Лизинг в промышленных масштабах

Понятие «лизинг» появилось в современном русском языке не более десяти лет назад. И сегодня значение этого иностранного слова знает почти каждый второй красноярец. Наиболее просвещенные даже ориентируются в разных видах лизинга. 2007-ой стал годом «прорыва» лизинга в России: услуга обрела популярность, а лизинговые компании определенную известность. Аналитики отмечают начало этапа «здоровой» конкуренции и борьбы за целевого клиента.

КРЕДИТ ИЛИ ЛИЗИНГ?
Фирмы, которые нуждаются в новом оборудовании, заинтересованы в том, чтобы получить его сразу, а деньги отдать потом. Это и есть лизинг, который имеет ряд принципиальных отличий от давно знакомого всем нам кредита. Во-первых, после получения кредита фирма самостоятельно выбирает и приобретает новое оборудование — оно становится ее собственностью. Во-вторых, прежде чем выдать кредит, банк внимательно изучит платежеспособность организации и выяснит стоит ли давать кредит. При заключении договора лизинга схема иная. Фирма сможет пользоваться оборудованием, распоряжаться же им будет лизинговая компания. Она будет вправе даже изъять это оборудование у клиента. Зато по сравнению с банками, лизинговые компании предъявляют к своим клиентам менее жесткие требования. Заплатив 20—30 процентов от стоимости оборудования, фирма уже получает имущество в пользование. В дальнейшем она может постепенно выплатить не только стоимость оборудования, но и сумму страховки, а также налог на имущество и стать полноценным владельцем. Здесь есть два основных плюса по сравнению с кредитованием. Это ускоренная амортизация техники, что позволяет снизить налог на имущество и снижение базы, облагаемой налогом на прибыль. Но здесь есть одно важное условие — клиентом лизинговой компании может стать только юридическое лицо.
АССОРТИМЕНТ
Лизинговые компании представляют клиентам довольно внушительный список всего, что можно приобрести с их помощью. Автомобили, тяжелая техника, складское и заводское оборудование. Стоит учесть, что у многих лизинговых компаний существует «черный список» оборудования, с которым они не работают. Это могут быть узкоспециализированные, редкие или уникальные средства, кроме того быстроустаревающая техника — например, компьютеры, а также самолеты, медицинское оборудование, предметы, которые выпускаются в единственном экземпляре. Здесь один путь — к банковскому кредиту.
ЛИЗИНГ АВТОТРАНСПОРТА
Лизинг автотранспорта — это один из самых динамичных и стабильно развивающихся видов бизнеса. Для лизинговых компаний автомобиль, пожалуй, самый привлекательный предмет лизинга
из-за высокой ликвидности и прогнозируемойстоимости.
В 2007 году на рынке лизинга коммерческого автотранспорта произошли достаточно серьезные изменения. Они касаются увеличения сроков лизинга, снижения минимального авансового платежа,
упрощения пакета документов и уменьшения сроков проведения лизинговой сделки. Как следствие в этом сегменте высокая конкуренция среди лизинговых компаний, что идет на пользу в первую очередь клиентам.
Компании предлагают все больше программ по лизингу автотранспорта. Есть совместные программы с поставщиками, когда клиентам могут быть предоставлены скидки на машину. У всех лидеров красноярского рынка лизинг транспорта составляет около трети всех договоров и является одной из лидирующих позиций в структуре лизингового портфеля. Клиентам лизинговых компаний не нужно заниматься регистрацией автомобилей в ГИБДД,
техобслуживанием и страхованием, поскольку все это за него делает лизингодатель.
ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ
Красноярские эксперты не ожидают скорого замедления рынка лизинга. «Прирост рынка осуществляется ежегодно, — говорит Дмитрий Ефремов директор красноярского представительства «Delta-лизинг». — В Сибири прирост еще больше, чем общероссийский. За последний год рынок лизинга вырос на 50 %. 2007 год дал тенденцию к росту покупок автотранспорта, как легкового, так и грузового. Хотя в целом прирост идет по всем показателям. Предпосылки к этому — общий экономический рост в регионе». Прошедший год оказался сверхуспешным. Участники рынка отмечают, что им удалось резко увеличить число и объем сделок в этом сегменте. Растет общий объем договоров. Среди других перспективных направлений эксперты называют лизинг строительной и спецтехники.
Сейчас красноярские лизинговые компании, как правило, готовы ждать выплаты суммы не более 7, а ставки по лизингу близки к ставкам по автокредитованию. В дальнейшем, по прогнозам специалистов, ставки будут снижаться, а сроки автолизинга удлиняться из-за обострения конкуренции. В этом году эксперты прогнозируют продолжение роста красноярского рынка лизинга. «В ближайшие несколько лет рынок будет развиваться стремительно. Будет увеличиваться количество лизинговых компаний, будут видоизменяться подходы, этот рынок очень живой, быстрорастущий», — говорит Дмитрий Ефремов.
ОПЕРАЦИОННЫЙ
и ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ
Последнее время большое внимание организации стали уделять операционному лизингу автотранспорта. Его особенность состоит в следующем: при заключении договора лизинга в состав платежей могут быть включены, например, не только затраты на страхование, плата за регистрацию авто в ГИБДД и транспортный налог, но и затраты на плановое обслуживание (сервисный осмотр, развал-схождение и т.д.), а также все непредвиденные затраты, связанные с эксплуатацией автомобиля. Такой продукт наиболее интересен для компаний, имеющих свои автопарки.
Оперативный лизинг — совершенно новое для России направление. Еще лет пять назад лизинг можно было считать чисто финансовым инструментом, альтернативным кредиту и интересным для клиентов, в первую очередь, налоговыми льготами и возможностью получения некоторых дополнительных услуг. При этом лизинговые договоры в обязательном порядке предусматривали переход права собственности по окончании договора к клиенту. В новых договорах предусматривается возможность выкупа машины клиентом по заранее установленной цене. Это дает клиенту возможность опробовать технику, понять, подходит она ему, и если нет, не искать пути избавления от нее, а просто вернуть лизинговой компании. Есть ряд отраслей, где загрузка мощностей идет лишь на строго определенное время. Такие компании понимают, что техника им точно будет нужна в течение года, на который у них есть заказы. Таким компаниям особенно интересен оперативный лизинг. Но, к сожалению, пока большинство компаний предлагает оперативный лизинг лишь по наиболее ликвидному имуществу, такому как легковой и грузовой автотранспорт, определенные виды строительной техники.
ЛИЗИНГ НЕДВИЖИМОСТИ
Это направление сравнительно недавно стали выделять в отдельное. Для него характерна сложная и длительная процедура сделки, а также особые свойства предмета лизинга, который не имеет тенденции к понижению стоимости. Однако данный рынок в России сегодня развит очень слабо. Объясняется это очень просто. Во-первых, определенные пробелы в законодательстве серьезно повышают риски по таким сделкам, как лизинговых компаний, так и лизингополучателей, а, во-вторых, для финансирования подобных проектов нужны довольно длинные сроки, как минимум 7-летние. К сожалению, такими ресурсами пока обладают лишь единицы лизинговых компаний в России. Тем не менее, этот рынок очень перспективен и многие аналитики с уверенностью предсказывают его бурный рост в ближайшие годы.

 

 

Оксана Кольк.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru