Лазеры уже достаточно давно применяют в России, взять хотя бы газовые. Изначально это были большие энергозатратные аппараты, и их внедрение было затруднительным по очевидным причинам. Начальник отдела лазерной сварки, наплавки и термообработки «ИРЭ-Полюс» Николай Грезев рассказал, что раньше был 5-киловаттный лазер, который потреблял 180 киловатт от розетки, и это был трансформатор больших размеров. Потом в 2003 году появились волоконные лазеры, которые стали новым витком лазерных технологий.
«Я бы на самом деле сравнил с революцией в этой области. Представьте — была свечка, появилась лампочка, потом диодные лазеры, ну и здесь примерно то же самое», — поделился Николай Грезев.
Сейчас отрасль лазерных технологий одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. Их применение и совершенствование стало мировой тенденцией в экономике многих стран, а использование лазеров повышает производительность труда и конкурентоспособность национальной экономики на международном рынке. Вследствие этого производителей решений с применением лазерных технологий на рынке появилось множество, в том числе и в области сварки и контроля качества.
Контроль шва Контрольно-измерительные приборы давно уже стали заменяться бесконтактными технологиями, разработчики пробуют новые способы и предлагают технологии для разных потребностей.
«Мы представляем 3D-сканирование поверхности уже готового шва. Робот подъезжает в начальную точку, там собирает облако точек и строит карту высот, по которой видно, где есть отклонения от идеального эталонного сварного шва. Это позволяет понять: качественно или некачественно сделана сварка», — рассказал ведущий инженер-программист ООО «Рифтэк» Александр Мамойко.
Есть у компании и ручной прибор «Авикскан», который тоже используется для контроля качества геометрии сварного шва.
«Будущее поколение таких приборов позволит с высокой точностью измерять поры и трещины на поверхности сварного шва. Уже ведётся новая разработка, и в течение года мы планируем выпустить этот продукт. Он позволит решать ещё больше задач, связанных с контролем качества сварного шва», — поделился г-н Мамойко.
Сканер предназначен для анализа видимой части изделия в автомобилестроении и других отраслях машиностроения, где требуется высокая точность сварки. Представитель «Рифтэк» считает, что лазер идеально подходит для сложных задач при довольно невысокой стоимости.
При этом, как и любые цифровые технологии, сканеры выручают при нехватке кадров, которая сейчас актуальна.
«Сканеры решают задачу найма рабочих, исключают человеческий фактор, необходимость искать квалифицированных специалистов под данную задачу», — утверждает Александр Мамойко.
А конкретно описанный способ уникален своей объективностью: не связан с оператором и имеет полностью автоматизированный процесс. По словам г-на Мамойко, вся собранная информация однозначно определяет, есть на поверхности сварного стыка дефекты или нет.
Кроме того, разработчики установили возможность добавлять новые программы в систему, для того чтобы многие задачи можно было решать прямо в сканере без отправки данных на компьютер.
Излучая сварное соединение
Если рассматривать полностью весь круг применения лазерных технологий в промышленности, то сварка обещает стать второй по популярности после лазерной резки металла. Несмотря на массу видов и способов соединений металлов, эти технологии в отрасли очень распространены.
Инженер компании ООО «КБ Булат» Евгений Семёнов рассказал, что варить лазером начали чуть ли не сразу, как его изобрели.
«Это уже давно известный способ и метод, который в последнее время набирает все большие обороты и замещает традиционные виды, например, аргонодуговую. А её производительность при этом в разы выше, чем при ручном традиционном способе», — поделился руководитель сварочного отдела «Векпром» Юрий Полиневский.
Популярность этого вида сварки в последнее время связана с его доступностью, и многие предприятия, которые раньше не прибегали к этим технологиям, открыли для себя новые возможности.
«Лазеры давно применяют в автомобилестроении. А сейчас уже практически везде: при производстве изделий из нержавейки, воздуховодов, каких-то коробов и т. д.», — сказал Юрий Полиневский.
Причин на самом деле оказалось больше, нежели высокая производительность. Опасность и «грязность» сварки, дефицит кадров в отрасли и подобные технологии как нельзя кстати подходят для решения этих проблем.
«При соединении стали с помощью лазера нет такого большого выделения вредных газов, как, например, при ручном методе. В обмазке электрода присутствуют различные элементы, которые при выгорании выделяют очень много газа, а при лазерной сварке ничего этого нет. Единственная защита, которая понадобится сотруднику, это защита глаз и лица, потому что луч может отражаться и нанести вред человеческому зрению», – отметил г-н Полиневский.
Кроме того, не требуется такая высокая квалификация специалиста как при ручном методе традиционной сварки.
«Наша компания работает с 2008 года, и мы накопили достаточный опыт и поставили тысячи единиц оборудования. Практически в любом регионе на любом предприятии вы найдёте станок нашей компании. Будет это обычное сверло или станок лазерной резки, но всё же найдёте», – утверждает Юрий Полиневский.
Как говорилось ранее, лазеры — штука универсальная, поэтому производителям есть где разгуляться: как применить свои собственные разработки и улучшить существующие технологии.
«Мы производим три типа оборудования: для лазерной сварки, очистки и маркировки. Лазерный шов отличается от традиционных. Во-первых, он красивее выглядит, во-вторых, имеет неплохую прочность. Наши аппараты отличаются высоким качеством. На самом деле оборудование не имеет завышенной цены, но при этом имеет хорошие комплектующие. Аппараты очистки сварных швов — это вообще новая история: они быстро очищают металл от коррозии, краски», — поделился менеджер лазерных маркираторов ООО ПГ «Векпром» Андрей Прокопов.
Лазерная сварка достаточно энергоёмкая. Несмотря на то что потребление энергии несколько выше, чем при традиционном способе, — ручным методом на одну операцию уйдёт 30 минут, в то время как на лазерную сварку всего 5 минут.
Помимо разработок новых технологий и повышения эффективности оборудования производители находят и другие пути к надёжному сотрудничеству с заказчиками.
«Кроме продажи оборудования необходимо ещё поддерживать тёплый контакт с клиентом: не подводить его при возникновении проблем. Да, мы признаём, что проблемы возникают, ведь от этого никто не застрахован. Поэтому мы полностью несём гарантию на поставленное оборудование и быстро реагируем, имеем большой запас продукции на замену и за счёт этого растём год от года», — рассказал Андрей Прокопов.
На смену пескострую
Почти каждый производитель оборудования для лазерных сварки или сканирования так или иначе связан и с технологией очистки. Говорят даже, что один и тот же аппарат можно сейчас использовать для сварки, а позже для зачистки шва.
«В основном наш козырь — это лазерная сварка, но также и в гравировке у нас прекрасные успехи, и в резке, и в очистке тоже», — сказал Евгений Семёнов.
По его словам, эта технология — самая молодая в этой сфере, и вышла в свет после появления лазерных гравёров. Хоть направление модное, но пока не достигло такого масштаба, чтобы полностью заменить остальные способы очистки.
«Перспективы у неё есть, но это направление нужно продвигать, потому что пока не все люди понимают, для чего она им нужна», — заявил г-н Семёнов.
Вот и продвигают как могут, используя для этого повышения самые главные положительные качества лазерной чистки, и путём проб вырабатывают наиболее надёжный и эффективный способ. Роль в эффективности такого метода очистки играет каждая деталь, и особенно мощность.
«Лазерная очистка у нас и у конкурентов отличается, потому что у других компаний стоит немного иное устройство, которое, насколько мне известно, не подойдёт для изделий из материала, не выдерживающего нагревания. То есть у нас для очистки стоит импульсный лазер на 100 ватт, а у них, насколько мне известно, стоит непрерывный на 1 киловатт», — отметил г-н Семёнов.
Выходит, что мощный луч может так нагреть деталь, что оставит на ней непоправимые следы, что, конечно, нежелательно, и можно избежать с помощью импульсной технологии с щадящим режимом. Но почему-то многие производители и заказчики до сих пор работают с мощными лучами.
С какими побуждениями?
«Производители сразу говорят, что у них стоит киловатт, а не 100 ватт, и это привлекает клиентов. Ведь 1 киловатт больше 100 ватт, и значит, производительность в десять раз больше. А вот минусы, как правило, не озвучивают, и это считается в порядке вещей», — считает Евгений Семёнов.
Однако не всё так легко и гладко в этих технологиях, и многие предприятия по-прежнему не планируют менять пескоструй и дробеструй на лазеры.
«У лазерной очистки по сравнению с её конкурирующим пескоструем производительность намного меньше, но пескоструй тоже не везде можно применять и с собой его носить не так удобно», — сказал г-н Семёнов.
Более того, по словам Андрея Прокопова, дробь и песок ведь нужно покупать, после них остаётся грязь и пыль. Преимуществ всё же больше, но все они стоят против скорости привычных методов очистки.
«Лазеры более мобильные, и с их помощью можно обрабатывать и очищать от масла, грязи и ржавчины абсолютно любые материалы. Больше возможностей, но меньше производительность», — сообщил Евгений Семёнов.
Конструкторы совершенствуются и ищут новые пути развития своих технологий, однако не все стремятся постичь весь рынок и переплюнуть конкурентов в разных направлениях.
«Есть компании, которые хотят быть профессионалами во всём, это равносильно быть профессионалами ни в чём. Когда ты пытаешься знать всё, ты не знаешь ничего. Мы к этому не стремимся и занимаем свою определённую нишу. За счёт этого выдаём качественный продукт», — утверждает Андрей Прокопов.
Как и в мире лазерных решений, так и на рынке очистки у каждого производителя своя дорога. Каждый способ хорош по-своему, вот и генеральный директор ООО «МеталлКлинер» Станислав Семёнов, чья компания занимается электрохимической очисткой сварных изделий, говорит, что лазерная технология хорошая и ей есть место на рынке.
«Для чёрной стали, я думаю, — это идеальная технология. Потому что при обработке, после удаления окалин оксидов ржавчины электрохимическим методом, мы обязаны всё равно обработать углеродистую сталь антикоррозионными составами, будь то краска, грунтовки. После лазеров для чёрной стали этого не требуется. Чего нельзя сказать о нержавейке, которую такой технологией можно повредить, там-то как раз и уместен наш электрохимический способ», — сказал Станислав Семёнов.