году Владимир Путин привёл в качестве примеров такой отрасли лёгкую промышленность. По его мнению, импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешёвый качественный продукт за границей. Но в некоторых случаях Россия, конечно, должна уделять внимание импортозамещению. Слова президента, а в ту пору премьер-министра ,не стоит расценивать, как приглашение к закрытию внутреннего рынка и консервации отсталости. Напротив, власть призвала создать конкурентоспособные компании.

Нелегкая судьба тяжелого машиностроения
Говоря о судьбе тяжелого машиностроения в Сибири, стоит упомянуть об изменениях, которые произошли в этой отрасли в России за прошедший год.  Они непосредственно коснулись и заводов нашего региона. В авиационной промышленности объем производства  продукции для гражданского пользования по сравнению с аналогичным периодом 2011 года сократился на 4,6%. При этом производство продукции на внутренний рынок возросло на 12,3%, производство продукции на экспорт составило 40,9% от уровня прошлого года. Вертолетостроение в этом году тоже подкачало. Объем выпуска гражданской продукции упал почти на 65%.
В судостроительной промышленности  за первые четыре месяца текущего года объем производства гражданской продукции снизился почти на 27%, при этом в разы меньше российские заводы стали поставлять продукции на экспорт. Падение составило около 60%.
Приростом могут похвалиться только сибирские заводы вооружений. Особенно отличился в этом году «Барнаульский станкостроительный завод», объемы производства которого по итогам первого полугодия выросли на 15,4%.
В промышленности боеприпасов производство гражданской продукции начало восстанавливаться после кризиса. 
Флагманами сибирской оборонной промышленности можно назвать  «Бийский олеумный завод», «Новосибирский механический завод «Искра» и «Новосибирский завод искусственного волокна».
Исторические события в Сибири создали особый фон расположения промышленных предприятий. Развитые отрасли оказались собраны в Новосибирской, Томской и Кемеровской области, в Красноярском и Алтайском крае, а также в Республике Бурятия. Сельское хозяйство, туризм и легкая промышленность стали изюминками Тывы, Хакасии и Алтая.
Красноярский край из-за больших энергетических ресурсов и огромных запасов металлических руд, а также прилично развитой тяжелой промышленности стал индустриально-промышленным лидером не только в СФО, но и среди всех регионов России. Энергетическийкомплекс здесь позволил создать крупнейший металлургический мегаполис: Красноярская ГЭС - Красноярский металлургический завод (КрАМЗ) - Красноярский алюминиевый завод - Ачинский глинозёмный комбинат.
 Машиностроительная отрасль в этом регионе, несмотря на проблемы, кризисы и закрытие Сибтяжмаша, занимает второе место по количеству рабочих мест. Машиностроение здесь развито как на уровне оборонных, так и гражданских заводов: Среди заводов-гигантов края Красноярский завод комбайнов, Кралесмаш,  завод холодильников «Бирюса», ФГУП «Красмаш» и ОАО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва», «Красноярская судоверфь», предприятия по производству радиоэлектронного оборудования и многие другие.

Неперспективные перспективы
Главная новость для промышленного комплекса России в целом и Сибири в частности – это вступление в ВТО. Ни для кого не секрет, что отстраненность России от ВТО приносила ей  крупные экономические потери. Буквально год назад на вывоз отечественных товаров  за рубеж существовало около  90 ограничений. Работать с заморскими бизнесменами в таких условиях могли  только крупные российские компании. Причем, зачастую им приходилось регистрировать в этих странах собственные предприятия. Теперь же, возможности взаимодействия появятся и у среднего бизнеса, который раньше не имел достаточно сил и не мог позволить себе содержание иностранных филиалов.
Экономисты предвидят глобальное разделение машиностроения на европейское и азиатское. Причем его азиатская часть может «обосноваться» в Сибири. Исключения, разве что составят Омская и Кемеровская области.
Засилье техники из Китая на остальной территории вряд ли приведет к улучшению качества. Однако есть вероятность, что на этих территориях, особенно в Красноярском крае, в скором времени появятся заводы, выпускающие российскую спецтехнику с азиатской начинкой.
В целом аналитики считают, что машиностроительный комплекс в Сибири будет развиваться в ближайшее время очень динамично. В атмосфере обострения международных конфликтов сибирские машиностроители снова могут побороться за право первенства  в области производства оружия.
Как оказалось, план развития мирного машиностроения Сибири тоже имеется давно. И он начал реализовываться еще в 2009 году. А к 2015 году, по задумке Правительства, авторитет должен непременно вернуться к машиностроительной отрасли, также должны запуститься процессы интеграции и сформироваться технологические кластеры. К 2020 году все изменения должны внедриться окончательно. А вот уже после, до 2025 года, воскрешенному машиностроению придется адаптироваться к постиндустриальной экономике.


P align=justify>Болото двадцатилетней выдержки
Ни для кого не секрет, что проблемы машиностроительной отрасли в России начались после распада советского союза. Но это более, чем странно. Ведь, по сути страна теряла отрасль, которую политологи без преувеличения называют «локомотивом экономики». Власти же объясняли проблемы машиностроения несколько с другого ракурса. Технологии, используемые в машиностроении серьезно устарели. да и сама отрасль, становление которой приходилось на середину прошлого века, так и не подвергалась серьезной модернизации. И потому  качество выпускаемых машин нередко приходится ставить под сомнение.
Сегодня отрасли как никогда нужна господдержка, пусть не финансовая, а законодательная, таможенная, налоговая – лишь бы она была регулярной, а не кризисно-периодической. Руководство российских заводов убеждено, что они сами ничего не могут менять. И государство просто обязано помогать им и защищать со всех сторон. С одной стороны, желание правильное, так как любое машиностроительное предприятие – это, прежде всего, градообразующая отрасль. С другой, государство физически неспособно регулировать работу на каждом отдельно взятом заводе. Баланс можно найти только в том случае, если государство и бизнес начнут работать вместе.
Такой подход позволит решить еще одну проблему машиностроения  – нехватку профессиональных кадров. И только когда за станками будут профессионалы, руководители заводов смогут решить главную проблему отсутствия инвестиций в отрасль. Пока вкладываться в нестабильные и непрофессиональные предприятия страшно не только российским, но и зарубежным бизнесменам. Вслед за инвесторами, от работы с машиностроительными предприятиями отказываются и банки. Получить займ проблематично, а порой и практически невозможно.
Импортную спецтехнику было непросто ввезти только до падения железного занавеса. Тогда российским производителям приходилось удовлетворять спрос своими силами. В каких-то сегментах именно это помогло сделать собственное производство самостоятельныим и конкурентоспособным. Именно так в нашей стране начали создавать надежные электродвигатели.
Сегодня Правительство говорит о проблемах импортозамещения двояко. С одной стороны  оно действует во многих отраслях реального сектора экономики. Особенно  там, где  Россия имеет такие конкурентные преимущества как доступное сырье, большой внутренний рынок, вековые традиции и опыт.
В 2009 году Владимир Путин привёл в качестве примеров такой отрасли лёгкую промышленность. По его мнению, импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешёвый качественный продукт за границей. Но в некоторых случаях Россия, конечно, должна уделять внимание импортозамещению. Слова президента, а в ту пору премьер-министра ,не стоит расценивать, как приглашение к закрытию внутреннего рынка и консервации отсталости. Напротив, власть призвала создать конкурентоспособные компании.

Нелегкая судьба тяжелого машиностроения
Говоря о судьбе тяжелого машиностроения в Сибири, стоит упомянуть об изменениях, которые произошли в этой отрасли в России за прошедший год.  Они непосредственно коснулись и заводов нашего региона. В авиационной промышленности объем производства  продукции для гражданского пользования по сравнению с аналогичным периодом 2011 года сократился на 4,6%. При этом производство продукции на внутренний рынок возросло на 12,3%, производство продукции на экспорт составило 40,9% от уровня прошлого года. Вертолетостроение в этом году тоже подкачало. Объем выпуска гражданской продукции упал почти на 65%.
В судостроительной промышленности  за первые четыре месяца текущего года объем производства гражданской продукции снизился почти на 27%, при этом в разы меньше российские заводы стали поставлять продукции на экспорт. Падение составило около 60%.
Приростом могут похвалиться только сибирские заводы вооружений. Особенно отличился в этом году «Барнаульский станкостроительный завод», объемы производства которого по итогам первого полугодия выросли на 15,4%.
В промышленности боеприпасов производство гражданской продукции начало восстанавливаться после кризиса. 
Флагманами сибирской оборонной промышленности можно назвать  «Бийский олеумный завод», «Новосибирский механический завод «Искра» и «Новосибирский завод искусственного волокна».
Исторические события в Сибири создали особый фон расположения промышленных предприятий. Развитые отрасли оказались собраны в Новосибирской, Томской и Кемеровской области, в Красноярском и Алтайском крае, а также в Республике Бурятия. Сельское хозяйство, туризм и легкая промышленность стали изюминками Тывы, Хакасии и Алтая.
Красноярский край из-за больших энергетических ресурсов и огромных запасов металлических руд, а также прилично развитой тяжелой промышленности стал индустриально-промышленным лидером не только в СФО, но и среди всех регионов России. Энергетическийкомплекс здесь позволил создать крупнейший металлургический мегаполис: Красноярская ГЭС - Красноярский металлургический завод (КрАМЗ) - Красноярский алюминиевый завод - Ачинский глинозёмный комбинат.
 Машиностроительная отрасль в этом регионе, несмотря на проблемы, кризисы и закрытие Сибтяжмаша, занимает второе место по количеству рабочих мест. Машиностроение здесь развито как на уровне оборонных, так и гражданских заводов: Среди заводов-гигантов края Красноярский завод комбайнов, Кралесмаш,  завод холодильников «Бирюса», ФГУП «Красмаш» и ОАО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва», «Красноярская судоверфь», предприятия по производству радиоэлектронного оборудования и многие другие.

Неперспективные перспективы
Главная новость для промышленного комплекса России в целом и Сибири в частности – это вступление в ВТО. Ни для кого не секрет, что отстраненность России от ВТО приносила ей  крупные экономические потери. Буквально год назад на вывоз отечественных товаров  за рубеж существовало около  90 ограничений. Работать с заморскими бизнесменами в таких условиях могли  только крупные российские компании. Причем, зачастую им приходилось регистрировать в этих странах собственные предприятия. Теперь же, возможности взаимодействия появятся и у среднего бизнеса, который раньше не имел достаточно сил и не мог позволить себе содержание иностранных филиалов.
Экономисты предвидят глобальное разделение машиностроения на европейское и азиатское. Причем его азиатская часть может «обосноваться» в Сибири. Исключения, разве что составят Омская и Кемеровская области.
Засилье техники из Китая на остальной территории вряд ли приведет к улучшению качества. Однако есть вероятность, что на этих территориях, особенно в Красноярском крае, в скором времени появятся заводы, выпускающие российскую спецтехнику с азиатской начинкой.
В целом аналитики считают, что машиностроительный комплекс в Сибири будет развиваться в ближайшее время очень динамично. В атмосфере обострения международных конфликтов сибирские машиностроители снова могут побороться за право первенства  в области производства оружия.
Как оказалось, план развития мирного машиностроения Сибири тоже имеется давно. И он начал реализовываться еще в 2009 году. А к 2015 году, по задумке Правительства, авторитет должен непременно вернуться к машиностроительной отрасли, также должны запуститься процессы интеграции и сформироваться технологические кластеры. К 2020 году все изменения должны внедриться окончательно. А вот уже после, до 2025 года, воскрешенному машиностроению придется адаптироваться к постиндустриальной экономике.


Владимир Браун,
генеральный директор
«Канский машиностроительный завод «Сегмент» (г. Канск)

— О создании новых машиностроительных предприятий мне ничего не известно. Конечно, создаются на базе старых предприятий отдельные производства, как правило, узкопрофильные. Машиностроение – отрасль малорентабельная. Причин много: заводы в основном старые, и они обладают высокими накладными расходами, устаревшим оборудованием, низкой производительностью труда и отсутствием квалифицированных кадров. Деньги частные инвесторы в машиностроение вкладывают неохотно: во-первых, это должны быть «длинные» деньги, так как окупаемость в нашей отрасли небыстрая. Во-вторых, высоки риски из-за нестабильности рынка – даже госзаказ не дает гарантий, хотя это наверное самый надежный сегмент.


Михаил Фаермак, 
генеральный директор «Представительство Машзавод №1» (г. Бердск)

— Наше предприятие представляет узкую отрасль машиностроения: производство гидрооборудования (гидростойки, гидроцилиндры, гидродомкраты, гидрозаки и.т.д.) для угледобывающей отрасли нашей страны от Арктики до Ростовской области.
Так вот, по нашему направлению государством не финансируется ни один завод.
По нашей конкретной отрасли в РФ существует 5-6 заводов, которые специализируются на производстве горной гидравлике. Все они находятся в частных руках и новых заводов не появляется. Бывает, что на существующих заводах другой направленности открываются цеха и, думая, что они делают горную гидравлику, их хозяева пытаются влезть в рынок данного оборудования. Многие горняки, воодушевленные демпинговыми ценами горе-производителей, клюют на приманку и приобретают оборудование такого завода. Результат закономерен. Оно не работает.


 "Промышленные страницы Сибири" № 9 (68) сентябрь 2012 г.

Наталья Федорченко.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru