ISO 9001:2000 и ISO 9001:2008: найдите отличия

Системы стандартизации и оценки качества эволюционируют вместе с развитием производственной сферы. О новых стандартах ISO 9001:2008 мы поговорили с руководителем и главой Координационного совета Объединенного проекта «ИСО-Центр» Артуром Рачковским.

— Кризисно-нестабильное состояние многих компаний не всегда позволяет взглянуть на проблему менеджмента качества как на первоочередную — у фирм есть задачи намного важнее. Стоит ли компаниям корректровать приоритеты?
В современных условиях, характеризующихся высоким уровнем конкуренции и высокими требованиями потребителей, организациям для успешного развития необходимо учитывать все стороны своей деятельности, а это не только вопросы качества выпускаемой продукции, но и вопросы долгосрочной стратегии, экологии, безопасности продукции, охраны труда, социальной ответственности, информационной безопасности, финансовой устойчивости, управления персоналом и так далее. Решение только одного вопроса, касающегося какой-либо из сторон деятельности организации, не может гарантировать успех организации и тем более ее конкурентоспособность на международном рынке.
Создание систем менеджмента посредством применения международных стандартов дает организациям целый ряд преимуществ.

— И в чем же они заключаются?
Прежде всего, я бы выделил две группы преимуществ: внешнего и внутреннего характера. Среди первой группы особенно важными я назвал бы расширение возможностей для заключения выгодных контрактов, выигрышное представление фирмы при проведении тендеров и конкурсов. Помимо этих достоинств, налицо возможность внедрения процессного подхода и большее доверие со стороны контролирующих органов, а также преодоление торговых барьеров, связанных с выполнением требований международных стандартов и, как следствие, улучшение инвестиционной привлекательности.
Не стоит забывать и о возможности участия в конкурсах на соискание премии качества, что благоприятно скажется на восприятии компании потенциальными потребителями
Преимущество внутреннего характера намного больше. В первую очередь, это постоянное повышение качества, безопасности и экологичности продукции и, как следствие, обеспечение высокой конкурентоспособности, а следовательно, увеличение объемов продаж, а также совершенствование управления, которое влечет увеличение привлекательности товара для потребителей, а оно, в свою очередь приводит к расширению клиендской базы.
Уже упомянутое внедрение процессного подхода во внутренней среде проявляет себя ничуть не меньше.
Персонал включается в управленческие процессы, что значительно повышает управляемость организации, появляется максимальная управляемость человеческими ресурсами на основе современных систем мотивации труда, что приводит к повышению производительности труда и общей эффективности организации
Наконец, происходит повышение эффективности маркетинга и коммуникаций с внешними заинтересованными сторонами, к компании приходит способность быстро и эффективно реагировать на изменения в деловой среде и контроль над прозрачностью деятельности.

— А как все это должно отразиться на экономическом состоянии фирмы, которое, как уже было сказано, сегодня чаще всего далеко от процветания.
Среди экономических преимуществ мы однозначно выделяем повышение рентабельности инвестированного капитала, зависящего от показателей качества, скорости и затрат. Наряду с тем, что качество становится одним из основных показателей, становится заметным снижение потерь, как материальных, так и нематериальных. А это в свою очередь ведет к значительному снижению затрат при внедрении интегрированной системы менеджмента, в отличие от раздельного внедрения систем менеджмента.

— Подойдем, наконец, к фактическим отличиям. Чем ISO 9001:2008 принципиально отличается от своего предшественника?
Четвертое издание стандарта ISO 9001 было опубликовано в 2008 году для внесения правок, которые обеспечили большую ясность отдельным понятиям и определениям, используемым в данном стандарте. Основные изменения в новом издании направлены как на упрощение понимания принципов самого стандарта, так и на обеспечение его лучшей совместимости с другими стандартами, регламентирующими системы менеджмента.
ISO 9001:2008 дает следующие основные преимущества: он проще в использовании и у него большая совместимость с другими стандартами, включая ISO 14001 (экологический менеджмент), что упрощает и делает менее затратным внедрение интегрированных систем управления.
Стандарт ИСО 9001:2008 направлен на достижение результативности (степени реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов), а не эффективности (отношение достигнутых результатов к использованным ресурсам) организации.
Элементы системы менеджмента качества, которые описаны в стандарте ISO 9001:2008, базируются на принципах постоянного повышения качества, включая «процессный подход» и «ориентацию на потребителя». Применение этих принципов обеспечивает гарантии того, что продукция или услуга соответствует ожиданиям потребителей.

— И все-таки, какие ключевые изменения произошли в стандарте в процессе его «эволюции»?
Во-первых, в введении сделан акцент на то, что система менеджмента качества находится под влиянием окружающей среды, изменений в этой среде, и рисками, связанными с этой средой;
Во-вторых, в стандарте конкретизировано, что термин «продукт» применяется не только к преднамеренно выпускаемому продукту или продукту, требуемому потребителем, но также к любому преднамеренно получаемому результату процесса выпуска продукта.
В-третьих, документ стал более конкретизированным. Так, в раздел 4.1 «Общие требования» внесено уточнение, что процессы, необходимые для системы менеджмента качества, включают процессы управленческой деятельности, предоставления ресурсов, выпуска продукта, а также измерений, анализа и улучшений (при этом определение «включают» вместо «рекомендуется» подчеркивает необходимость определения процессов для всех указанных элементов управления).
Помимо этого, добавлено разъяснение, что такое процесс аутсорсинга, а также пояснение, что процесс аутсорсинга не освобождает от ответственности и необходимости соблюдать требования к продукту. Также здесь указаны факторы, которые могут влиять на степень и вид управления аутсорсингом.
Раздел 6.4 «Производственная среда» дополнен тем, что условия рабочей среды включают в себя условия выполнения работы, в том числе физические факторы, факторы окружающей среды и другие (такие как шум, температура, влажность, освещенность или погода), примерами условий рабочей среды, которые могут влиять на качество продукта.
Значимые уточнения внесены во многие разделы.
Например, в раздел 7.2.1 «Определение требований, относящихся к продукции» добавлено, что деятельность после поставки включает, в частности, действия согласно условиям гарантии, договорные обязательства — техническое обслуживание, и дополнительные услуги, такие как утилизация или изъятие из обращения.
Параграф 7.3.3 «Выходные данные проектирования и разработки» дополнен примечанием: «Информация по производству и оказанию услуг может включать подробные данные по сохранению продукта».
А параграф 8.2.1 «Удовлетворенность потребителей» дополнен примечанием: «Мониторинг восприятия потребителей» может включать получение данных из таких источников, как опросы удовлетворенности, данные потребителей о качестве поставленного продукта, опросы мнения пользователей, анализ утраченных бизнесов, благодарности, жалобы по гарантийным обязательствам, отчеты дилеров».
В разделах 8.5.2 «Корректирующие действия» и 8.5.3 «Предупреждающие действия» для более ясного понимания требований и совместимости со стандартом ISO 14001, изменена формулировка определений: «анализ предпринятых корректирующих/предупреждающих действий» изменено на «анализ результативности предпринятых корректирующих/предупреждающих действий»
Таким образом, стандарт ISO 9001 версии 2008 года был несколько изменен, но не пересмотрен; внесенные изменения и дополнения призваны внести большую ясность и облегчить интерпретацию требований и применение самого стандарта, а также дать большую возможность создания в организациях интегрированных систем менеджмента.

— Какова же схема перехода со стандарта ISO 9001:2000 на новую версию 2008 года?
В России новая версия основного стандарта ISO 9001 опубликована, как ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Официально стандарт введен в действие в ноябре 2009 года, однако при публикации стандарта было предусмотрено право его досрочного применения.
На территории Российской Федерации переход на новую версию стандарта планируется осуществлять по аналогии с правилами для перехода на стандарт ISO 9001:2008, установленными Международной организацией по стандартизации (ISO):
По истечении 24 месяцев после опубликования Организацией ISO стандарта ISO 9001:2008, ранее выданные сертификаты соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2000 будут недействительны.
По истечении 12 месяцев после опубликования текста нового стандарта, все работы по сертификации систем менеджмента качества (начальная или повторная сертификация) должны выполняться исключительно в соответствии со стандартом ISO 9001:2008.
Замена сертификата соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2000 на сертификат соответствия требованиям стандарта новой версии производится после проведения соответствующего сертификационного аудита (первичная сертификация, инспекционный контроль, ресертификация).
Мировой опыт показывает, что системы менеджмента — эффективный инструмент развития. Нужно только научиться правильно им пользоваться.

Антон Полевой.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru