Во второй половине XX века концепцию Lean Production создавали на заводах Toyota. Это был феномен, ведь автопроизводитель, ранее выпускавший низкокачественные автомобили, превзошёл американские одновременно по качеству и цене. Сейчас такие технологии стали использовать всё чаще и российские производители, в том числе компания «Газпром».
div>
На вебинаре «Как будут развиваться арктические проекты в условиях экономических вызовов?» руководитель проектов по повышению эффективности в капитальном строительстве ООО «Газпромнефть НТЦ» Аскар Сайфутдинов рассказал о повышении эффективности LEAN-технологий (lean с анг. бережливый, рациональный, экономичный, тщательно выстроенный) при капитальном строительстве.
В текущих условиях кризиса, как начал свою презентацию Аскар Сайфутдинов, все обсуждают бережливое производство или LEAN-технологии — инструмент повышения эффективности. Такое производство наглядно показывает, как можно без закупки какого-либо оборудования и дополнительных затрат повысить эффективность и оптимизировать процессы.
Главное направление такой технологии — максимальная ориентация на конечную ценность. Что подразумевает избавление от любых непроизводительных потерь и вовлечение всех работников в процесс улучшений качества и снижения времени и затрат. Причём улучшение одного из параметров должно происходить без ухудшения других показателей. Например, не должно быть снижения бюджета за счёт применения дешёвых материалов — аналогов, потому что это влечёт за собой ухудшение качества.
В таком случае лучше сократить сроки сдачи объекта за счёт устранения простоев строительных звеньев.
Система LEAN
LEAN-технологии выстроены следующим образом: люди, партнёрство и ликвидация проблем. По людям у «Газпромнефть НТЦ» главная цель — максимальный охват обучения.
«Мы развиваем агентов изменений внутри функции каждого дочернего предприятия и компании и вовлекаем всех сотрудников.
А в прошлом году начали вовлекать будущих коллег — студентов, чтобы они понимали, как будут работать, и как надо повышать эффективность, придя к нам», — говорит Аскар Сайфутдинов.
Кроме того, компания развивает подрядные проектные организации, тем самым создавая те команды, которые будут реализовывать проекты и повышать производительность. Но она они используют инструменты бережливого производства для ликвидации проблем и различных вызовов бизнеса, непрерывно находясь в поисках роста потенциала для капитального строительства.
В «Газпромнефть НТЦ» организовывали для сотрудников компаний-партнёров сертифицированное обучение. Пройдя расширенный курс, человек получает сертификат. Те, кто закончил обучение, проходят его защиту. Им необходимо показать улучшение каких-либо процессов, сократив и систематизировав затраты на производстве. С теми, кто способен повысить показатели компании, разговаривают о возможном повышении по карьерной лестнице. Так компания ведет непрерывный поиск лидеров.
Партнёрство
Партнёрство направлено на следующее: идёт работа по созданию интегрированных команд, проводятся регулярные сессии для сотрудников, выезды на месторождения и проводятся хронометражные работы, то есть осуществляется так называемая «живая» борьба с потерями. Во время строительства, да и не только проводят хронометраж, выявляют узкие места и тем самым сокращают затраты. Ну и совместно с компаниями-партнёрами создают карты «идеального состояния».
Ликвидация проблем
Когда компания сталкивается с конкретной проблемой, она вносит туда методику бережливого производства и через нее добивается каких-то мероприятий, повышающих эффективность процессов производства. В прошлом году на Мессояхских месторождениях «Газпромнефть НТЦ» открыл как раз первую Lean-лабораторию. Это небольшой учебный центр, который с помощью как встраивания инструментария бережливого производства, имитирующего реальные производственные процессы, позволяет сотрудникам проникнуться в такую технологию.
Новые проекты
Также в компании активно используют проект «И.Д.Е.Я.», когда идёт обмен различными улучшениями, затем подают рациональное решение для повышения эффективно процессов как у подрядных организаций, так и у заказчика. Такой проект можно рассматривать как инструмент создания прозрачности и доверительных отношений.
Кроме того, картирование подхода и хронометража даёт реальный результат. Например, у компании были высокие капиталовложения при обустройстве кустовых скважин. Из-за неоптимальных технических решений были допущены потери, лишние затраты на закупку оборудования и строительно-монтажных материалов. И в «Газпромнефть НТЦ» пришли к решению провести картирование и выявили корневые проблемы. Теперь тут чёткие этапы строительства. Разработаны новые типовые технические решения, оптимизированы кросс-функциональные и межоперационные ожидания. То есть удалось повысить эффективность организационных мероприятий и сократить процессы взаимодействия с другими службами. Благодаря данному испытанию удалось уменьшить затраты и сроки примерно на 35%.
Также у предприятия есть примеры внедрения в подрядные компании такого инструмента как 5S, который заключается в организации рабочего места для оптимизации и удобства использования, за счёт чего устранены все непроизводительные потери и повышены уровни безопасности и качества.
Цифровизация
Сейчас все говорят про цифровизацию, и в «Газпромнефть НТЦ» этому уделено очень много внимания. Раньше на производстве, по сути, перекладывали текущие рабочие процессы в цифру и получали набор пошаговых перечней тех же операций просто с приведением цифровых технологий. Но это было неэффективно. Поэтому сначала решили провести диагностику, поставили карты, сократили ряд операций и процессов, а затем уже перешли к цифровизации.
В компании теперь есть даже свой маленький девиз: сначала оптимизация, а потом цифровизация.
«Промышленные страницы Сибири» №6-7 (150) июнь-июль 2020 г.
«Промышленные страницы Сибири» №6-7 (150) июнь-июль 2020 г.
Текст: Иван Шалгинов.
|