Энергетический мост «Сибирь-Урал-Центр» — инновационный прорыв в энергетике

На сегодняшний день одна из важнейших задач, стоящих перед российской энергетикой, — снятие географических ограничений посредством передачи больших объемов электричества на дальние расстояния с минимальными потерями. Для решения этой проблемы разработан проект создания энергетического моста «Сибирь-Урал-Центр». Красноярский край может стать лидером этого проекта из-за удобного географического положения и высокого энергетического потенциала.

Впервые о создании энергомоста «Сибирь-Урал-Центр» заговорили ещё в 1987 году, но программа так и не была реализована. В последнее время работа над проектом возобновилась. Президент Владимир Путин озвучил идею создания энергетического коридора в сентябре на деловом саммите АТЭС: «Мы, развивая энергетику на Дальнем Востоке, будем соединять ее инфраструктурно с европейской частью, с тем, чтобы нам легко было перебрасывать необходимые потоки сырья и электроэнергии из одной части страны в другую и легко выходить как на рынки европейских стран, так и на рынки АТР».
Энергомост подразумевает сооружение высоковольтной линии электропередачи. По мнению разработчиков проекта, участие в нем будет иметь ряд положительных моментов для задействованных территорий — создание более высокой добавленной стоимости продукта по сравнению с экспортом первичных энергоресурсов, повышение национальной безопасности, привлечение существенного объёма инвестиций, создание новых рабочих мест, увеличение уровня доходов населения. Предполагается, что запуск моста будет осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства.
Проект создания энергомоста «Сибирь-Урал-Центр» стал ключевой темой для обсуждения на III Сибирском энергетическом форуме, прошедшем в ноябре в Красноярске.
Посетивший Сибирский энергетический форум заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын отметил: «Главная задача участников форума — попытаться найти оптимальный ход дальнейшего развития отрасли. Безусловно, Красноярскому краю должна принадлежать ведущая роль в данном процессе. Важно, что разработано несколько вариантов развития энергомоста. Минэнерго внимательно изучает предложенные варианты, учитывая то, что запуск этого проекта даст мощный импульс развитию экономики региона. Положительный эффект от его реализации должны почувствовать все».
В обращении к участникам и гостям форума заместитель председателя Правительства Красноярского Края Андрей Гнездилов подчеркнул, что создание энергетического моста «Сибирь-Урал-Центр» — интересный и высоко значимый для края и всей России проект, который привлечет в регион значительные объемы дополнительных инвестиций.
Прогнозная стоимость проекта более 1 трлн руб. Планируется, что 271,3 млн руб. будет потрачено из бюджета, а 909,8 млн руб. придется на частных инвесторов, в числе которых «Э.ОН Россия», ОГК-2, Енисейская ТГК (ТГК-13), «СУЭК-Красноярск», ФСК ЕЭС и другие. Однако обозначенные цифры могут измениться, так как проект еще в стадии проработки.
Реализация проекта состоит из нескольких этапов и завершится в 2030 году. Подробно о проекте «Создание энергетического моста «Сибирь-Урал-Центр» и о затратах, связанных с ним рассказал Генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский. Он обратил внимание на то, что при разработке использовались данные 2010 года, так как на сегодня нет более объективных цифр. «При разработке проекта брались две схемы — на 2011-2017 годы и на 2012-2018 годы, последняя уточненная. В макроэкономических показателях использован прогноз на апрель 2012 года (выпущенный в 2009 году) после доработки, а также суммарные условия. Объем установки мощностей пока не определен.
При разработке проекта использован опыт лучших и прогнозных технологий по производству, атомной энергетики, а также наработки из программ развития. Мы пришли к выводу: энергомост от Сибири до Центра через Урал является с точки зрения затрат в киловаттчасах более эффективным, чем от субъекта к отдельной станции. Самый большой эффект ожидается от замещения угольных станций в Сибири и передвижения через энергомост. Существенная экономия для потребителя  осуществляется тремя этапами — строительство, первые пять лет эксплуатации и постстроительный эффект после 2030 года. Тогда экономия превысит существующие инвестиции до 990 млрд руб. При наложении экономики на стоимость энергетики мы реализуем разницу средней стоимости РСВ. Подстанции будут строиться на современных технологиях постоянного тока. Появится возможность заработать на энергопереработке», — надеется Листовский.
Общая протяженность энергомоста может составить более 3,5 тыс. км. К проектным работам планируется приступить в 2013 году, а начать строительство — в 2017 году. Сроки окончательной сдачи моста — 2022-2025 годы. К 2030 году прогнозируемая потребность в установленной мощности составит около 62 ГВт. Передача тока по энергомосту в европейскую часть страны позволит сэкономить около 1 трлн руб., в том числе за счет отказа от ввода дополнительных мощностей для удовлетворения растущего спроса.
Кроме того, передача 5,2 ГВт мощности из объединенной энергосистемы (ОЭС) Сибири по энергомосту позволит высвободить дополнительные экспортные объемы газа  — 203 млрд куб. м на сумму 2,4 млрд руб. и задействовать дополнительные объемы угля — 632 млн т на сумму 474 млрд руб.
Инвестиции в электроэнергетику Сибири по прогнозам должны составить более 337 млрд руб. Ожидается снижение себестоимости поставки электроэнергии в европейскую часть России на 25%, а главное — повышение конкурентоспособности российской промышленности.
Представитель Института энергетических исследований РАН Федор Веселов рассказал не только о плюсах реализации проекта, но и о возможных рисках, в первую очередь связанных с отсутствием собственных технологий по передаче энергии по средствам постоянного тока на длительные расстояния и высокой стоимостью строительства линий электропередач, а также с возможными изменениями модели рынка. Он подчеркнул, что Академия наук готова предоставить разработчикам энергомоста интеллектуальные, информационные, методические ресурсы, экспертные и организационные услуги, провести системные оценки эффективности экономического решения. «Мы готовы включиться в проект в роли соучастников», — заключил Веселов.
Участники форума говорили как о положительных, так и об отрицательных моментах, связанных с введением энегромоста, высказывали сомнения и пожелания. Прозвучало мнение, что Сибирь — плацдарм для развития промышленности, его нужно сохранять. Присутствующих интересовали вопросы: В чем выигрывает Красноярский край от реализации проекта? Каковы механизмы возврата инвестиций? С кем будет конкурировать Россия и, в частности, Сибирь?
Как сообщили разработчики, драйвером начала проекта было то, что разница в ценах первой и второй ценовых зон существенна, отловить и мониторить ее можно с помощью переброски дешевой энергии. И когда начнет развиваться генерация во второй ценовой зоне, мы получим прибыль на потребительском эффекте. В итоге заключим долгосрочные переговоры, более жизнеспособные для Сибири. Мы будем сильно конкурировать с Европейской частью, так как там газ практически не добывается. Если смотреть на увеличение налоговых платежей, то за 30-летний период в бюджет Красноярского края поступит 523 млн руб. Пока нельзя гарантировать, насколько точно это подсчитано, но работа в этом направлении будет продолжаться. Уровень бюджетной эффективности будет оценен в феврале следующего года.
Также разработчики отмечают, что энергомост — комплексный инвестиционный проект, не столько коммерческий, сколько общегосударственный. И мы сами для себя можем определить, по какому из путей реализации (прямому, инвестиционному, государственному)  проект сможет пойти. Сейчас важно довести его до концепции, заложенной в российском законодательстве, и представить его общественности. По плану строительство будет идти до 2018 года.
Впрочем, нормы и реальность сильно отличаются. Расчеты по энергомосту нужно корректировать, оценка рынка пока не проведена. Да и проект в целом еще требует ревизии. Он является альтернативой настоящего развития федеральной программы по развитию электроэнергетики. Но нужно понимать и правильно оценивать перспективу его создания с разных точек зрения — государственной, коммерческой и других.
Словом, пока проект энергомоста находится на весьма отдаленной от реализации стадии.


"Промышленные страницы Сибири" №12 (71) декабрь 2012 г.

P align=justify>Впервые о создании энергомоста «Сибирь-Урал-Центр» заговорили ещё в 1987 году, но программа так и не была реализована. В последнее время работа над проектом возобновилась. Президент Владимир Путин озвучил идею создания энергетического коридора в сентябре на деловом саммите АТЭС: «Мы, развивая энергетику на Дальнем Востоке, будем соединять ее инфраструктурно с европейской частью, с тем, чтобы нам легко было перебрасывать необходимые потоки сырья и электроэнергии из одной части страны в другую и легко выходить как на рынки европейских стран, так и на рынки АТР».
Энергомост подразумевает сооружение высоковольтной линии электропередачи. По мнению разработчиков проекта, участие в нем будет иметь ряд положительных моментов для задействованных территорий — создание более высокой добавленной стоимости продукта по сравнению с экспортом первичных энергоресурсов, повышение национальной безопасности, привлечение существенного объёма инвестиций, создание новых рабочих мест, увеличение уровня доходов населения. Предполагается, что запуск моста будет осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства.
Проект создания энергомоста «Сибирь-Урал-Центр» стал ключевой темой для обсуждения на III Сибирском энергетическом форуме, прошедшем в ноябре в Красноярске.
Посетивший Сибирский энергетический форум заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын отметил: «Главная задача участников форума — попытаться найти оптимальный ход дальнейшего развития отрасли. Безусловно, Красноярскому краю должна принадлежать ведущая роль в данном процессе. Важно, что разработано несколько вариантов развития энергомоста. Минэнерго внимательно изучает предложенные варианты, учитывая то, что запуск этого проекта даст мощный импульс развитию экономики региона. Положительный эффект от его реализации должны почувствовать все».
В обращении к участникам и гостям форума заместитель председателя Правительства Красноярского Края Андрей Гнездилов подчеркнул, что создание энергетического моста «Сибирь-Урал-Центр» — интересный и высоко значимый для края и всей России проект, который привлечет в регион значительные объемы дополнительных инвестиций.
Прогнозная стоимость проекта более 1 трлн руб. Планируется, что 271,3 млн руб. будет потрачено из бюджета, а 909,8 млн руб. придется на частных инвесторов, в числе которых «Э.ОН Россия», ОГК-2, Енисейская ТГК (ТГК-13), «СУЭК-Красноярск», ФСК ЕЭС и другие. Однако обозначенные цифры могут измениться, так как проект еще в стадии проработки.
Реализация проекта состоит из нескольких этапов и завершится в 2030 году. Подробно о проекте «Создание энергетического моста «Сибирь-Урал-Центр» и о затратах, связанных с ним рассказал Генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский. Он обратил внимание на то, что при разработке использовались данные 2010 года, так как на сегодня нет более объективных цифр. «При разработке проекта брались две схемы — на 2011-2017 годы и на 2012-2018 годы, последняя уточненная. В макроэкономических показателях использован прогноз на апрель 2012 года (выпущенный в 2009 году) после доработки, а также суммарные условия. Объем установки мощностей пока не определен.
При разработке проекта использован опыт лучших и прогнозных технологий по производству, атомной энергетики, а также наработки из программ развития. Мы пришли к выводу: энергомост от Сибири до Центра через Урал является с точки зрения затрат в киловаттчасах более эффективным, чем от субъекта к отдельной станции. Самый большой эффект ожидается от замещения угольных станций в Сибири и передвижения через энергомост. Существенная экономия для потребителя  осуществляется тремя этапами — строительство, первые пять лет эксплуатации и постстроительный эффект после 2030 года. Тогда экономия превысит существующие инвестиции до 990 млрд руб. При наложении экономики на стоимость энергетики мы реализуем разницу средней стоимости РСВ. Подстанции будут строиться на современных технологиях постоянного тока. Появится возможность заработать на энергопереработке», — надеется Листовский.
Общая протяженность энергомоста может составить более 3,5 тыс. км. К проектным работам планируется приступить в 2013 году, а начать строительство — в 2017 году. Сроки окончательной сдачи моста — 2022-2025 годы. К 2030 году прогнозируемая потребность в установленной мощности составит около 62 ГВт. Передача тока по энергомосту в европейскую часть страны позволит сэкономить около 1 трлн руб., в том числе за счет отказа от ввода дополнительных мощностей для удовлетворения растущего спроса.
Кроме того, передача 5,2 ГВт мощности из объединенной энергосистемы (ОЭС) Сибири по энергомосту позволит высвободить дополнительные экспортные объемы газа  — 203 млрд куб. м на сумму 2,4 млрд руб. и задействовать дополнительные объемы угля — 632 млн т на сумму 474 млрд руб.
Инвестиции в электроэнергетику Сибири по прогнозам должны составить более 337 млрд руб. Ожидается снижение себестоимости поставки электроэнергии в европейскую часть России на 25%, а главное — повышение конкурентоспособности российской промышленности.
Представитель Института энергетических исследований РАН Федор Веселов рассказал не только о плюсах реализации проекта, но и о возможных рисках, в первую очередь связанных с отсутствием собственных технологий по передаче энергии по средствам постоянного тока на длительные расстояния и высокой стоимостью строительства линий электропередач, а также с возможными изменениями модели рынка. Он подчеркнул, что Академия наук готова предоставить разработчикам энергомоста интеллектуальные, информационные, методические ресурсы, экспертные и организационные услуги, провести системные оценки эффективности экономического решения. «Мы готовы включиться в проект в роли соучастников», — заключил Веселов.
Участники форума говорили как о положительных, так и об отрицательных моментах, связанных с введением энегромоста, высказывали сомнения и пожелания. Прозвучало мнение, что Сибирь — плацдарм для развития промышленности, его нужно сохранять. Присутствующих интересовали вопросы: В чем выигрывает Красноярский край от реализации проекта? Каковы механизмы возврата инвестиций? С кем будет конкурировать Россия и, в частности, Сибирь?
Как сообщили разработчики, драйвером начала проекта было то, что разница в ценах первой и второй ценовых зон существенна, отловить и мониторить ее можно с помощью переброски дешевой энергии. И когда начнет развиваться генерация во второй ценовой зоне, мы получим прибыль на потребительском эффекте. В итоге заключим долгосрочные переговоры, более жизнеспособные для Сибири. Мы будем сильно конкурировать с Европейской частью, так как там газ практически не добывается. Если смотреть на увеличение налоговых платежей, то за 30-летний период в бюджет Красноярского края поступит 523 млн руб. Пока нельзя гарантировать, насколько точно это подсчитано, но работа в этом направлении будет продолжаться. Уровень бюджетной эффективности будет оценен в феврале следующего года.
Также разработчики отмечают, что энергомост — комплексный инвестиционный проект, не столько коммерческий, сколько общегосударственный. И мы сами для себя можем определить, по какому из путей реализации (прямому, инвестиционному, государственному)  проект сможет пойти. Сейчас важно довести его до концепции, заложенной в российском законодательстве, и представить его общественности. По плану строительство будет идти до 2018 года.
Впрочем, нормы и реальность сильно отличаются. Расчеты по энергомосту нужно корректировать, оценка рынка пока не проведена. Да и проект в целом еще требует ревизии. Он является альтернативой настоящего развития федеральной программы по развитию электроэнергетики. Но нужно понимать и правильно оценивать перспективу его создания с разных точек зрения — государственной, коммерческой и других.
Словом, пока проект энергомоста находится на весьма отдаленной от реализации стадии.


"Промышленные страницы Сибири" №12 (71) декабрь 2012 г.


Анна Кузьмина.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru