Могут ли власть и бизнес работать взаимовыгодно?

Преимущества или недостатки частно-государственного партнерства смогли в полной мере оценить совсем немногие. Малым компаниям до полноценного партнерства с властью не хватает масштабов, а те, кто достаточно велик, порой настолько тесно связаны с чиновниками, что и партнерством это назвать сложно.А как относятся к взаимодействию с властью бизнесмены, которые не попадают ни в первую, ни во вторую категорию?


DIV align=justify>


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олег Кругликов,
директор ООО «Теплообменные системы» (г. Новосибирск)

— Сегодня сложно однозначно ответить на поставленный вопрос. В стране до сих пор не принят федеральный закон, который бы регулировал партнерские отношения государства и бизнеса. Есть лишь закон «О концессионных соглашениях», но концессия - это лишь один из видов государственно-частного партнерства. Все остальное регулируется региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами. В некоторых регионах, они действуют достаточно успешно.
В частности, в Санкт-Петербурге. Там принят ряд законов, регулирующих частно-государственное партнерство, и в содружестве с бизнесом реализуются конкретные проекты. Например, развитие аэропорта Пулково или строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в п. Янино. Отдельное внимание уделяется инициативам частных компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства, развития транспортной инфраструктуры, строительстве социально значимых объектов.
Но буквально на днях Министерство экономического развития России заявило о том, что сейчас в нашем государстве нет достаточных правовых условий для инвестиций в регионы в формате государственно-частного партнерства, подставив таким образом под сомнение все ныне существующие договоренности бизнеса и власти.
Согласитесь, идти на сотрудничество с муниципалитетом или администрацией региона в подобной ситуации довольно рискованно.
Добавьте к этому еще целый ряд существующих в частно-госудпарственном партнерстве проблем: отсутствие в стране стратегического целеориентированного подхода к планированию, декларативное со стороны органов власти отношение к этому партнерству, низкий профессиональный уровень чиновников, слабое понимание самого предмета партнерства, отсутствие политической стабильности, пассивное участие в системе самого общества, собственно, главного объекта договора. Пока перечисленные проблемы не будут решены, вряд ли эта форма взаимодействия органов власти и бизнеса будет активно развиваться.
Многие страны смогли выстроить взаимовыгодные отношения бизнеса и власти. Самый свежий пример — Китай. Сейчас много говорят об этой стране, и я не так давно побывал в Пекине в служебной командировке. Очень интересно следить, как стремительно меняется ситуация в этом государстве. В 1997-1998 годах там провели исследование, целью которого было обозначить существующие в партнерстве барьеры.
К этому моменту в Китае уже реализовывалось около 100 инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства. Среди существующих рисков социологи тогда выделили политический риск (постоянные изменения в законодательстве и высокий уровень коррупции) и задержки в принятии решений по реализации проекта со стороны ответственных за него государственных чиновников.
Но спустя чуть более десятка лет я увидел совершенно иную картину.
Опыт Китая показал, что достаточно предложить бизнесу сбалансированные, учитывающие интересы сторон, проекты и частно-государственное партнерство получает бурное развитие. Только по использованию воды здесь  предлагается к реализации до 30 проектов типа BOT (Build-Operate-Transfer) и концессий.
Необходимо и в России рано или поздно найти золотую середину интересов в государственно-частном партнерстве, где права сторон гарантированы на многие десятки лет вперед.


"Промышленные страницы Сибири" №2 (73) февраль 2013 г.





© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru