Дорожно-строительную технику стоит признать самым обновляемым и изменяемым сегментом машиностроения. Ведь современный рынок балует своего потребителя новинками практически каждый год, при этом все больше развиваясь и совершенствуясь. Кстати, упор в развитии делается не только на самой конструкцию машин, но и на первый взгляд второстепенных вещах, например, таких как освещение. Постепенный переход на светодиодные фонари, индикаторы и лампы для освещения площадки дорожно-строительных работ привел к тому, что LED-светильники стоят практически во всех новых моделях спецтехники.
Впрочем, эта тенденция — скорее приятный атрибут прогресса. Основных направлений развития и совершенствования дорожно-строительной техники всего три. В первую очередь покупатели и продавцы отмечают увеличение производительности стройавтотехники. Помимо этого многие покупатели стали отмечать, что дорожные машины столь необходимые в условиях улучшения состояния российских дорог, в техническом вопросе стали намного надежнее. И, как следствие из второго направления, вытекает третье: машиностроители стремятся снизить стоимость эксплуатации своих детищ. Естественно, все это делается только для того, чтобы угодить покупателю: система выявления и удовлетворения потребностей клиента выстроена на каждом крупном машиностроительном предприятии.
Одним из самых весомых и востребованных сегментов дорожно-строительной техники признаются бульдозеры. А там, где есть спрос, всегда будет и предложение: широкая линейка бульдозерной техники, как по тяговому классу, так и оснащенности дает возможность потребителю выбирать то, что ему действительно подходит. Тем более, что выбирать есть из чего. Как отмечает генеральный директор ООО «ЧТЗ-УралТрак-Енисей» Александр Ильяшевич, за долгие годы использования эти машины зарекомендовали себя у потребителей как неприхотливая и достаточно надежная техника, работающая в различных климатических условиях и способная выполнять самую разную работу.
Груз ответственности
Не зря на дорожно-строительную технику возлагается большая ответственность в работе, ведь эти машины признаны одними из самых крупных. От качества их работ зависит добротность будущей дороги, а также длительность возможного срока эксплуатации. Однако это не значит, что «малые формы» уходят в тень. Напротив, в последнее время популярность приобретают тротуарные катки. Они очень удобны при асфальтировании тротуаров и небольших площадок в условиях стесненной городской среды. Нельзя оставить и без внимания погрузчики с бортовым поворотом (мини-погрузчики) и экскаваторы-погрузчики. Сегодня эту технику можно встретить на строительных площадках и городских улицах, в фермерских хозяйствах и коттеджных поселках. Благодаря своей компактности, маневренности и возможности использования навесного сменного оборудования, мини-погрузчик применяется для проведения погрузочных, землеройных, коммунальных и дорожных работ. Экскаватор-погрузчик незаменим на строительной площадке.
Есть потенциал в российских машинах
Спрос на дорожно-строительную технику был и будет, ведь жилищный и дорожный вопросы остаются открытыми во все времена. Именно поэтому в последние годы выделяются значительные средства для их решения. Кстати, этим и объясняется рост производства дорожно-строительных машин, а вместе с ним и усиление соперничества между производителями. И если до недавнего времени поставщики зарубежной техники не встречали серьезной конкуренции среди российских коллег, сегодня ситуация резко изменилась. Надо сказать, что раньше платежеспособный покупатель не задумался, какую технику приобретать: отечественную или зарубежную. Выбор был очевиден, западные производители могли угодить своему потребителю если не в цене, то в качестве.
Однако несколько лет назад российским производителям надоело занимать второстепенную нишу, и они вступили в конкурирующую борьбу с западными производителями. И им удалось-таки выбиться в лидеры по некоторым направлениям. Например, в производстве асфальтовых катков. Даже неэксперту заметно, как много машин с надписью «Раскат» укладывает летом асфальт на российских дорогах. Эта техника может похвастать и ценой, и надежностью. А еще дать другим машиностроителям пример того, что и отечественный машиностроитель на внутреннем рынке может встать в один ряд с такими монстрами машиностроения как Caterpillar, Komatsu, John Deere, Volvo, Hitachi, Case и др.
Пока передовиками в дорожно-строительной отрасли остаются американские, японские и европейские марки. Поскольку именно они изобретают все более современные и технологичные машины для дорожно-строительной отрасли. Однако что касается конкуренции, то для российских марок на мировом рынке в будущем ее способны будут составить лишь производители из Поднебесной, перенимающие мировой опыт производства техники и комплектующих.
Стойкость цен
В последние годы резких скачков цены нв дорожно-строительную спецтехнику не происходило. Нельзя сказать, что она осталась такой же как года два назад, но и особых повышений стоимости нет. Незначительные ценовые наценки связаны с повышением стоимости на материалы и комплектующие, применяемые при их производстве. Хотя даже при этих условиях в некоторых компаниях стоимость не увеличилась. Например, в ОАО «Раскат» стоимость катков сегодня такая же, как и в прошлом году. А вот у поставщиков техники Shantui стоимость на дорожно-строительные машины (с 1 января 2012 года) выросла на 5-6%. И прежде всего это связано с ростом курса юаня, а также инфляцией внутри Китая. Представители компании John Deere со всей ответственностью заявляют, что, несмотря на увеличение себестоимости в связи с изменениями в конструкции машин, повышающими производительность и надежность техники, цена на их дорожно-строительные машины практически не изменилась. Этого им удалось достичь благодаря оптимизации логистических потоков в связи с открытием производственно-складского комплекса John Deere в Домодедово (Московская область).
Все еще впереди
Российский рынок дорожно-строительной техники продолжает оставаться перспективным, несмотря на тенденции, влияющие на его изменения. К примеру, в последние годы устоялась уже сложившаяся традиция — продажа китайской техники увеличивается ежегодно. Сегодня эта страна является одним из главных конкурентов отечественных машин, особенно в сегменте фронтальных погрузчиков.
В последнее время поставщики отмечают, что все больше покупателей отдают предпочтение многофункциональным машинам, способным заменить собой сразу несколько единиц техники. Там, где раньше потребитель использовал полноповоротный экскаватор и фронтальный погрузчик, теперь применяется экскаватор-погрузчик.
Стоит отметить, что также изменения на рынке дорожно-строительной техники обозначились с приходом на рынок Сибири серьезных мировых производителей дорожно-строительной техники. Если ранее на рынке была представлена техника российских, белорусских и китайских производителей, техника Caterpillar и Komatsu, то теперь в регионах свои дилерские центры имеют такие крупные производители, как John Deere, Volvo, Case, JCB, Terex.
За прошедшее десятилетия множество тенденций повлияло на формирование современного рынка дорожно-строительной техники. Конкуренция, которая в первое время была незначительной и даже едва заметной, сейчас ужесточилась. Если раньше соперничество шло между российскими и зарубежными производителями, то сегодня и зарубежные производители активно конкурируют между собой. Не стоит забывать о кризисе, который значительно подкосил многие компании. Вследствие этого некоторые российские компании-продавцы дорожно-строительной техники так и не смогли выйти из него. В виду достаточно широкого предложения на сегодняшний день покупатель стал более разборчив, он обращает внимание не только на цену и наличие техники, но и на сервисную поддержку. Экспансия китайских машин идет, конечно, не такими темпами, как в 2006-2007 годах, но то, что импорт «китайцев» снова растет — неоспоримый факт.
p align="justify">Дорожно-строительную технику стоит признать самым обновляемым и изменяемым сегментом машиностроения. Ведь современный рынок балует своего потребителя новинками практически каждый год, при этом все больше развиваясь и совершенствуясь. Кстати, упор в развитии делается не только на самой конструкцию машин, но и на первый взгляд второстепенных вещах, например, таких как освещение. Постепенный переход на светодиодные фонари, индикаторы и лампы для освещения площадки дорожно-строительных работ привел к тому, что LED-светильники стоят практически во всех новых моделях спецтехники. Груз ответственности Есть потенциал в российских машинах Стойкость цен Все еще впереди
"Промышленные страницы Сибири" №3 (62) апрель 2012 г. Анна Серых. © 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири» Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru |