«Кулуарность во власти недопустима»

В Красноярском крае сотрудничество властных структур и бизнес-сообществ ведется достаточно активно. В качестве примера можно привести участие предпринимательских союзов в обсуждении «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года», работу в различных комиссиях при администрации, подписание между тремя красноярскими предпринимательскими объединениями и Торгово-промышленной палатой Антикоррупционной хартии российского бизнеса. О том, насколько успешно такое сотрудничество, и чего стоит ожидать в будущем, рассказывают председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев.

Михаил Васильев,
председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края


— Какие на сегодняшний день существуют основные направления сотрудничества власти и бизнеса? Совместные проекты?

— Надо сказать, что основные направления сотрудничества не особо изменились за последнее время. Предпринимательские организации представляют свои интересы в органах власти по вопросу регулирующих механизмов, а власть, в свою очередь, должна советоваться с бизнесом по поводу актов, касающихся налогов, трудовых отношений, минимального уровня оплаты труда, социальных выплат, развития пенсионной системы. Это важная часть нашей работы. При администрациях есть значительное количество советов, комиссий, рабочих групп для решения разных вопросов, и СППКК является членом большинства из них. Активно работает краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, где Союз представляет интересы работодателей. С 2009 года действует городская трехсторонняя комиссия работодателей, координатором которой является исполнительный директор СППКК Валерий Андрияшкин. Также представители нашего Союза входят в ряд советов в области инвестиционной, инновационной деятельности при краевом правительстве. При нашем непосредственном участии была разработана краевая антикризисная программа, в которой ряд мер направлен на поддержку лесопромышленного комплекса, машиностроения, промышленности. В ближайшее время таким организациям как наша на уровне Федерации будет поручено оценивать деятельность органов местной власти по влиянию на ситуацию в регионе. В настоящее время разрабатывается система показателей, и в марте-апреле текущего года она будет запущена в дело. Полагаю, что это должно реально улучшить ситуацию с бизнес-климатом.

— Есть ли какие-либо проблемы, как они решаются?

— Несмотря на декларацию — сделать общественную жизнь лучше, проблемы, конечно же, остаются. В каждой конкретной ситуации интересы власти и бизнеса могут различаться. Общая тенденция по улучшению условий работы наблюдается – исключается лицензирование большинства видов деятельности, снижается количество проверок со стороны государства в сравнении с 90-ми годами. Но есть и очевидные проблемы: в крае продолжается битва муниципальной власти с «ларечниками», муниципалитет регулирует тарифы на пассажирские перевозки, конфликтная ситуация сохраняется в сфере экологии, своевольно взимаются штрафы правоохранительными органами. Пути решения традиционны — переговоры. Площадки для этого существуют и активно используются обеими сторонами. Однако в Красноярском крае до сих пор не введена должность Уполномоченного по защите интересов предпринимателей, а это один из инструментов, призванный в досудебном порядке решать конфликты бизнеса и власти. Но самое эффективное решение большинства проблем - принятие правильных законов и нормативных актов. Так, например, закон о приватизации муниципальных и федеральных помещений хорошо сработал: сотни предпринимателей смогли поучаствовать в реализации данной программы, выкупить помещения на льготных условиях. Проводится  федеральная политика по введению патентов — это способ освобождения от налогов отдельных видов деятельности малых предпринимателей. Но надо отметить сложность ситуации с малым бизнесом. Крупный бизнес обладает собственными ресурсами для лоббирования своих интересов, хорошей юридической и экономической подготовкой, что позволяет решать все вопросы на высших уровнях. А малый взаимодействует с другими уровнями власти, зависит от них, не обладает соответствующим финансированием.

— В прошлом году между вашим объединением «Опорой России», «Деловой Россией» и Торгово-промышленной палатой была подписана Антикоррупционная хартия российского бизнеса. Как идет работа в этом направлении?

— Коррупция — тема непростая, это болезнь. Стоит отметить, что при ситуации, в которой сегодня находится Россия, все инструменты борьбы хороши. Антикоррупционная хартия разрабатывалась несколькими объединениями и была подписана на сочинском экономическом форуме. Каждая компания, желающая заявить о себе как об организации, где не принято взяточничество, может добровольно присоединиться к хартии. Предлагаемые нами порядки не дают шансов коррупционерам получить выгоду. Многим предпринимателям было бы полезно сравнить себя с идеалами, предполагаемыми хартией. Для заинтересованных в выходе на мировой рынок существуют негласные требования, учитываемые в такого рода документах. Данные приемы уже были опробованы в Европе и Америке, однако о достижениях в этом направлении еще рано говорить. Нужно время для изменения, прежде всего, менталитета.

— Что Вы можете сказать о «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года»?

— Сейчас активно ведется обсуждение проекта Стратегии. Мы провели обсуждение на уровне нашего Союза, и нам представляется, что Стратегия требует соответствующих изменений. Прежде всего, это касается ее целей: необходимо более четкое понимание понятия «экономика и бизнес для социального сектора». Мы должны видеть, какой результат будет для населения. На мой взгляд, эти показатели должны присутствовать в стратегии как факт для обсуждения и тогда станет видно, что край ищет собственные пути развития. Наша задача — конструктивно участвовать в процессе.

— Что на сегодня является главным в сфере частно-государственного партнерства? Могут ли власть и бизнес работать взаимовыгодно? Что необходимо для успешного партнерства власти и бизнеса?

— Мне представляется, что у власти и бизнеса должен быть высокий уровень доверия друг к другу, необходима прозрачность при принятии любых решений. Предприниматели должны более активно вовлекаться во все стадии принятия решений. Кулуарность во власти недопустима. Любое постановление должно быть подкреплено основаниями, понятными людям. Часто решения принимаются самостоятельно, потом корректируются под мнение народа, что плохо и для общества, и для власти.
А власти надо постоянно вести диалог с гражданами, только тогда возможно достижение взаимопонимания.


"Промышленные страницы Сибири" №2 (73) февраль 2013 г.

P align=justify>Михаил Васильев,
председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края


— Какие на сегодняшний день существуют основные направления сотрудничества власти и бизнеса? Совместные проекты?

— Надо сказать, что основные направления сотрудничества не особо изменились за последнее время. Предпринимательские организации представляют свои интересы в органах власти по вопросу регулирующих механизмов, а власть, в свою очередь, должна советоваться с бизнесом по поводу актов, касающихся налогов, трудовых отношений, минимального уровня оплаты труда, социальных выплат, развития пенсионной системы. Это важная часть нашей работы. При администрациях есть значительное количество советов, комиссий, рабочих групп для решения разных вопросов, и СППКК является членом большинства из них. Активно работает краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, где Союз представляет интересы работодателей. С 2009 года действует городская трехсторонняя комиссия работодателей, координатором которой является исполнительный директор СППКК Валерий Андрияшкин. Также представители нашего Союза входят в ряд советов в области инвестиционной, инновационной деятельности при краевом правительстве. При нашем непосредственном участии была разработана краевая антикризисная программа, в которой ряд мер направлен на поддержку лесопромышленного комплекса, машиностроения, промышленности. В ближайшее время таким организациям как наша на уровне Федерации будет поручено оценивать деятельность органов местной власти по влиянию на ситуацию в регионе. В настоящее время разрабатывается система показателей, и в марте-апреле текущего года она будет запущена в дело. Полагаю, что это должно реально улучшить ситуацию с бизнес-климатом.

— Есть ли какие-либо проблемы, как они решаются?

— Несмотря на декларацию — сделать общественную жизнь лучше, проблемы, конечно же, остаются. В каждой конкретной ситуации интересы власти и бизнеса могут различаться. Общая тенденция по улучшению условий работы наблюдается – исключается лицензирование большинства видов деятельности, снижается количество проверок со стороны государства в сравнении с 90-ми годами. Но есть и очевидные проблемы: в крае продолжается битва муниципальной власти с «ларечниками», муниципалитет регулирует тарифы на пассажирские перевозки, конфликтная ситуация сохраняется в сфере экологии, своевольно взимаются штрафы правоохранительными органами. Пути решения традиционны — переговоры. Площадки для этого существуют и активно используются обеими сторонами. Однако в Красноярском крае до сих пор не введена должность Уполномоченного по защите интересов предпринимателей, а это один из инструментов, призванный в досудебном порядке решать конфликты бизнеса и власти. Но самое эффективное решение большинства проблем - принятие правильных законов и нормативных актов. Так, например, закон о приватизации муниципальных и федеральных помещений хорошо сработал: сотни предпринимателей смогли поучаствовать в реализации данной программы, выкупить помещения на льготных условиях. Проводится  федеральная политика по введению патентов — это способ освобождения от налогов отдельных видов деятельности малых предпринимателей. Но надо отметить сложность ситуации с малым бизнесом. Крупный бизнес обладает собственными ресурсами для лоббирования своих интересов, хорошей юридической и экономической подготовкой, что позволяет решать все вопросы на высших уровнях. А малый взаимодействует с другими уровнями власти, зависит от них, не обладает соответствующим финансированием.

— В прошлом году между вашим объединением «Опорой России», «Деловой Россией» и Торгово-промышленной палатой была подписана Антикоррупционная хартия российского бизнеса. Как идет работа в этом направлении?

— Коррупция — тема непростая, это болезнь. Стоит отметить, что при ситуации, в которой сегодня находится Россия, все инструменты борьбы хороши. Антикоррупционная хартия разрабатывалась несколькими объединениями и была подписана на сочинском экономическом форуме. Каждая компания, желающая заявить о себе как об организации, где не принято взяточничество, может добровольно присоединиться к хартии. Предлагаемые нами порядки не дают шансов коррупционерам получить выгоду. Многим предпринимателям было бы полезно сравнить себя с идеалами, предполагаемыми хартией. Для заинтересованных в выходе на мировой рынок существуют негласные требования, учитываемые в такого рода документах. Данные приемы уже были опробованы в Европе и Америке, однако о достижениях в этом направлении еще рано говорить. Нужно время для изменения, прежде всего, менталитета.

— Что Вы можете сказать о «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года»?

— Сейчас активно ведется обсуждение проекта Стратегии. Мы провели обсуждение на уровне нашего Союза, и нам представляется, что Стратегия требует соответствующих изменений. Прежде всего, это касается ее целей: необходимо более четкое понимание понятия «экономика и бизнес для социального сектора». Мы должны видеть, какой результат будет для населения. На мой взгляд, эти показатели должны присутствовать в стратегии как факт для обсуждения и тогда станет видно, что край ищет собственные пути развития. Наша задача — конструктивно участвовать в процессе.

— Что на сегодня является главным в сфере частно-государственного партнерства? Могут ли власть и бизнес работать взаимовыгодно? Что необходимо для успешного партнерства власти и бизнеса?

— Мне представляется, что у власти и бизнеса должен быть высокий уровень доверия друг к другу, необходима прозрачность при принятии любых решений. Предприниматели должны более активно вовлекаться во все стадии принятия решений. Кулуарность во власти недопустима. Любое постановление должно быть подкреплено основаниями, понятными людям. Часто решения принимаются самостоятельно, потом корректируются под мнение народа, что плохо и для общества, и для власти.
А власти надо постоянно вести диалог с гражданами, только тогда возможно достижение взаимопонимания.


"Промышленные страницы Сибири" №2 (73) февраль 2013 г.


Анна Кузьмина.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru