Сегодня среда 16 октября 2019 г. 06:41
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№107март 2016Взгляд из будущего
Новые высоты крылатого металла
«Представители металлургических предприятий говорят: «В наших алюминиевых слитках есть пять видов дефектов». Мы отвечаем: «Уберём все». Следующий стандартный вопрос: «Как это повлияет на производительность?». Производительность повысится – мы демонстрируем результаты испытаний. «Наверное, придётся переделать литейную машину?» — уточняют металлурги. «Нет, вся система устанавливается на существующий агрегат», — говорим мы.

Так, по словам генерального директора компании «УниМет», выпускника Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора Евгения Павлова, проходит диалог сибирских разработчиков с зарубежными и отечественными производителями. Дело в том, что красноярские специалисты создали технологию, аналогов которой в мире нет, — электромагнитную систему перемешивания жидкой сердцевины кристаллизующегося слитка. С её помощью удаётся комплексно решать задачи, возникающие в процессе производства многокомпонентных алюминиевых сплавов. И российские, и зарубежные предприятия, занятые в алюминиевой промышленности, сегодня демонстрируют активный интерес к изобретению.


Работа найдётся
Алюминиевые сплавы имеют перед другими материалами ряд преимуществ. Этот металл является распространённым, его рециклинг — сравнительно лёгким и выгодным (потери по массе при переработке и низкой температуре переплавки около 700 °C составляют 10%). Высокие прочностные показатели сплавов в совокупности с низкой плотностью (в районе 2,8 т/м3) делают их использование наиболее выгодным при производстве всех видов транспорта. К этому добавляется стойкость к коррозии и другим видам химического разрушения, что выливается в простые эксплуатационные требования к деталям конструкции и экономию на защитных покрытиях. 
Спрос на крылатый металл растёт, алюминиевые заводы наращивают темпы выпуска крупногабаритных цилиндрических слитков и плоских слитков прямоугольного сечения — такая продукция оказывается наиболее удобной для транспортировки и обработки. Но в процессе отливки крупногабаритного слитка из-за разности свойств сплава — плотности, температуры кристаллизации и других — появляются дефекты: трещины, поры и так далее. Эти недочёты достаются «в наследство» и готовым алюминиевым комплектующим. Поскольку впоследствии они служат деталями авто- и авиатранспорта, к проблемам потерянной прибыли добавляются вопросы безопасности. С помощью разработки красноярских специалистов удаётся получить однородную качественную структуру слитка по всему сечению, а значит, ликвидировать возможные дефекты.
Все в плюсе
Создатели системы LHMS (Liquid Heart Metal Stirrer — «перемешивания жидкой сердцевины кристаллизующегося слитка») утверждают, что применение технологии позволяет получить дополнительный доход на 1 кристаллизатор до 3 млн евро в год, а срок окупаемости оборудования составляет 2-3 месяца. Откуда такие феноменальные показатели?
«Говоря об увеличении доходности предприятия, нужно упомянуть несколько моментов. Устранение брака – лишь первый их них. Второй – это возможность производить крупные слитки, которая появляется у предприятия. При обычных условиях слиток 400 мм толщиной ещё реально отлить, а дальше начинаются проблемы неравномерной структуры. Их как раз и можно решить с помощью технологии LHMS. Кроме того, увеличивается производительность литейного оборудования за счёт повышения теплоотдачи. Этот показатель может вырасти на 50%. Оборудование, например, литейная машина, стоит 10 млн евро, наша система на литейную машину из 3 слитков – 1,5 млн евро, и, учитывая результаты, о которых я говорил, окупятся вложения очень быстро. Помимо этого у предприятия появляются новые возможности – удаётся лить сплавы, которые раньше было лить нельзя, например, с высоким содержанием одного из элементов. Если при содержании цинка 6% прочность сплава составляет 500 Мпа, то при 11% — уже 750 МПа. А ведь увеличение прочности — это уменьшение массы, что для транспортной отрасли оборачивается, например, повышением топливной эффективности», — рассказывает Евгений Павлов.
Даже если бы все эти цифры появились в результате работы с формулами и теориями, они всё равно были бы примечательными. Но красноярские изобретатели умозаключениями не ограничились: в прошлом году на производственных площадях заказчика в Швейцарии были успешно проведены испытания технологии и оборудования. Следующий этап — это масштабирование производства. Сегодня установку готовы приобретать известные металлургические компании, среди которых Alcoa, Alcan, AlbaBahrain, Chalco, Hydro, BHP Billiton, Dubal, Century Aluminium, Constellium Novelis и другие.

Второе место
Закономерен вопрос: а где же в этом списке российские предприятия? Зачем ума искать далёко, если в Сибири имеются заводы крупнейшего в мире производителя алюминия?
«Не так просто вывести на рынок новое оборудование, особенно то, которое вмешивается в технологический процесс. Это риски, которые могут обернуться загубленным продуктом, простоем оборудования и так далее. Кроме того, возникает вопрос цены, ведь сама установка стоит от полумиллиона евро. И получается, что западные компании решаются на такие испытания охотнее. Вот швейцарцы: у них и с НИОКРом всё хорошо, и с претензиями на лидерство. Мы не можем себе позволить ориентироваться только на российский рынок — в этом случае бизнес будет очень ограниченным. Надо брать пример с зарубежных компаний, выходить на глобальный рынок.
Конечно, с российскими предприятиями мы тоже ведём переговоры и в перспективе будем с ними работать. Например, Каменск-Уральский металлургический завод и компания «Русал» заинтересовались технологией. Но у отечественных гигантов отрасли своеобразное стратегическое планирование. Сейчас Китай вышел на рынок первичного алюминия, если он будут наращивать свою долю, это сразу же отразится на работе наших производителей. У российской промышленности есть возможности развиваться дальше, отходить от сырьевого бизнеса. Деньги стоит зарабатывать на более технологичных вещах», — рассуждает Евгений Павлов. 
Долгая дорога
Первые же испытания, которые провел «УниМет» в прошлом году, дали образцовый результат. Но списывать это на везение не стоит: к таким показателям учёные шли не один год.
Евгений Павлов занимается разработкой оборудования для управления жидкими металлами с 2003 года. Собственный бизнес появился 5 лет назад: пригодился накопленный научный опыт, и знания, полученные при работе с зарубежными партнёрами по лицензионным соглашениям. Соучредителем стал СФУ, он же помог с финансированием. И только потом у компании появился заказчик-партнёр, который дал молодым специалистам возможность провести испытания. Технология и оборудование постоянно дорабатывались, было создано множество лабораторных моделей, так что ничего случайного в успешных испытания «УниМет» не было.
«Распространено мнение о том, что можно просто сгенирировать идею и создать продукт, которые вдруг станут очень популярными и прибыльными. Но это сюжет для голливудского кино. Чтобы разработать технологию мирового уровня, нужно иметь хорошую научную подготовку, собрать команду, где были бы учёные, инженеры и другие специалисты. Продукт, который выпускается на рынок, должен быть простым, функциональным и полностью готовым к применению: пользователи сегодня избалованы, и заниматься доработкой никто не будет. При этом инновация должна занять свою нишу в течение года-двух, она не может внедряться 10 лет — пропадет актуальность и появятся аналоги», — уверен Евгений Павлов.
У разработки красноярцев аналогов в настоящий момент нет. Схожее оборудование применяется в чёрной металлургии. Но в процессе литья крупногабаритных алюминиевых слитков их эксплуатация оказывается невозможной в связи со специфическими свойствами этого металла и особенностями процесса. 

Спешат на помощь
Как бы то ни было, продвижение нового продукта – это долго и дорого, и даже перспективные технологии не всегда выходят на рынок. Только на патентование системы LHMS у красноярской компании ушло 26 000 евро. А чтобы потенциальные потребители узнали о её существовании, производителю необходимо участвовать в международных выставках. Эти мероприятия тоже небесплатны. Да, в России существует много фондов, на чьи средства должны развиваться отечественные инновационные идеи, однако получить такую поддержку удаётся не всем. По словам Евгения Павлова, помощь молодой компании оказал Красноярский край в лице таких организаций как Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности, а также Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор.
«У нас, например, есть два полностью оснащенных офиса в КРИТБИ. В течение трёх лет только на аренде удалось сэкономить более 3 млн рублей. Это весомая поддержка: мы вложили средства в производство и развитие. Кроме того, мы являемся резидентами Сколково – добиться этого удалось во многом благодаря КРИТБИ. Это позволяет нам не платить НДС, так что экономия по налогам составила несколько миллионов рублей. Также мы получили значительную поддержку от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Для организации эффективной работы с Фондом мы активно взаимодействовали с КРИТБИ. Стоит также отметить, что работа со всеми фондами может быть эффективна только в случае концентрации всех усилий в одном месте, каковым и стал бизнес-инкубатор. Именно в этом случае появляется возможность быть услышанными и получить необходимую поддержку», — подчёркивает Евгений Павлов.
В настоящий момент компания «УниМет» успешно организует процесс по выводу технологии LHMS на мировой рынок. Идёт работа с университетами Германии, налажено сотрудничество с компаниями-агентами в Испании, Германии и Англии, планируется выход компании на рынок США и Китая в 2016 году.

СПРАВКА



В сентябре 2011-го компания «УниМет» получила техзадание от AirBus, которой необходимы были технология и оборудование для устранения дефектов в крупногабаритных слитках из сплава АА 7075: из-за них на крыльях самолёта образовывались трещины, отваливался кожух двигателя. Как следствие, производитель лайнера был вынужден отвечать за брак и терпел миллиардные убытки. По договору оборудование красноярских изобретателей оплачивалось только в случае положительных результатов испытаний. Дорогостоящая и рискованная работа принесла ожидаемые результаты, и швейцарский завод приобрел сибирскую разработку.


Евгений Павлов,
генеральный директор ООО «УниМет»

«Давайте посчитаем. В мире производится 46 млн т алюминия, из них примерно 40% — это слитки, из них ещё половина — это крупные слитки. Получается 10 млн т. Именно для этой части продукции мы создали свою технологию. Процент брака составляет 5–7%, мы убираем его до 0%. Это огромный показатель и потенциальная сфера применения нашей технологии».



«Промышленные страницы Сибири» №3 (107) март 2016 г.

скачать pdf

Анна Кучумова.

Новости
 
В Москве стартует международная выставка Weldex 2019
Сегодня в московском выставочном центре «Сокольники» стартует......
 
 
«Техническая лаборатория» предлагает электронный смеситель газов Ar+CO2 Ar+CO2
Компания «Техническая Лаборатория», поставщик сварочного и металлообрабатывающего......
 
 
Новые фрезы GARANT Master Alu для высокопроизводительной обработки алюминия
Производительность, надёжность процесса и эффективность, присущие инструменту......
 
 
«Росэлектроника» будет поставлять герконы на североамериканский рынок
Фото: rostec.ruХолдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех начинает поставки......
 
 
Новые правила для независимой оценки пожарного риска
С 2018 по 2019 год вступили в......
 
 
«Швабе» обеспечит Узбекистан питьевой водой
rostec.ruХолдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех запустил в Джизакской......
 
 
Инновация на рынке подшипников от NTN-SNR
Производитель подшипников NTN-SNR представил инновационную новинку KIZEI......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru