Опрокидывая груз

Популярность самосвала настолько велика, что практически любой человек с легкостью узнает его «в лицо» — еще в детстве каждая третья—пятая игрушечная машинка была именно самосвалом. Те же количественные пропорции сохраняются и в полноразмерном, взрослом мире грузового транспорта, где ни одна стройка, ни одно дорожно-ремонтное предприятие и ни один карьер не обходятся без этого вида грузовой спецтехники.

Для сыпучих продуктов
Обобщенно самосвалы определяются как грузовые автомобили, полуприцепы или прицепы, кузов которых предназначен для перевозки и легкой выгрузки сыпучих грузов путем обычного наклона кузова, который может откидываться на одну, две или три стороны, главным образом с помощью гидравлического привода.
Универсальность принципа опрокидывания позволяет владельцу самосвала обходиться без дополнительной единицы разгрузочной техники в пункте прибытия. Единственное, чем самосвалу приходится платить за столь удобную выгрузку — это меньшая грузоподъемность. Но благодаря возможности быстрой разгрузки кузова и сокращению при этом временных и материальных затрат этот недостаток самосвала перед стационарной платформой (вариант грузовой машины с неопрокидывающимся кузовом) ему прощается. Впрочем, указанный принцип подходит лишь для грузов, которым не страшна небрежная выгрузка. К таким, например, относятся все те же щебень, песок или асфальтобетонная смесь. И несмотря на то что имели место случаи опрокидывания кузова с хрупким кирпичом или пенобетонными блоками, специалисты предостерегают от повторения подобных попыток — они, как правило, заканчиваются для груза
плачевно.
Ассортимент и назначение представленных на рынке моделей самосвалов могу сбить с толку даже человека, знакомого со спецтехникой. Выбор необходимой модели происходит в ходе сравнения технических характеристик и в зависимости от стоящих задач и особенностей дальнейшей эксплуатации. Ключевым параметром здесь, как, пожалуй, и везде, является вид деятельности, с которым самосвалу придется иметь дело после его покупки. Исходя из этого параметра, самосвальная спецтехника делится на несколько основных категорий, речь о которых пойдет далее. Так, если техника требуется на разработку песка, щебня, полезных ископаемых и т.?д., нужен карьерный (или внедорожный) самосвал. Если же сыпучие грузы будут перевозить по трассам общего пользования, то подойдут и менее грузоподъемные самосвалы, и самосвальная прицепная техника. Помимо этого, существуют самосвалы, работающие под поверхностью земли, но обо всем по порядку.
По дороге и без нее
Предназначенные для передвижения по дорогам, эти самосвалы получили наиболее широкую область применения. Несмотря на то что грузоподъемность подобных машин не превышает 40 тонн, даже менее тяжеловозные модели активно используются в строительстве, ЖКХ и сельском хозяйстве.
Зачастую машины, работающие в этом сегменте, имеют от двух до четырех осей, что, однако, не исключает возможность производства пяти- и шестиосных самосвалов. В отличие от грузовиков со стационарной платформой, которую можно укрыть тентом или модифицировать под конкретный груз, форма кузова самосвала меняется редко. И все же определенных изменений требуют самосвалы для сельского хозяйства. Здесь часто требуется транспортировка объемных, но легких грузов, например сена, для чего кузов может иметь дополнительные надставки бортов.
Следующую категорию представляют самосвалы для карьерных работ, их еще называют внедорожниками, поскольку «карьеристы» в хорошем дорожном полотне не нуждаются — из-за внушительных габаритов они даже к месту работы транспортируются в разобранном виде. Традиционно здесь применяется двухосная колесная схема, с задним или полным приводом и разгрузкой кузова назад. Производителями предпринимались попытки внедрения и трехосных самосвалов, но они в условиях карьерных разработок оказались менее эффективны. Карьерные самосвалы — самый грузоподъемный транспорт. В 2004 году компанией Liebherr был создан самосвал Т282В грузоподъемностью 363 тонны.
Пока эту отметку превзойти не удалось, хотя менее года назад на нее же вышла компания Terex, предложив модель MT6300AC. Как считают специалисты, 363 тонны — это не предел. Возрастающий спрос на сырье через несколько
лет подтолкнет-таки тяжелое машиностроение к увеличению грузоподъемности карьерных
самосвалов.
Впрочем, благодаря интенсивной разработке
количество месторождений полезных ископаемых, пригодных для открытой добычи, неуклонно сокращается. Добытчики вынуждены искать более труднодоступные, но еще нетронутые залежи угля или руды, в буквальном смысле уходя под землю. Вместе с ними под землю пришлось уходить и технике, в том числе самосвалам. Здесь их основная задача — вывоз раздробленной породы на поверхность. В жестких условиях нехватки пространства шахт самосвалы для подземных работ производятся со значительно меньшей грузоподъемностью, нежели «карьеристы». Так, самая «тяжеловозная» подземная машина Sandvik Supra 0012H может транспортировать не более 80 тонн породы, что, согласитесь, тоже величина немалая. В этом сегменте самая популярная колесная формула — 4Х4, но все та же компания Sandvik на своих тяжеловозах активно применяет схему 6Х4 и 10Х8. Помимо этой компании, подземные самосвалы сегодня присутствуют в модельном ряду Altas Copco, Caterpillar, DUX Machinery, Paus, БелАЗ и МоАЗ.
Полуприцеп-самосвал
Кругу работающих со спецтехникой людей также хорошо знакомы более маневренные самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой и самосвальная прицепная техника. Одним из представителей последней в России является компания «Sommer Новтрак». Так, сегодня они предлагают полуприцеп-самосвал SK-24, предназначенный для перевозки всех видов сыпучих материалов (песка, щебня, строительного мусора и т.?д.)
и рассчитанный на работу со всеми видами тягачей. Его ходовая часть представляет собой трехосный агрегат на пневмобаллонах. Для модели используются оси с допустимой нагрузкой в 9 или 12 тонн на ось. Тормозная система — двухпроводная пневматическая, с тормозными механизмами барабанного типа, что, по мнению производителей, должно положительно сказываться на их ремонтопригодности и способности противостоять непростым условиям стройплощадок и карьеров. Помимо этого, в базовой комплектации тормозная система оснащена ABS, с опциональной установкой EBS, имеющей расширенные функции: систему антиопрокидывания прицепа, мониторинг давления в тормозной системе, функцию экстренного торможения и т.?п.
По сути этот полуприцеп-самосвал представляет собой своеобразный конструктор из европейских запчастей, которые собраны с учетом российских потребностей. Ковшеобразная конструкция кузова типа Halfpipe поставляется немецкой компанией Meiller. Кузов изготовлен из стали Hardox повышенной прочности, поэтому он долгое время сможет противостоять серьезным механическим воздействиям при погрузке-выгрузке. Гидравлическая система также от фирмы Meiller. Максимальный угол подъема кузова при нагрузке — 48 градусов. При этом точка опоры гидравлического агрегата расположена непосредственно над ССУ, а вал опрокидывающего механизма самосвальной платформы — над последней осью. Таким инженерным решением мнимизируется нагрузка, приходящаяся на раму полуприцепа в момент разгрузки.
Специалисты завода отмечают, что аналогов данному полуприцепу, несмотря на то, что модель полностью изготовлена из импортных комплектующих, в Европе нет.
Еще одна интересная модель завода — прицеп-самосвал AK-48, рассчитанный на перевозку груза массой 37 тонн. Осевой агрегат представляет собой три оси с нагрузкой в 16 тонн на каждую, рессорная подвеска марки BPW. На самосвале установлены барабанная тормозная система, две оси оснащены датчиками ABS. Кузов также
фирмы Meiller, однако толщина пола, стенок и заднего откидного борта больше, чем у кузовов для самосвальных полуприцепов. Это позволяет перевозить прицепом не только песок и щебень, но и скальную породу без опасений повредить кузов. Откидной механический задний борт
с автоматическим запорным устройством, высокое расположение шарнира заднего откидного борта с увеличенным задним проемом при высыпании грузов плюс ограничители для предотвращения поперечных перемещений кузова во время транспортировки. На территории России самосвал такой грузоподъемности не производится больше никем, но и назвать его российским в полном смысле этого слова тоже нельзя — комплектующие машины опять-таки прибыли к нам из Европы.
Глобализация налицо
В последнее время объем продаж спецтехники в нашей стране рос именно за счет импорта, в том числе и самосвалов. Кстати сказать, и импортные комплектующие — это тенденция, свойственная российскому производству самосвалов. Сложно сказать объективно, что является тому причиной — недостаточно высокий технологический уровень российского машиностроения или стратегия, рассчитанная на прозападные стереотипы покупателя, но факт остается фактом. Однако отдать должное следует самосвалостроению, основа которому была заложена еще в СССР. Пусть сильнейшие игроки мирового рынка — белорусские БелАЗ и МоАЗ расположены вне территории России, их продукция весьма конкурентоспособна.
Среди гигантов «более дальнего» зарубежья можно назвать Hitachi, Komatsu, Caterpillar, Volvo, Terex, Moxy, Iveco, но и этим списком все присутствующие на российском рынке компании, естественно, не ограничиваются. В России самыми известными производителями самосвалов являются КамАЗ, КАЗ, УралАЗ. Свой кусок пирога достался и китайским предприятиям, которые смогли при сравнительно невысокой цене предложить приемлемое качество техники.
Справедливости ради стоит отметить, что не все самосвалы под европейскими марками производятся в Европе — значительное число «отверточных» производств размещено именно в Китае. Китайское самосвалостроение начало активно развиваться только с начала 2000—2001  годов — период, в течение которого китайские бренды еще не успели завоевать доверие потребителя. Но машиностроители и здесь нашли выход: рядом со сборочными цехами известных марок открываются заводы компаний Поднебесной, а использование комплектующих или технологий популярных брендов позволяет китайцам добавлять рядом с собственной торговой маркой классическое «произведено совместно с …». Безусловно, реальное качество такой «совместной» продукции определит время, но и тем, кто ждать не намерен, сегодня действительно есть из чего выбрать.

Юлия Ребрунова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru