В долг берется, но не кредитом зовется
По сути, лизинг — это долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми льготами. В промышленной сфере этот финансовый инструмент помогает приобрести оборудование или спецтехнику с растянутой по времени оплатой, но, в отличие от кредита, имеет ряд приятных особенностей.
Во-первых, лизинг не требует дополнительного залога, во-вторых, требования к финансовым показателям заемщиков у лизингодателей мягче, чем у банков, в-третьих, лизинговые компании профессионально работают с поставщиками предметов лизинга, например, с автотранспортом и часто способны предоставлять клиентам целый набор дополнительных сервисов, связанных с его эксплуатацией и ремонтом.
До окончания договора лизинга приобретаемое имущество находится в собственности лизинговой компании и является основным обеспечением по сделке. Клиент вносит только авансовый платеж, размер которого зависит от стоимости, вида имущества и срока лизинга. В качестве гаранта по сделке может выступить другая компания, заключив договор поручительства. Страхование является обязательным условием договора лизинга: полученное возмещение в случае повреждения имущества позволяет решить вопрос его скорейшего восстановления.
Татьяна Коробцова, директор представительства «Сименс Финанс» в Красноярске, отмечает еще одно существенное преимущество лизинга – комплексное решение задачи при обновлении производственных мощностей. «Наиболее существенную выгоду от лизингового финансирования получают предприятия малого и среднего бизнеса, использующие возможности налоговой оптимизации, присущие данному инвестиционному инструменту. Индивидуальные предприниматели отмечают оперативность и доступность лизинговых решений, — говорит она, — что же касается отличий в стоимости по сравнению с кредитом, то здесь необходимо помнить о налоговых льготах. Основным преимуществом лизинга является право сторон договора использовать механизм ускоренной амортизации. Это позволяет значительно сократить выплаты по налогу на имущество за счет снижения остаточной стоимости. Кроме того, лизинговые платежи относятся на себестоимость, что уменьшает налог на прибыль. Балансодержателем имущества может быть как лизинговая компания, так и лизингополучатель — в большинстве случаев это определяется выбором клиента и может быть хорошим средством для снижения налогового бремени на приобретающую оборудование компанию».
Самые стойкие и самые проворные
Как и многие другие банковские продукты, лизинг очень пострадал в период экономической нестабильности 2008–2010 годов. Тогда предприятиям было не на что содержать имеющиеся станки и спецтехнику – где уже тут до покупки новой. Но сегодня ситуация изменилась: промышленное производство, обновленное и оптимизированное, возвращается на прежние рельсы, стадия восстановления почти завершена, и бизнес вот-вот окончательно достигнет прежнего уровня процветания. В таких условиях большим и малым компаниям кредиты и лизинговые схемы становятся просто необходимы для развития.
И лизингодатели уже готовы к спросу: сотни финансовых организаций по всей стране рады предложить развивающимся клиентам свои услуги. Чувствуя прибыль, в работу с лизингом включаются даже те, кто ранее им не занимался.
«Предложение со стороны банков сейчас прогрессирует и распространяется на те клиентские ниши, для которых эти услуги ранее не предоставлялись, — отмечает региональный координатор Росбанка в Новосибирске Андрей Третьяков. — В частности, Росбанк не так давно запустил специальную программу лизинга для малого бизнеса, с помощью которой небольшие компании могут приобретать автомобили, технику и оборудование на довольно выгодных для себя условиях. Несмотря на то, что программа действует весьма недавно, мы отмечаем стабильный спрос на лизинг со стороны малого бизнеса и ИП, и этот показатель постепенно возрастает.
Естественно, что с каждым годом и конкурентное поле в лизинговом секторе становится все более насыщенным. В него включаются не только крупные игроки, но и небольшие региональные компании, часто отраслевые», — добавляет он.
«После кризиса на рынке остались лишь те лизинговые компании, которые не брали на себя серьезных финансовых обязательств, и те, которые грамотно проводили оценку рисков. И даже при всем этом сегодня конкуренция среди лизинговых компаний довольно высокая», — комментирует ситуацию Владимир Шилов, директор красноярского филиала ГК «Интерлизинг».
«Можно сказать, что рынок восстановился до уровня 2007 года — практически лучшего года в истории Российского лизинга, — продолжает специалист.— Однако следует отметить, что этот резкий скачок вряд ли повторится вновь. В посткризисное время сработал так называемый отложенный спрос. В настоящее время рынок продолжит рост на уровне не менее 20–25%».
Конкуренция в радость
Постепенная стабилизация рынка лизинговых услуг и оживление спроса привели к обострению борьбы лизинговых компаний за клиентов. Потенциальные лизингополучатели имеют возможность выбирать среди большого количества лизинговых предложений и специальных акций. Марк Горелик, директор по продажам ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ» (г. Москва) также отмечает рост спроса на лизинг со стороны предприятий малого и среднего бизнеса. В последние годы госкомпании стали активно наращивать свое присутствие в сегментах лизинга автотранспорта и спецтехники для малого и среднего бизнеса, таким образом усиливая конкурентное давление в рыночных нишах, традиционных для частных компаний.
Анализ тенденций текущего года некоторых лизинговых компаний дает более пессимистичную картину. По мнению Романа Ворошилова, директора ООО «Лизинговая компания «Дельта» (г. Красноярск), спрос на лизинговые продукты по отношению к 2011 году снизился. И в качестве основного фактора, повлиявшего на это, он называет политическую неопределенность в первом полугодии 2012 год и снижение отложенного спроса, в 2011 году формировавшегося за счет кризисных лет.
Андрей Третьяков выделяет и такую тенденцию: «Основной акцент сейчас сделан на привлечение клиентов из числа среднего бизнеса, поскольку крупный корпоративный сектор уже поделен между ведущими лизингодателями рынка, а с малым бизнесом готовы работать далеко не все». Интерес со стороны лизингодателей небольшим компаниям только на руку: ради того, чтобы заполучить своего клиента на высококонкурентном рынке, они будут готовы уступить в доходности сделки и пойти на более выгодные для потребителя условия.
Что же до более общерыночных тенденций, то, по словам эксперта Росбанка, лизинговый сектор будет активно развиваться в двух направлениях: с одной стороны будет качественно увеличиваться спрос, с другой — нарастать предложение со стороны банков и лизинговых компаний. В среднесрочной перспективе мы увидим появление новых программ лизинга, адаптированных под актуальные потребности клиентов. В частности, Росбанк в ближайшее время планирует запустить услугу экспресс-лизинга для малого бизнеса. Это лизинговый аналог кредиту собственнику, когда на базе скоринговой модели может приниматься решение о финансировании за очень короткий срок. Также некоторые фирмы планируют развернуть продажи стандартного лизинга. Это означает, что в какой бы офис компании ни пришел клиент, он сможет получить лизинговый продукт так же, как любой другой стандартный продукт финансовой организации. Именно в стандартизации лизинговых программ и сегментации их на отдельные клиентские категории и может быть заложено ближайшее будущее этого сектора рынка.
p align="justify">В долг берется, но не кредитом зовется Самые стойкие и самые проворные Конкуренция в радость
"Промышленные страницы Сибири" №6 (65) июль 2012 г. Юлия Ребрунова. © 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири» Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru |