Сегодня пятница 29 марта 2024 г. 22:33
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№161октябрь 2021В центре внимания
Будущее мировой индустрии или дорогая игрушка?
В мире, где ручной труд, осязаемые физические материи, живое общение с каждым годом всё больше вытесняют цифровые виртуальные системы, постепенно развивается интеллектуальное производство.

div>

Будущее мировой индустрии, как считают учёные, заключается в полной цифровизации каждого элемента производства. Интеллектуальные роботизированные решения встречаются на каждом этапе деятельности предприятия: в связи эпидемиологической ситуацией приём нового сотрудника проходит по видеосвязи с рассмотрением электронного резюме; отслеживание рабочих процессов также происходит удалённо, с помощью компьютера и интернета. Теперь и обучение работников промышленности практикуется с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности. Такие решения популярны не только в зарубежных странах, но и в России.

«Основными задачами промышленных предприятий являются снижение издержек, оптимизация процессов и повышение уровня безопасности производства. Поэтому промышленные компании ищут новые способы и инструменты для более быстрого решения поставленных целей и находят их в области цифровизации», — объяснил директор по развитию бизнеса ЗАО «КРОК инкорпорейтед» в нефтегазовой и химической промышленности Игорь Зельдец.

Виртуальное отечество

«VR и AR-технологии в промышленном производстве используют в основном за границей. Но и в России они скоро приобретут актуальность из-за разрастающегося тренда на цифровизацию, а также острой потребности предприятий сокращать травмоопасность и смертность на производстве», — высказался директор отдела промышленных решений ООО «Небесная механика» (Skymec) Антон Ларсен.

По прогнозам совместного исследования TAdviser и «КРОК», российский рынок технологий виртуальной и дополненной реальности к 2022 году может вырасти до 9,2 млрд рублей с учётом не самого позитивного сценария, а если ситуация будет складываться более благоприятно, то и до 18,7 млрд рублей.

Что касается масштаба распространения VR и AR-технологий в промышленности, то уже в 2019 году 34% предприятий внедрили кейсы виртуальный реальности и 18% — решения дополненной реальности. Если говорить о конкретных отраслях, то в том же 2019 году технологии проникли в металлургию на 33% и в нефтегазовую отрасль на 25%.

Но если отвлечься от прогнозов, то, по словам Игоря Зельдеца, сейчас рынок продолжает расти.

«В сфере применения VR-тренажеров появляются свои ниши, где отмечается наиболее частое внедрение данной технологии, например, в области охраны труда и промышленной безопасности, в частности, для обучения работам на высоте, грузоподъёмным работам, действиям по ликвидации аварийных ситуаций и работам с электрооборудованием», — добавил г-н Зельдец.

Также же он рассказал об опыте внедрения VR и AR в российских компаниях. Например, ПАО «Газпром нефть» ещё в конце 2019 года презентовало дорожную карту внедрения в компании AR/VR до 2025 года. По планам, к 2025 году обучение в VR по охране труда и промышленной безопасности будет проходить каждый сотрудник компании, а это должно снизить риски на 30%. А уже к 2022 году на предприятии планируется с помощью VR принимать до 90% инженерных моделей, что на 10% сократит сроки проектирования и на 7% — строительства. Кроме «Газпром нефти», опробовали технологии дополненной реальности и в ПАО «СИБУР Холдинг».


«В компании сократили затраты на привлечение внешних специалистов от поставщиков оборудования и сервисных компаний, заменив их очные визиты на консультации по аудио- и видеосвязи. С 2020 года химический холдинг начал активное развёртывание собственной AR-платформы для дистанционного обслуживания и ремонта промышленного оборудования», — добавил г-н Зельдец.

Делаем вывод: в России VR/AR-решения для промышленности пока только формируются, участники рынка прощупывают почву, так сказать. Да и, компаний, способных предложить свои разработки, по словам экспертов, пока не так много, потому что начало сотрудничества с промышленностью — весьма трудоёмкое и сложное занятие.

«Российская промышленность, с одной стороны, следует общемировым трендам, а с другой, основным драйвером для внедрения инноваций в промышленности, включая AR/VR, остаются ИТ-компании, предлагающие свои решения», — отметил директор по инновациям АО «Инлайн Груп» Игорь Гулянский.

Пока на предприятиях пробуют только отдельные кейсы, и речи о реальной интеграции нет.

Как уже говорилось, связано это со сложностью подготовки и ввода полноценных решений на постоянную основу. Но для новых компаний и стартапов это хороший шанс показать свои разработки. К тому же, согласно государственной дорожной карте «Технологии виртуальной и дополненной реальности», широкое внедрение VR/AR-технологий должно способствовать повышению производительности и эффективности на промышленных предприятиях в рамках «Индустрии 4.0».

Медленное и осторожное распространение этих технологий не помешало появлению в стране уже более 10 успешных разработчиков VR/AR-решений.

Интеграция

Технологические компании не сразу обратились к промышленности, ведь есть множество других сфер: образование, здравоохранение, игровая и киноиндустрия. Один из основателей IT-компании «Рубиус Лабс» (Rubius) Антон Кудинов не видит принципиальных отличий между внедрением решений виртуальной и дополненной реальности в промышленность и их использованием в других сферах жизни. Но сама по себе разница в организационных моментах всё же присутствует. Так, наиболее значимое отличие в том, что в промышленности к VR/AR-технологиям обращаются крупные влиятельные игроки, что даёт по словам экспертов возможность стартапам реализовать более сложные проекты.


«В организационной части можно отметить большее внимание заказчиков к экономике проектов: мы всегда предлагаем клиентам расчёт экономического эффекта и срока окупаемости решения, и у промышленников это вызывает более живой интерес, чем у представителей других сфер», — поделился г-н Кудинов.

Можно сказать, разработчики выступают в роли спутников предприятий, которые так или иначе нацелены на технологическое развитие, повышение эффективности и, следовательно, конкурентоспособности. Но стоит отметить, что не всегда такое сопровождение приводит к серьёзным партнёрским отношениям, которые могут быть выгодны для обеих сторон.

«Заказчики самостоятельно не могут анализировать весь пул доступных решений, поэтому создаваемые центры инноваций — это, как правило, единое окно приёма заявок с рынка. Дальше эти обращения проходят некую первичную экспертизу, и по её результатам принимается решение об инициации пилотного проекта или проведения демонстрации/апробации. Такой подход, с одной стороны, позволяет ИТ-компаниям получить «быстрый вход». С другой стороны, т. к. идея не идёт от самого производственного подразделения, к таким инициативам могут относиться всего лишь как к экспериментам, а значит, им уделяется мало внимания.

В свою очередь, это приводит к тому, что, даже если удалось запустить небольшой пилот, превратить его дальше в масштабный проект достаточно непросто», — рассказал Игорь Гулянский.

Чтобы интерес промышленности не пропал и стартап мог продолжить продуктивно и без проблем взаимодействовать с заводами, разработчики VR/AR-решений изучают особенности деятельности промышленных предприятий. Им критически важно учитывать все возможности внедрения технологий и научиться опираться на актуальные для промышленности средства: отказоустойчивые системы, которые будут интегрироваться с автоматизированными системами управления, системы управления жизненным циклом продукта (PLM), информационные модели зданий и сооружений (BIM), системы управления производственными процессами (MES) и другие.

Что ещё важнее, эти решения должны быть абсолютно безопасны и защищены от кибератак. Поэтому не так-то просто предложить промышленности свои решения: без глубокого понимания специфики отрасли у разработчиков ничего хорошего не получится.

Где обитают VR и AR

Технологии виртуальной и дополненной реальности не просто так заслужили активное внимание со стороны общества — ещё в 2019 они были признаны одними из самых прорывных решений для бизнеса.

Дополненная реальность нашла свою нишу в качестве инструмента для решения различных производственных задач, а виртуальная нужна для задач прикладных, вроде тренировки сотрудников заводов. В прошлом году таких кейсов насчитывалось уже больше двадцати. Помимо уже перечисленных, стоит отметить решения для удалённой диагностики оборудования, моделирования и повышения эффективности труда.

По заявлению разработчиков, эти технологии на практике доступны даже для предприятий, вообще не использующих цифровое оборудование, а тем заводам, которые только приступили к знакомству со сложным оборудованием, как раз может помочь VR-обучение. Причём персонал может пройти тренировку на примере не только нового, но и старого оборудования.

На многих предприятиях уже используют виртуального тренера, который запрограммирован транслировать необходимые для сотрудников знания. Цифровой тренажёр может не только дать работникам теоретические знания, но и обеспечить практику. Не правда ли, удобно? Особенно на предприятиях, где используется большое количество горючих и взрывоопасных материалов.

«Это практически весь топливно-энергетический комплекс, где цена ошибки достаточно высока, потому что влечёт за собой риски возникновения внеплановых остановов, инцидентов, травм и опасности для жизни работников. В обучении виртуальная реальность применяется для вводных и целевых инструктажей, тренировки работы на сложном и технологичном оборудовании», — отметил Игоря Зельдец.

Например, в нефтегазовой отрасли сотрудники в соответствии с регламентом, конечно, знакомятся с теоретическими правилами безопасности и поведения в чрезвычайных ситуациях, но что дальше? Человеческий фактор никто не исключал. Работник, владеющий только теорией, может в состоянии шока совершить непоправимую ошибку и подвергнуть себя и окружающих серьёзной опасности. Тренажёр предназначен для того, чтобы свести возможность ошибки к минимуму: он может смоделировать пожар, взрыв или другие опасные ситуации, а также научить последовательности действий при авариях.

В нефтегазовой отрасли на одном из российских предприятий сотрудники с помощью персонального виртуального тренажёра практикуются в наливе нефтепродуктов и сталкиваются с имитацией возгорания или разлива. Особенность этой технологии состоит в том, что сотрудники в самом деле будто бы взаимодействуют с оборудованием, чувствуют жар пламени и вибрацию от взрыва.

Как можно в точности передать происходящее на производстве виртуально, без настоящего риска?

«В этой области мы находим тесное пересечение со сканирующими технологиями дронов. Дело в том, что обучение тем более эффективно, чем лучше смоделирована обстановка чрезвычайной ситуации. Для создания высокоточных виртуальных информационных моделей сейчас наиболее эффективным инструментом являются промышленные дроны: они с помощью камер и датчиков «сканируют» пространство, в том числе в тех местах, где человеку находиться невозможно, или там, куда он попросту физически не может попасть», — ответил на вопрос Антон Ларсен.

Из этого становится понятно, что виртуальная реальность неизбежно связана с другими цифровыми технологиями. Более того, требуемое количество электроники для симуляции с высокой детализацией крайне дорого стоит, поэтому больше распространены универсальные решения для тренировки стандартного набора умений. В них могут входить навыки работы на высоте и оказания первой медицинской помощи или освоение оборудования.

Дополненная реальность

Для других задач, не требующих глубокого погружения, разработчики предлагают AR-решения.

«AR в промышленности можно и нужно внедрять для поддержки производственного персонала, который работает вне офиса. Цифровые инструкции для инспекции оборудования, складских и сборочных операций, контроля качества, шефмонтажных и пусконаладочных работ. Везде, где нужно следовать инструкции, заполнять чек-листы, вводить значения определённых параметров, выходить на видеосвязь с дистанционными экспертами, выполнять фото- и видеофиксацию контрольных событий, инцидентов, дефектов и отклонений», — поделился Игорь Гулянский.

Например, новосибирский предприниматель Андрей Терёхин (компания VR CORP) для повышения эффективности работы предприятия предлагает приложение «Виртуальный инженер». Можете себе представить карманного техника? Так вот, это приложение содержит интерактивные подсказки и интерфейс для связи с оператором, который через 3D-анимацию подскажет пользователю, что ему нужно делать. Подходит «Виртуальный инженер», со слов производителя, для разных отраслей промышленности, где используется сложное техническое оборудование. Пока данных о работе приложения на отечественных предприятиях нет, но опыт использования подобных решений в Европе и США показывает, что скорость ремонта оснащения увеличивается как минимум на 30%.

Использовать основные функции приложения можно как с помощью экрана смартфона, так и с применением другой технологии дополненной реальности — AR-очков.

Очки дополненной реальности в эпидемиологический 2021 год и вовсе стали находкой.

«Применение видеозвонка с AR-очков удалённому эксперту в этом году — главный тренд. Руки свободны, оператор в очках может выполнять операции и параллельно транслировать то, что он делает, консультируясь при выполнении операций. Закрытые границы многим усложнили производственную кооперацию, поэтому такие решения позволяют задействовать свой персонал, которым кто-то руководит дистанционно. Например, при выполнении шефмонтажных работ», — высказался г-н Гулянский.

Очки вообще оказались универсальной технологией, а дополненная реальность может даже спасти жизнь сотрудникам предприятий. Например, на это способна разработка АО «Инлайн Груп», о которой также рассказал директор по инновациям компании: «Программная платформа «ИКСАР» позволяет повышать производственную безопасность. При выполнении операций работник получает уведомление о средствах индивидуальной защиты для разных операций, об опасных зонах, где есть специальные условия труда. За счёт интеграции с IoT на AR-очки могут поступать уведомления о неисправностях, задымлении и прочем».

Отметим, что российские компании используют ПО собственной разработки, хотя очки применяют зарубежные.

Промашки

У предприятий и разработчиков есть и слабые стороны. Например, одна из ошибок промышленности — это гонка за популярностью решений. Желание прославиться за счёт непродуманного применения новой популярной VR/AR-технологии. Речь о том, что, выбирая решение и внедряя его, компании, как правило, не просчитывают его экономическую эффективность. Такой легкомысленный подход образуется из поверхностного взгляда на опыт конкурентов. Если решение подошло и работает в компании, у которой такое же производство, значит, оно универсально для этой отрасли, — так, вероятно, считают руководители предприятий, но это неверный посыл.

В пример можно привести дроны или искусственный интеллект, которые стали популярны одновременно во многих отраслях и в сотнях компаний, но не в каждой из них внедрение прошло гладко.

Да и в целом если говорить о виртуальной и дополненной реальности в российской промышленности, то подобных решений не так много. Эксперты отмечают, что их, конечно, значительно больше, нежели пять лет назад, но широкого распространения они пока не получили. Как это выглядит? Предприятия пробуют пару мелких узконаправленных решений, и этот тестовый период может занимать от одного до двух лет, а так как «пробник» в состоянии оценки не удовлетворяет ожидания предприятия, от его глобального внедрения просто отказываются. Примечательно, что в Европе и Азии сразу вкладываются в покупку большого количества девайсов для последующей поставки на заводы и оценки их эффективности. По словам эксперта, разница в том, что зарубежные предприятия видят эффективность даже в приросте каких-то показателей на 5%, в то время как в России это очень низкая цифра, которая значит: «Брось, это бесполезно, больших приростов не будет». Проблема российского бизнеса в том, что он не всегда понимает, что ждать прироста стоит только при совокупности внедрения и использования разных технологий, потому что отдельно взятая история, однократно где-то внедрённая, в единичных случаях может дать кратный рост.


Согласно государственной дорожной карте «Технологии виртуальной и дополненной реальности», широкое внедрение VR/AR-технологий должно способствовать повышению производительности и эффективности на промышленных предприятиях в рамках «Индустрии 4.0».


Этому есть простое объяснение: предприятия слишком многого ожидают от VR/AR-решений и не имеют терпения.

«Во-первых, неудачи случаются из-за завышенных ожиданий от технологии. Для успешного выполнения AR-проекта, помимо самой технологии, необходима опытная команда и соответствующие знания. Среди неудач VR-проектов можно выделить неоценённость временных затрат на оцифровку объекта или неполное соответствие виртуального объекта реальному. Кроме того, в некоторых случаях отсутствует возможность выполнять работы в коллективном режиме. Как и в случае AR-проектов, ожидания нередко завышены, при этом общая культура использования новых информационных технологий еще крайне мала», — сообщил технический директор по направлению IoT и AR АО «КАДФЕМ Си-Ай-Эс» Олег Маковельский.

«Ещё одной отличительной особенностью является то, что крупные российские компании, внедряя инновационные продукты на базе AR/VR, часто не эксплуатируют их в дальнейшем.

Т. е. что-то сделали для очередной выставки достижений народного хозяйства, а дальше продолжают работать в традиционном формате, складывая на полку полученные результаты. Причины могут быть разные: пользователи решений привыкли работать по старинке, их руководители тоже, поэтому им новое решение сверху спустили, они попробовали, потом руководство «уехало», и работают по старинке. О каких эффектах от внедрения в этом случае можно говорить, если заказчик просто не использует то, что имеет. Проблемы, конечно, могут быть и в самой технологии, решении, устройстве. Но американские, европейские, азиатские заказчики будут планомерно пытаться решать эти проблемы, эксплуатируя уже внедрённое решение, а российские компании отложат их в сторону в надежде в будущем найти «идеальное» решение, которое пока не создано и, возможно, и не будет никогда создано», — прокомментировал г-н Гулянский проблемы такого медленного и не всегда удачного внедрения инноваций.

Окупится?

Технологии интересные, но не все промышленники могут их себе позволить. Причина проста — высокие финансовые риски. Так, например, в Европе в случае какого-либо неудачного проекта промышленная компания теряет полмиллиона евро. Российские предприятия несут не такие большие в глобальном масштабе траты, но всё же достаточно весомые для них убытки.

И вот эта экономическая целесообразность и является основным стоп-краном для развития VR/AR-решений в отечественной промышленности. Причина такова: предприятия не готовы к цифровизации с технической точки зрения и требуют тщательной реформации широкого круга процессов.

Но это не значит, что у предприятия нет возможности вернуть свои финансы, да ещё и в большем количестве.

По словам экспертов, уровень окупаемости зависит в основном от выбранного сценария применения виртуальных решений. Например, по словам Игоря Гулянского, использование одних только AR-очков в комбинации с профильным ПО может привести к снижению вынужденного простоя техники на 70%, что обернётся для компании экономией в сотню миллионов рублей в год. Цифры внушительные, и компании пробуют внедрять решения, но некоторые всё равно «спотыкаются».

Так окупится или нет? У специалистов из этой области и тех, кто уже пробовал внедрять решения, мнения различные.

«Если говорить про AR-технологию, она должна стать в первую очередь максимально доступной с точки зрения финансов и применения. Тогда она будет гораздо быстрее запускаться в производство и, соответственно, окупаться. Сейчас уже заметен тренд на превращение этой технологии в повседневно-прикладную. Он сохранит свое развитие — технология будет становиться дешевле, доступнее и проще в освоении. Примерно через 5 лет использование AR будет привычным явлением в нашей повседневной жизни, а на производстве появятся прикладные решения, помогающие инженерному и полевому персоналу», — высказался г-н Маковельский.

А вот касательно VR-решений он считает, что они начали окупаться, потому что оборудование и программное обеспечение для них уже сформированы. Конечно, эксперт отметил, что если говорить об окупаемости решений на конкретном предприятии, то нужно учитывать ряд факторов: инвестиции в обучение сотрудников, сокращение количества ошибок благодаря применению технологии, — и, само собой, сравнивать статистику до и после внедрения решений.

«В целом анализировать экономию от внедрения таких инструментов для обучения сложно. Как посчитать эффект от того, что сотрудник не совершил критической ошибки?

Тем не менее на рынке появляются примеры внедрения VR и AR-решений с посчитанным бизнес-эффектом. Например, с помощью удалённых консультаций в формате дополненной реальности «СИБУР» сэкономил в 2020 году более 20 миллионов рублей на командировочных расходах, лишних часах работы консультантов и простоя оборудования. При внедрении тренажерных комплексов мы измеряем качество усвоенных знаний и риски возникновения инцидентов», — поделился противоположным мнением Игорь Зельдец.



«Промышленные страницы Сибири» №6 (161) октябрь 2021г.


Текст: Анастасия Семёнова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru