Болото двадцатилетней выдержки
Ни для кого не секрет, что проблемы машиностроительной отрасли в России начались после распада советского союза. Но это более, чем странно. Ведь, по сути страна теряла отрасль, которую политологи без преувеличения называют «локомотивом экономики». Власти же объясняли проблемы машиностроения несколько с другого ракурса. Технологии, используемые в машиностроении серьезно устарели. да и сама отрасль, становление которой приходилось на середину прошлого века, так и не подвергалась серьезной модернизации. И потому качество выпускаемых машин нередко приходится ставить под сомнение.
Сегодня отрасли как никогда нужна господдержка, пусть не финансовая, а законодательная, таможенная, налоговая – лишь бы она была регулярной, а не кризисно-периодической. Руководство российских заводов убеждено, что они сами ничего не могут менять. И государство просто обязано помогать им и защищать со всех сторон. С одной стороны, желание правильное, так как любое машиностроительное предприятие – это, прежде всего, градообразующая отрасль. С другой, государство физически неспособно регулировать работу на каждом отдельно взятом заводе. Баланс можно найти только в том случае, если государство и бизнес начнут работать вместе.
Такой подход позволит решить еще одну проблему машиностроения – нехватку профессиональных кадров. И только когда за станками будут профессионалы, руководители заводов смогут решить главную проблему отсутствия инвестиций в отрасль. Пока вкладываться в нестабильные и непрофессиональные предприятия страшно не только российским, но и зарубежным бизнесменам. Вслед за инвесторами, от работы с машиностроительными предприятиями отказываются и банки. Получить займ проблематично, а порой и практически невозможно.
Импортную спецтехнику было непросто ввезти только до падения железного занавеса. Тогда российским производителям приходилось удовлетворять спрос своими силами. В каких-то сегментах именно это помогло сделать собственное производство самостоятельныим и конкурентоспособным. Именно так в нашей стране начали создавать надежные электродвигатели.
Сегодня Правительство говорит о проблемах импортозамещения двояко. С одной стороны оно действует во многих отраслях реального сектора экономики. Особенно там, где Россия имеет такие конкурентные преимущества как доступное сырье, большой внутренний рынок, вековые традиции и опыт.
В 2009 году Владимир Путин привёл в качестве примеров такой отрасли лёгкую промышленность. По его мнению, импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешёвый качественный продукт за границей. Но в некоторых случаях Россия, конечно, должна уделять внимание импортозамещению. Слова президента, а в ту пору премьер-министра ,не стоит расценивать, как приглашение к закрытию внутреннего рынка и консервации отсталости. Напротив, власть призвала создать конкурентоспособные компании.
Нелегкая судьба тяжелого машиностроения
Говоря о судьбе тяжелого машиностроения в Сибири, стоит упомянуть об изменениях, которые произошли в этой отрасли в России за прошедший год. Они непосредственно коснулись и заводов нашего региона. В авиационной промышленности объем производства продукции для гражданского пользования по сравнению с аналогичным периодом 2011 года сократился на 4,6%. При этом производство продукции на внутренний рынок возросло на 12,3%, производство продукции на экспорт составило 40,9% от уровня прошлого года. Вертолетостроение в этом году тоже подкачало. Объем выпуска гражданской продукции упал почти на 65%.
В судостроительной промышленности за первые четыре месяца текущего года объем производства гражданской продукции снизился почти на 27%, при этом в разы меньше российские заводы стали поставлять продукции на экспорт. Падение составило около 60%.
Приростом могут похвалиться только сибирские заводы вооружений. Особенно отличился в этом году «Барнаульский станкостроительный завод», объемы производства которого по итогам первого полугодия выросли на 15,4%.
В промышленности боеприпасов производство гражданской продукции начало восстанавливаться после кризиса.
Флагманами сибирской оборонной промышленности можно назвать «Бийский олеумный завод», «Новосибирский механический завод «Искра» и «Новосибирский завод искусственного волокна».
Исторические события в Сибири создали особый фон расположения промышленных предприятий. Развитые отрасли оказались собраны в Новосибирской, Томской и Кемеровской области, в Красноярском и Алтайском крае, а также в Республике Бурятия. Сельское хозяйство, туризм и легкая промышленность стали изюминками Тывы, Хакасии и Алтая.
Красноярский край из-за больших энергетических ресурсов и огромных запасов металлических руд, а также прилично развитой тяжелой промышленности стал индустриально-промышленным лидером не только в СФО, но и среди всех регионов России. Энергетическийкомплекс здесь позволил создать крупнейший металлургический мегаполис: Красноярская ГЭС - Красноярский металлургический завод (КрАМЗ) - Красноярский алюминиевый завод - Ачинский глинозёмный комбинат.
Машиностроительная отрасль в этом регионе, несмотря на проблемы, кризисы и закрытие Сибтяжмаша, занимает второе место по количеству рабочих мест. Машиностроение здесь развито как на уровне оборонных, так и гражданских заводов: Среди заводов-гигантов края Красноярский завод комбайнов, Кралесмаш, завод холодильников «Бирюса», ФГУП «Красмаш» и ОАО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва», «Красноярская судоверфь», предприятия по производству радиоэлектронного оборудования и многие другие.
Неперспективные перспективы
Главная новость для промышленного комплекса России в целом и Сибири в частности – это вступление в ВТО. Ни для кого не секрет, что отстраненность России от ВТО приносила ей крупные экономические потери. Буквально год назад на вывоз отечественных товаров за рубеж существовало около 90 ограничений. Работать с заморскими бизнесменами в таких условиях могли только крупные российские компании. Причем, зачастую им приходилось регистрировать в этих странах собственные предприятия. Теперь же, возможности взаимодействия появятся и у среднего бизнеса, который раньше не имел достаточно сил и не мог позволить себе содержание иностранных филиалов.
Экономисты предвидят глобальное разделение машиностроения на европейское и азиатское. Причем его азиатская часть может «обосноваться» в Сибири. Исключения, разве что составят Омская и Кемеровская области.
Засилье техники из Китая на остальной территории вряд ли приведет к улучшению качества. Однако есть вероятность, что на этих территориях, особенно в Красноярском крае, в скором времени появятся заводы, выпускающие российскую спецтехнику с азиатской начинкой.
В целом аналитики считают, что машиностроительный комплекс в Сибири будет развиваться в ближайшее время очень динамично. В атмосфере обострения международных конфликтов сибирские машиностроители снова могут побороться за право первенства в области производства оружия.
Как оказалось, план развития мирного машиностроения Сибири тоже имеется давно. И он начал реализовываться еще в 2009 году. А к 2015 году, по задумке Правительства, авторитет должен непременно вернуться к машиностроительной отрасли, также должны запуститься процессы интеграции и сформироваться технологические кластеры. К 2020 году все изменения должны внедриться окончательно. А вот уже после, до 2025 года, воскрешенному машиностроению придется адаптироваться к постиндустриальной экономике.
P align=justify>Болото двадцатилетней выдержки Нелегкая судьба тяжелого машиностроения Неперспективные перспективы
"Промышленные страницы Сибири" № 9 (68) сентябрь 2012 г. Наталья Федорченко. © 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири» Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru |