Мал кран да удал

Рост популярности кранов–манипуляторов стал заметен даже человеку, далекому от строительно–погрузочных работ. Компактные гидроманипуляторы с каждым годом все прочнее закрепляются на российских стройках, вытесняя с них своих «конкурентов» — автокран и грузовик, работающих в паре.

Когда речь заходит о кране–манипуляторе, многие представляют себе миниатюрную машину с подъемным краном, нареченную в народе воровайкой. Однако это представление очень поверхностно: одними воровайками сегмент кранов-манипуляторов, конечно, не ограничивается. Для постоянной работы на стройплощадке чаще используется не юркий корейский грузовичок, а полноценный тягач, прицеп или полуприцеп, оснащенный грузоподъемным устройством.
По одному лишь внешнему виду понятно, что такие машины более «профессиональны». Задействованные на стройке, они не обладают повышенной грузоподъемностью и расширенным функционалом: современный кран–манипулятор может выполнять такие задачи, для решения которых еще несколько лет назад  был необходим громоздкий автокран.
В России краны-манипуляторы все чаще можно встретить в довольно богатых отраслях, таких как добыча нефти и газа. Используются они и в процессе лесозаготовки, где транспортировка является главным звеном технологического процесса, и без крана-манипулятора просто не обойтись. Самой большой популярностью эти машины пользуются в сфере коммунального хозяйства, и именно эта отрасль стала наиболее перспективной для применения КМУ.
Обо всех прелестях использования одной машины вместо двух говорить излишне. Достаточно лишь отдать должное самому манипулятору, благодаря которому «легким движением руки» простой грузовик можно превратить в отличное погрузочно-разгрузочное устройство, являющееся достойной альтернативой  большому крану .
При всей своей компактности машина имеет весьма неплохую грузоподъемность, достаточную для того, чтобы справиться с большинством задач компактного строительства и коммунальной сферы. И если в первом случае важна только способность крана-манипулятора загружать и разгружать себя, то работники ЖКХ ценят в машине еще и небольшие размеры. Крупнотоннажный «Ивановец» для мелких ремонтных работ подходит не очень, да он и не всегда сможет пройти по узким улицам городов. 
А вот для гидроманипулятора в городе нет непроходимых мест. Благодаря его маневренности и малогабаритности он может работать даже на самых тесных площадках.

Знай предел
Кран–манипулятор — это машина-гибрид, и, как у всех гибридов, универсальность использования заставляет инженеров жертвовать возможностями двух машин-прародителей ради слияния их в одну единицу спецтехники. У кранов-манипуляторов в жертву была принесена грузоподъемность — часто она ниже тех показателей, которыми могут обладать узкоспециальные подъемные машины. Маленьких силачей нельзя переоценивать. Ведь если не учесть его грузоподъемность, то в процессе эксплуатации он может не выдержать и сломаться. При этом пострадает не только сам «работник», но и груз. Поэтому, чтобы предотвратить такие ситуации, производитель, отпуская с конвейера свою продукцию, обязательно указывает на машине предельный вес, на значение которого покупателю в первую очередь стоит обратить внимание. Специалисты советуют проявить расчетливость и выбирать КМУ с грузоподъемностью немного больше необходимой. Ведь если машина работает не на пределе своих возможностей, то и прослужит она намного дольше.  Кроме того в любой работе существуют критические ситуации и рабочие могут допустить ошибку в расчетах по массе и габаритам груза. В таких случаях поможет запас в весе, с учетом которого была куплена техника. А если потребитель возьмет во внимание нештатные ситуации, то всегда сможет быть уверен в надежности своего помощника. 
Выбор предельного веса — это лишь начальная ступень при выборе крана-манипулятора. При приобретении такой машины кроме грузоподъемности необходимо уделить внимание и другим особенностям, например, длине стрелы. Она обязательно должна превышать длину кузова хотя бы на 1–2 метра. Впрочем, здесь стоит сделать оговорку: к выбору этого немаловажного элемента нужно подходить индивидуально, в зависимости от конкретных потребностей покупателя. Так, если у машины кузов удлинен на 12 метров, а грузить понадобиться трубы, то вылет стрелы должен быть не менее 6–7 метров.
В этом случае стрела  будет доставать до середины кузова. Следовательно, при погрузке не возникнет никаких проблем. Кстати, у отечественного потребителя наиболее популярны КМУ с вылетом стрелы 8-10 метров.

До чего техника дошла!
Много лет назад отечественный водитель, садясь за баранку своего автомобиля, и подумать не мог, что скоро достаточно будет нажать на кнопку, чтобы машина завелась. Но и это не предел техническому прогрессу: многие производители освоили выпуск крановых установок, управлять которыми оператор может с помощью радиопульта, находясь неподалеку от КМУ. Обычно в кранах-манипуляторах это является дополнительной опцией и нечасто приобретается российскими потребителями — такое управление удобно тогда, когда груз, который необходимо поднять, находится за препятствием, либо то место на кузове, куда он опускается, плохо рассматривается — но, тем не менее, сама возможность руководить процессом вне кабины внушает уважение к машиностроителям.
Встречается на рынке и своеобразный технический компромисс, например, гидроманипуляторы корейского производства. При работе с ними можно управлять краном сверху со специального сиденья.  В этом случае хозяину машины не придется делать каких-то дополнительных усилий  — достаточно только стоять рядом с краном или сидеть, нажимая на пару рычагов.
Впрочем, идеальный мир будущего мы видим только в кино — на практике даже самые развитые технологии имеют свои недостатки. При использовании радиопульта потребитель всегда должен учитывать, что он, как и всякое радиоустройство, уязвим для радиопомех. А значит, может дать сбой и нарушить всю работу. Поэтому в последнее время одним из основных направлений развития является внедрение и усовершенствование электронных систем безопасности и управления крано–манипуляторной установкой.
Еще один недостаток электроники — ее недолговечность. Простая шестеренка может прослужить десятилетиями, а бортовой компьютер в жестких условиях эксплуатации не выдержит и года. Хотя долговечность таких радиоустройств или самого крана может зависеть не только от процесса эксплуатации, но и от производителя.

Чей лучше?
Если говорить о производителе, много техники на российский рынок сегодня поступает от  зарубежных компаний. Лидерами продаж среди них можно назвать Isuzu, Hyundai и FOTON.  А вот среди отечественных марок большее признание получили шасси КАМАЗ с установленными на них КМУ самого различного производства. Ближе всего к крану-манипулятору на базе КАМАЗа находится FOTON. Машины этого производителя значительно дешевле японских  собратьев и по стоимости схожи лишь с отечественным КАМАЗом, с той разницей, что  КМУ компании FOTON в своем арсенале  имеют спальник, легкую в своем управлении шестиступенчатую коробку передач и даже кондиционер.
В СНГ востребованы краны-манипуляторы японского и корейского производства. Если брать во внимание корейские марки, то среди них широко известны Soosan, Kanglim, а среди японских — Tadano и Unis.  На первый взгляд внешне они похожи, тем не менее, различий у них достаточно. Основное —  диапазон грузоподъемности.  Первые КМУ могут поднимать груз весом до 19 тонн. В то время как грузоподъемность вторых — не более 5 тонн. Отметим, что на кранах корейского производства еще на конвейере устанавливается гидроразводка для бура. И практически на всех стрелах существуют специальные разъемы для монтажных люлек.
В сегменте так называемых крюковых кранов-манипуляторов, как отмечают специалисты, преобладают европейские производители Palfinger (Австрия), Hiab (Швеция), AmcoVeba (Италия), FASSI (Италия) и т.д. Сегмент же тросовых КМУ традиционно принадлежит азиатским производителям Unic (Япония), SOOSAN (Ю. Корея) и т.д.
«На сегодняшний день, — говорит Сергей Соколов директор департамента продаж катков и КМУ ТК «Ивановская марка» – основными российскими производителями КМУ, на наш взгляд, являются ЗАО «ИНМАН» в Башкирии (входит в состав концерна Palfinger) и Великолукский машиностроительный завод. Правда, последний больше специализируется на выпуске номенклатуры для лесозаготовительной отрасли. C 2011 года завод «Автокран» (г. Иваново), ведущее предприятие на рынке крановой техники России и стран СНГ, начал производство кранов-манипуляторов».
В процессе достаточно долгой эксплуатации краны-манипуляторы доказали, что, несмотря на сниженную грузоподъемность, в работе они не уступают габаритным грузовикам и автокранам. К тому же стоимость КМУ сравнительно небольшая. И работу эти компактные помощники выполняют гораздо быстрее, чем громоздкий тандем автокран–грузовик. Поэтому можно предположить, что вскоре привычные машины в своем использовании отойдут далеко на второй план, и пальма первенства на стройплощадках окончательно перейдет к компактным и функциональным кранам–манипуляторам.


p align="justify">Когда речь заходит о кране–манипуляторе, многие представляют себе миниатюрную машину с подъемным краном, нареченную в народе воровайкой. Однако это представление очень поверхностно: одними воровайками сегмент кранов-манипуляторов, конечно, не ограничивается. Для постоянной работы на стройплощадке чаще используется не юркий корейский грузовичок, а полноценный тягач, прицеп или полуприцеп, оснащенный грузоподъемным устройством.
По одному лишь внешнему виду понятно, что такие машины более «профессиональны». Задействованные на стройке, они не обладают повышенной грузоподъемностью и расширенным функционалом: современный кран–манипулятор может выполнять такие задачи, для решения которых еще несколько лет назад  был необходим громоздкий автокран.
В России краны-манипуляторы все чаще можно встретить в довольно богатых отраслях, таких как добыча нефти и газа. Используются они и в процессе лесозаготовки, где транспортировка является главным звеном технологического процесса, и без крана-манипулятора просто не обойтись. Самой большой популярностью эти машины пользуются в сфере коммунального хозяйства, и именно эта отрасль стала наиболее перспективной для применения КМУ.
Обо всех прелестях использования одной машины вместо двух говорить излишне. Достаточно лишь отдать должное самому манипулятору, благодаря которому «легким движением руки» простой грузовик можно превратить в отличное погрузочно-разгрузочное устройство, являющееся достойной альтернативой  большому крану .
При всей своей компактности машина имеет весьма неплохую грузоподъемность, достаточную для того, чтобы справиться с большинством задач компактного строительства и коммунальной сферы. И если в первом случае важна только способность крана-манипулятора загружать и разгружать себя, то работники ЖКХ ценят в машине еще и небольшие размеры. Крупнотоннажный «Ивановец» для мелких ремонтных работ подходит не очень, да он и не всегда сможет пройти по узким улицам городов. 
А вот для гидроманипулятора в городе нет непроходимых мест. Благодаря его маневренности и малогабаритности он может работать даже на самых тесных площадках.

Знай предел
Кран–манипулятор — это машина-гибрид, и, как у всех гибридов, универсальность использования заставляет инженеров жертвовать возможностями двух машин-прародителей ради слияния их в одну единицу спецтехники. У кранов-манипуляторов в жертву была принесена грузоподъемность — часто она ниже тех показателей, которыми могут обладать узкоспециальные подъемные машины. Маленьких силачей нельзя переоценивать. Ведь если не учесть его грузоподъемность, то в процессе эксплуатации он может не выдержать и сломаться. При этом пострадает не только сам «работник», но и груз. Поэтому, чтобы предотвратить такие ситуации, производитель, отпуская с конвейера свою продукцию, обязательно указывает на машине предельный вес, на значение которого покупателю в первую очередь стоит обратить внимание. Специалисты советуют проявить расчетливость и выбирать КМУ с грузоподъемностью немного больше необходимой. Ведь если машина работает не на пределе своих возможностей, то и прослужит она намного дольше.  Кроме того в любой работе существуют критические ситуации и рабочие могут допустить ошибку в расчетах по массе и габаритам груза. В таких случаях поможет запас в весе, с учетом которого была куплена техника. А если потребитель возьмет во внимание нештатные ситуации, то всегда сможет быть уверен в надежности своего помощника. 
Выбор предельного веса — это лишь начальная ступень при выборе крана-манипулятора. При приобретении такой машины кроме грузоподъемности необходимо уделить внимание и другим особенностям, например, длине стрелы. Она обязательно должна превышать длину кузова хотя бы на 1–2 метра. Впрочем, здесь стоит сделать оговорку: к выбору этого немаловажного элемента нужно подходить индивидуально, в зависимости от конкретных потребностей покупателя. Так, если у машины кузов удлинен на 12 метров, а грузить понадобиться трубы, то вылет стрелы должен быть не менее 6–7 метров.
В этом случае стрела  будет доставать до середины кузова. Следовательно, при погрузке не возникнет никаких проблем. Кстати, у отечественного потребителя наиболее популярны КМУ с вылетом стрелы 8-10 метров.

До чего техника дошла!
Много лет назад отечественный водитель, садясь за баранку своего автомобиля, и подумать не мог, что скоро достаточно будет нажать на кнопку, чтобы машина завелась. Но и это не предел техническому прогрессу: многие производители освоили выпуск крановых установок, управлять которыми оператор может с помощью радиопульта, находясь неподалеку от КМУ. Обычно в кранах-манипуляторах это является дополнительной опцией и нечасто приобретается российскими потребителями — такое управление удобно тогда, когда груз, который необходимо поднять, находится за препятствием, либо то место на кузове, куда он опускается, плохо рассматривается — но, тем не менее, сама возможность руководить процессом вне кабины внушает уважение к машиностроителям.
Встречается на рынке и своеобразный технический компромисс, например, гидроманипуляторы корейского производства. При работе с ними можно управлять краном сверху со специального сиденья.  В этом случае хозяину машины не придется делать каких-то дополнительных усилий  — достаточно только стоять рядом с краном или сидеть, нажимая на пару рычагов.
Впрочем, идеальный мир будущего мы видим только в кино — на практике даже самые развитые технологии имеют свои недостатки. При использовании радиопульта потребитель всегда должен учитывать, что он, как и всякое радиоустройство, уязвим для радиопомех. А значит, может дать сбой и нарушить всю работу. Поэтому в последнее время одним из основных направлений развития является внедрение и усовершенствование электронных систем безопасности и управления крано–манипуляторной установкой.
Еще один недостаток электроники — ее недолговечность. Простая шестеренка может прослужить десятилетиями, а бортовой компьютер в жестких условиях эксплуатации не выдержит и года. Хотя долговечность таких радиоустройств или самого крана может зависеть не только от процесса эксплуатации, но и от производителя.

Чей лучше?
Если говорить о производителе, много техники на российский рынок сегодня поступает от  зарубежных компаний. Лидерами продаж среди них можно назвать Isuzu, Hyundai и FOTON.  А вот среди отечественных марок большее признание получили шасси КАМАЗ с установленными на них КМУ самого различного производства. Ближе всего к крану-манипулятору на базе КАМАЗа находится FOTON. Машины этого производителя значительно дешевле японских  собратьев и по стоимости схожи лишь с отечественным КАМАЗом, с той разницей, что  КМУ компании FOTON в своем арсенале  имеют спальник, легкую в своем управлении шестиступенчатую коробку передач и даже кондиционер.
В СНГ востребованы краны-манипуляторы японского и корейского производства. Если брать во внимание корейские марки, то среди них широко известны Soosan, Kanglim, а среди японских — Tadano и Unis.  На первый взгляд внешне они похожи, тем не менее, различий у них достаточно. Основное —  диапазон грузоподъемности.  Первые КМУ могут поднимать груз весом до 19 тонн. В то время как грузоподъемность вторых — не более 5 тонн. Отметим, что на кранах корейского производства еще на конвейере устанавливается гидроразводка для бура. И практически на всех стрелах существуют специальные разъемы для монтажных люлек.
В сегменте так называемых крюковых кранов-манипуляторов, как отмечают специалисты, преобладают европейские производители Palfinger (Австрия), Hiab (Швеция), AmcoVeba (Италия), FASSI (Италия) и т.д. Сегмент же тросовых КМУ традиционно принадлежит азиатским производителям Unic (Япония), SOOSAN (Ю. Корея) и т.д.
«На сегодняшний день, — говорит Сергей Соколов директор департамента продаж катков и КМУ ТК «Ивановская марка» – основными российскими производителями КМУ, на наш взгляд, являются ЗАО «ИНМАН» в Башкирии (входит в состав концерна Palfinger) и Великолукский машиностроительный завод. Правда, последний больше специализируется на выпуске номенклатуры для лесозаготовительной отрасли. C 2011 года завод «Автокран» (г. Иваново), ведущее предприятие на рынке крановой техники России и стран СНГ, начал производство кранов-манипуляторов».
В процессе достаточно долгой эксплуатации краны-манипуляторы доказали, что, несмотря на сниженную грузоподъемность, в работе они не уступают габаритным грузовикам и автокранам. К тому же стоимость КМУ сравнительно небольшая. И работу эти компактные помощники выполняют гораздо быстрее, чем громоздкий тандем автокран–грузовик. Поэтому можно предположить, что вскоре привычные машины в своем использовании отойдут далеко на второй план, и пальма первенства на стройплощадках окончательно перейдет к компактным и функциональным кранам–манипуляторам.


Сергей Соколов, 
директор департамента продаж катков и КМУ ТК «Ивановская марка»
(г. Москва)

Автомобильное шасси, на котором размещают крано-манипуляторную установку, должно обладать характеристиками, которые позволят ему решать поставленные перед ним задачи. Основные из них — это колесная формула, грузоподъемность и размеры грузовой платформы.
Круг потребителей кранов-манипуляторов чрезвычайно широк,  функционал и спектр задач их разнообразен, поэтому чаще подбирается отдельно шасси, КМУ и бортовая платформа, нежели готовое изделие.

 

 

 


Кран-манипулятор «Ивановец» КМ-80

Грузовой момент крана 8,0 тм, с максимальным вылетом 8,2 м. Грузоподъемность крана-манипулятора на вылете 2,8 м составляет 2810 кг, на вылете 8,2 — 815 кг. КМУ может устанавливаться на легких шасси, таких как: КАМАЗ 4308, Hyundai HD-78, Isuzu NQR 75 и др.


Кран-манипулятор «Ивановец» КМ-100

Грузовой момент крана 9,7 тм, с максимальным вылетом 10,2 м. Грузоподъемность крана-манипулятора на вылете 3,0 м составляет 3170 кг, на вылете 10,2 м — 815 кг. КМУ может устанавливаться на среднетоннажных  шасси, таких как: КАМАЗ 65117, КАМАЗ-43118, Hyundai HD-120, Isuzu CYZ 51 и др.


Кран-манипулятор «Ивановец» КМ-120

Грузовой момент крана 11,25 тм, с максимальным вылетом 10,2 м. Грузоподъемность крана-манипулятора на вылете 3,0 м составляет 3700 кг, на вылете 10,2 м — 1000 кг. КМУ может устанавливаться на среднетоннажных  шасси, таких как: КАМАЗ 65117, КАМАЗ-43118, Hyundai HD-120, Isuzu CYZ 51 и др.


 

 

Вершакова Марина,
менеджер отдела продаж «АмурСтройТехника»
(г. Хабаровск)

На первый взгляд рынок современных КМУ в нашей стране может показаться просто замороженным с технологической точки зрения. Отчасти это так и есть: последние 10–20 лет не привнесли в эту отрасль ничего в корне меняющего. Единственное, что стоит и нужно заметить, так это то, что инженеры-разработчики сейчас всерьез озабочены увеличением производительности своей техники.
Если рассматривать рынок с точки зрения марочного наполнения, то, конечно же, преобладают на наших стройплощадках исключительно зарубежные представители КМУ. Сейчас особенно активно себя пропагандируют корейские и японские производители. Наши среднеазиатские соседи сегодня могут предложить много и марок, и моделей, например, в Сибири и на Дальнем Востоке популярны такие бренды как Unic, Tadano, Soosan, Kanglim, Dong Yang. И стоит заметить, что самый главный отечественный производитель КМУ — КАМАЗ  — вряд ли может им составить конкуренцию и в техническом плане, и в ценовом сегменте. Корейцы делают технику под нас: под наши суровые условия, большую напряженность работы и под наши финансовые возможности. И это не может не радовать.


 

 

 

 

Кран-манипулятор «XCMG SQ5SK3Q»

Модель крана - XCMG SQ5SK3Q
Модель шасси - HOWO ZZ2167M5627C1 4х4 
Двигатель - WD615.92C 
Мощность - 266 л. с.
Габариты кузова ДХШХВ - 6000 x 2326 x 600 мм 
Грузоподъемность борта - 7000 кг
Грузоподъемность стрелы - 5000 кг
Макс. грузовой момент - 12,5 тм
Макс. вылет стрелы 1,5 км

Комплектация:
— Корзина для высотных работ
— Внедорожная резина 14.00R20 (металлокорд)
— Выдвижные задние опоры                                                                                                                    


"Промышленные страницы Сибири" №6 (65) июль 2012 г.

Анна Серых.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru