Выход на новый уровень

В самом начале эры радио вся аппаратура была ламповой. Электровакуумные лампы были единственным способом усиления электрического сигнала вплоть до начала 60-х годов, когда началось активное развитие полупроводниковых приборов. Менее чем за 10 лет полупроводники отвоевали у лампы значительную часть рынка.

Оно и понятно – маленький транзистор при схожих характеристиках был удобнее громоздкой, хрупкой и постоянно греющейся лампы. С развитием транзисторной радиоаппаратуры появились карманные приёмники, портативные проигрыватели и магнитофоны. Казалось бы, в соревновании за звук победа должна была вот-вот достаться транзисторам. Однако разработчики ламповой аудиотехники не стояли на месте и тоже совершенствовали свою продукцию. В итоге к концу 70-х годов мир звуковых специалистов разделился на два лагеря. Одни уверенно заявляли, что ламповый звук – настоящий, живой. Другие ставили в преимущество транзисторам большую точность воспроизведения и меньшие помехи.
В настоящий момент широкое распространение получила транзисторная аудиотехника. Доступная по цене, лёгкая в эксплуатации, достойная по звучанию. Тем временем, невероятно сильны оказались передающиеся из уст в уста истории про тот самый, тёплый и живой ламповый звук. И с середины 90х годов интерес к ламповому звучанию принял новые обороты.

Секреты старых пластинок
В ламповой аудиотехнике используется минимум корректирующих звук электронных компонентов и цепочек из них. Как известно, звуковой сигнал, проходя через любую коррекцию, в той или иной форме теряет исходную составляющую. В ламповых усилителях,  не претерпевая, по сути, никакой дополнительной обработки, звук доставляется в исходном виде.
В собственном звуке радиолампы преобладают так называемые чётные гармоники. Это составляющие звука, формирующие его тембр и окраску. Они приятны на слух, и даже в искажённом сигнале звучат благородно. Радиолампа скрашивает динамические неровности в звуке и дополняет его «теми самыми» чётными гармониками.
Транзисторная же техника работает совершенно по иному принципу. Сам по себе транзистор – элемент неблагозвучный, нежели лампа, но в использовании куда более удобный. Чтобы заставить транзистор «звучать» на должном уровне, сигнал приходится корректировать. Это называется обратной связью. Чем она глубже, тем с меньшими искажениями передаётся звук. В тоже время, зажатый в обратные связи, он теряет исходные составляющие. К тому же в звуке транзисторов преобладают нечётные гармоники, которые неприятны для нашего слуха. Их стараются уменьшить при помощи всё тех же обратных связей, что не лучшим образом влияет на исходный сигнал.
На большинстве аудиотреков это совершенно не заметно – они уже делаются в расчёте на прослушивание через транзисторную аудиотехнику. К примеру, сжимаются динамический и частотный диапазоны. Но если речь идёт об аудиозаписях, где такое сжатие недопустимо (классическая и инструментальная музыка, джаз, блюз, хард-рок 70х), необходима аудиотехника, способная без искажений передать всё богатство такой музыки.

Военное направление
Если в аппаратуре для широкого потребления, начиная с 60-х годов, шел процесс активного перехода на полупроводники, то оборонная промышленность как в СССР, так и на Западе, продолжала создавать новые образцы аппаратуры на лампах. Мало того, сама конструкция лампы продолжала совершенствоваться. В 50-х годах для военных целей были созданы радиолампы нового типа – так называемые нувисторы. Время службы нувистора сопоставимо с временем службы транзистора. Это значит, что можно обойтись без панелек и впаивать нувисторы непосредственно в монтажную плату, точно так же, как и другие радиодетали. Времена «холодной войны» вообще подарили нам множество интересных решений в области ламповой техники. В силу своей дороговизны они тогда не использовались в аппаратуре широкого применения. Но сейчас производители high-end аппаратуры активно используют наработки прошлых лет.

Сибирский прорыв
Главные особенности ламповой аппаратуры – ручная сборка, индивидуальное проектирование и, в следствии этого, соответствующая цена. Вот только везти такие устройства в центр Сибири рискованно. Типовой дорогостоящий товар редко находит своего потребителя. Потому некоторое время назад приобрести ламповый усилитель можно было в лучшем случае – в столице, в самом вероятном – за рубежом.  Однако меломаны Сибири и Дальнего Востока не хотели оставаться в стороне. И четыре года назад красноярские инженеры самостоятельно разработали и изготовили первый ламповый усилитель класса Hi-End, сравнимый по характеристикам с лучшими мировыми аналогами.
Идея создавать ламповую технику возникла у сибиряков спонтанно. Как говорится, спрос и предложение  нашли друг друга. Изначально заказы были одиночными. И изобретатели даже не планировали создавать свой бизнес. Но спустя два года они получили настоящий поток заказов. Невзирая на цену, люди как себе, так и в подарок, приобретали  усилители и акустику. Привлекал  авторский подход и кристальная чистота звучания.
Такая аппаратура подходит для коттеджей, квартир, офисов, но не для массовых мероприятий. Инженеры называют ее звуком для души.
В Сибири количество людей, способных оценить настоящий ламповый звук, было стабильно высоким, как и их статус. Помимо того, что такая аппаратура хорошо звучит, она способна украсить любой интерьер. Ведь для изготовления такой системы необходимы цельные дорогие материалы, например красное дерево или латунь, и, конечно же, чувство стиля. Не исключено, что через несколько лет ламповые усилители станут ощутимым конкурентом для привычной транзисторной техники.


p align="justify">Оно и понятно – маленький транзистор при схожих характеристиках был удобнее громоздкой, хрупкой и постоянно греющейся лампы. С развитием транзисторной радиоаппаратуры появились карманные приёмники, портативные проигрыватели и магнитофоны. Казалось бы, в соревновании за звук победа должна была вот-вот достаться транзисторам. Однако разработчики ламповой аудиотехники не стояли на месте и тоже совершенствовали свою продукцию. В итоге к концу 70-х годов мир звуковых специалистов разделился на два лагеря. Одни уверенно заявляли, что ламповый звук – настоящий, живой. Другие ставили в преимущество транзисторам большую точность воспроизведения и меньшие помехи.
В настоящий момент широкое распространение получила транзисторная аудиотехника. Доступная по цене, лёгкая в эксплуатации, достойная по звучанию. Тем временем, невероятно сильны оказались передающиеся из уст в уста истории про тот самый, тёплый и живой ламповый звук. И с середины 90х годов интерес к ламповому звучанию принял новые обороты.

Секреты старых пластинок
В ламповой аудиотехнике используется минимум корректирующих звук электронных компонентов и цепочек из них. Как известно, звуковой сигнал, проходя через любую коррекцию, в той или иной форме теряет исходную составляющую. В ламповых усилителях,  не претерпевая, по сути, никакой дополнительной обработки, звук доставляется в исходном виде.
В собственном звуке радиолампы преобладают так называемые чётные гармоники. Это составляющие звука, формирующие его тембр и окраску. Они приятны на слух, и даже в искажённом сигнале звучат благородно. Радиолампа скрашивает динамические неровности в звуке и дополняет его «теми самыми» чётными гармониками.
Транзисторная же техника работает совершенно по иному принципу. Сам по себе транзистор – элемент неблагозвучный, нежели лампа, но в использовании куда более удобный. Чтобы заставить транзистор «звучать» на должном уровне, сигнал приходится корректировать. Это называется обратной связью. Чем она глубже, тем с меньшими искажениями передаётся звук. В тоже время, зажатый в обратные связи, он теряет исходные составляющие. К тому же в звуке транзисторов преобладают нечётные гармоники, которые неприятны для нашего слуха. Их стараются уменьшить при помощи всё тех же обратных связей, что не лучшим образом влияет на исходный сигнал.
На большинстве аудиотреков это совершенно не заметно – они уже делаются в расчёте на прослушивание через транзисторную аудиотехнику. К примеру, сжимаются динамический и частотный диапазоны. Но если речь идёт об аудиозаписях, где такое сжатие недопустимо (классическая и инструментальная музыка, джаз, блюз, хард-рок 70х), необходима аудиотехника, способная без искажений передать всё богатство такой музыки.

Военное направление
Если в аппаратуре для широкого потребления, начиная с 60-х годов, шел процесс активного перехода на полупроводники, то оборонная промышленность как в СССР, так и на Западе, продолжала создавать новые образцы аппаратуры на лампах. Мало того, сама конструкция лампы продолжала совершенствоваться. В 50-х годах для военных целей были созданы радиолампы нового типа – так называемые нувисторы. Время службы нувистора сопоставимо с временем службы транзистора. Это значит, что можно обойтись без панелек и впаивать нувисторы непосредственно в монтажную плату, точно так же, как и другие радиодетали. Времена «холодной войны» вообще подарили нам множество интересных решений в области ламповой техники. В силу своей дороговизны они тогда не использовались в аппаратуре широкого применения. Но сейчас производители high-end аппаратуры активно используют наработки прошлых лет.

Сибирский прорыв
Главные особенности ламповой аппаратуры – ручная сборка, индивидуальное проектирование и, в следствии этого, соответствующая цена. Вот только везти такие устройства в центр Сибири рискованно. Типовой дорогостоящий товар редко находит своего потребителя. Потому некоторое время назад приобрести ламповый усилитель можно было в лучшем случае – в столице, в самом вероятном – за рубежом.  Однако меломаны Сибири и Дальнего Востока не хотели оставаться в стороне. И четыре года назад красноярские инженеры самостоятельно разработали и изготовили первый ламповый усилитель класса Hi-End, сравнимый по характеристикам с лучшими мировыми аналогами.
Идея создавать ламповую технику возникла у сибиряков спонтанно. Как говорится, спрос и предложение  нашли друг друга. Изначально заказы были одиночными. И изобретатели даже не планировали создавать свой бизнес. Но спустя два года они получили настоящий поток заказов. Невзирая на цену, люди как себе, так и в подарок, приобретали  усилители и акустику. Привлекал  авторский подход и кристальная чистота звучания.
Такая аппаратура подходит для коттеджей, квартир, офисов, но не для массовых мероприятий. Инженеры называют ее звуком для души.
В Сибири количество людей, способных оценить настоящий ламповый звук, было стабильно высоким, как и их статус. Помимо того, что такая аппаратура хорошо звучит, она способна украсить любой интерьер. Ведь для изготовления такой системы необходимы цельные дорогие материалы, например красное дерево или латунь, и, конечно же, чувство стиля. Не исключено, что через несколько лет ламповые усилители станут ощутимым конкурентом для привычной транзисторной техники.


Антон Гочачко,
генеральный директор ООО КБ «Инженерные решения» (г. Красноярск)

— Мы изготавливаем аппаратуру конкретно под заказчика. Это позволяет ему получить то, что он хочет, а не то, что ему навязывают.   Вопреки нашим опасениям, желающих слушать высококачественное звучание музыки оказалось очень много.  Причем меломанов интересует не только ламповый звук, но и его достойное оформление. Так, один из наших клиентов пожелал корпус усилителя из цельного мрамора. Вообще при таком подходе ограничений практически не существует. Я даже не удивлюсь заказу на усилитель из золота.

 

 

 


Компания

Конструкторское бюро «Инженерные решения»
г. Красноярск
пр. Карла Маркса, 44, 2 этаж
тел.: (391) 2 966-355
www.recordpremium.ru

                                                         


"Промышленные страницы Сибири" №4 (63) май 2012 г.


Наталья Федорченко.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru