Китайский подъем

Производителям китайских автокранов, работающим на сибирском рынке, приходится бороться не только с конкурентами, но и со своими соотечественниками: именно они, на заре двухтысячных имели неосторожность подмочить репутацию совей продукции, и теперь им приходится работать особенно активно, чтобы доказать покупателю, что былые времена прошли, и от китайских машин на самом деле можно ждать надежности.

Китайские автокраны пришли на российский рынок относительно недавно — в 2006 году. Вероятно, для азиатских машиностроителей этот период оказался особенно благоприятен, так как всего за 7 лет (два из которых пришлись на экономический кризис) китайские компании отвоевали у давно работающих в Сибири компаний 30% рынка.
Первыми ласточками стали автокраны марки XCMG, а следом за ними рынок начала штурмовать компания Zoomlion, по объемам продаж быстро вставшая на одну ступень с первопроходцами.
Особо хитрые дилеры называли автокраны XCMG аналогом Liebherr. Но на деле технологии и комплектующие немецкой компании есть в продукции у обоих китайских машиностроителей. У Zoomlion и XCMG вообще много общего: под этими марками выпускается схожий ассортимент подъемной техники с похожими техническими характеристиками. Ценовое различие тоже невелико: в зависимости от модели оно может составлять плюс-минус 5%.
Сегодня, по мнению  представителей компании «АмурСтройТехника» (г. Благовещенск), позиции на рынке распределяются так: 25% — принадлежит Китаю (из них 30 % — Zoomlion, а 70% — XCMG). 40% — это автокраны российского производства, 25% продает Германия, 5% — Япония и еще 5% делят между собой все остальные страны-производители.

Новый работник
Выбирая автокран, необходимо помнить, что машина машине рознь. Неоднородность качества — одна из основных претензий, предъявляемых к спецтехнике из Поднебесной. И даже известность марки не всегда может гарантировать «стабильности»: автокран Zoomlion или XCMG, купленный в одной компании, может существенно отличаться от автокрана Zoomlion или XCMG, купленного где-то еще.
Причиной неоднородности поставок является разное предназначение машин, которое закладывает в них китайский производитель. Основной поток всех поступающих в нашу страну автокранов — это продукция мелких заводов, которая обладает крайне низкой ценой и соответствующим качеством. Это так называемая спецтехника для внутреннего рынка. Она создается для использования в более мягком климате, и ее цена максимально занижена для того, чтобы местные строители, дорожники и коммунальные службы могли себе ее позволить.
«Автокрану, выпущенному для местного рынка, не нужны ни предпусковые подогреватели, ни особое исполнение резинотехнических изделий, способное выдержать морозы до -30°С — в Китае просто не бывает таких температур! Такая машина непригодна для наших условий, и будет ломаться при -10°С. Они могут отличаться конструктивно, и потому запчасти для экспортных кранов не подходят для автокранов для внутреннего рынка», — говорит Константин Етчин, директор компании «ТД Техноград» (г. Красноярск).

Окольными путями
В нашу страну непредназначенная для России спецтехника попадает через небольшие компании и индивидуальных предпринимателей, ведущих свою работу недалеко от границы. И, в лучшем случае, они купят автокран на заводе-изготовителе, но случается и так, что машина приобретается со стоянки б/у-техники. Тогда в Россию приходят автокраны, не просто изготовленные для внутреннего пользования, но и уже отработавшие какое-то время на китайской стройке. Конечно, цена таких машин кажется покупателю невероятно привлекательной. Но за эту цену особо экономные в итоге не получают ничего, кроме груды работающего с перебоями металлолома.
Впрочем, даже покупка автокрана известной марки не дает полной гарантии качества: даже на крупнейших китайских предприятиях с мировым именем, таких как Zoomlion и XCMG организовано двухпоточное производство: для клиентов из Китая и на экспорт.
Самое неприятное в том, что неискушенный покупатель не всегда сможет определить, какая машина стоит перед ним, экспортная или сделанная для Китая. Гарантией качества в этом случае могут стать только слова дилера, подкрепленные его репутацией. А значит, выбирать нужно не только марку, но и дилера, который поставит ее конечному потребителю.
Чисто теоретически определить происхождение и предназначение машины можно по заводскому номеру. Но и здесь лучше обратиться за помощью к дилеру: «Если клиент уже приобрел машину в другом месте и хочет убедиться в том, что она экспортная, то мы поможем определить, когда и куда — для какого рынка — была выпущена машина. У автокранов Zoomlion также есть внутреннее обозначение моделей, производимых на экспорт и для местных нужд. Технические особенности, комплектацию и отличия моделей можно посмотреть на официально сайте завода», — добавляет Константин Етчин.

Универсальное направление
В Поднебесной выпускается широчайший ассортимент подъемной спецтехники, самоходные, гусеничные, башенные и автомобильные краны. Но большей популярностью пользуются именно последние. Как признаются эксперты, это обусловлено осторожностью покупателей: на серьезных объектах и «стройках века» экономить не принято. Как и в сегменте карьерных самосвалов, компании, которые могут позволить себе дорогостоящую технику, не стараются найти что-то подешевле. Они, наоборот, готовы переплатить за репутацию европейского бренда и вместе с машиной приобрести себе уверенность в ее надежности.
Это ни в коем случае не значит, что качество китайских автокранов не соответствует требованиям крупных компаний. Просто автокраны из Поднебесной пока (и это «пока» может продлиться еще несколько лет) используются «в тестовом режиме». Строители, не знакомые с этой техникой ранее, присматриваются и пробуют новые машины в деле. Те, кто уже работал с китайскими автокранами, принимают решение в зависимости от опыта использования. Автокраны с известными именами завоевывают популярность постепенно. И тормозит этот процесс только одно: недоверие к китайской спецтехнике в целом, формируемое чересчур экономными покупателями.
Улучшение качества происходит стремительно. В основе самосовершенствования лежит старое доброе копирование. То же равнение на Liebherr похвально само по себе. Благодаря ему китайские производители перенимают все лучшее от дорогих марок, но отсутствие затрат на собственные технические изобретения позволяет им держать цену на относительно низком уровне.
К тому же, как правило, китайские компании продвигают свою продукцию по самым востребованным направлениям — узкие ниши и специализированные модели не пользуются спросом по причинам, описанным выше. И, конечно, в сотрудничестве с китайскими компаниями сложно получать машину, созданную на заказ. Зато разнообразие серийных моделей снимает саму потребность в индивидуально сконструированном автокране. В ассортименте крупных китайских компаний можно найти практически все, что угодно. К тому же у китайских компаний есть свои козыри: пожалуй, только они могут так чутко чувствовать любые тенденции на рынке спецтехники. Причем, хоть в сегменте экскаваторов, хоть в производстве автокранов.
Обратная связь здесь также налажена как нельзя эффективно. Любая претензия или пожелание по модельному ряду сразу же передается в работу. И совершенно нормально, если в течение нескольких месяцев нужный узел изменяется по требованию большинства заказчиков, а машина с ним становится серийной моделью.
Вот только цена на китайские автокраны тоже растет вместе с уровнем надежности. И вполне может быть, что к тому времени, как китайские автокраны смогут создать себе твердую репутацию надежной и безотказной техники, их стоимость ничем не будет отличаться от стоимости немецкой или японской машины.

Неидеально, зато реально
Есть у китайских машин и свои недостатки. Основной заключается в неразвитости дилерской сети со всеми вытекающими из этого последствиями, такими как отсутствие больших региональных складов с запасными частями. Но этот вопрос решается со временем. Например, компания «Техноград» как раз сейчас занимается инвестиционным проектом строительства сервисного центра, где и разместится расширенный склад запасных частей для всех популярных моделей китайских автокранов.
Другой недостаток использования китайских автокранов — отсутствие обученного персонала со стороны заказчика. На рынке труда до сих пор сложно найти крановщиков, не просто освоивших управление импортными автокранами, но и имеющих опыт в этом деле.
Дилер может провести лишь базовый курс обучения и показать основы работы с китайскими автокранами.  Иногда поставщикам удается организовать поездку на завод и там познакомить крановщиков с особенностями новых машин. Но и эти меры пока не могут снять проблему полностью. «Освоить новый кран оператору мешает привычка и сложности перехода от рычажного к джойстиковому управлению. К тому же определенную долю сложности вносит активное участие компьютера в управлении машиной», — разводит руками Константин Етчин. Электроника хоть и облегчает работу, при знакомстве с машиной может вызвать замешательство у крановщика, который долгие годы отработал на старом российском автокране, где самым точным прибором было чутье самого оператора.


P align=justify>Китайские автокраны пришли на российский рынок относительно недавно — в 2006 году. Вероятно, для азиатских машиностроителей этот период оказался особенно благоприятен, так как всего за 7 лет (два из которых пришлись на экономический кризис) китайские компании отвоевали у давно работающих в Сибири компаний 30% рынка.
Первыми ласточками стали автокраны марки XCMG, а следом за ними рынок начала штурмовать компания Zoomlion, по объемам продаж быстро вставшая на одну ступень с первопроходцами.
Особо хитрые дилеры называли автокраны XCMG аналогом Liebherr. Но на деле технологии и комплектующие немецкой компании есть в продукции у обоих китайских машиностроителей. У Zoomlion и XCMG вообще много общего: под этими марками выпускается схожий ассортимент подъемной техники с похожими техническими характеристиками. Ценовое различие тоже невелико: в зависимости от модели оно может составлять плюс-минус 5%.
Сегодня, по мнению  представителей компании «АмурСтройТехника» (г. Благовещенск), позиции на рынке распределяются так: 25% — принадлежит Китаю (из них 30 % — Zoomlion, а 70% — XCMG). 40% — это автокраны российского производства, 25% продает Германия, 5% — Япония и еще 5% делят между собой все остальные страны-производители.

Новый работник
Выбирая автокран, необходимо помнить, что машина машине рознь. Неоднородность качества — одна из основных претензий, предъявляемых к спецтехнике из Поднебесной. И даже известность марки не всегда может гарантировать «стабильности»: автокран Zoomlion или XCMG, купленный в одной компании, может существенно отличаться от автокрана Zoomlion или XCMG, купленного где-то еще.
Причиной неоднородности поставок является разное предназначение машин, которое закладывает в них китайский производитель. Основной поток всех поступающих в нашу страну автокранов — это продукция мелких заводов, которая обладает крайне низкой ценой и соответствующим качеством. Это так называемая спецтехника для внутреннего рынка. Она создается для использования в более мягком климате, и ее цена максимально занижена для того, чтобы местные строители, дорожники и коммунальные службы могли себе ее позволить.
«Автокрану, выпущенному для местного рынка, не нужны ни предпусковые подогреватели, ни особое исполнение резинотехнических изделий, способное выдержать морозы до -30°С — в Китае просто не бывает таких температур! Такая машина непригодна для наших условий, и будет ломаться при -10°С. Они могут отличаться конструктивно, и потому запчасти для экспортных кранов не подходят для автокранов для внутреннего рынка», — говорит Константин Етчин, директор компании «ТД Техноград» (г. Красноярск).

Окольными путями
В нашу страну непредназначенная для России спецтехника попадает через небольшие компании и индивидуальных предпринимателей, ведущих свою работу недалеко от границы. И, в лучшем случае, они купят автокран на заводе-изготовителе, но случается и так, что машина приобретается со стоянки б/у-техники. Тогда в Россию приходят автокраны, не просто изготовленные для внутреннего пользования, но и уже отработавшие какое-то время на китайской стройке. Конечно, цена таких машин кажется покупателю невероятно привлекательной. Но за эту цену особо экономные в итоге не получают ничего, кроме груды работающего с перебоями металлолома.
Впрочем, даже покупка автокрана известной марки не дает полной гарантии качества: даже на крупнейших китайских предприятиях с мировым именем, таких как Zoomlion и XCMG организовано двухпоточное производство: для клиентов из Китая и на экспорт.
Самое неприятное в том, что неискушенный покупатель не всегда сможет определить, какая машина стоит перед ним, экспортная или сделанная для Китая. Гарантией качества в этом случае могут стать только слова дилера, подкрепленные его репутацией. А значит, выбирать нужно не только марку, но и дилера, который поставит ее конечному потребителю.
Чисто теоретически определить происхождение и предназначение машины можно по заводскому номеру. Но и здесь лучше обратиться за помощью к дилеру: «Если клиент уже приобрел машину в другом месте и хочет убедиться в том, что она экспортная, то мы поможем определить, когда и куда — для какого рынка — была выпущена машина. У автокранов Zoomlion также есть внутреннее обозначение моделей, производимых на экспорт и для местных нужд. Технические особенности, комплектацию и отличия моделей можно посмотреть на официально сайте завода», — добавляет Константин Етчин.

Универсальное направление
В Поднебесной выпускается широчайший ассортимент подъемной спецтехники, самоходные, гусеничные, башенные и автомобильные краны. Но большей популярностью пользуются именно последние. Как признаются эксперты, это обусловлено осторожностью покупателей: на серьезных объектах и «стройках века» экономить не принято. Как и в сегменте карьерных самосвалов, компании, которые могут позволить себе дорогостоящую технику, не стараются найти что-то подешевле. Они, наоборот, готовы переплатить за репутацию европейского бренда и вместе с машиной приобрести себе уверенность в ее надежности.
Это ни в коем случае не значит, что качество китайских автокранов не соответствует требованиям крупных компаний. Просто автокраны из Поднебесной пока (и это «пока» может продлиться еще несколько лет) используются «в тестовом режиме». Строители, не знакомые с этой техникой ранее, присматриваются и пробуют новые машины в деле. Те, кто уже работал с китайскими автокранами, принимают решение в зависимости от опыта использования. Автокраны с известными именами завоевывают популярность постепенно. И тормозит этот процесс только одно: недоверие к китайской спецтехнике в целом, формируемое чересчур экономными покупателями.
Улучшение качества происходит стремительно. В основе самосовершенствования лежит старое доброе копирование. То же равнение на Liebherr похвально само по себе. Благодаря ему китайские производители перенимают все лучшее от дорогих марок, но отсутствие затрат на собственные технические изобретения позволяет им держать цену на относительно низком уровне.
К тому же, как правило, китайские компании продвигают свою продукцию по самым востребованным направлениям — узкие ниши и специализированные модели не пользуются спросом по причинам, описанным выше. И, конечно, в сотрудничестве с китайскими компаниями сложно получать машину, созданную на заказ. Зато разнообразие серийных моделей снимает саму потребность в индивидуально сконструированном автокране. В ассортименте крупных китайских компаний можно найти практически все, что угодно. К тому же у китайских компаний есть свои козыри: пожалуй, только они могут так чутко чувствовать любые тенденции на рынке спецтехники. Причем, хоть в сегменте экскаваторов, хоть в производстве автокранов.
Обратная связь здесь также налажена как нельзя эффективно. Любая претензия или пожелание по модельному ряду сразу же передается в работу. И совершенно нормально, если в течение нескольких месяцев нужный узел изменяется по требованию большинства заказчиков, а машина с ним становится серийной моделью.
Вот только цена на китайские автокраны тоже растет вместе с уровнем надежности. И вполне может быть, что к тому времени, как китайские автокраны смогут создать себе твердую репутацию надежной и безотказной техники, их стоимость ничем не будет отличаться от стоимости немецкой или японской машины.

Неидеально, зато реально
Есть у китайских машин и свои недостатки. Основной заключается в неразвитости дилерской сети со всеми вытекающими из этого последствиями, такими как отсутствие больших региональных складов с запасными частями. Но этот вопрос решается со временем. Например, компания «Техноград» как раз сейчас занимается инвестиционным проектом строительства сервисного центра, где и разместится расширенный склад запасных частей для всех популярных моделей китайских автокранов.
Другой недостаток использования китайских автокранов — отсутствие обученного персонала со стороны заказчика. На рынке труда до сих пор сложно найти крановщиков, не просто освоивших управление импортными автокранами, но и имеющих опыт в этом деле.
Дилер может провести лишь базовый курс обучения и показать основы работы с китайскими автокранами.  Иногда поставщикам удается организовать поездку на завод и там познакомить крановщиков с особенностями новых машин. Но и эти меры пока не могут снять проблему полностью. «Освоить новый кран оператору мешает привычка и сложности перехода от рычажного к джойстиковому управлению. К тому же определенную долю сложности вносит активное участие компьютера в управлении машиной», — разводит руками Константин Етчин. Электроника хоть и облегчает работу, при знакомстве с машиной может вызвать замешательство у крановщика, который долгие годы отработал на старом российском автокране, где самым точным прибором было чутье самого оператора.


 

 

 

Константин Етчин,
директор компании «ТД Техноград», официального дилера Zoomlion (г. Красноярск)

Активнее всего нам приходится конкурировать с российскими марками, поскольку российский потребитель еще не привык к машинам из Китая, а вот с отечественной техникой он знаком давно.
Степень надежности, технические характеристики и ценовая политика российских и китайских моделей похожи, а потому производители и продавцы автокранов из Поднебесной стремятся привлечь внимание конкурентов длиной стрелы и высотой подъема. Так, если у российских 25-тонных кранов стандартная высота подъема составляет 22 метра, то китайские модели могут поднимать грузы на 33-39 метров. Правда, стоит кран с такими возможностями чуть дороже отечественной машины.
А те российские автокраны, которые могут поднимать груз на высоту до 28 метров, стоят примерно столько же. Но и здесь китайские машиностроители пытаются выйти вперед: машина поставляется клиенту в комплекте с гуськом (он увеличивает высоту подъема еще навосемь-девять метров) и увеличенным сечением стрелы. Да и количество секций в китайских автокранах больше: они имеют как минимум четыре секции, а для отечественных моделей стандартом явдляются две-три. Кстати, стрелы проектируются совместно с немецкой компанией Liebherr.
У всех автокранов Zoomlion имеется пятая опора, находящаяся под кабиной. Благодаря ей автокран может вести полностью круговую работу, в том числе, над кабиной. Российские краны этого не могут.


Михаил Лиманкин,
специалист отдела продаж компании «АмурСтройТехника» (г. Комсомольск-на-Амуре)

Огромный ассортимент автокранов производства КНР, их адаптация к климатическим условиям разных регионов России, огромное разнообразие технических параметров делает китайские автокраны популярной техникой. Несмотря на большой выбор моделей, различающихся грузоподъемностью, особое распространение на стройплощадках России получили китайские автокраны, грузоподъемностью 25, 30 и 50 тонн. Российский потребитель считает, что именно этот тип крана наиболее удобен как своей работоспособностью, так и мобильностью.

 

 

 


"Промышленные страницы Сибири" №12 (71) декабрь 2012 г.

Юлия Ребрунова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru