Техника борьбы со снегом

Для Сибирской части России снег — это явление, с которым нам приходится жить и бороться в течение 4-6 месяцев. Рассмотрим, как справляется со снегом страна, в которой эта проблема стоит особенно остро.

Проблемой уборки дорог от снега в СССР озаботились только в 30-х гг. прошлого века. Тогда были созданы первые машины, сгребавшие снег с проезжей части на ее обочину, где он по специальной ленте подавался в кузов самосвала. За давностью лет об эффективности работы такой схемы судить сегодня сложно. Тем более, современные машиностроители уже могут предоставить коммунальным службам достаточно широкий ассортимент полноценной снегоуборочной техники и навесного оборудования.

Каждой дороге — своя спецтехника
Нормы, касающиеся содержания дорог в чистоте от снега и наледи, различны в зависимости от интенсивности движения и категории дороги. Так, покрытия высших категорий (рулежные и взлетно-посадочные полосы аэропортов, перроны и подобные им дороги) требуют максимального внимания и ухода: наличие снега, льда, наката и валов вдоль обочины абсолютно недопустимо. Как правило, именно здесь работает самая эффективная техника.
Львиная доля городских и федеральных дорог принадлежит к менее значимым категориям, поэтому и требования, предъявляемые к ним, не столь строги: достаточно лишь, чтобы поверхность была очищена от снега и посыпана соляными и химическими противогололедными реагентами.
На деле разделение дорог на категории не всегда способствует принятию верного решения по выбору снегоуборочной техники. Городской проспект и междугородняя дорога могут относиться к одной и той же категории, однако снегоуборочная техника для ухода ними, скорее всего, потребуется разная. Как поясняют специалисты ООО «Челябинский завод коммунального машиностроения», снегоуборочная техника, работающая на междугородних трассах, имеет более мощную базу — автомобили высокой проходимости. Слова коллег подтверждает генеральный директор ООО «СпецПромСнаб Урал» Евгений Хоронько: «Эти машины, конечно же, мощнее, выносливее, но менее аккуратны в уборке, нежели те, которые работают в городе. Трассу необходимо постоянно очищать от снега и отбрасывать его на большое расстояние от дороги, обеспечивая беспрепятственное движение транспорта и безопасность. С этой задачей замечательно справляется так называемая «Тройка». Этот автомобиль включает в себя шнеко-ротор, боковой отвал (для очистки обочины) и пескоразбрасыватель. В данном случае аккуратность отходит на второй план. В городе задача перед снегоуборщиками ставится подобная, но она уже требует ювелирной работы. И здесь отличным помощником станут более мобильные и маневренные автомобили и тракторы с щеточным оборудованием, снегоуборочными средствами и пескоразбрасыватели», — заключает он.
Каким же минимальным набором спецтехники должны обладать коммунальные службы для того, чтобы населенные пункты нашей страны не оказались в снежном плену? «Все зависит от направления деятельности коммунальной компании, — продолжает Евгений Хоронько, — Если предприятие занимается обслуживанием городских дорог, то конечно, в первую очередь это пескоразбрасывающее оборудование или же комбинированное оборудование на шасси автомобилей отечественного или зарубежного производства. Пескоразбрасывающее оборудование используется для посыпки инертными материалами или антигололедными реагентами поверхности тротуаров и дорог, если же это комбинированные автомобили, то кроме посыпки инертными материалами, они также используются для очистки дорожного полотна от свежевыпавшего снега плужно-щеточным оборудованием». Специалист подчеркнул, что предприятию желательно иметь на вооружении снегоуборочное оборудование на тракторе малого класса, МТЗ-82 либо аналогичном, поскольку данное оборудование используется для уборки придомовых территорий, пешеходных дорожек и на многих других подобных участках. Возвращаясь к уходу за дорогами, которые лежат за пределами населенных пунктов, Хоронько отметил, что если предприятие занимается обслуживанием междугородних дорог, то кроме вышеупомянутого оборудования незаменимым помощником, конечно же, будет шнеко-ротор, установленный на автомобильном шасси. «Шнеко-роторы, производимые как с автономным двигателем, так и работающие от двигателя автомобиля, предназначены для уборки утрамбованного снега и отбрасывания его за пределы дороги на 20-25 метров», — пояснил он.
«На мой взгляд, особенности зимнего периода в нашей стране и то, что он достаточно протяженный по времени, предполагают использование большого спектра техники коммунальными организациями. Это не только техника для круглогодичного применения, например, экскаваторы ЭО-2621, ЭО-2626 ЧЗКМ, погрузчики фронтальные ПК-7 ЧЗКМ, но и чисто «зимние» коммунальные машины для уборки МК-У1, МК-У2 ЧЗКМ», — говорит представитель ЧЗКМ.

Зимние дополнения
Фактически основная часть работ приходится не на специализированную технику, а на навесное оборудование, которое можно интегрировать с любой более-менее универсальной коммунальной машиной. Челябинский завод коммунального машиностроения, который уже несколько лет производит навесное оборудование именно для уборки снега, предлагает своим клиентам не только щеточное оборудование, но и погрузчики для снега с увеличенным ковшом, коммунальные отвалы с поворотом и фрезерно-роторные снегоочистители для уборки и погрузки снега. Как утверждают производители, все вышеуказанное навесное оборудование можно устанавливать на так называемые базовые тракторы. ЧЗКМ, например, использует модели «Белорус» (80, 82, 82П), ЮМЗ (ЮМЗ-6, ЮМЗ-8244), ТТЗ-80.
Кстати, за способность к перевоплощению модельный ряд тракторов «Белорус» давно приобрел ярлык универсальной коммунальной машины, так как именно он чаще всего и становится той базой, на которую крепятся навесные инструменты для снегоочистки. Впрочем, Евгений Хоронько уверил нас, что снегоуборочным оборудованием можно дооборудовать практически всю технику автопарка предприятия, предназначенную для уборки улиц. «Для решения специфических задач представители коммунального предприятия могут в любое время обратиться к профессионалам своего дела, и те с легкостью организуют необходимую помощь предприятию, от консультации до поставки. А рассматривая всем известный и уже упомянутый трактор «Белорус», я полагаю, достаточно приобрести комплект навесного оборудования (это может быть щеточное или же шнеко-роторное), которое можно будет установить самостоятельно», — посоветовал он.
Производителей навесного оборудования и коммунальной техники на российском рынке немало. Из наиболее известных российских предприятий можно назвать: Арзамаский «КОММАШ», Мценский завод «КОММАШ», «ЗЛАТЭКС», ПГ «Челпром» и многие другие. Однако, как считают на ЧЗКМ, несмотря на достаточное количество заводов-изготовителей внутри страны и СНГ, говорить о конкурентоспособности на международном рынке пока еще рано. Евгений Хоронько придерживается более оптимистичного мнения на этот счет: «На внутреннем рынке страны сегодня присутствуют как отечественные, так и импортные производители снегоуборочного оборудования. Говорить о конкурентоспособности считаю неуместным, так как каждый имеет свое мнение по эксплуатационным характеристикам, и выбирать коммунальному предприятию, на какой технике работать, приходится исходя из своего финансового состояния, т.к. импортные модели существенно превосходят российские модели снегоуборочных машин в цене», — поясняет он.
Впрочем, снижение спроса на снегоуборочную спецтехнику заметили не только российские, но и зарубежные машиностроители. Уровень продаж коммунальных машин вообще и снегоуборочного оборудования в частности упал вследствие тотальных кризисных процессов, бушевавших в мировой экономике весь прошедший год.
«Безусловно, 2008 год был гораздо активнее по продажам, чем 2009. Даже, несмотря на то, что кризис начался именно в 2008 год, конечно же, основные его последствия все мы ощутили в 2009», — сетуют на ЧЗКМ.
«Причины могут быть разными, — говорит Евгений Хоронько, — отчасти в начале сезона имели место несущественные осадки в регионах, отсутствие потребности в новой технике и общее шаткое финансовое положение в стране. В последнем случае закупка новой техники естественным образом отодвигается на неопределенный срок».

Экономия должна быть дальновидной
В справедливости слов об общем спаде сомневаться сложно — в 2009 году финансирование коммунальных работ было урезано по максимуму, однако, природу об этом, очевидно, уведомить забыли. И с конца ноября города Сибири и Дальнего Востока, по очереди принимали у себя рекордные снегопады, которые пришли на смену «несущественным осадкам». Экономия на спецтехнике и ГСМ показала себя во всей красе: движение по заснеженным трассам прекратилось, городские дороги превратились в узкие вереницы пробок. Предписанных четырех дней, в течение которых выпавший снег с дорог должен быть убран, коммунальным службам оказалось явно недостаточно: в ход пошли взаимные обвинения и оправдания властей, коммунальщиков и даже синоптиков.
Но проблема нехватки техники назрела не сегодня и даже не вчера. Как отмечают на ЧЗКМ, во многих регионах парк техники в настоящий момент находится в крайне изношенном состоянии. Процент износа в среднем достигает 75%. А между тем, сами производители подсказывали решение вопроса приобретения снегоуборочных машин: «Пресловутую нехватку финансовых средств можно было преодолеть с помощью покупки транспорта в лизинг, тогда и больших одномоментных вложений не потребуется, техника будет приносить прибыль, а рассчитаться предприятие сможет за 3-5 лет», — отмечает Евгений Хоронько, — Другой вариант — более эффективно использовать существующий автопарк, установив менее затратное оборудование. В итоге мы используем те же ресурсы, но в зимнем варианте».
Словом, бюджетные средства на снегоуборочную спецтехнику тоже можно потратить с умом. Важно только помнить, что с приходом весны проблема снега никуда не исчезает — она просто выходит из поля зрения коммунальщиков на срок от четырех до шести месяцев, чтобы потом опять по традиции внезапно вернуться.

Юлия Ребрунова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru