Исполины карьерных серпантинов

Попадая на горнорудный или угольный карьер, волей — неволей задумываешься, что древние жители нашей планеты что–то похожее воспевали в своих мифах: из необъятных глубин земли в сопровождении рева моторов и черной угольной пыли, от которой сложно дышать, поднимаются неведомые чудища . Конечно, в мифах это именуется ни чем иным, как концом света, мы называем это просто добычей полезных ископаемых открытым способом. Да и «чудища» скорее добрые, чем злые, и их цвет это подтверждает — оптимистичный желтый. Но выглядят они от этого не менее поразительно.


Спонсор рубрики
div align="justify">
Спонсор рубрики

ООО «Восточная техника»
г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 1
тел.: (383) 212-56-11, факс 212-56-12
info@vost-tech.ru
www.vost-tech.ru

 

 

 

 


«Чудища, живущие в карьерах», или попросту  карьерные самосвалы в первую очередь удивляют своими габаритами: как машина высотой с четырехэтажный дом может двигаться да ещё и перевозить груз вдвое превышающий свой собственный? Людям прошлого столетия это было сложно даже представить, а вот братьям Армингтон из США удалось не без помощи друзей-конструкторов спроектировать, создать и даже наглядно продемонстрировать, что такая техника возможна.  В разгар освоения полезных ископаемых — в 1930–х годах — когда  остро возникла  потребность в подобной технике, они предложили своим клиентам поистине новое и доселе невиданное.
Первый карьерный самосвал выглядел нескладно: кузов непривычной ковшовой формы, колеса разного диаметра с мощными грунтозацепами, кабина водителя, которую и кабиной-то назвать сложно, так как ни дверей, ни крыши она не имела…  Но тем не менее грузоподъемность первенца, которая на тот момент составляла порядка 8 тонн, перечеркивала и всяческие недостатки при эксплуатации, и несуразность формы.  Именно эта машина положила начало эре большегрузных автомобилей, гигантов промышленности, которые, кстати, остаются самой крупной спецтехникой и сейчас, спустя 80 лет, а судя по нововведениям и постоянному увеличению грузоподъемности и габаритов, останутся таковыми ещё на долгое время. 
Мировой рынок карьерных самосвалов не исчисляется сотнями компаний–производителей — узконаправленность  самой техники это определяет. В нашей стране можно выделить несколько основных и самых популярных марок — Komatsu, Caterpillar, Terex и, наша братская гордость – Белаз.

Вернуть былую популярность
Гиганты с белорусскими корнями всегда были гордостью советского машиностроения.  В 1958 году из ворот Белорусского автомобильного завода вышел первый 25–тонный карьерный самосвал МАЗ–525. Новинка отечественного производства надолго стала любимицей угольщиков и золотодобытчиков, но  конструкторы завода уже готовили своим клиентам новый сюрприз — через два года грузоподъемность  увеличили почти вдвое. Однако первая модель не потеряла своих позиций популярности — в этом же году был выпущен тысячный самосвал МАЗ–525. В общей линейке завода сейчас находится десять моделей, грузоподъемностью от привычных потребителю 30 тонн до 360.  Кстати, модель серии 7560 имеющая две модификации (БЕЛАЗ  75600 и БЕЛАЗ  75601) совсем недавно пополнила ряды завода. Самая высшая по классу грузоподъемности машина имеет целый ряд достоинств: дизель QSK78–C с электронным управлением и центральной отключаемой крыльчаткой системы охлаждения обеспечивает высокую удельную мощность и высокую топливную экономичность, рама, изготовленная из высокопрочной легированной стали, позволяет выдерживать большие нагрузки на оси. Наряду с другими узлами достоинством можно назвать и  электромеханическую трансмиссию Siemens. Испытания новой модели проходили в шахтах компании «Кузбассразрезуголь». Они показали, что использование нового самосвала позволяет увеличить производительность на 35–40% и заметно снизить себестоимость транспортных работ, что дает хороший экономический эффект и для самого завода, и для его потребителей, которые уже сегодня заинтересованы в новой модели.
Но легендарные БЕЛАЗы — далеко не единственные на этом поприще и уж точно не самые большие и производительные, во многом они выигрывают в ценовом сегменте, так как стоимость белорусских самосвалов значительно меньше, чем у тех же Komatsu, Caterpillar или Terex. Кстати, именно эта троица постоянно перенимает друг и друга  пальму первенства среди мировых производителей большегрузных автомобилей: кто–то периодически сдает позиции, но тут же их возвращает, выпустив на рынок новинку, кто-то открывает дополнительные офисы в регионах, делая сервис более доступным.  Но у Белорусского завода более чем амбициозные планы на будущее — в прошлом году на заводе заявили, что в 2012 будет выпущен самый мощный самосвал в мире грузоподъемностью уже в 420 тонн — честно скажем таких показателей не то что пока не достигли ведущие мировые производители самосвалов, но даже и не делают таких громких заявлений в принципе.

CAT не сдается
Долгое время статус самого большого и грузоподъемного карьерного самосвала удерживала машина американской марки Caterpillar. Возможная максимальная масса перевозимого груза  последней модифицированной модели 797F составляет 363 тонны — ещё совсем недавно это был абсолютный рекорд среди большегрузов. Впервые эта модель поступила на карьеры мира в далеком      1998 году, она по-прежнему популярна.  Всего по всему миру работает более 550 единиц этой модели.  Как признаются сами горняки, они по большей части выбирают эту модель именно потому, что она производительна, но при этом имеет низкие удельные издержки при производстве работ. Кстати, именно последнее — энергоемкость  машины — пожалуй, является самым главным качеством, отодвигая на второй план грузоподъемность. В этом смысле CAT‘овскую модификацию можно назвать идеальной: повышение грузоподьемности ведется не за счет увеличения узлов или агрегатов, а  за счет эффективных технологических решений. В противном случае использование этого самосвала было бы просто не рентабельным для компании-покупателя, так как большая собственная масса машины подразумевает увеличение и расходов на её содержание. Сами же технологические решения, применяемые на заводах, держатся в строжайшем секрете: CAT, словно шеф-повар, оберегает свои «рецепты» от конкурентов.
Карьерные самосвалы в компании CAT представлены 16-ю моделями, и их грузоподьемность колеблется от 36 до 350 тонн. Самые маленькие не исчезают даже несмотря на то, что существуют такие гиганты, как 797 модель. По статистике самым востребованным самосвалом  CAT среди компаний Кемеровской области и Красноярского края являются модели с не самой большой грузоподъемностью — в среднем от 55 до 140 тонн.

С японской щепетильностью
Когда–то производитель всемирно известной техники KOMATSU был неоспоримым лидером по выпуску самых грузоподъемных автосамосвалов, модели 930Е и 830Е в загруженном виде назвали «горами на колесах», их грузоподъемность была 290 и 231 тонна соответственно.  Однако позже, как признаются сами конструкторы, приоритеты в компании поменялись — нужно было производить не самую грузоподъемную, а самую производительную технику.  Сейчас заводы, расположенные по всему миру, выпускают 22 модели с диапазоном грузоподъемности от 20 до 290 тонн.  Это самая большая линейка карьерных самосвалов. И именно поэтому компания может с гордостью заявить, что к каждому клиенту в ней находят индивидуальный подход и подбирают наиболее оптимальную для него модель.
Например, недавно выпущенная на российском заводе в  Ярославле модель HD785–7 специально рассчитана на изменчивый и суровый климат сибирских регионов. Технологические особенности позволяют этой машине не простаивать «по причине неблагоприятных климатических условий» даже в –40°С.


 

 

 

Константин Тригорлов,
эксперт по открытым горным работам ООО «Восточная техника»,официальный представитель Caterpillar по СФО
(г. Новосибирск)

Большая грузоподъемность не может быть главным критерием при выборе самосвала. Зачастую численно больший парк оборудования, состоящий из самосвалов, имеющих меньшую грузоподъемность, обеспечивает наименьшую стоимость затрат на транспортировку одних и тех же объемов горной массы в одних и тех же условиях, тем самым являясь наиболее эффективными. К выбору модели самосвала нужно подходить комплексно, рассчитывая  стоимость тонны-километра транспортировки породы, принимая во внимание физическую возможность эксплуатации самосвалов с большей грузоподъемностью в конкретных условиях эксплуатации, а также сравнивая качество исполнения отдельных деталей.
Например, важнейший элемент самосвала — рама. Она должна быть изготовлена  из нузкоуглеродистой стали, обеспечивающей требуемую гибкость, долговечность и стойкость к высоким динамическим нагрузкам даже в условиях холодного климата. Также важна  силовая передача: она состоит из дизельного двигателя с электронной системой впрыска топлива и высоким запасом по крутящему моменту и шестиступенчатой планетарной коробки передач с переключением скоростей под нагрузкой.
При выборе наиболее оптимальной марки и модели самосвала я также рекомендую обращать особое внимание на многодисковые тормоза, колесные редукторы, гидротрансформатор и т.д.


"Промышленные страницы Сибири" №6 (65) июль 2012 г.

Анастасия Ульянова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru