Андрей Вольф: «Лесная отрасль края чувствует себя весьма неплохо»

Традиционно лето и начало осени — сезон для производителей лесозаготовительной спецтехники. О том, в каком состоянии российское и краевое лесное машиностроение встречает этот сезон, мы поговорили с директором завода «Краслесмаш» Андреем Вольфом.

— Какие изменения произошли на рынке лесозаготовительных машин в течение последнего года?
— Рынок промышленных машин, к которому относится производство лесозаготовительной техники, ориентирован на инвестиционную составляющую потребителя. Когда покупатели планируют свою финансовую деятельность, при приобретении спецтехники, в их бюджете на это отводится специальная строка, зависимая от возможности получить банковский кредит. А поскольку банки уже почти год выдают кредиты весьма неохотно, возможности потребителя оказываются очень ограниченными — или получать деньги банков под чудовищные проценты (на что предприятия, как правило, решаются очень редко), или воспользоваться накопленными ранее средствами, которые есть далеко не у всех.

— Что вы могли бы сказать о текущем состоянии лесного машиностроения в нашей стране?
— Многие предприятия думают о выживании, и мало кто заботится о смене основных фондов. Для них главное выплатить зарплату и заплатить налоги. Если говорить о российском машиностроении, то здесь мы наблюдаем общее снижение объемов, как отечественного производства, так и ввоза импортных лесозаготовительных машин. Но в последнее время в стране и, особенно, в Красноярском крае произошло некоторое оживление. Во всяком случае, мы видим это по тому, что у предприятий появилась возможность участвовать и выигрывать в тендерах. Краслесмаш сейчас осуществляет отгрузки своим традиционным потребителям.

— А не является ли это оживление сезонным?
— Отчасти, да. Комбайны, как правило, покупают летом, к уборочной, а время покупок лесозаготовительной техники — осень-зима, поскольку вся лесозаготовка идет именно в это время. Но и без этого подъем заметен. Впрочем, стоит отметить, что даже в докризисный период схема была сезонной: весной работа велась на кредитах с расчетом на основные продажи осенью. Иначе работать просто невозможно, ведь сделать в два месяца годовой план вряд ли кому-то под силу.
— В сотрудничестве с датской компанией Silvatec завод «Краслесмаш» начал выпуск новых моделей спецтехники, представленной недавно в Центре лесного машиностроения. Почему работа ведется именно с датчанами?
— Потому что эта компания Silvatec принадлежит «Концерну «Тракторные заводы», как и сам «Краслесмаш». Она была приобретена еще три года назад и сейчас мы продолжаем совместную работу; уже выпускается первый российский форвардер. В совместных проектах, при серьезной поддержке НИОКР со стороны Правительства РФ, готовимся к массовому выпуску еще нескольких новых машин на колесном и гусеничном ходу. Сотрудничество с иностранцами на этом не ограничивается — с рядом зарубежных компаний «Краслесмаш» имеет договоры по приобретению комплектующих. Кто-то делает хорошую гидравлику, кто-то — другие запчасти. Некоторые фирмы предлагают такие детали, лучше которых не делают ни в России, ни в компании Silvatec. Но совместные разработки машин, я подчеркну, мы ведем только с датчанами и в рамках собственного проектного института.
— Хватает ли инженерных ресурсов вашего проектного института?
— В общем, да. Коллектив института составляет 164 человека. Они работают только над теми задачами, которые касаются Красноярского завода комбайнов и Краслесмаша. Несмотря на непростое время, планируем инвестиции в модернизацию оборудования. В ближайшее время мы готовимся приобрести новый станок лазерной резки металла, цена которого достигает 700 тыс. долл. Такие затраты необходимы, потому что для создания хорошей техники нужно современное оборудование. Плотно сотрудничаем также с московским институтом НАТИ и Союзом лесопромышленников России, но основная проектная деятельность ведется здесь.
— Сейчас очень много говорится о господдержке крупных предприятий промышленности. Насколько реальна эта поддержка, и ощущаете ли вы ее на своем заводе?
— Власть региона оказывает заводу достаточно серьезное содействие: в этом году в крае вышел закон о лесном комплексе, в котором говорится о возмещении лесопромышленникам 30% стоимости спецтехники для заготовки леса. Благодаря этой компенсации, многие ЛПК и другие подобные предприятия получили возможность приобретения новых машин. Кроме того, первый закон края об антикризисных мерах был связан именно с лесным комплексом региона, на сохранение которого было выделено около 700 млн руб. Недавно были приняты поправки к закону о госгарантиях, открывающие возможность местным производителям брать кредиты под гарантии Правительства Красноярского края. В дополнение к этому, ведется работа по принятию закона о машиностроении, связанного с НИОКРами и приобретению оборудования для них. Вот эти три закона призваны помогать лесопромышленникам и машиностроителям — производителям лесозаготовительных машин.
По последним данным лесная отрасль края чувствует себя весьма неплохо, во многом благодаря работе первого заместителя председателя правительства края Андрея Гнездилова, который очень оперативно, еще в январе переформатировал ситуацию с лесным комплексом региона для работы в новых условиях.
— Кроме уже разрабатываемых законов, есть ли что-то, чего заводам лесного машиностроения очень не хватает, но что еще не подведено законодателями к какому-то определенному законопроекту?
— Идеи есть, и они уже были представлены Правительству края. С точки зрения бизнеса, они кажутся очень удачными, но до тех пор, пока их правовое поле не будет более четко определено, говорить об этом рано.

— Давайте тогда перейдем к конкретным моделям. Какая лесозаготовительная техника сегодня наиболее востребована покупателем?
— Для каждого региона соответствует своя техника. Страна у нас большая, и природно-климатические условия разные. Сегодня уже есть заявки на форвардеры для сортиментной лесозаготовки. Пока их, правда, не так много, поскольку это относительно дорогостоящие машины. Наибольшим спросом пользуются гусеничные трактора для хлыстового способа заготовки древесины, который в крае преобладает, — до 80% леса обрабатывается именно таким образом. Изучение региональной специфики показало, что в Красноярском крае этот показатель сохранится еще долгое время, благодаря тому, что в Приангарье, Богучанах и граничащих с ними районах сортиментная лесозаготовка оказывается просто невыгодной. Но и здесь есть свои особенности. Так, при заготовке сортиментов, макушки, ветки и другие невостребованные части дерева остаются в лесу. А при хлыстовом же способе необходимо строительство дополнительных деревоперерабатывающих заводов, способных эффективно использовать неделовую древесину. Ожидаем, что через три года Нижнее Приангарье полностью раскроет свой потенциал. Там сейчас действует ряд заводов, и администрация районов готова им помогать. В частности, ведутся переговоры с РЖД по снижению тарифов, что позволило бы существенно улучшить положение краевых лесозаготовителей. Тем более, что объемы заготовки у них в последнее время повысились, работа постепенно ведется, и есть возможность понемногу покупать новую технику. Вообще в нашем крае лесопромышленники почувствовали кризис не так сильно, как в других регионах, и это опять-таки заслуга Правительства, серьезной господдержки.

— Затрагивая деревообработку, хотелось бы узнать, намерен ли завод «Краслесмаш» развивать это направление?
— Диверсификация, конечно, необходима, но все же специфика производства остается такой, какая она есть. Наше предприятие, и в целом «Концерн «Тракторные заводы», ориентировано именно на выпуск крупной гусеничной и колесной техники. 19 мая в сотрудничестве с Министерством лесного комплекса края нами был подписан договор с ФГУП «Байкалуправтодор» на производство навесного оборудования для дорожной техники. В августе мы уже выполнили первые заказы. Этот проект оказался выгодным для обеих сторон, и в дальнейшем «Краслесмаш» и КЗК планируют развить это направление работы, сейчас изучаем и другие возможные рынки. Возможностей завода достаточно, чтобы делать технику быстро и качественно, поэтому мы держимся определенной стратегии производства.
Однако само лесное машиностроение — это очень большая ниша, которая в России еще до конца и не разработана, потому что колесно-поршневые форвардеры никто даже не планировал выпускать — мы первые, кто начал этим заниматься. После проведения сравнительного анализа, эти модели были сделаны по аналогии с импортными и обладают всеми необходимыми рабочими характеристиками. Поэтому если их поставить на поток, они будут достаточно конкурентоспособны на внутреннем рынке, в том числе, благодаря более низкой цене. Первый форвардер был продан за 7,3 млн руб. Такой же зарубежный аналог обошелся бы нашим лесопользователям в 12,8-13,3 млн руб. Это, я считаю, очень серьезная разница. С учетом 30%-ной компенсации государства, покупателю эта машина достанется новой (с гарантией и комплектом запчастей) по цене бывшей в употреблении.

— Но это мы говорим о конкуренции на внутреннем рынке. Планируете ли вы, что в будущем отечественная лесозаготовительная техника будет продаваться за границу?
— По нашим расчетам техника сможет продаваться за пределы России уже в текущем году. Мы сейчас активно ищем заказы на харвестеры и форвардеры, особенно востребованные за рубежом, правда кризис ощущается и там. Тем не менее, зарубежные продажи — одна из наших главных и актуальных задач, которую мы постоянно развиваем.
Как известно, в России конкуренция среди отечественных производителей лесозаготовительной техники минимальна, а если говорить о конкуренции международной, то в основном это соперничество по цене, и то, что мы сейчас предлагаем — это то же самое, что продают западные заводы, но в гораздо дешевле. «Краслесмаш» не претендует на то, чтобы выставить какую-то уникальную на мировом уровне модель и конкурировать в этом аспекте. Аналогов форвардерам много. Российские заводы пока не могут и долго еще не смогут тягаться с иностранцами в плане технологий. На данном этапе наши главные преимущества: себестоимость продукции, учет особенностей рынка, а также близость к потребителю — возможность осуществлять оперативный и качественный сервис машин.

Юлия Ребрунова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru