Бородино

Более полувека работает на востоке нашего края крупнейшее горнодобывающее предприятие «Бородинский разрез». Своей работой он вдохнул жизнь в город-спутник — Бородино. 58 лет не прерывает свой поток угольная река, которая зарождается в Бородинском карьере. Из-под мощных роторных ковшей разбегаются в разные стороны вагоны с углем, сливаясь затем на станции Буйной в один непрерывный угольный поток.

Бородинское месторождение стали осваивать в первую послевоенную пятилетку. В 1949 год началась промышленная разработка разреза. На вооружении у первостроителей были лишь кирка и лопата. За пять с лишним десятилетий тружениками угледобывающего предприятия пройден нелегкий, но славный путь. Развитие горных работ, освоение новой техники, повышение квалификации кадров вывели разрез «Бородинский» в разряд крупнейших в России.

Добыча угля открытым способом невозможна без объединения усилий работников многих подразделений и мощной современной техники.

Высокопроизводительные роторные комплексы, самые современные карьерные локомотивы, отечественные и импортные бульдозеры, развитая ремонтная база позволяют бородинским угольщикам добывать более 20 миллионов тонн угля в год.

Построен город Бородино, в котором проживает 19 тысяч жителей. К их услугам в городе работает Дворец культуры, детская школа искусств, Дом школьников, больничный комплекс на 160 коек, санаторий-профилакторий, школы, библиотеки, магазины и кафе, стадион, спортивный комплекс с бассейном и тренажерными залами, лыжная трасса.

В 2002 году Бородинский разрез вошел в состав Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), которая по объему добычи угля занимает первое место в России. У предприятия большое будущее. Наличие крупных разведанных запасов угля, его высокое качество создают уникальные условия для добычи черного золота в широких масштабах.

Потребителей бородинского угля достаточно много, и у всех свои запросы. Например, на Красноярской ГРЭС работают котлы разных типов, в одних можно сжигать только высокозольные угли, в других — только низкозольные. Энергетики для разных котлов и хранят и перерабатывают угли отдельно. И поставка для них должна быть отдельной. То же самое для Красноярской ТЭЦ-1. А вот Иркутская ТЭЦ-6 и Красноярская ТЭЦ-2 используют только низкозольные высококалорийные угли. Отправь им угли другой зольности — котлы зашлакуются.

Экологическим проблемам в Бородино уделяется особое внимание . Только в прошлом году государству было сдано 142 га восстановленных земель, разработан горноэкологический мониторинг. На трех поверхностных территориях предприятия одновременно строятся очистные сооружения ливневых и сточных вод с самыми современными технологиями очистки. Прошел согласование и экологическую экспертизу проект очистки сбрасываемых карьерных вод, которые пока очищаются только от нефтепродуктов.

Исполнительный директор ОАО «Разрез Бородинский» Виктор Маврин: «Продолжается сотрудничество с городами и районами присутствия СУЭК. В частности городу Бородино и Рыбинскому району в 2006 году было выделено более 15 миллионов рублей. Деньги пошли на строительство пищеблока при бородинской больнице, ремонт дороги краевого значения между Бородино и Заозерным, приобретение автобусов для сельских школьников, финансирование работы стройотрядов СУЭК, издание Книги памяти».

Около 20 миллионов тонн бородинского угля получили в прошедшем году энергетики и коммунальщики Иркутской области, Красноярского и Хабаровского краев. Для Бородинского разреза это не предел. Наличие крупных разведанных запасов угля, его высокое качество создали в Бородино уникальные условия для добычи черного золота в широких масштабах. В технологическом процессе добычи задействованы высокопроизводительные роторные экскаваторы, самые современные карьерные локомотивы, отечественные и импортные бульдозеры. Организовывают процесс подготовки и добычи угля настоящие профессионалы горного дела, которым под силу решать самые сложные задачи. Горнякам не безразлично, какова эффективность работы предприятия, как к их разрезу относятся потребители и смежники, каков ресурс и каково будущее самого крупного в стране угольного разреза, которое для бородинцев является еще и их будущим.

Знаменательные даты

В марте 1945 года Государственный Комитет Обороны СССР принял Постановление о строительстве в Красноярском крае Ирша-Бородинского разреза. В августе на место будущего разреза прибыли первые строители. В основном это были демобилизованные солдаты и репатриированные военнопленные.

В июле 1948 года машинист экскаватора Александр Пантюхов вынул первый ковш угля. 15 августа для того, чтобы ускорить вскрышные работы, был произведен массовый взрыв.

1949 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР населенный пункт при Ирша-Бородинском разрезе был отнесен к категории рабочих поселков. В декабре этого же года состоялись выборы первых депутатов Бородинского поссовета.

1949 г. Государственная приемка разреза в эксплуатацию. Первоначальная производительность — 1 млн.

С 1 января 1950 г. Ирша-Бородинский разрез включается в число действующих предприятий.

1956 г. Проектный институт «Гипрошахт» разработал специальное задание по реконструкции разреза и доведению его мощности до 25 миллионов тонн в год.

1978 г. Введен в эксплуатацию роторный комплекс ЭРШРД-5000, способный выдавать на-гора до 5 тыс. м3 горной массы в час.

1981 г. Рабочему поселку Бородино присвоен статус города краевого подчинения.

1989 г. Выполнен максимальный объём вскрыши в 29327,26 тыс.м3

1990 г. Добыта и отгружена потребителям 500-миллионная тонна угля.

1991 г. Добыт за год максимальный объем угля 30086000 тонн угля.

2001 г. 21 октября сдан в эксплуатацию железнодорожный тоннель в угольной траншее.

2002 г. 22 ноября добыта 750-ти миллионная тонна «черного золота» со дня эксплуатации разреза.

Коллектив АО «Разрез Бородинский» награжден Грамотой по итогам конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

2004 г. Бородинские горняки отметили 55-ю годовщину с начала промышленной разработки Бородинского угольного месторождения. Прошли конкурсы про фессионального мастерства среди ведущих рабочих профессий, Почетными грамотами и знаками «Шахтерской славы» и «Трудовой славы» награждено более 200 человек.

СПРАВКА:
В траншее на погрузке угля работают экскаваторы: два ЭРП-2500, два ЭРП-1600 и три ЭР-1250. Мощность пласта Бородинский-1 до 45 метров. На западе разрабатывается пласт тремя уступами (1,2,3 горизонты), на востоке — двумя уступами (2 и 3 горизонты). Длина основной траншеи 5 км, после объединения с восточно-смешанным участком — около 7 км. Ширина траншеи — 2 км. Глубина траншеи до 100 метров.

Отгружено потребителямс начала эксплуатации (с 1950 г.) более 785 млн.тонн угля.

Евегений Пантелейкин.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru