Вне конкуренции

Первый кризис отечественный рынок коммунальной спецтехники пережил во второй половине 90-х. Тогда экономическая нестабильность повлекла за собой не только простой машин, но и оставила позади технические усовершенствования. Лишь с начала 2000-х годов производители начали оправляться от потерь, демонстрируя средний рост объема производства на 5-7%.

С тех пор прошло уже без малого 10 лет, производители коммунальной техники балуют своих потребителей новинками едва ли не каждый сезон. И естественно, в такой обстановке конкуренция вышла на новый уровень. Сражаться за покупателя приходится не только отечественным производителям. Зарубежные компании тоже не прочь занять лидирующие позиции на российском рынке, и так и норовят обойти местных производителей коммунальной техники.

Вчера и сегодня
Интенсивное развитие дорожно-коммунальной инфраструктуры и новые технологии производства последних 20 лет качественно изменили структуру производства коммунальных машин. В особенности эти изменения стали заметны у зарубежных производителей. Однако и отечественная  коммунальная техника не уступает своим конкурентам и постоянно расширяется новыми моделями.
Коммунальная техника заставляет жителей нашей страны  чувствовать себя комфортно при любой погоде, причем, идеально, если сами жители не будут обращать на нее внимания. В самых ухоженных городах мира коммунальные машины работают тогда, когда все остальные уже отдыхают. В России эти помощники тоже начинают свою работу задолго до того, как первый пешеход появится на дороге. Мусоровозы, например, каждое утро собирают и отправляют на утилизацию всевозможные отходы, а поливочные машины мощной струей воды смывают с улиц и тротуаров накопившийся мусор. Асфальтоукладчики выходят на свой пост, когда город погружается в сон. Ведь утром остальной транспорт должен ехать по ровной, чистой дороге, без ям и колдобин. Есть еще одна причина ночных прогулок транспорта: их габариты. Работая в ночную смену, поливомоечная или иная коммунальная техника не будет никому мешать.
В последнее время модельный ряд инструментов для ухода за городскими улицами существенно расширился. Это характерно не только для летней, но и для сугубо зимней спецтехники.
Если раньше для уборки и чистки улиц в распоряжении коммунальщиков был лишь грейдер или бульдозер (да и то не всегда – часто городские службы просто ограничивались посыпкой проезжей части солью или песком). А сегодня коммунальным и дорожным службам предлагается широкая линейка снегоочистительных отвалов на различных базах, фрезерно-роторных снегопогрузчиков, снегоплавильных установок и техники для нанесения антигололедных смесей жидких и твердых фракций.
Современная спецтехника стала более функциональной и универсальной. Новые машины способны быстро перестраиваться от выполнения одной работы к другой. Скорость замены навесного оборудования сведена к минимуму. Кабины современных автомобилей стали отвечать требованиям по комфорту и эргономичности, создавая по-настоящему нормальные условия для продолжительной работы даже в неблагоприятных атмосферных условиях.

Иностранная начинка
Стоит признать, что отечественные машины держат пальму первенства у потребителя, отсекая зарубежных конкурентов самым главным своим преимуществом – относительно низкой ценой.  Хотя и у заморских машин тоже есть свои неоспоримые достоинства. Так, если брать во внимание производительность спецтехники, то у зарубежных моделей она серьезно превышает возможности отечественных машин. Иностранные марки вообще отличаются интенсивным характером работы. Не только сами машины, но и заводы, их изготавливающие, демонстрируют высочайшую эффективность труда. К тому же большинство техники из других стран отличается значительной компактностью, которая обеспечивает своему хозяину легкость в работе. Юрким машинкам куда удобнее проехать по узким улочкам старых городов, чем мощным монстрам на шасси КАМАЗа.
Кстати, многие отечественные предприятия практикуют широкое использование иностранных комплектующих в своей продукции, находя этот способ самым простым и надежным для повышения эксплуатационных характеристик и уровня производительности техники. Правда использование зарубежных комплектующих ведет к удорожанию как спецтехники, так и ее обслуживания. Зато потом потраченные средства сторицей вернутся к владельцу машины в виде сэкономленных на ремонте рублей.
Иностранные узлы повышают уровень надежности и эффективности машины, не добавляя машине «капризности» в обслуживании. Потому-то многие специалисты признают использование зарубежных комплектующих самым простым и надежным способом быстро повысить эксплуатационные характеристики и уровень производительности техники. Однако здесь следует сделать оговорку на том, что использование импортных деталей ведет к удорожанию как спецтехники, так и ее обслуживания.
На отечественном рынке сегодня прослеживается новая тенденция – объединение нескольких крупных компаний-производителей. Она обусловлена стремлением отечественных производителей стать более конкурентоспособней на мировом и внутреннем рынке.

А конкурент ли нам Китай
Тема участия производителей из Китая в торговле машинами внутри России стала элементом обязательной программы любого обсуждения спецтехники. В сегменте коммунальной техники машиностроители Поднебесной пытаются привлечь российского потребителя своим, как им кажется, главным козырем – дешевизной товара. Однако пока это им мало удается. Как считает Кирилл Нищенко, менеджер ООО Управляющая компания «КОММАШ - ГрАЗ», созданные таможенные барьеры на ввозимую спецтехнику ведут к ее удорожанию, «в результате чего она попадает в единый ценовой диапазон с российскими производителями и, на наш взгляд, становится безынтересна отечественному покупателю».
А вот Михаил Мальцев, генеральный директор ПКФ «Строительно-дорожные машины» (г. Санкт-Петербург) считает, что у отечественного потребителя, наоборот, отмечается повышение спроса на импортную, и особенно китайскую, строительно-дорожную технику. И объясняет это следующими причинами: «В первую очередь, это широкий модельный ряд, подкрепленный большим количеством сменного дополнительного оборудования. У многих западных фирм достаточно оперативное и качественное сервисное и гарантийное обслуживание, а для китайской техники, наряду с низкими ценами на машины, еще и дешевые запасные части. Это основные факторы, питающие экспансию российского рынка импортной техникой. Проблема отечественных изготовителей спецтехники вовсе не в деградации инженерной и конструкторской мысли, хотя определенное отставание здесь уже имеет место. Главная проблема многих  изготовителей, к которым отношу и себя, — это недостаток оборотных средств. На постоянный шум деклараций с высоких форумов о заботе и поддержке отечественного изготовителя мало кто всерьез обращает внимание. Многим приходится рассчитывать только на себя, в лучшем случае – на помощь партнера. Вот поэтому и бывает, что в некоторых случаях отечественные машины не дешевле импортных». 

И напоследок
Отечественный рынок современной коммунальной техники может похвастаться не только численностью, но техническими особенностями машин. Например, высокой ремонтопригодностью оборудования, простотой исполнения и обслуживания. Кроме этого необходимо отметить наличие и доступность запчастей. И именно российская техника одна из немногих адаптирована для работы с самыми низкокачественными ГСМ, ПГМ, и другими материалами.  Нельзя оставлять без внимания и так называемую  силу привычки: отечественную технику потребители не только изучили «до болта», но и наладили механизмы ее доработки собственными силами под индивидуальные задачи.
Соперничество идет производителям коммунальной техники на пользу: конкуренция стимулирует рост качесва, а это в свою очередь сказывается на объемах продаж. Причем российских сегмент рынка чувствует себя более чем хорошо: сейчас в нашей стране работают около 40 предприятий, так или иначен связанных с производством комунальной техники, и все они готовы совершенствоваться в борьбе за своего клиента, соревнуясь не только друг с другом, но и с наступающими со всех сторон иностранными конкурентами.


СПРАВКА

Конструктивные особенности станка позволяют:
Стратегия развития коммунальной техники и у отечественных и у западных изготовителей одинакова: максимальная механизация отдельных операций содержания проезжей и прилегающих частей дорог и улиц. Однако техническое воплощение этой механизации очень различается и по назначению и по техническим параметрам. В прошедшем году, на одном из традиционных смотров готовности  к зимней уборке города дорожно-эксплуатационное предприятие Санкт-Петербурга представило более 200 единиц техники. Отечественная техника (около 80%) была представлена снегоочистительными отвалами на ЗИЛах, КАМАЗах и МТЗ, лаповыми погрузчиками и пескоразбрасывателями.
Импортная – современными скоростными снегоочистительными отвалами, фрезерно-роторными погрузчиками, 30-ти кубовыми самосвалами для вывоза снега и снегоплавильной установкой. Можно предположить, что представленными 20-ю процентами импортной техники было убрано снега не меньше, чем 80-ю процентами отечественной, если принять во внимание высокую производительность, маневренность и, как следствие, эффективность технологии уборки снега импортной техникой. Необходимо также учесть состояние дорожного покрытия после уборки снега одной и другой рассматриваемыми группами техники, — конструкторские решения и применяемые материалы на импортной технике отличает значительно более бережное отношение к дорожному покрытию при уборке снега.


P align=justify>С тех пор прошло уже без малого 10 лет, производители коммунальной техники балуют своих потребителей новинками едва ли не каждый сезон. И естественно, в такой обстановке конкуренция вышла на новый уровень. Сражаться за покупателя приходится не только отечественным производителям. Зарубежные компании тоже не прочь занять лидирующие позиции на российском рынке, и так и норовят обойти местных производителей коммунальной техники.

Вчера и сегодня
Интенсивное развитие дорожно-коммунальной инфраструктуры и новые технологии производства последних 20 лет качественно изменили структуру производства коммунальных машин. В особенности эти изменения стали заметны у зарубежных производителей. Однако и отечественная  коммунальная техника не уступает своим конкурентам и постоянно расширяется новыми моделями.
Коммунальная техника заставляет жителей нашей страны  чувствовать себя комфортно при любой погоде, причем, идеально, если сами жители не будут обращать на нее внимания. В самых ухоженных городах мира коммунальные машины работают тогда, когда все остальные уже отдыхают. В России эти помощники тоже начинают свою работу задолго до того, как первый пешеход появится на дороге. Мусоровозы, например, каждое утро собирают и отправляют на утилизацию всевозможные отходы, а поливочные машины мощной струей воды смывают с улиц и тротуаров накопившийся мусор. Асфальтоукладчики выходят на свой пост, когда город погружается в сон. Ведь утром остальной транспорт должен ехать по ровной, чистой дороге, без ям и колдобин. Есть еще одна причина ночных прогулок транспорта: их габариты. Работая в ночную смену, поливомоечная или иная коммунальная техника не будет никому мешать.
В последнее время модельный ряд инструментов для ухода за городскими улицами существенно расширился. Это характерно не только для летней, но и для сугубо зимней спецтехники.
Если раньше для уборки и чистки улиц в распоряжении коммунальщиков был лишь грейдер или бульдозер (да и то не всегда – часто городские службы просто ограничивались посыпкой проезжей части солью или песком). А сегодня коммунальным и дорожным службам предлагается широкая линейка снегоочистительных отвалов на различных базах, фрезерно-роторных снегопогрузчиков, снегоплавильных установок и техники для нанесения антигололедных смесей жидких и твердых фракций.
Современная спецтехника стала более функциональной и универсальной. Новые машины способны быстро перестраиваться от выполнения одной работы к другой. Скорость замены навесного оборудования сведена к минимуму. Кабины современных автомобилей стали отвечать требованиям по комфорту и эргономичности, создавая по-настоящему нормальные условия для продолжительной работы даже в неблагоприятных атмосферных условиях.

Иностранная начинка
Стоит признать, что отечественные машины держат пальму первенства у потребителя, отсекая зарубежных конкурентов самым главным своим преимуществом – относительно низкой ценой.  Хотя и у заморских машин тоже есть свои неоспоримые достоинства. Так, если брать во внимание производительность спецтехники, то у зарубежных моделей она серьезно превышает возможности отечественных машин. Иностранные марки вообще отличаются интенсивным характером работы. Не только сами машины, но и заводы, их изготавливающие, демонстрируют высочайшую эффективность труда. К тому же большинство техники из других стран отличается значительной компактностью, которая обеспечивает своему хозяину легкость в работе. Юрким машинкам куда удобнее проехать по узким улочкам старых городов, чем мощным монстрам на шасси КАМАЗа.
Кстати, многие отечественные предприятия практикуют широкое использование иностранных комплектующих в своей продукции, находя этот способ самым простым и надежным для повышения эксплуатационных характеристик и уровня производительности техники. Правда использование зарубежных комплектующих ведет к удорожанию как спецтехники, так и ее обслуживания. Зато потом потраченные средства сторицей вернутся к владельцу машины в виде сэкономленных на ремонте рублей.
Иностранные узлы повышают уровень надежности и эффективности машины, не добавляя машине «капризности» в обслуживании. Потому-то многие специалисты признают использование зарубежных комплектующих самым простым и надежным способом быстро повысить эксплуатационные характеристики и уровень производительности техники. Однако здесь следует сделать оговорку на том, что использование импортных деталей ведет к удорожанию как спецтехники, так и ее обслуживания.
На отечественном рынке сегодня прослеживается новая тенденция – объединение нескольких крупных компаний-производителей. Она обусловлена стремлением отечественных производителей стать более конкурентоспособней на мировом и внутреннем рынке.

А конкурент ли нам Китай
Тема участия производителей из Китая в торговле машинами внутри России стала элементом обязательной программы любого обсуждения спецтехники. В сегменте коммунальной техники машиностроители Поднебесной пытаются привлечь российского потребителя своим, как им кажется, главным козырем – дешевизной товара. Однако пока это им мало удается. Как считает Кирилл Нищенко, менеджер ООО Управляющая компания «КОММАШ - ГрАЗ», созданные таможенные барьеры на ввозимую спецтехнику ведут к ее удорожанию, «в результате чего она попадает в единый ценовой диапазон с российскими производителями и, на наш взгляд, становится безынтересна отечественному покупателю».
А вот Михаил Мальцев, генеральный директор ПКФ «Строительно-дорожные машины» (г. Санкт-Петербург) считает, что у отечественного потребителя, наоборот, отмечается повышение спроса на импортную, и особенно китайскую, строительно-дорожную технику. И объясняет это следующими причинами: «В первую очередь, это широкий модельный ряд, подкрепленный большим количеством сменного дополнительного оборудования. У многих западных фирм достаточно оперативное и качественное сервисное и гарантийное обслуживание, а для китайской техники, наряду с низкими ценами на машины, еще и дешевые запасные части. Это основные факторы, питающие экспансию российского рынка импортной техникой. Проблема отечественных изготовителей спецтехники вовсе не в деградации инженерной и конструкторской мысли, хотя определенное отставание здесь уже имеет место. Главная проблема многих  изготовителей, к которым отношу и себя, — это недостаток оборотных средств. На постоянный шум деклараций с высоких форумов о заботе и поддержке отечественного изготовителя мало кто всерьез обращает внимание. Многим приходится рассчитывать только на себя, в лучшем случае – на помощь партнера. Вот поэтому и бывает, что в некоторых случаях отечественные машины не дешевле импортных». 

И напоследок
Отечественный рынок современной коммунальной техники может похвастаться не только численностью, но техническими особенностями машин. Например, высокой ремонтопригодностью оборудования, простотой исполнения и обслуживания. Кроме этого необходимо отметить наличие и доступность запчастей. И именно российская техника одна из немногих адаптирована для работы с самыми низкокачественными ГСМ, ПГМ, и другими материалами.  Нельзя оставлять без внимания и так называемую  силу привычки: отечественную технику потребители не только изучили «до болта», но и наладили механизмы ее доработки собственными силами под индивидуальные задачи.
Соперничество идет производителям коммунальной техники на пользу: конкуренция стимулирует рост качесва, а это в свою очередь сказывается на объемах продаж. Причем российских сегмент рынка чувствует себя более чем хорошо: сейчас в нашей стране работают около 40 предприятий, так или иначен связанных с производством комунальной техники, и все они готовы совершенствоваться в борьбе за своего клиента, соревнуясь не только друг с другом, но и с наступающими со всех сторон иностранными конкурентами.


СПРАВКА

Конструктивные особенности станка позволяют:
Стратегия развития коммунальной техники и у отечественных и у западных изготовителей одинакова: максимальная механизация отдельных операций содержания проезжей и прилегающих частей дорог и улиц. Однако техническое воплощение этой механизации очень различается и по назначению и по техническим параметрам. В прошедшем году, на одном из традиционных смотров готовности  к зимней уборке города дорожно-эксплуатационное предприятие Санкт-Петербурга представило более 200 единиц техники. Отечественная техника (около 80%) была представлена снегоочистительными отвалами на ЗИЛах, КАМАЗах и МТЗ, лаповыми погрузчиками и пескоразбрасывателями.
Импортная – современными скоростными снегоочистительными отвалами, фрезерно-роторными погрузчиками, 30-ти кубовыми самосвалами для вывоза снега и снегоплавильной установкой. Можно предположить, что представленными 20-ю процентами импортной техники было убрано снега не меньше, чем 80-ю процентами отечественной, если принять во внимание высокую производительность, маневренность и, как следствие, эффективность технологии уборки снега импортной техникой. Необходимо также учесть состояние дорожного покрытия после уборки снега одной и другой рассматриваемыми группами техники, — конструкторские решения и применяемые материалы на импортной технике отличает значительно более бережное отношение к дорожному покрытию при уборке снега.


Михаил Мальцев,
генеральный директор ПКФ «Строительно-дорожные машины»
(г. Санкт-Петербург)

— Выпускаемый нами снегоочиститель на базе отечественного трактора ТЕРРИОН может быть укомплектован как отечественным, так и австрийским, фирмы «KAHLBACHER»,  быстросъемным оборудованием. Это может быть либо снегоочистительный отвал с боковым ограничителем (очень удобен при уборке снега у автобусных остановок, на перекрестках,  в стесненных условиях), либо высокопроизводительный фрезерно-роторный снегоочиститель. Четыре таких снегоочистителя успешно отработали прошедшую зиму в Москве в напряженном городском режиме в ЗАО «СПЕКТР» с высокой оценкой производительности и надежности поставленной техники эксплуатирующей организацией. Для летней эксплуатации трактора ТЕРРИОН в комплекте может быть поставлено быстросъемное сменное погрузочное оборудование, также либо отечественное, либо импортное.


 

 

 

 

 

 

Кирилл Нищенко,
менеджер ООО Управляющая компания «КОММАШ - ГрАЗ»

— Любое объединение производителей  приносит свои плоды. Наиболее интересным видом консолидации является сотрудничество Российских и зарубежных производителей. Получив статус официального представителя, отечественные компании предлагают технику собственного производства, на основе европейских технологий. В итоги чего в выигрыше остается покупатель – получает более технологичные машины за приемлемую цену. Вопрос же привлекательности того или иного производителя неразрывно связан с ценой его продукции и исторически сложившимся фактором распределения рынка коммунальной техники. Так лидером по выпуску спецтехники направления «дорога» является ОАО «Завод КДМ им. М.И. Калинина»; в направление «вода» на первом месте стоит ОАО «Завод КОММАШ»; в направлении «мусор» у истоков стоит ОАО «Ряжский авторемонтный завод»
Стоит признать, что большая доля рынка в сегменте «вода» принадлежит отечественным предприятиям. Объясняется такое лидерство спецификой эксплуатации техники: существуют национальные особенности применения техники, например, очистка ливневых канализаций. Справится с подобным видом работ под силу исключительно отечественным вакуумным машинам. Ведь импортные производители в принципе не берут во внимание подобное применение техники, соответственно и изготавливают ее с иными техническими характеристиками.
Если брать во внимание дорожную и мусоровозную технику, то тут, наоборот, наблюдается повышение спроса на импортные машины. Прежде всего, это связано с тем, что источники финансирования коммунальных спецмашин зачастую сами формируют спрос на них. Тем не менее, каждая крупная компания-производитель выпускает достаточно большие объемы техники низкого ценового диапазона, и спрос в данном ценовом сегменте стабильный и все еще самый высокий.


"Промышленные страницы Сибири" №5 (64) июнь 2012 г.

Анна Серых.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru