Когда речь заходит о кране–манипуляторе, многие представляют себе миниатюрную машину с подъемным краном, нареченную в народе воровайкой. Однако это представление очень поверхностно: одними воровайками сегмент кранов-манипуляторов, конечно, не ограничивается. Для постоянной работы на стройплощадке чаще используется не юркий корейский грузовичок, а полноценный тягач, прицеп или полуприцеп, оснащенный грузоподъемным устройством.
По одному лишь внешнему виду понятно, что такие машины более «профессиональны». Задействованные на стройке, они не обладают повышенной грузоподъемностью и расширенным функционалом: современный кран–манипулятор может выполнять такие задачи, для решения которых еще несколько лет назад был необходим громоздкий автокран.
В России краны-манипуляторы все чаще можно встретить в довольно богатых отраслях, таких как добыча нефти и газа. Используются они и в процессе лесозаготовки, где транспортировка является главным звеном технологического процесса, и без крана-манипулятора просто не обойтись. Самой большой популярностью эти машины пользуются в сфере коммунального хозяйства, и именно эта отрасль стала наиболее перспективной для применения КМУ.
Обо всех прелестях использования одной машины вместо двух говорить излишне. Достаточно лишь отдать должное самому манипулятору, благодаря которому «легким движением руки» простой грузовик можно превратить в отличное погрузочно-разгрузочное устройство, являющееся достойной альтернативой большому крану .
При всей своей компактности машина имеет весьма неплохую грузоподъемность, достаточную для того, чтобы справиться с большинством задач компактного строительства и коммунальной сферы. И если в первом случае важна только способность крана-манипулятора загружать и разгружать себя, то работники ЖКХ ценят в машине еще и небольшие размеры. Крупнотоннажный «Ивановец» для мелких ремонтных работ подходит не очень, да он и не всегда сможет пройти по узким улицам городов.
А вот для гидроманипулятора в городе нет непроходимых мест. Благодаря его маневренности и малогабаритности он может работать даже на самых тесных площадках.
Знай предел
Кран–манипулятор — это машина-гибрид, и, как у всех гибридов, универсальность использования заставляет инженеров жертвовать возможностями двух машин-прародителей ради слияния их в одну единицу спецтехники. У кранов-манипуляторов в жертву была принесена грузоподъемность — часто она ниже тех показателей, которыми могут обладать узкоспециальные подъемные машины. Маленьких силачей нельзя переоценивать. Ведь если не учесть его грузоподъемность, то в процессе эксплуатации он может не выдержать и сломаться. При этом пострадает не только сам «работник», но и груз. Поэтому, чтобы предотвратить такие ситуации, производитель, отпуская с конвейера свою продукцию, обязательно указывает на машине предельный вес, на значение которого покупателю в первую очередь стоит обратить внимание. Специалисты советуют проявить расчетливость и выбирать КМУ с грузоподъемностью немного больше необходимой. Ведь если машина работает не на пределе своих возможностей, то и прослужит она намного дольше. Кроме того в любой работе существуют критические ситуации и рабочие могут допустить ошибку в расчетах по массе и габаритам груза. В таких случаях поможет запас в весе, с учетом которого была куплена техника. А если потребитель возьмет во внимание нештатные ситуации, то всегда сможет быть уверен в надежности своего помощника.
Выбор предельного веса — это лишь начальная ступень при выборе крана-манипулятора. При приобретении такой машины кроме грузоподъемности необходимо уделить внимание и другим особенностям, например, длине стрелы. Она обязательно должна превышать длину кузова хотя бы на 1–2 метра. Впрочем, здесь стоит сделать оговорку: к выбору этого немаловажного элемента нужно подходить индивидуально, в зависимости от конкретных потребностей покупателя. Так, если у машины кузов удлинен на 12 метров, а грузить понадобиться трубы, то вылет стрелы должен быть не менее 6–7 метров.
В этом случае стрела будет доставать до середины кузова. Следовательно, при погрузке не возникнет никаких проблем. Кстати, у отечественного потребителя наиболее популярны КМУ с вылетом стрелы 8-10 метров.
До чего техника дошла!
Много лет назад отечественный водитель, садясь за баранку своего автомобиля, и подумать не мог, что скоро достаточно будет нажать на кнопку, чтобы машина завелась. Но и это не предел техническому прогрессу: многие производители освоили выпуск крановых установок, управлять которыми оператор может с помощью радиопульта, находясь неподалеку от КМУ. Обычно в кранах-манипуляторах это является дополнительной опцией и нечасто приобретается российскими потребителями — такое управление удобно тогда, когда груз, который необходимо поднять, находится за препятствием, либо то место на кузове, куда он опускается, плохо рассматривается — но, тем не менее, сама возможность руководить процессом вне кабины внушает уважение к машиностроителям.
Встречается на рынке и своеобразный технический компромисс, например, гидроманипуляторы корейского производства. При работе с ними можно управлять краном сверху со специального сиденья. В этом случае хозяину машины не придется делать каких-то дополнительных усилий — достаточно только стоять рядом с краном или сидеть, нажимая на пару рычагов.
Впрочем, идеальный мир будущего мы видим только в кино — на практике даже самые развитые технологии имеют свои недостатки. При использовании радиопульта потребитель всегда должен учитывать, что он, как и всякое радиоустройство, уязвим для радиопомех. А значит, может дать сбой и нарушить всю работу. Поэтому в последнее время одним из основных направлений развития является внедрение и усовершенствование электронных систем безопасности и управления крано–манипуляторной установкой.
Еще один недостаток электроники — ее недолговечность. Простая шестеренка может прослужить десятилетиями, а бортовой компьютер в жестких условиях эксплуатации не выдержит и года. Хотя долговечность таких радиоустройств или самого крана может зависеть не только от процесса эксплуатации, но и от производителя.
Чей лучше?
Если говорить о производителе, много техники на российский рынок сегодня поступает от зарубежных компаний. Лидерами продаж среди них можно назвать Isuzu, Hyundai и FOTON. А вот среди отечественных марок большее признание получили шасси КАМАЗ с установленными на них КМУ самого различного производства. Ближе всего к крану-манипулятору на базе КАМАЗа находится FOTON. Машины этого производителя значительно дешевле японских собратьев и по стоимости схожи лишь с отечественным КАМАЗом, с той разницей, что КМУ компании FOTON в своем арсенале имеют спальник, легкую в своем управлении шестиступенчатую коробку передач и даже кондиционер.
В СНГ востребованы краны-манипуляторы японского и корейского производства. Если брать во внимание корейские марки, то среди них широко известны Soosan, Kanglim, а среди японских — Tadano и Unis. На первый взгляд внешне они похожи, тем не менее, различий у них достаточно. Основное — диапазон грузоподъемности. Первые КМУ могут поднимать груз весом до 19 тонн. В то время как грузоподъемность вторых — не более 5 тонн. Отметим, что на кранах корейского производства еще на конвейере устанавливается гидроразводка для бура. И практически на всех стрелах существуют специальные разъемы для монтажных люлек.
В сегменте так называемых крюковых кранов-манипуляторов, как отмечают специалисты, преобладают европейские производители Palfinger (Австрия), Hiab (Швеция), AmcoVeba (Италия), FASSI (Италия) и т.д. Сегмент же тросовых КМУ традиционно принадлежит азиатским производителям Unic (Япония), SOOSAN (Ю. Корея) и т.д.
«На сегодняшний день, — говорит Сергей Соколов директор департамента продаж катков и КМУ ТК «Ивановская марка» – основными российскими производителями КМУ, на наш взгляд, являются ЗАО «ИНМАН» в Башкирии (входит в состав концерна Palfinger) и Великолукский машиностроительный завод. Правда, последний больше специализируется на выпуске номенклатуры для лесозаготовительной отрасли. C 2011 года завод «Автокран» (г. Иваново), ведущее предприятие на рынке крановой техники России и стран СНГ, начал производство кранов-манипуляторов».
В процессе достаточно долгой эксплуатации краны-манипуляторы доказали, что, несмотря на сниженную грузоподъемность, в работе они не уступают габаритным грузовикам и автокранам. К тому же стоимость КМУ сравнительно небольшая. И работу эти компактные помощники выполняют гораздо быстрее, чем громоздкий тандем автокран–грузовик. Поэтому можно предположить, что вскоре привычные машины в своем использовании отойдут далеко на второй план, и пальма первенства на стройплощадках окончательно перейдет к компактным и функциональным кранам–манипуляторам.
p align="justify">Когда речь заходит о кране–манипуляторе, многие представляют себе миниатюрную машину с подъемным краном, нареченную в народе воровайкой. Однако это представление очень поверхностно: одними воровайками сегмент кранов-манипуляторов, конечно, не ограничивается. Для постоянной работы на стройплощадке чаще используется не юркий корейский грузовичок, а полноценный тягач, прицеп или полуприцеп, оснащенный грузоподъемным устройством. Знай предел До чего техника дошла! Чей лучше?
"Промышленные страницы Сибири" №6 (65) июль 2012 г. Анна Серых. © 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири» Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru |