Тепло наводит мосты

СГК весьма эффектно завершила ушедшее десятилетие. Можно даже сказать, искромётно. В декабре энергогигант внёс последние штрихи в проект, над которым работал больше 6 лет, — строительство новой теплотрассы в Красноярске. «Золотой шов» варили в большой компании — в присутствии представителей краевой и городской власти. Эта одна из самых масштабных энергетических строек Сибири за последние пару десятков лет.

div>

Со специалистами СГК мы общались прямо у фонтана сварочных искр и под аккомпанемент гудения аппарата. Итак, откуда все эти громкие титулы: «золотой шов», «грандиозная стройка», «крупнейший проект»?

Соединить берега

Красноярск, как и многие другие города, стоит на реке — по оба берега. Поскольку в рамках программы «Чистый воздух» Сибирь движется в сторону централизации теплоснабжения, встаёт задача передать ресурсы с одного берега на другой, а также зарезервировать имеющиеся мощности. Эти обязанности как раз и возложены на новую теплотрассу.


Как рассказали в СГК, проект этот стартовал в 2013 году. В декабре 2019-го завершился последний этап строительных работ, на январь 2020-го наметили испытания, и в начале года же теплотрассу планируют запустить. Таким образом, на работы ушло 7 лет. А ещё 855 млн рублей инвестиций, а также рабочее время 265 специалистов из 5 подрядных организаций. В результате на свет появился трубопровод метрового диаметра общей протяжённостью 5410 м.


«Данная теплосеть может пропускать 720 Гкал, расход — 10 000 т/час воды. Объект позволит нам подключать новых потребителей, время гидравлических испытаний удастся сократить, и срок отключения воды у пользователей в летний период мы тоже уменьшим. Кроме того, теплосеть зарезервирует уже довольно старый дюкер, проходящий по дну Енисея», — отметил директор ОАО «Красноярская теплотранспортная компания» Сергей Иванов.


Такой опыт едва ли можно назвать уникальным, однако речь всё же идёт о сложной многоэтапной работе. Прокладка коммуникаций внутри моста — обычная практика для городов с географией, подобной красноярской. Трудность здесь в том, что эти элементы системы нужно предусмотреть заранее, поэтому работы по созданию данного объекта начали в 2013 году, когда строили новый мост. Трубы на этом участке имеют усиленную толщину стенок — 14 мм вместо стандартных десяти.


Впрочем, теплотрассы уже перебирались через Енисей, причём ещё в прошлом веке. Первым мостом города стал Коммунальный, и в его теле тоже есть труба. Тянули её, стало быть, в 1961 году, а в 1996 году полностью заменили.


Да и под руслом Енисея проложен уже упомянутый дюкер, который из-за своего расположения является неремонтируемым. Сегодня появилась возможность перебросить большую часть нагрузки с него на новую теплотрассу. С помощью дюкера тепло с одного берега на другой начали переправлять, когда в городе заработала ТЭЦ-2. Дюкер — стальная труба с двухсантиметровыми стеками диаметром в три метра. И внутри этой трубы проложена тепломагистраль. Раз в пять лет водолазы проверяют дюкер — следят за тем, чтобы слой грунта, расположенный сверху, сохранялся целым. А чтобы трубопровод не страдал от перепада температур, внутри дюкера установлено 12 компенсаторов. Пока с этой хитрой конструкцией всё в порядке, но её возраст приближается к 40 годам, поэтому и возникла потребность в резервировании. Последний раз экспертиза проводилась в 2017 году, Ростехнадзор дал добро до 2021 года.


Две беды

В сибирской энергетике они несколько отличаются от общепринятых. Речь идёт об экологических проблемах и изношенности теплосетей. Новая теплотрасса в определённом смысле работает на решение обеих.

Для начала поговорим об экологии. Красноярцы, как и жители большинства сибирских городов, обеспечены тепловыми и энергетическими ресурсами силами угольной генерации.

 
В городах работают крупные ТЭЦ и локальные котельные. Путём долгих и всесторонних исследований, в процессе бурных дискуссий специалисты пришли к выводу, что ТЭЦ — решение более экологичное: такие объекты имеют заметно более высокие трубы и совершенные фильтры. Поэтому в Красноярске закрываются признанные неэффективными котельные, а их нагрузку берут на себя принадлежащие СГК ТЭЦ. До 2024 года предполагается закрыть 35 котельных, из которых семь уже прекратили свою работу.


«Развитие города не останавливается. Наличие свободных ресурсов, когда строители могут обеспечить новые дома теплом, очень важен. Развитие тепловой системы в городе — это повод для гордости», — сказал министр промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края Евгений Афанасьев.

Ещё бы: теплосетевое хозяйство в стране сегодня далеко не в лучшем виде — и это наша вторая беда. За последние годы в Красноярске произошло много громких аварий, потому что ветхое оборудование просто не выдерживает нагрузок. С новой теплотрассой такого, заверили специалисты СГК, уж точно не случится.


По мнению экспертов, ТЭЦ являются более эффективными теплоисточниками, чем малые котельные, поскольку обладают более высокими трубами и выбросы оказываются выше приземного слоя, а также используют более совершенные фильтры


«Возраст основного трубопроводного хозяйства в Красноярске — более 20 лет. Где-то — и более 30. У нас 400 км старых сетей, имеющих почти 100% износ, они нуждаются в замене», — сетует Евгений Афанасьев.

«Наша экономика в 1990-х годах прошла очень больной этап. Мы потеряли более 10 лет, когда необходимые работы, считай, не велись. И сейчас мы нагоняем то, что упустили тогда. Изношенные сети — это проблема не только нашей компании, не только Сибири, но и всей страны в целом. Износ сетей по России — 80–90%, особенно всё сложно в небольших городах. Что касается нашей компании, то тут очень много аспектов. В некоторые города мы пришли недавно, и старые сети нам достались от предыдущих владельцев. Мы забираем большое количество бесхозных сетей, ранее принадлежавших муниципальным хозяйствам и промышленным предприятиям, которые прекратили своё существование», — объяснил директор по тепловым сетям компании СГК Антон Баев.


Нормативный срок службы новой теплотрассы — 30 лет. Хотя специалисты говорят, что при правильной эксплуатации она прослужит и дольше. Правильная эксплуатация — это в том числе и плановые испытания, которые оборачиваются так нелюбимыми горожанами отключениями воды.

По технологии

Антон Сергеевич также отметил, что при строительстве нового объекта СГК использовала отечественный металл. Его закупают у Челябинского металлургического комбината, и производитель изготавливает его по спецзаказу. Инвестиции в проект — собственные средства СГК.


«Важный момент, влияющий на срок службы теплотрассы, — это теплоизоляция. Мы используем различные варианты. Это могут быть и классические минераловатные маты, хотя за последние годы технология их производства заметно шагнула вперёд. Также используем ППМ, ППУ-изоляцию. Интересное решение — нить диспетчерского контроля. Обычно оно используется при прокладке трубы под крупными магистралями, железными дорогами, трамвайными путями. Такая нить реагирует на намокание. Обычно раз в две недели к шкафу управления приезжает бригада и снимает показания. Если изоляция намокает, значит, вероятнее всего, есть внутренний дефект. Причём по импульсу даже можно определить, на каком расстоянии этот дефект возник, что облегчает ремонтные работы», — рассказал Антон Баев.

Большие планы

Заместитель генерального директора — директор Красноярского филиала СГК Александр Шлегель отметил, что строительство теплотрассы – один из важнейших проектов компании 2019 года. Вторым важным моментом он назвал работы на ТЭЦ-1.


«Ещё один большой пласт работ связан со строительством новой дымовой трубы на ТЭЦ-1, этот проект мы также завершаем в декабре. Это тоже работы в рамках программы по улучшению экологической обстановки. Мы строим трубу высотой 275 м, ввести её в эксплуатацию мы планируем во втором квартале 2020 года. Это позволит нам демонтировать две существующие трубы высотой 105 и 120 м. И после этого мы сможем монтировать электрофильтры. Все котлы ТЭЦ-1 к 2022 году должны быть оборудованы электрофильтрами. С их помощью мы снизим выбросы твёрдых частиц примерно на 80%.

Оба масштабных проекта, выполненных СГК в этом году, заложили фундамент работ на ближайшие годы», — сказал Александр Эдуардович.

Интересный момент. Чтобы завершить строительство новой трубы ТЭЦ-1 по плану в декабре, специалистам, ясное дело, необходимо работать в холодное время года. А бетон правильно застывает и набирает прочность только при температуре до +5 градусов. Поэтому для трубы сделали «шубу» — тепляк, в котором разместили мощные калориферы. Эту технологию уже опробовали в прошлом году, и стройка шла в плановом режиме при -30 градусах.


Также заместитель генерального директора СГК отметил, что совет директоров СУЭК (СГК входит в СУЭК) принял стратегию развития по Красноярску на ближайшие годы. Здесь прописано развитие новых теплосетей и мощностей генерации.




«Когда мы говорим, что подключаются новые районы, замещаются котельные, всё это означает рост нагрузки на наши тепловые станции. То есть необходимо увеличение генерирующих мощностей. И принятой программой предусмотрено строительство второго энергоблока мощностью 200 МВт на Красноярской ТЭЦ-3. Планируется реконструкция котла и турбины на ТЭЦ-2, за счёт чего будет увеличена мощность станции, что позволит нам подключать новых потребителей. Большие работы также предусмотрены в рамках повышения надёжности. На ТЭЦ-1 планируется замена двух котлов и двух турбин. Это наши задачи на несколько лет вперёд», — подытожил Александр Шлегель.


СГК В ЦИФРАХ



ЭКСПЕРТ


Александр Шлегель, 
директор Красноярского филиала СГК

«Этот проект даёт возможность подключения новых объектов в Красноярске. А также приближает отключение малоэффективных котельных, которые предстоит вывести из работы согласно комплексу мероприятий по улучшению экологии в городе».



«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (146) январь-февраль 2020 г.


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (146) январь-февраль 2020 г.





Текст: Анна Кучумова / Фото: Наталья Старикова, sibgenco.ru.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru