Сегодня пятница 10 мая 2024 г. 19:37
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№20апрель 2008Интервью
Равиль Гениатулин: «В регионе осваивается лишь часть сырьевой базы»
На карте страны появился новый субъект Федерации — Забайкальский край, который объединил два региона — Читинскую область и Агинский автономный округ. Каких изменений ждет исполнительная власть и почему регион становится привлекательным для инвесторов, в интервью нашему журналу рассказал губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин.

— На какие социально-экономические процессы повлияет образование Забайкальского края? Зачем надо было объединяться?
— Причин несколько. Прежде всего, это общегосударственные тенденции, связанные с укреплением государства. Если мы хотим, чтобы мы и наши потомки жили в едином, мощном, управляемом и уважаемом другими странами государстве, необходимо идти по пути укрупнения субъектов. Нарезка административно-территориального деления по краевой схеме снимает много глубинных проблем, которые были заложены дискуссией о национальной автономии или конфедерации. Также такое административное устройство, как показал опыт множества других стран, решает многие экономические, политические и национальные проблемы, которые с исторической периодичностью возникают, когда начинает слабеть центральная власть и появляются сепаратистские настроения. Подобные явления мы наблюдали в начале 90-х годов.
У Читинской области много общего с Агинским округом. Единая инфраструктура. Единая энергетика. Одна дорожная сеть. Интенсивно развивается железная дорога, которая проходит по территории обоих субъектов.
— Назовите, пожалуйста, экономические и социальные проблемы, стоящие перед Забайкальем?
— Забайкальский край расположен на краешке российской земли, там, где проходит государственная граница с двумя государствами Китаем и Монголией, протяженностью почти две тысячи километров. Наш регион — форпост, выполняющий важнейшую стратегическую функцию по обеспечению обороны и безопасности восточных рубежей нашей Родины. Граница — один из главных факторов, который во все времена оказывал самое непосредственное влияние на жизнь в Читинской области. В советское время близость Китая была одним из сдерживающих факторов развития региона. В шестидесятые годы похолодание в отношениях между Россией и Китаем самым негативным образом отразилось на развитии экономической сферы в Читинской области. В то время в области не строились промышленные объекты, не развивалась инфраструктура. Отставание нашего региона в экономическом развитии, как видите, обусловлено исторически. Приведу наглядный пример. Во время Великой Отечественной войны промышленные предприятия из городов, расположенных в центре России, эвакуировали на Урал, в Томск, Омск, Екатеринбург. Безусловно, это в послевоенные годы сыграло большую роль в развитии экономики сибирских городов. В Забайкалье не эвакуировали ни одного предприятия. Здесь проходил дальневосточный фронт. Приведу еще один пример, характеризующий советское планирование социального развития приграничных регионов. Я часто бываю в городах Восточной Сибири, Новосибирске, Кемерово, Омске. Театры, цирки, ледовые дворцы, спортивные комплексы в этих городах строили в советское время. В приграничных городах строительство таких объектов, видимо, считалось нецелесообразным.
— Какую роль, на ваш взгляд, может сыграть Забайкалье в политических и экономических связях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона?
— Огромную. У нашего региона есть благоприятные условия для развития приграничного торгово-экономического сотрудничества. Здесь проходят основные транспортные артерии к восточным рубежам нашей страны, что позволяет организовывать выход российской продукции на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Китая и Монголии. Чита вполне может стать крупным транспортно-логистическим узлом. Речь идет о проекте российского транзитного транспорт­ного коридора. Его основой должна стать Транссибирская магистраль, историческая миссия которой заключалась в соединении Азии и Европы, в обеспечении единства государства Российского, путем создания бесперебойного скоростного выхода России к Тихому океану. Наиболее перспективными в развитии транзитного транспортного коридора являются существующие маршруты от китайского порта Далянь по Южно-Маньчжурской линии до Харбина, далее по Китайско—Восточной линии через Забайкальск в Читу. От Читы по транссибирской магистрали через Екатеринбург до портов Санкт-Петербурга, далее морем до портов Гамбурга и Роттердама. Основное преимущество нового транзитного коридора в том, что он создается с использованием ныне действующих транспортных магистралей, требующих лишь объединения в единую транспортную инфраструктуру.
Китай и Россия имеют богатый и успешный опыт сотрудничества. Приграничное сотрудничество Забайкальского края с китайскими регионами носит устойчивый характер и направлено на дальнейшее развитие долговременных и взаимовыгодных связей. Подписаны и реализуются планы мероприятий по сотрудничеству с провинцией Хэйлунцзян, автономным районом Внутренняя Монголия, установлены отношения с одной из наиболее развитых провинций страны — Чжэцзян. Китай — главный внешнеэкономический партнер Восточного Забайкалья, на его долю приходится свыше 90 процентов всего оборота внешней торговли Забайкальского края.
— Какие стратегические проекты реализуются в Забайкальском крае? Есть ли предпосылки для того, чтобы регион перестал быть депрессивным?
— В регионе открыты десятки месторождений золота, меди, цинка, свинца, а также месторождения угля, цеолитов, магнезитов. Добывается практически весь российский уран, вольфрам, две трети тантала, треть плавикового шпата и молибдена. Большая часть территории края покрыта лесами. Проведенный анализ ресурсных источников края показал, что до настоящего времени лишь относительно небольшая часть ресурсного потенциала края вовлечена в эффективное использование.
Безусловно, это и освоение полиметаллических месторождений на юго-востоке края (Быстрин­ское, Бугдаинское, Култуминское, Лугоканское, Солонечинское и др.) и создание Забайкальского территориального горнометаллургического комплекса по освоению указанных месторождений, с вводом в действие пяти ГОКов проектной мощностью 35?500 тыс. тонн руды в год, в том числе завода цветных металлов, имеет ключевое значение для развития экономки.Проект реализуется с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Реализация проекта рассчитана на 9 лет. При выходе на проектную мощность ежегодные платежи в бюджеты всех уровней превысят 20 млрд рублей. Предполагается, что к 2012 году выйдут на полную мощность Новоширокинский рудник (800 тыс. тонн золото-полиметаллической руды в год) и Березовский ГОК (10 млн тонн железа в год).
— В Забайкалье, в зоне Байкало-Амурской магистрали расположены уникальные месторождения, когда будет загружена железная дорога? Планируется ли реконструкция железнодорожных дорог?
— Конечно, развитие горнорудной промышленности требует решения вопроса снятия инфраструктурных ограничений, в первую очередь по обеспечению грузоперевозок. Для реализации намечаемых инвестиционных проектов необходима реконструкция существующих дорог и строительство новых.
Планируется реконструкция железной дороги Чара—Чина с ответвлением на Удокан для освоения месторождений зоны БАМа; строительство железнодорожной линии Могзон—Озерное с выходом на Новый Уоян в Республике Бурятия. Проект разработан «Корпорацией развития Забайкалья», которая является одной из дочерних структур инвестиционно-финансовой компании «Метрополь». Первый этап строительства ветки рассчитан на 2008—2015 годы, второй этап строительства ветки рассчитан на 2016—2030 годы. Строительство железной дороги Покровка — площадка Амазарского ЦБЗ; реконструкция участка железной дороги Карымская—Забайкальск, а также строительство и реконструкции ряда автомобильных дорог, в первую очередь, дорог федерального значения Чита—Хабаровск и Чита—Забайкальск, и подъездов от зон реализации инвестиционных проектов к федеральной дороге Чита-Хабаровск.
В 2007 году, при государственной поддержке из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и с привлечением средств ОАО «ГМК «Норильский никель», на территории региона начал реализовываться инвестиционный проект по строительству ветки железной дороги Нарын—Газимурский Завод—Лугокан для освоения месторождений юго-востока протяженностью 375 км.
Для реализации проекта между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и ОАО «ГМК «Норильский никель» 13 июня 2007 года подписано инвестиционное соглашение.
В сентябре прошлого года подписан трехсторонний договор оказания услуг заказчика-застройщика между Федеральным агентством железнодорожного транспорта (ответственный исполнитель), ОАО «ГМК «Норильский никель» (инвестор) и ФГУП «Единая группа заказчика» (заказчик-застройщик).
В 2007 году проведен конкурс на разработку Проекта и рабочей документации строительства I этапа новой линии железной дороги Нарын—Лугокан. По результатам конкурса заключен государственный контракт на проведение проектно-изыскательских работ с ООО «Корпорация Инжтрансстрой».
Подготовлен проект соглашения между Администрацией края и ОАО «ГМК «Норильский никель» о совместной деятельности по социально-экономическому развитию юго-восточной территории края.
В рамках программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусмотрено строительство подъездов к населенным пунктам края от федеральной автомобильной дороги Чита—Хабаровск, автомобильной дороги Могойтуй—Первомайское, а также дороги Сретенск—Усть-Карск, реконструкция аэродромного комплекса аэропорта Чара с последующей его передачей в собственность края.
Низкий уровень транспортной инфраструктуры для возрастающих объемов строительства промышленных объектов и развития экономики Забайкальского края учтен в Указе Президента Российской Федерации от 1 марта 2007 года №?260 «О мерах по социально-экономическому развитию Читин­ской области и Агинского Бурятского автономного округа». Для его исполнения необходимо продолжить, в том числе в 2009 году, выделение субсидий из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» по разделу «Межбюджетные трансферты» на финансирование дорожного хозяйства вновь образованному Забайкальскому краю.
Мы надеемся, что при разработке федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» и при корректировке программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» будут включены объекты транспортной и социальной инфраструктуры.
— 28 марта вы подписали соглашение с крупными компаниями о создании условий государ­ственно-частного партнерства. Как складываются отношения с инвесторами?
— За последние годы в регионе реализован комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности в целях развития экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за три года увеличился в 1,7 раза, в абсолютной величине прирост составил около 11 миллиардов рублей.
Эти факторы способствуют созданию благоприятных предпосылок для реализации основных стратегических приоритетов развития нашего края. Реализация проектов направлена на обеспечение транспортной доступности районов освоения минерально-сырьевых ресурсов.
Привлечение трудовых ресурсов на территорию края для реализации инвестиционных проектов невозможно без достаточно развитой социальной инфраструктуры. Поэтому важно, реализуя инвестиционные проекты, усилить социальную направленность.
Подписано соглашение с Росатомом о переселении жителей поселка Октябрьский Краснокаменского района, живущих в зоне техногенного загрязнения, которым предусмотрено выделение средств агентства в объеме 600 млн рублей.
Администрацией края осуществляется постоянное взаимодействие с представителями крупных монополий, таких как РАО «Российские железные дороги», РАО «ЕЭС России», ОАО «ГидроОГК» и инвесторов, реализующих на территории края крупные инвестиционные проекты, в результате которого заключены соглашения о сотрудничестве.
— Строительство горнообогатительных комбинатов на юго-востоке региона приведет к увеличению потребления электроэнергии, готова ли к этому забайкальская энергосистема?
—???Увеличение потребления электроэнергии в крае, предполагаемая ограниченность перетоков электроэнергии из Сибири (в связи со строительст­вом алюминиевых заводов и нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий Океан» в Иркутской области), по экспертной оценке, приведет к дефициту энергоснабжения. Поэтому решается задача по ускорению строительства третьего энергоблока Харанорской ГРЭС и начала строительства четвертого и пятого энергоблоков.
Для обеспечения электроэнергией Забайкальского территориального горно-металлургического комплекса при корректировке федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период
до 2013 года» проведена работа с РАО «ЕЭС России» по решению вопросов развития электросетей. В рамках Программы с оказанием государственной поддержки из федерального бюджета предусмотрено строительство двух линий электропередач
ВЛ-220 кВ Харанорская ГРЭС—ГОК (Газимуровский завод—Нерчинский завод) и ВЛ-220 кВ
Чита—РП Маккавеево—Харанорская ГРЭС.
Разработка месторождений на Севере края связана с развитием Мокского гидроузла на р. Витим и строительством Мокской ГЭС. Местоположение гидроэлектростанции на границе Республики Бурятия и Забайкальского края предопределяет включение в зону ее энергоотдачи Читинской и Бурятской энергосистем.
В соответствии с Программой Мокский гидроузел будет являться первой гидроэлектростанцией Витимского гидроэнергокомплекса. С учетом инвестиционных намерений и планов по развитию энергетических мощностей РАО «ЕЭС России» и Энергетической стратегии России до 2020 года планируется строительство тепловых электростанций на базе Татауровского, Харанорского и Олон-Шибирского угольных месторождений. Реализация данных проектов позволит краю стать энергодостаточным регионом при освоении месторождений юго-востока и не зависеть от подачи электроэнергии с запада.
Планируется строительство ЛЭП-500 кВ Чита—­Холбон—Могоча—Сковородино, после завершения строительства которой ЛЭП-500 кВ Иркутск—Чита—Зея станет межсистемной энергетической связью при объединении ОЭС Сибири и Востока, а в дальнейшем может стать основой для связи с зарубежными странами (КНР, Монголия).
Убежден, что задачи, определенные нами, конкретны и реальны. Успешное их решение будет зависеть, в первую очередь, от взаимопонимания и усилий органов государственной власти и инвесторов, и позволит добиться главной цели — повышения качества уровня жизни населения.

Евгений Пантелейкин.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru