Посткризисный период характеризуется устойчивым ростом спроса на продукцию промышленного назначения, машины, оборудование, повышением доступности кредитных и лизинговых инструментов, реализацией инвестиционных программ. На этом фоне наблюдается стремительный рост отечественного производства автомобильных кранов. За 2011 год рынок автокранов грузоподъемностью тонн в России вырос в среднем на 40% по сравнению с 2010 годом и составил более 3 800 автокранов. На Челябинском механическом заводе рост производства составил более 80% и доля рынка увеличилась на 2,5%. Постепенно оживает и рынок импортных кранов, как новых, так и бывших в эксплуатации, но их доля не превышает и 3,5%. В основном это производители из США, Китая и Японии.
В настоящее время, по предварительным данным, китайские краны занимают порядка 30% импорта, а это не более 40 единиц. Если сравнивать с объемами производства на отечественном рынке, то у производителей из «поднебесной» всего 1% рынка.
Благодаря высокой скорости передвижения, автокраны удобно использовать на удаленных один от другого объектах с небольшими объемами работ. На современном строительном рынке автокран является распространенным строительным оборудованием, без которого невыполнимо значительное число погрузочно-разгрузочных операций. И не только в производстве, промышленности, на автотранспортных предприятиях, складах и во многих других областях деятельности человека используется эта мощная техника, позволяющая эффективно и максимально точно перемещать грузы с впечатляющей массой.
Из далекого прошлого
Прообразами автокранов послужили рутьеры (паровые тягачи) с установленной сбоку или в передней части крановой балкой. Их функциональность сводилась к банальной погрузке-разгрузке прицепов с артиллерийским оружием и перемещению тяжестей при строительстве фортификационных сооружений. С появлением крановых установок на автомобильном шасси сфера применения этих машин несколько расширилась, однако в большинстве случаев ограничивалась перегрузочными работами и вспомогательными при ремонте техники в полевых условиях. Сложно поверить, но до 1940-х годов автокраны редко удавалось задействовать в капитальном строительстве в полном объеме, учитывая их недостатки того времени – ненадежность, малую рабочую зону и высоту подъема, а также высокие эксплуатационные затраты.
Первые автокраны были очень похожи конструктивно: автомобильное шасси и полноповоротная крановая платформа с электрическим или механическим приводом тросов. Недостатки автокранов пытались устранить, расширяя их специализацию. Например, существовали полууниверсальные автокраны с 7-11-метровой стрелой. Проводимые эксперименты по усовершенствованию этих машин стали толчком к созданию и вовсе экзотических машин – башенных самомонтируемых автокранов, автотрубоукладчиков, автодериков (автокран с деревянной стрелой для трелевочных работ). В сущности, всем знакомые краны-укосины, гидроманипуляторы – это тоже побочный продукт на пути специализации автокрановой техники.
В целях конкуренции
На первый взгляд для отечественных производителей рыночная ситуация складывается самым лучшим образом. Иностранные противники повержены ценовой политикой и вроде бы конкуренция становится не такой сильной. Однако если посмотреть на внутренний рынок нашей страны пристальнее, то можно заметить, что отечественные краностроители демонстрируют весьма неплохие результаты работы.
Например, многие производители постепенно переходят на использование небольшого количества импортных комплектующих. Ровно настолько, насколько это помогает улучшить качество при незначительном изменении цены. Сегодняшние объемы производства автокранов, разумеется, не идут ни в какое сравнение с тем, что было в Советском Союзе: в последние годы выпуск стабильно находился на уровне 2,5-2,7 тыс. машин в год. Но зато наблюдатели отмечают несомненные качественные изменения в данной сфере. В первую очередь нужно упомянуть о расширении номенклатуры. Производители автокранов поняли, что это позволяет эффективнее удовлетворять потребности заказчика, следовательно, повышает конкурентоспособность фирмы.
Качество изготовления ведущих импортных кранов в настоящее время вполне соизмеримо с продукцией отечественных краностроителей. Несмотря на более длинные стрелы и немного лучшие грузовые характеристики, ввезенная из-за рубежа грузоподъемная техника обладает значительными недостатками. Основной недостаток импортных кранов (кроме цены!) – это большая масса и габаритные размеры, которые затрудняют движение по дорогам общего пользования. Кроме того, зарубежные автомобильные краны имеют очень маленький клиренс. Они не приспособлены для передвижения по российскому бездорожью. Автокраны на вездеходных шасси, таких как УРАЛ-4320, КАМАЗ-43118 обеспечивают машине повышенную проходимость, поскольку эти шасси были созданы специально для российских дорог, вернее, для их отсутствия. Такая машина может добраться не только на городскую стройплощадку, но в место, расположенное далеко от асфальтовой дороги, – главное только, чтобы место работы крана имело устойчивое основание.
Об устойчивости кстати, лучше позаботиться заранее. Иначе тяжелый кран, забравшись в глушь, может в этой глуши и остаться.
Кроме того, отечественные краны приспособлены для эксплуатации в условиях низких температур (до -40С°), а импортные аналоги зачастую лишь до -20С°. Впрочем, оператору-машинисту при таких морозах лучше все-таки находиться в импортной кабине, поскольку та укомплектована большим количеством электроники и более совершенными системами управления климатом.
Как бы то ни было, если верить любителям отечественной спецтехники, у российских автокранов есть все шансы на победу в конкурентной борьбе.
На этот счет есть и другое мнение. Приверженцы импортных машин говорят, что западная спецтехника в среднем в полтора раза дороже отечественной, но за эту цену потребитель получает машину, чья надежность и реальные технические возможности превышают характеристики российской спецтехники.
Многие покупатели отмечают, что в техобслуживание наших автокранов приходится вкладывать столько средств, что в долгосрочной перспективе они оказываются дороже импортных аналогов. Так что вопрос экономии – отнюдь не праздный. Для верного решения заказчику приходится выполнить немало подсчетов, чтобы в конечном итоге определить, у кого лучше купить автокран, чтоб в будущем не продешевить. Впрочем, справедливо будет отметить, что на сегодняшний день российского покупателя не слишком мучают эти подсчеты. Многие, даже понимая будущие траты, пока еще не готовы выкладывать круглые суммы за иностранную спецтехнику, что позволяет нашим производителям достаточно уверено чувствовать себя на рынке.
Как сделать правильный выбор
Приобретая автокран, покупатель принимает в расчет не только соотношение цена-качество, но и технические возможности автокрана. Перед началом поисков каждый покупатель должен определиться, груз какого типа предстоит переносить автокрану, каков приблизительный вес груза, а также в какой упаковке он может находиться. «Авось» здесь точно не советник: превышение эксплуатационных свойств крана приведет к его скорой поломке, а чрезмерный «запас грузоподъемности» может больно ударить по кошельку заказчика. Если же возможности заранее определить точные габариты и вес предполагаемого груза по каким-то причинам нет, то в этом случае стоит выбрать автокран с грузоподъемностью немного выше той, которая может потребоваться.
Многие подрядчики отдают предпочтение 25-тонному автокрану на базе КамАЗа. Такая спецтехника оснащена круговой рабочей зоной, благодаря чему она переносит груз над кабиной шасси, что значительно экономит время. Говоря по секрету, он может успешно справиться и с гораздо большим весом, чем указан в документации. Знатоки в этом деле даже говорят о том, что в определённых положениях стрелы, автокран может поднимать до 32 тонн веса. Это, конечно, не лучшим образом сказывается на долговечности техники. Но в экстренных случаях таким свойством машины можно воспользоваться для решения сверхзадач.
Стоит отдать должное разработчикам современных автокранов. Они позаботились не только о надежности и грузоподъемности крана, но и о комфорте специалиста. Ведь от того, насколько удобно рабочему будет находиться в кабине машины, зависит и качество выполняемых работ. Учитывая этот фактор, производитель создал все удобства для своего потребителя. Так, в кабине находится автономное отопление, все рычаги нажимаются плавно, а гидравлика доведена до европейского уровня, что позволяет качественно и быстро производить необходимые строительные работы. Как показывает практика, именно такой автокран пользуется наибольшей популярностью у потребителя. При всех его незаменимых качествах он по праву считается находкой для строителей.
Учет всех этих параметров – дело обязательное. И хоть новичка такое количество характеристик может сбить с толку, бывалые строители неплохо ориентируются в том, что их кормит.
Тенденции развития
Несмотря на стремительный рост спроса на колесные краны, наблюдается снижение доли автокранов грузоподъемностью 14-20 тонн – их вытесняют краны манипуляторы, которые выполняют аналогичные функции – погрузо-разгрузочные работы. Доля же автокранов большей грузоподъемности (25, 32, 40 тонн) стабильно растет. И производители, которые держат руку на пульсе, уже скорректировали свою структуру предложения в сторону сокращения доли в структуре выпуска легких кранов.
Также одной из основных тенденций развития отрасли краностроения является повышение конкурентоспособности за счет улучшения качества, расширения и диверсификации номенклатуры выпускаемой техники, а также активного освоения новых рынков за счет регионального развития.
Кроме того, изменяется и стоимость крана. Цены на автомобильные краны грузоподъемностью 25 тонн (самый массовый продукт на отечественном рынке) за последний год выросли в среднем на 6-8%, в зависимости от шасси (УРАЛ, КАМАЗ, МАЗ) и производителя техники. Например, на ОАО «ЧМЗ» цена выросла на 6%, а у других производителей рост достигает 8%. И чем большую массу может поднять кран, тем и выше разница в цене за год – цена на автокраны грузоподъемностью 32 тонны выросла на 9-10%. Основной фактор увеличения цен – изменение цен на шасси и комплектующие.
Статистика роста
По словам специалистов за год производители выпускают более 4000 автокранов и гидроманипуляторов. И это только в России. Это больше, чем вместе взятых бульдозеров, автогрейдеров и погрузчиков. Даже экскаваторов всех размерных групп выпускается меньше. Кроме того, в отраслевую статистику не попадают краны-манипуляторы, устанавливаемые на кузовные, контейнерные мусоровозы и другие, коммунальные и дорожные машины.
Увеличение спроса обусловлено происходящим в последние годы ростом объемов производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. При этом потребности потребителя удовлетворяются, в основном, за счет российских производителей автокранов. А вот что касается импортной техники из этого разряда, то она составляет всего лишь несколько процентов от совокупного объема продаж. В этой ситуации отечественные производители остаются на коне. Объясняется такая закономерность очень просто, а именно, разницей цен.
СПРАВКА Дмитрий Таланов, заместитель генерального директора ОАО «Угличмаш» по сбыту (г. Углич) поясняет, что за последний год цена на автокраны увеличилась в среднем на 10-20%. «Это в первую очередь связано с подорожанием автомобильных шасси. Заводы производители автомобильных шасси в среднем за год подняли цену на 20 процентов, что отразилось на цене автокрана», - говорит он. |
p align="justify">Посткризисный период характеризуется устойчивым ростом спроса на продукцию промышленного назначения, машины, оборудование, повышением доступности кредитных и лизинговых инструментов, реализацией инвестиционных программ. На этом фоне наблюдается стремительный рост отечественного производства автомобильных кранов. За 2011 год рынок автокранов грузоподъемностью тонн в России вырос в среднем на 40% по сравнению с 2010 годом и составил более 3 800 автокранов. На Челябинском механическом заводе рост производства составил более 80% и доля рынка увеличилась на 2,5%. Постепенно оживает и рынок импортных кранов, как новых, так и бывших в эксплуатации, но их доля не превышает и 3,5%. В основном это производители из США, Китая и Японии. Из далекого прошлого В целях конкуренции Как сделать правильный выбор Статистика роста
"Промышленные страницы Сибири" №4 (63) май 2012 г. Анна Серых. © 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири» Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru |