Рейтинг «зимних» технологий в монолитном строительстве

По заявлению Гидрометцентра и Росгидромета в зима-2013. ожидается особенно холодной. Морозы усложняют проведение строительных работ, особенно возведение монолитных сооружений, так как будущая прочность застывающего бетона напрямую зависит от температуры окружающей среды. О том, какие технологии прогрева бетонной смеси наиболее популярны, рассказали специалисты, возводящие монолитные здания в холодное время года.

P align=justify>

Большинство практиков строительного рынка отдает предпочтение электрообогреву. Эта технология наиболее экономична и проста в реализации. Суть метода — в нагревании бетона изнутри при прохождении через него электрического тока. Уложенный в арматурный каркас провод после заливки раствора подключают к источнику питания. «Этот способ предпочтительнее, так как не удлиняет сроки строительства. Длительность прогрева зависит от марки бетона и температуры воздуха, но редко превышает 2-3 суток, — рассказывает Михаил Коваленко, начальник участка компании «Строительный альянс» (г. Москва). — Как только бетон набрал критическую прочность, можно снимать опалубку и строить дальше». Вариантом электропрогрева является использование электродов, главным образом для вертикальных конструкций.
На втором месте по популярности — метод возведения строительных укрытий («тепляков» или «шатров») в сочетании с прогревом тепловыми пушками. В закрытом брезентом участке стройплощадки температуру воздуха доводят до +10 °С, подают бетон и в дальнейшем поддерживают тепло. Дополнительным преимуществом укрытий является защита бетона от осадков. «Тепляки обходятся недорого, но сооружение их занимает время. Мы прибегаем к этому способу, только если у нас не хватает трансформаторов или проводов для электроподогрева», — добавляет Михаил Коваленко.
«В морозную погоду мы иногда комбинируем работу в шатрах и электроподогрев с помощью провода. Так спокойно можно строить до -20 °С. При более низкой температуре воздуха высок риск замораживания бетона вследствие непредвиденных обстоятельств — отключения энергоснабжения или выхода тепловой пушки из строя», — рассказывает Арчил Цациашвили, прораб компании «Инжгеострой» (г. Москва).
В отдельных случаях применяется «теплая опалубка» или метод «термоса», при котором застывающий бетон выдерживается в опалубке, защищенной теплоизоляционном материалом. Целесообразность его использования зависит от массивности конструкции и площади ее поверхности. «На практике зимой работают те же универсальные опалубочные системы, что и летом, — комментирует Арчил Цациашвили. — Для палубы мы используем ламинированную березовую фанеру СВЕЗА, и, несмотря на повышенную влажность и резкие перепады температур, количество циклов ее работы не зависит от сезона».
«Большим преимуществом фанеры для зимнего строительства является ее относительно низкая теплопроводность — всего 0,15 Вт/(м•К), — добавляет он. — Для сравнения теплопроводность стали составляет 47 Вт/(м•К), что накладывает ограничения на использование металлической опалубки в холодное время года, – комментирует Андрей Кобец, менеджер по развитию продукта группы «СВЕЗА», мирового лидера в производстве березовой фанеры. — Фанера сохраняет все свои свойства до -40 °С , более того, в мороз ее прочность даже повышается».
Как и металлическая опалубка, пластиковая также имеет ограничения для использования в зимнее время. «Пластик не рекомендуется применять ниже -100С, на морозе он становится хрупким и может треснуть от простого падения, — поясняет Роман Селезнёв, руководитель отдела монолитных технологий крупного промышленно-строительного холдинга ГК «ПромСтройКонтракт». — На самом деле даже в летний период крупные строительные компании рискуют использовать пластиковую опалубку в основном для перекрытий. Но и тут есть ограничения — толщина перекрытий редко может превысить 35 см, в то время как стандартная универсальная опалубка PSK-CUP, укомплектованная ламинированной фанерой СВЕЗА, позволяет делать даже бетонную плиту трёхметровой толщины. Пластик также требует увеличенное количество стоек и балок, что резко снижает кажущуюся дешевизну опалубки. А итоговая  допустимая нагрузка на нее всё равно будет ниже 60 кН/м2 (особенно зимой), в то время как у опалубкиа PSK-DELTA, использующей фанеру, несущая способность составляет 90 кН/м2 в стандартном варианте. Исходя из этого березовая опалубочная фанера — оптимальное решение для монолитного строительства в условиях суровых зим, как в балочно-ригельной и балочно-рамной опалубке, так и в щитовой».
Еще одна разновидность опалубки — греющая (или термоактивная) — сочетает применение теплоизолирующих материалов с нагревательными элементами. Но используется она довольно редко. Причина — в высокой цене готового решения.
Независимо от способа прогрева, состав бетона должен соответствовать погоде. В зимнее время (при температуре ниже +5 °С) обязательным является добавление пластификаторов – противоморозных  добавок. Они обеспечивают гидратацию бетонной смеси и ускоряют набор прочности.


"Промышленные страницы Сибири" №1 (72) январь 2013 г.


Антон Полевой.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru