Кран, который стоит твердо

Доказать важную роль монтажных кранов в современной жизни совсем не сложно. Любому горожанину для этого достаточно просто подумать, как ему жилось бы без мостов, высотных зданий и промышленных сооружений, ведь все это сделано с применением гусеничных монтажных кранов.

Устойчивость в приоритете
Гусеничные монтажные краны — далеко не единственные представители своего «племени». Сегодня в мире существуют различные виды этих машин, и самые распространенные — это автомобильные, башенные и, конечно, гусеничные.
Но особенность последних в том, что они имеют увеличенную высоту башенно-стрелового оборудования и повышенную грузоподъемность. Тяжеловесы на гусеничном ходу сегодня способны поднять до 300 тонн нужного и важного груза.
Гусеничные монтажные краны могут быть изготовлены в башенно-стреловом и стреловом вариантах. Последние благодаря большой площади опоры оказывают малое давление на основание. Это подводит нас к еще одной важной особенности эксплуатации гусеничных кранов — они позволяют выполнять работы на уплотненном грунте в качестве основания. Именно поэтому эти краны — одни из первых, кто «заступает» на строительную площадку.
Как правило, гусеничные краны работают без выносных опор и могут передвигаться в пределах строительной площадки без предварительной подготовки трассы со скоростью 0,5...1 км/ч, а при специальной подготовке, они могут перемещаться даже с номинальным грузом на крюке. Высокая маневренность и большая грузоподъемность обусловили их широкое применение в различных отраслях строительства на обьектах с большими, в том числе с рассредоточенными объемами работ для контакта укрупненных конструкций и технологического оборудования.
Такие характеристики определяют преимущество при выборе в отраслях строительства. Гусеничные краны эффективно выполняют монтажные работы в промышленном и инфраструктурном строительстве, осуществляют монтаж крупногабаритных тяжеловесных конструкций и оборудования, применяются при обслуживании логистических и складских комплексов, возводят транспортные развязки, мосты, офисные и спортивные сооружения.
При выборе крана на гусеничном ходу специалисты, прежде всего, советуют сравнить ряд ключевых технических характеристик: грузовые и грузовысотные параметры, варианты комплектации стрелового оборудования (например, с жестким гуськом или башенно-стреловое исполнение), диапазон регулирования скоростей для исполнительных механизмов крана (в том числе потребитель часто обращает внимание на тип управления, возможность достижения минимальных монтажных скоростей и т.п.), удельное давление на грунт и, наконец, сами транспортные габаритные размеры машины.

Двоюродный брат экскаватора
Самый первый гусеничных монтажный кран в России заработал еще в 30-х годах прошлого века. Прототипы сегодняшних машин изготавливались тогда на Машиностроительном заводе НКПС в городе Коврове на базе экскаваторов. По наличию основных конструктивных элементов кран почти не отличался от современных машин. Он имел редуктор, реверсивный механизм, главную и стреловую лебедки, поворотный механизм, ходовой механизм, механизм управления, поворотную раму, гусеничный ход, ходовую раму, двигатель, кузов, генератор, стрелу и компрессор. Но вот по техническим характеристикам Ковровская машина уступала своим сегодняшним «потомкам» весьма значительно. Оснащенная 9-метровой стрелой, она имела максимальную грузоподъемность 5 т на вылете 4 м. При применении стрел длиной 12 или 16,5 м грузоподъемность была и того меньше. Но что удивительно, этот кран был приспособлен к подъему сыпучих материалов. Для этого он снабжался грейфером емкостью 0,5 м3. Кроме того, имелась возможность использования специального захвата для подъема бревен. Тот гусеничный кран питал двигатель ХТЗ-Д2Г с газогенераторной установкой, работающей на дровах и на жидком топливе, с увеличением мощности в пользу последнего (мощность машины составляла 45 или 52 л. с. соответственно).
С 50-х по 80-е годы гусеничные краны стремительно наращивали свою эффективность: теперь ни автомобильные, ни даже башенные краны уже не конкурировали с монтажными кранами по показателям грузоподъемности, по высоте подъема и, соответственно, по моментным характеристикам.
Но, как известно, каких бы технических высот не добились инженеры, машиностроение пришло в упадок вместе с развалом СССР. Например, лет 30 лет назад в СССР выпускалось около 20 тыс. автомобильных кранов, около 4 тыс. башенных кранов, порядка 2,5 тыс. пневмоколесных кранов и всего 1 тыс. гусеничных кранов, но в 90-е годы выпуск кранов на многих заводах был и вовсе приостановлен. Часть производителей, удержавшихся на плаву, была перепрофилирована на выпуск более гибких с экономической точки зрения машин. Те же, кто так и остался в своей нише, серьезно потеряли в объемах заказов. На сегодняшний день самыми яркими именами на российском рынке являются только два предприятия: Ульяновский механический завод № 2 и Челябинский механический завод.

Сделано в Ульяновске
В линейке гусеничных монтажных кранов Ульяновского механического завода №2 особое место занимает МКГС-100.1 — тяжелый гусеничный кран грузоподъемностью 100 т. Он может работать как от собственного дизель-электрического агрегата, так и от внешней сети трехфазного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц (440 В, 60 Гц). Дизель-электрический агрегат выполнен в виде отдельного блока, не установленного на кран. Кран состоит из ходовой части, поворотной части, лебедки, механизма вращения, генераторной группы, дизель-электрического агрегата, монтажной стойки, кабины, опорно-поворотного устройства, стрелового оборудования, башенно-стрелового оборудования, крюковых обойм.
Выполнение крана по принципу агрегатного построения, позволило значительно облегчить демонтаж и транспортирование узлов по сравнению с другими кранами тяжелого класса.
Кран МКГС-100.1 имеет существенные преимущества по сравнению с ранее выпускавшимися на заводе дизель-электрическими кранами, аналогичного класса. Во-первых, он приспособлен для автодорожной перевозки (придаваемое крану специальное транспортное оборудование а также снимаемые с него узлы, позволяет перевозить кран при помощи седельного тягача). Конструкция крана при железнодорожной перевозке не требует разборки его по опорно-поворотному устройству, а секции башенно-стрелового оборудования при перевозке телескопически укладываются одна в другую.
Во-вторых, машина обладает улучшенными техническими характеристиками, среди которых увеличенная высота башенно-стрелового оборудования и большая грузоподъемность при предельных размерах башенно-стрелового оборудования. И в-третьих, подъем башенно-стрелового оборудования предельных размеров теперь осуществляется собственными механизмами.
Другая модель Ульяновского завода — кран МКТ-250 (МКГС-250). Он работает на выносных опорах, оснащен сменным стреловым и башенно-стреловым оборудованием, съемными приводными гусеничными тележками, благодаря которым может передвигаться по площадке своим ходом без груза с различными видами стрелового и башенно-стрелового оборудования, а также с грузом 125 т на основной стреле.
В частично разобранном виде (снимаются гусеницы, поперечная балка, противовесы, выносные опоры, стреловое оборудование кроме корня стрелы) кран трансформируется в полуприцеп к автомобилю-тягачу МАЗ-537Г и транспортируется по автомобильным дорогам общего назначения со скоростью 50 км/ч. Кран в частично разобранном виде перевозится также по железной дороге на платформах грузоподъемностью 63 т.

Родом из Челябинска
За свою историю завод произвел более 10 000 единиц техники на гусеничном ходу. В отличие от УМЗ, Челябинский завод занимает нишу менее грузоподъемных кранов. Так в настоящее время завод производит гусеничные краны грузоподъемностью 25, 32, 36, 40 и 63 тонны. Представитель завода Николай Лысов объясняет это тем, что в этом сегменте кранов грузоподъемностью от 100 тонн и выше спрос весьма специфичен и ограничен, и в российском машиностроении освоен слабо. Приоритет отечественных производителей — гусеничные краны грузоподъемностью от 25 до 63 тонн. Здесь Челябинский механический завод занимает долю до 80%. Самый распространенный гусеничный кран в России и СНГ выпускается здесь же. Это ДЭК-251 (грузоподъемность 25 тонн). Для менее жестких условий эксплуатации производители предлагают кран ДЭК-321 (грузоподъемность 32 тонны), тогда как для масштабных проектов больше подойдет ДЭК-631А (грузоподъем6ность 63 тонны).
В 2010 году Челябинский механический завод предлагает своим потребителям кран ДЭК-401 грузоподъемностью 40 тонн и первый российский гидравлический гусеничный кран ДЭК-361 грузоподъемностью 36 тонн
В ДЭК-401 и ДЭК-361 реализовано электронное управление крановыми операциями с широким диапазоном регулирования скорости, что позволяет получить высокую производительность погрузочно-разгрузочных работ с обычными грузами массой до 5 тонн.
Новый подход к проектированию и компоновке узлов и применение комплектующих с максимальной удельной мощностью (отношение «передаваемая мощность/массогабаритные показатели») обеспечивают компактные габаритные размеры и минимальное удельное давление машины на грунт (для ДЭК-361 в стандартном исполнении 0,63 кг/см2).
ДЭК-401 функционально независим от другой грузоподъемной техники: кран самостоятельно разгружает с платформ и монтирует стреловое оборудование. Для перевода в рабочее положение и обратно ДЭК-401 и ДЭК-361 оборудованы гидравлической системой сдвижения-раздвижения гусеничных балок и телескопирующимся порталом.
Адаптированные под российскую специфику эксплуатации конструкторские решения ДЭК-401 максимально снижают требования к обслуживанию. В системах крана применяются бесконтакторные элементы, а самодиагностика узлов и модульная конструкция теперь позволяют выявить и исправить неполадки в боле короткие сроки.

Мировые тенденции
В мире существует достаточно много производителей гусеничных кранов, в России, как видим, всего несколько. Тем не менее, по словам Николая Лысова, гусеничная техника развивается, предложение диверсифицируется. На российском рынке в основном сейчас представлены импортные краны, производимые в Германии, США, Японии, Китае.
При выборе гусеничных кранов импортного производство, потребитель сталкивается с рядом проблем, требующих существенных ресурсов для их решения:
Прежде всего, это то, что для большинства районов эксплуатации в России требуется дополнительная климатическая подготовка крана. При этом китайские производители могут доставить потенциальному покупателю еще одно неудобство — отсутствие разрешения на применение Ростехнадзора у производителя. Но самым серьезным минусом зарубежной, особенно западной, техники была и будет ее высокая стоимость, которая остается таковой даже если не принимать во внимание таможенные сборы и транспортировку. При этом цена часто привязана к курсу валют, который в новых экономических условиях имеет тенденцию к увеличению. Пропорционально цене стоит и ремонт кранов.
Но при всех своих недостатках, импортные монтажные краны также имеют своего покупателя, для которого надежность важнее цены, и который, к сожалению, не находит нужного ему качества на российском рынке.

Юлия Ребрунова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru