«Слабые вытеснятся сами»: Сибирские приборостроители обсудили проблемы отрасли за интерактивным круглым столом

В Сибири немало приборостроительных предприятий, которые работают на российском рынке не первый год, а то и не первое десятилетие. За этот период времени компании-производители КИПиА своим примером доказали, что можно работать эффективно в любых экономических условиях. О том, какие препятствия им приходится преодолевать, в каком направлении будет развиваться сибирское приборостроение, мы поговорили с представителями ведущих предприятий региона.

Как изменила рынок сложная экономическая ситуация прошлых лет? Многим ли компаниям пришлось покинуть этот бизнес, и кто пришел на их место?

Алексей Яковлев, генеральный директор ООО «Энергетические технологии»: Рынок изменился, многие компании, представляющие малый бизнес, ушли, на их место зашли московские более крупные компании, с другими финансовыми возможностями, маркетингом, инжинирингом.

Александр Макогон, заместитель директора по развитию бизнеса ЗАО «Производственное Объединение Физтех»: Оставила тех, кто способен отказаться от советского стереотипа производства и перейти на европейский вариант.

Какой опыт вынесли из кризиса российские приборостроители? Был ли опыт работы в жестких экономических условиях полезным для приборостроительных компаний, и какие проблемы обнажились в ходе оптимизации?

Александр Макогон: Конечно, был, а проблемы у каждого свои, непохожие на других, так как в большей части все это зависит от политики собственника.

Алексей Яковлев: Многие российские компании перешли на сегмент эконом класса, т.е. выпуск продукции с другими возможностями, комплектующими и т.д. Я считаю, что кризис показал все минусы в нашем приборостроении не в техническом плане, а больше в плане маркетинга и менеджмента.

На ваш взгляд, куда сейчас должны быть направлены первые появившиеся после периода оптимизации свободные средства?

Алексей Яковлев: Думаю, что средства каждый бизнесмен направляет так, как ему выгодно и интересно, «производственники» — в производство, «продажники» — в свои потоки, через которые они считают, что их бизнес будет только развиваться.

Александр Макогон: Наша компания, увеличив производство манометров в 2010 году на 40%, просто открыла новый завод по производству светодиодных ламп, что оказалось очень актуально.

Стоит ли придерживаться острожного плана действий или наоборот, сейчас самое время проводить агрессивную политику по захвату доли рынка? Каковы перспективы приборостроителей, выбравших ту или иную стратегию?

Алексей Яковлев: В бизнесе, как и в повседневной жизни, нужно следовать определенному плану: кто-то для себя выбирает агрессию, кто-то осторожничает. Приборостроение после кризисного периода должно расправить плечи и двигаться только вперед, т.к. многие наши компании, наработав себе имя, топчутся на месте, что губительно для них самих.

Александр Макогон: Предприятия-клиенты сегодня диктуют нам, производителям, свои условия. Кто их выполнит достойно, тот и выиграл. «Покупатель —всегда прав» об этом производитель приборов должен помнить всегда. Именно поэтому ЗАО «ПО Физтех» идет к потребителю и предлагает ему бесплатно взять на пробу свои приборы. Только почувствовав своими руками прибор, специалист даст объективную оценку.

Во время обсуждения проблем автоматизации за первым круглым столом, проходившем в прошлом году, представители отрасли отмечали, что в сфере промышленной автоматизации имеют место устаревшие технологии…

Александр Макогон: Да, в частности это очень характерно для предприятий возрастом старше 15 лет.

Алексей Яковлев: Но ситуацию за год невозможно изменить, тем более ее менять особо никто и не желает.

Наталья Пелипончик, коммерческий директор ООО «Сибирь Электра»: В СССР все приборы производились на крупных предприятиях. С началом реформ в стране многие предприятия прекратили свое существование, другие прошли реструктуризацию и в настоящее время специализируются на выпуске небольшой номенклатуры изделий. И зачастую это те же приборы, что выпускались 20-30 лет назад. Они производятся на старой элементной базе, имеют низкую стоимость и при этом совершенно неконкурентоспособны.
Абсолютно другой подход к производству приборов у малых и средних компаний, активно сотрудничающих с академическими и отраслевыми НИИ. Многие из них созданы при институтах СО РАН. Здесь используются последние научные наработки и идеи. Многие приборы являются ноу-хау и не имеют аналогов на Западе. Но мало разработать сам прибор — его еще нужно уметь вывести на рынок. Зачастую прибор имеет самую современную электронную начинку, но при этом у него совершенно не продумана эргономика и внешний вид.

Насколько российские приборы востребованы на внутреннем рынке? Что мешает полностью завоевывать этот рынок и вытеснить с него иностранные компании?

Алексей Яковлев: Российские приборы востребованы на внутреннем рынке, но завоевать полностью рынок на сегодняшний момент не представляется возможным по многим причинам.

Наталья Пелипончик: Путь от проработки и согласования технического дизайна устройства, разработки 3D-модели и до изготовления опытного образца занимает многие месяцы. Затраты на услуги профессиональных промышленных дизайнеров, занимающихся созданием пластмассового корпуса на заказ, составляют обычно от 10 до 20% от общей сметы разработки продукции промышленного назначения. Если же прибор будет эксплуатироваться в тяжелых условиях с агрессивной средой, то эта цифра может быть еще больше. Здесь нужно учесть степень защиты IP, провести множество испытаний на ударопрочность, устойчивость к воздействию химических веществ, воздействию воды и т.д. — не всем компаниям под силу пройти через все это, чтобы представить на рынок конкурентоспособную продукцию

Александр Макогон: Российские, и в частности, сибирские приборы вполне востребованы. Пожалуй, ничто не мешает им вытеснить импорт, нужно только снизить затраты на энергоресурсы, закрыть совместные предприятия и представительства, уволить тысячи людей. Но скажите, зачем? Что мешает российским приборостроителям вступить в достойную конкуренцию с иностранцами? Есть Государственная программа по импортозамещению, вот и предлагайте наше надежное. В мае 2010 года «Физтех» представил свои импортозамещающие модели ВИКЕ на Международном симпозиуме метрологов, и господа В.Н. Крутиков (заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — прим. ред.) и В.М. Лахов (начальник Управления метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — прим. ред.) подтвердили: нужна здоровая конкуренция, и тогда слабые вытеснятся сами.

Как отследить и удовлетворить потребности российских потребителей? И какими средствами можно повысить интерес потенциального покупателя к приборам из России?

Александр Макогон: Этот вопрос может смутить только человека ленивого! Нужно тесное общение с потребителями, нужно знать их стратегию и перспективы, знать состояние оборудования и т.д. Необходимо общаться с метрологами и КИПовцами на их семинарах, чтоб услышать вопросы, задачи и проблемы и в свою очередь предложить помощь в их решении.

Алексей Яковлев: Отделы маркетинга должны постоянно проводить аналитику потребности на внутреннем рынке. Многие вещи ведь можно разработать и предложить как отечественные аналоги, меняя импорт. Российское приборостроительное производство, на мой взгляд, должно брать объем покупателей следующим: стоимостью, техническим сопровождением, наличием на складе.

На рынке набирает актуальность тенденция, состоящая в том, что приборы российских марок на деле сплошь состоят из китайских компонентов. Должен ли покупатель знать о том, что он покупает частично азиатский, а не российский прибор?

Алексей Яковлев: Думаю, поставщики из этого не делают тайны, покупатель всегда берет тот продукт, который наиболее для него близок.

Александр Макогон: Должен ли? Не знаю! Знаю точно, что это не прописано ни в одной должностной инструкции. А вот специалист должен знать и разбираться в характеристиках прибора, знать правила его эксплуатации, условия применения, гарантийные обязательства и т.д. То есть, понимать в каких условиях какой прибор будет работать, как ему положено, 10 лет. В крайнем случае, хоть гарантийный срок 1,5 года. Но ведь и этот срок приборы порой не выдерживают. И ни Китай, ни Индия, ни Пакистан, ни Сингапур тут не причем: утрачена школа подготовки специалистов КИПиА. Новые кадры даже не знают, что с прибором приходит инструкция по его эксплуатации и паспорт. Наконец, приборы проходят испытание и получают сертификат соответствия. Как вы думаете, в Росстандарте г-н Крутиков, подписывающий сертификаты не задался таким вопросом, если бы он был?
Все очень просто — какая цена, такое качество! Весь мир сегодня потребляет китайскую продукцию высокого качества. Лишь россияне ищут подешевле. От того и завалена Россия копеечными товарами. Что хотели, то и получили, китайцы здесь причем?

Насколько выгодно производителю закупать некоторые детали за рубежом? Как сказывается китайская начинка на цене и качестве?

Александр Макогон: Отчасти я уже ответил на этот вопрос чуть раньше, но в принципе все зависит от ситуации на российском рынке. Если здесь это дорого и нет гарантии качества, то пойдешь покупать за рубежом не только с целью экономии, но в первую очередь сохранить и гарантировать качество прибора!

Алексей Яковлев: Раз производитель закупает, значит выгодно, не будет же он работать себе в минус, начинка китайского производства, конечно, сказывается на цене, но не всегда стоит утверждать, что при этом очень страдает качество.

 "Промышленные страницы Сибири" №2 (50) март 2011 г.

скачать pdf

P align=justify>Как изменила рынок сложная экономическая ситуация прошлых лет? Многим ли компаниям пришлось покинуть этот бизнес, и кто пришел на их место?

Алексей Яковлев, генеральный директор ООО «Энергетические технологии»: Рынок изменился, многие компании, представляющие малый бизнес, ушли, на их место зашли московские более крупные компании, с другими финансовыми возможностями, маркетингом, инжинирингом.

Александр Макогон, заместитель директора по развитию бизнеса ЗАО «Производственное Объединение Физтех»: Оставила тех, кто способен отказаться от советского стереотипа производства и перейти на европейский вариант.

Какой опыт вынесли из кризиса российские приборостроители? Был ли опыт работы в жестких экономических условиях полезным для приборостроительных компаний, и какие проблемы обнажились в ходе оптимизации?

Александр Макогон: Конечно, был, а проблемы у каждого свои, непохожие на других, так как в большей части все это зависит от политики собственника.

Алексей Яковлев: Многие российские компании перешли на сегмент эконом класса, т.е. выпуск продукции с другими возможностями, комплектующими и т.д. Я считаю, что кризис показал все минусы в нашем приборостроении не в техническом плане, а больше в плане маркетинга и менеджмента.

На ваш взгляд, куда сейчас должны быть направлены первые появившиеся после периода оптимизации свободные средства?

Алексей Яковлев: Думаю, что средства каждый бизнесмен направляет так, как ему выгодно и интересно, «производственники» — в производство, «продажники» — в свои потоки, через которые они считают, что их бизнес будет только развиваться.

Александр Макогон: Наша компания, увеличив производство манометров в 2010 году на 40%, просто открыла новый завод по производству светодиодных ламп, что оказалось очень актуально.

Стоит ли придерживаться острожного плана действий или наоборот, сейчас самое время проводить агрессивную политику по захвату доли рынка? Каковы перспективы приборостроителей, выбравших ту или иную стратегию?

Алексей Яковлев: В бизнесе, как и в повседневной жизни, нужно следовать определенному плану: кто-то для себя выбирает агрессию, кто-то осторожничает. Приборостроение после кризисного периода должно расправить плечи и двигаться только вперед, т.к. многие наши компании, наработав себе имя, топчутся на месте, что губительно для них самих.

Александр Макогон: Предприятия-клиенты сегодня диктуют нам, производителям, свои условия. Кто их выполнит достойно, тот и выиграл. «Покупатель —всегда прав» об этом производитель приборов должен помнить всегда. Именно поэтому ЗАО «ПО Физтех» идет к потребителю и предлагает ему бесплатно взять на пробу свои приборы. Только почувствовав своими руками прибор, специалист даст объективную оценку.

Во время обсуждения проблем автоматизации за первым круглым столом, проходившем в прошлом году, представители отрасли отмечали, что в сфере промышленной автоматизации имеют место устаревшие технологии…

Александр Макогон: Да, в частности это очень характерно для предприятий возрастом старше 15 лет.

Алексей Яковлев: Но ситуацию за год невозможно изменить, тем более ее менять особо никто и не желает.

Наталья Пелипончик, коммерческий директор ООО «Сибирь Электра»: В СССР все приборы производились на крупных предприятиях. С началом реформ в стране многие предприятия прекратили свое существование, другие прошли реструктуризацию и в настоящее время специализируются на выпуске небольшой номенклатуры изделий. И зачастую это те же приборы, что выпускались 20-30 лет назад. Они производятся на старой элементной базе, имеют низкую стоимость и при этом совершенно неконкурентоспособны.
Абсолютно другой подход к производству приборов у малых и средних компаний, активно сотрудничающих с академическими и отраслевыми НИИ. Многие из них созданы при институтах СО РАН. Здесь используются последние научные наработки и идеи. Многие приборы являются ноу-хау и не имеют аналогов на Западе. Но мало разработать сам прибор — его еще нужно уметь вывести на рынок. Зачастую прибор имеет самую современную электронную начинку, но при этом у него совершенно не продумана эргономика и внешний вид.

Насколько российские приборы востребованы на внутреннем рынке? Что мешает полностью завоевывать этот рынок и вытеснить с него иностранные компании?

Алексей Яковлев: Российские приборы востребованы на внутреннем рынке, но завоевать полностью рынок на сегодняшний момент не представляется возможным по многим причинам.

Наталья Пелипончик: Путь от проработки и согласования технического дизайна устройства, разработки 3D-модели и до изготовления опытного образца занимает многие месяцы. Затраты на услуги профессиональных промышленных дизайнеров, занимающихся созданием пластмассового корпуса на заказ, составляют обычно от 10 до 20% от общей сметы разработки продукции промышленного назначения. Если же прибор будет эксплуатироваться в тяжелых условиях с агрессивной средой, то эта цифра может быть еще больше. Здесь нужно учесть степень защиты IP, провести множество испытаний на ударопрочность, устойчивость к воздействию химических веществ, воздействию воды и т.д. — не всем компаниям под силу пройти через все это, чтобы представить на рынок конкурентоспособную продукцию

Александр Макогон: Российские, и в частности, сибирские приборы вполне востребованы. Пожалуй, ничто не мешает им вытеснить импорт, нужно только снизить затраты на энергоресурсы, закрыть совместные предприятия и представительства, уволить тысячи людей. Но скажите, зачем? Что мешает российским приборостроителям вступить в достойную конкуренцию с иностранцами? Есть Государственная программа по импортозамещению, вот и предлагайте наше надежное. В мае 2010 года «Физтех» представил свои импортозамещающие модели ВИКЕ на Международном симпозиуме метрологов, и господа В.Н. Крутиков (заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — прим. ред.) и В.М. Лахов (начальник Управления метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — прим. ред.) подтвердили: нужна здоровая конкуренция, и тогда слабые вытеснятся сами.

Как отследить и удовлетворить потребности российских потребителей? И какими средствами можно повысить интерес потенциального покупателя к приборам из России?

Александр Макогон: Этот вопрос может смутить только человека ленивого! Нужно тесное общение с потребителями, нужно знать их стратегию и перспективы, знать состояние оборудования и т.д. Необходимо общаться с метрологами и КИПовцами на их семинарах, чтоб услышать вопросы, задачи и проблемы и в свою очередь предложить помощь в их решении.

Алексей Яковлев: Отделы маркетинга должны постоянно проводить аналитику потребности на внутреннем рынке. Многие вещи ведь можно разработать и предложить как отечественные аналоги, меняя импорт. Российское приборостроительное производство, на мой взгляд, должно брать объем покупателей следующим: стоимостью, техническим сопровождением, наличием на складе.

На рынке набирает актуальность тенденция, состоящая в том, что приборы российских марок на деле сплошь состоят из китайских компонентов. Должен ли покупатель знать о том, что он покупает частично азиатский, а не российский прибор?

Алексей Яковлев: Думаю, поставщики из этого не делают тайны, покупатель всегда берет тот продукт, который наиболее для него близок.

Александр Макогон: Должен ли? Не знаю! Знаю точно, что это не прописано ни в одной должностной инструкции. А вот специалист должен знать и разбираться в характеристиках прибора, знать правила его эксплуатации, условия применения, гарантийные обязательства и т.д. То есть, понимать в каких условиях какой прибор будет работать, как ему положено, 10 лет. В крайнем случае, хоть гарантийный срок 1,5 года. Но ведь и этот срок приборы порой не выдерживают. И ни Китай, ни Индия, ни Пакистан, ни Сингапур тут не причем: утрачена школа подготовки специалистов КИПиА. Новые кадры даже не знают, что с прибором приходит инструкция по его эксплуатации и паспорт. Наконец, приборы проходят испытание и получают сертификат соответствия. Как вы думаете, в Росстандарте г-н Крутиков, подписывающий сертификаты не задался таким вопросом, если бы он был?
Все очень просто — какая цена, такое качество! Весь мир сегодня потребляет китайскую продукцию высокого качества. Лишь россияне ищут подешевле. От того и завалена Россия копеечными товарами. Что хотели, то и получили, китайцы здесь причем?

Насколько выгодно производителю закупать некоторые детали за рубежом? Как сказывается китайская начинка на цене и качестве?

Александр Макогон: Отчасти я уже ответил на этот вопрос чуть раньше, но в принципе все зависит от ситуации на российском рынке. Если здесь это дорого и нет гарантии качества, то пойдешь покупать за рубежом не только с целью экономии, но в первую очередь сохранить и гарантировать качество прибора!

Алексей Яковлев: Раз производитель закупает, значит выгодно, не будет же он работать себе в минус, начинка китайского производства, конечно, сказывается на цене, но не всегда стоит утверждать, что при этом очень страдает качество.

 "Промышленные страницы Сибири" №2 (50) март 2011 г.

скачать pdf

Юлия Ребрунова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru