— Основным поставщиком трелевочных тракторов для работы в нашем регионе стал завод «Краслесмаш», входящий в Концерн «Тракторные заводы». Он практически занял нишу, образовавшуюся после фактического банкротства Алтайского тракторного завода, много лет бывшего главным производителем базового агрегата для трелевочных, валочных и сучкорезных машин. Несмотря на то, что российские лесозаготовители переходят на «европейскую» сортиментную заготовку, большая их часть все еще разрабатывает лесные ресурсы страны хлыстовым методом, — комментирует ситуацию Геннадий Миронов, доцент СибГТУ, канд. технических наук.
ОАО «Краслесмаш» (г. Красноярск) предлагают трелевочные трактора ТТ4М-23К и лесозаготовительные машины на их базе: челюстной лесопогрузчик ЛТ-188, бесчокерные трелевочные машины ЛТ-187, ЛП-18К, ЛП-18К-2П, валочно-трелевочную машину ЛЗ-235. На базе тракторов ТЛТ-100 «Онежского тракторного завода» — лесопогрузчик ЛТ-240 и бесчокерную машину ЛТ-230. Автомобильный гидроманипулятор МА-100, применяемый в качестве технологического оборудования на автомобилях Урал, КАМАЗ, КРАЗ, МАЗ.
Завод изготавливает сменное технологическое оборудование для погрузки леса и сыпучих материалов, которое агрегатируется с с/х тракторами ДТ-75, МТЗ-80/82 и К-701. На все выпускаемые заводом изделия предоставляются сертификаты соответствия и гарантия качества ОАО «Краслесмаш». Лесопогрузчик ЛТ-188 не имеет аналогов и защищен патентами.
Кстати, как утверждают на самом заводе, местная техника хорошо зарекомендовала себя не только в красноярских лесах. Оборудование, производимое на базе ТТ-4М, достаточно широко распространено во многих лесных регионах страны (Иркутская область, Тюменская область, Амурская область, Хабаровский край, Архангельская область, Вологодская область, Кировская область, Пермский край, Свердловская область и других). Трелевочная бесчокерная машина ЛТ-230 и челюстной лесопогрузчик ЛТ-240 успешно прошли приемочные испытания в условиях Сибири (Красноярский край) и севера европейской части России (Архангельская область), рекомендованы к серийному производству.
В этом же регионе конкуренцию «Краслесмашу» составляет ООО «Красноярский механический завод». Его специалисты обещают заказчикам трелевочные бесчокерные машины, лесопогрузчики челюстные, погрузчики-штаблеры, валочно-пакетирующие машины, тракторы трелевочные с толкателем (а также запчасти к ним), каждая из единиц предлагаемой техники обойдется покупателю в среднем около трех миллионов рублей.
Еще один российский производитель спецтехники «Велмаш» (Великолукский машиностроительный завод) предлагет гидроманипуляторы, сортиментовозы, лесовозы и форвартеры также гарантируя идеальное соотношение «цена — качество» в своей продукции.
Список участников рынка местных производителей продолжают: ОАО «Алтайское тракторостроительное объединение» (Алттрак), ОАО «Абаканский ОМЗ», ОАО «Экскаваторный завод «Ковровец» (г. Ковров), ФГУП «Марийский машиностроительный завод» (Йошкар-ола).
Прочно утвердились в наших лесах иностранные машиностроители. Компания «John Deere» — лидер в производстве машин для лесной промышленности. Эта техника, по отзывам специалистов является симбиозом современных технологий, исключительной надежности и простоты в эксплуатации и обслуживании. Преимуществами таких машин были названы: высокая производительность, длительный срок эксплуатации, низкая стоимость эксплуатации. А именно эта компания предлагает харвестеры, форвардеры, валочно-пакетирующие машины, скиддеры, лесные трактора, а также машины для пакетирования порубочных остатков.
Компания-производитель лесозаготовительной техники «Caterpillar» (США) предлагает российским лесхозам почти тот же перечень техники, что предыдущий конкурент, только последний пункт заменен лесными перегрузчиками. Также в Интернет-магазинах спецтехники для лесного комплекса были отмечены позиции фирм Eco Log (Германия), HSM (Германия), Logset (Финляндия), Ponsse (Финляндия), Prentice (США), Rottne (Швеция), Tigercat (Канада), Valmet (Финляндия), Volvo (Швеция).
По отзывам иностранная техника надежна, обладает высокой производительностью и очень удобна в эксплуатации. Но какова ее цена?
«Если говорить о зарубежной технике, предназначенной для заготовки сортиментов, то в крае работает несколько комплектов харвестеров и форвардеров. Из-за их высокой базовой цены лесозаготовители предпочитают приобретать уже бывшие в употреблении машины (с 5-10 летним возрастом), когда их стоимость естественным образом снижается хотя бы до трех млн руб. за единицу. Преобладают машины фирм Timberjack и Valmet, давних поставщиков еще с советских времен. Любая фирма, стремящаяся войти с предложением приобрести у нее новую технику для заготовки древесины, неизбежно сталкивается с неплатежеспособностью малых и средних лесопромышленников. Положение могли бы спасти лизинговые схемы», — комментирует Геннадий Миронов.
Помимо основных технических характеристик, иностранная техника славится тем, что работать на ней не в пример удобнее, чем на машинах — наследии страны советов. В таких тракторах кабина герметизирована, оснащена обогревателем и кондиционером, намеков на такие удобства в российских машинах нет.
Труженики российского лесопромышленного комплекса стоят перед выбором: недорогая российская техника или высокопроизводительные, надежные, удобные в управлении заграничные машины по цене, многим нашим предприятиям недоступной. Поэтому и звучат в наших лесах в основном отечественные трактора.
Однако все же полнится земля русская умельцами и современными Кулибиными, кто в некоторой степени независим от колебаний цен на рынке техники. Например, в Иланском районе Красноярского края работает лесозаготовительное предприятие ИП Штоколов. Конечно, масштабы и объемы производства там не столь велики, как например, на крупных предприятиях — в глубинке Сибирского региона производят доски и шпалы, но директор организации — настоящий рационализатор. В 2007 году Геннадий Петрович Штоколов разработал и сконструировал мобильную шпалорезку, аналогов которой в нашей стране на тот момент не было. И, видимо, Штоколову и таким, как он, умельцам в большинстве своем все равно, сколько стоит зарубежная да и российская техника.
© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru