Нестабильное восстановление цветной металлургии

Россия обладает мощным комплексом предприятий цветной металлургии, отличительная черта которого — развитие на основе собственных ресурсов. По физическим свойствам и назначению цветные металлы условно можно разделить на тяжелые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и легкие (алюминий, титан, магний). Рассмотрим, как развиваются события на этом рынке.

Состояние и развитие металлургической промышленности в конечном итоге определяют уровень научно — технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства страны. Металлургический комплекс характеризуется концентрацией и комбинированием производства. Спецификой металлургического комплекса являются несопоставимый с другими отраслями масштаб производства и сложность технологического цикла. Для производства многих видов продукции необходимо 15-18 переделов, начиная от добычи руды и других видов сырья.

2009 год стал очень тяжелым для всей мировой экономики. В частности, мировой экономический кризис ударил по многим предприятиям цветной металлургии. Существенно снизились цены на никель, медь и другие металлы. Кроме того, усложнился процесс сбыта продукции, так как увеличивались запасы металлов как на складах предприятий и крупных металлургических компаний, так и на мировой бирже. «Многие фирмы, занимающиеся продажей цветных металлов, не смогли пережить это время и рухнули. На плаву остались лишь те, кто в этот период замер и ничего не предпринимал», — рассказал представитель одной из компаний, продающих цветной металл.

Для выживания в этот период многим предприятиям пришлось оптимизировать затраты производства, оставив только самые необходимые расходы. «Экономика не может расти вечно, бывают периоды и роста и спада, нужно быть готовым ко всему. В период кризиса нам пришлось уйти от непрофильных трат и активов, но делали мы это с пониманием того, что сокращать людей нельзя», — отметил в интервью телепередачи «Вести» генеральный директор ГМК «Норильский никель» Владимир Стржалковский.
Сейчас российский металлургический рынок переживает период восстановления. Конечно, пока это очень осторожное движение. При этом у отрасли остается нерешенной основная проблема — огромная налоговая нагрузка. По мнению генерального директора компании «Русал» Олега Дерипаски, несмотря на кризис, мировая экономика покажет рост на 3-4%. Основой для этого роста, по его мнению, станут азиатские рынки. «При этом ожидается, что потребление алюминия и в России увеличится в этом году на 37 процентов», — отметил Олег Дерипаска.

Впрочем, на сегодняшний день основными тенденциями на рынке цветных металлов специалисты называют нестабильность цен. Еще с начала мая мировые сырьевые рынки окончательно лишились стабильности. Инвесторы, обеспокоенные долговыми проблемами стран еврозоны, покинули сектор цветных металлов и вывели средства в менее рискованные активы. «Цены на металлы «плавают», меняются практически ежедневно. Однако это можно объяснить издержками рыночной экономики», — рассказали они.
Для того чтобы компаниям цветной металлургической отрасли продолжать развивать свое производство, двигаться вперед быстрее, необходимо создавать определенные стимулы. «Если ты работаешь, если ты создаешь новый продукт, ты рискуешь, то есть ты вкладываешь средства в разработку технологий. Поэтому здесь разумнее для компаний создавать возможности, чтобы они часть затрат возвращали за счет налогов, которые они платят с произведенной продукции», — пояснил генеральный директор «Русского алюминия».

Олег Дерипаска заметил, что производственным компаниям каждый раз приходится решать проблемы. «Даже в самый разгар кризиса «Русал» не остановил разработки новых технологических решений, потому что без этого компания перестанет быть конкурентоспособной уже через три года. Поэтому есть смысл перейти от льгот к программам стимулирования»,- резюмировал глава «Русала».
«Если компания вкладывает средства, она должна иметь возможность снижать налоги на прибыль, решать вопросы с единым социальным налогом. Его сейчас отложили, но я считаю, что это не совсем справедливо. Если компания в состоянии платить больше, она не должна за это страдать», — подытожил Олег Дерипаска.

Никель и диверсификация
В период кризиса компании поняли необходимость диверсифицирования рынков сбыта. Например, если до кризиса предприятие «Норильский никель» занималась сбытом своей продукции в США и страны Европы, то сейчас компания сбывает продукцию на территории Китая и Индии. «Это позволило нам сбалансировать рынок. Таким образом, мы достигаем устойчивости предприятия», — отметил Владимир Стржалковский.
Цена на никель достигла своего максимума в конце 2006 года, когда был преодолен рубеж в $52 тыс. за тонну. Подорожание цветных металлов в тот период было обусловлено крайне высоким спросом со стороны инвестиционных фондов, ожидавших дефицита сырья. С тех пор стоимость никеля упала более чем в два раза. Финансовый кризис в конце 2008 года лишь усугубил падение котировок, которые в момент опускались ниже уровня в $10 за тонну. Правда, со второй половины 2009 года началось плавное восстановление цен, и уже в начале текущего года стоимость тонны никеля превысила уровень в $20 тыс. При этом нынешний рост, по мнению аналитиков, не исчерпан. Так, согласно среднему прогнозу по рынку, этот год цены на никель могут завершить выше отметки $25 тыс. за тонну.

Медь: постепенный рост
Пресловутый кризис сократил объемы потребления рафинированной меди практически по всему миру, спровоцировав падение цен на красный металл более чем в 2,5 раза с $8500 до $3000 за тонну. При этом в Китае потребление этого продукта демонстрировало стабильный рост под действием правительственных программ по закупке меди для госрезерва. По данным Ланта-банка в одном только 2009 году потребление рафинированной меди в Поднебесной выросло на 38,6% с 5,15 млн тонн до 7,14 млн тонн. Эта стратегия позволила Китаю поддержать весь мировой, в том числе и российский, рынок меди. Следовательно, цена на медь начала корректироваться, и на начало июня текущего года достигла отметки в $6650 за тонну. Спрос на медь обеспечивают три основных направления промышленности и экономики: строительство зданий и сооружений (25%), инфраструктура (15%) и производственное оборудование (60%). Из-за снижения продаж оборудования, электроники и бытовой техники снизились и продажи меди, однако на плаву этот рынок держится благодаря относительно стабильному спросу на автомобили.
Строительный сектор первый входит в кризис и последним выходит из него. Восстановление строительной отрасли будет идти медленными темпами. Пока исключение опять-таки составляет Китай, где общая площадь строительства недвижимости увеличилась на 31,7 % до 2646,3 млн кв. м. за первые 4 месяца 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на то, что даже при постепенном росте объем строительства остается значительно ниже показателей докризисного периода, потребность в электропроводах и трубах медленно, но верно продолжит свое восстановление. Спрос на медь со стороны инфраструктурных проектов, включающих строительство энергосистем общего пользования и систем связи телекомов, может стимулироваться со стороны государства. Однако, как отмечает все тот же Ланта-банк, эти объемы не смогут компенсировать падение спроса со стороны других секторов.
Мощности по производству меди активно увеличивались последние 10 лет под влиянием бурного экономического роста. Сейчас коэффициент загрузки составляет около 77 %. Учитывая все вышеизложенное, рост цен на медь в среднесрочной перспективе маловероятен до тех пор, пока основной сектор, в котором она используется (производственное оборудование), не продемонстрирует устойчивого роста.

Серебряная перспектива
Как отмечают аналитики ФГ «Калита-Финанс», в ситуации глобальной неопределенности и тревоги внимание участников рынка все больше фокусируется на «вечных ценностях», а именно на золоте, платине, серебре, т.е. на драгоценных металлах. Например, цена желтого металла достигла максимальных значений за последние 10 лет — за тройскую унцию дают $1212, и все большее количество аналитиков рекомендует вложения в золото, серебро, платину, как альтернативу рисковым инвестициям. По одним прогнозам, стоимость тройской унции может в перспективе полгода - год достичь отметки $2000. Отношение других аналитиков к презренному металлу можно охарактеризовать не иначе, как осторожное с большей верой в серебро. Так, представители Ланта-банка предполагают, что ситуация в мире располагает к дальнейшему росту цен на серебро. Промышленный спрос на этот металл в новых направлениях, таких как солнечная энергия, медицина, дезинфекция воды и пищи, текстиль, консерванты и многое другое, может увеличиться в четыре раза в течение следующих 10 лет, в результате чего спрос на серебро в этих секторах составит 230 млн унций в год. Это составит 25% от совокупного спроса.
При этом весьма интересной может стать фактическая привязка серебра к цинку и свинцу в плане промышленного производства. Действительно, серебро является побочным продуктом при переплавке свинцовых и цинковых руд, таким образом, при сохранении низких цен на цинк и свинец риск роста предложения в серебре представляется ограниченным. С другой стороны, риски в этой ситуации полностью не исчезают. Малейшее повышение цен, по крайней мере, на цинк может привести к довольно быстрому росту его добычи, где цикл введения месторождений один из самых непродолжительных среди цветных металлов — от полугода до двух лет. Тогда после возобновления добычи на свинцовых и цинковых месторождениях у серебра возникает опасность избытка предложения как побочного продукта. В этой связи позитивное влияние майского снижения рынков цинка и свинца на рынок серебра можно назвать скорее умеренным.

Лилия Ощепкова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru