Неручной труд

«Чем меньше участие человека в технологическом процессе, тем более качественное изделие мы получаем на выходе», — говорит начальник цеха фасадных и вентиляционных систем Сибирского завода «Энергопром» Сергей Фантиков, провожая нас по своим владениям. Здесь действительно малолюдно и для промышленного производства очень тихо. Всё потому, что многие расчёты удалось передать компьютеру, а технологические операции — автоматизированному оборудованию.

div>


На самом деле производство систем вентиляции и пластиковых окон, которое мы сегодня наблюдаем — это только небольшой участок завода «Энергопром»: здесь создают электротехническую продукцию, арочные сооружения, быстровозводимые модульные здания, фасадные материалы. «Энергопром» — завод-партнёр Объединённой компании «Сибшахтострой», которая занимается строительством промышленных объектов.


Благодаря тесному сотрудничеству компаний продукция «Энергопрома» имеет обширную географию поставки — это не только Кузбасс, но и Томская, Новосибирская области, Хакасия, Красноярский край, Омск, на севере — Якутия и Магадан.

Оконных дел мастера

«Деревянные окна в современных зданиях и сооружениях — большая редкость. Иногда выбор делают в пользу алюминиевых, но всё-таки самые популярные окна — это пластиковые», — отмечает Сергей Анатольевич.



Действительно, к этим конструкциям мы уже привыкли — деревянные двойные рамы остались в прошлом. Пластиковые окна едва ли можно назвать сложной конструкцией, но, чтобы они действительно выполняли свою задачу без нареканий, производство должно быть организовано слаженно, с максимальной точностью.



Изготовление окна начинается с нарезки профиля необходимого размера — завод работает с продукцией «Ортекс», КраМЗ. Эту задачу выполняет двухголовая усорезная пила. Привычным движением оператор кладёт под пильный диск профиль, устанавливает необходимые размеры и нажимает кнопку. Собственно говоря, всё: головы расходятся на нужное расстояние, пилы работают автоматически. На станке же в профиле фрезеруются все необходимые отверстия. Параллельно нарезается стальное армирование — его вкладывают внутрь профиля: с помощью пневмошуроповёрта пластик соединяется с металлом.



Теплоизоляционные характеристики пластиковых окон определяет количество камер и уплотнителей в профиле. По словам Сергея Анатольевича, разве что этим сегодня отличается промышленная продукция от общестроительной: для индустриального здания порой не стоит задача сохранения тепла.

В целом же окна на обогатительных фабриках и в жилых домах одинаковые.


Из нарезанных деталей закладывают контур. Все четыре профиля одновременно отправляются к четырёхголовой сварочной машине. Ещё одно нажатие кнопки, и из самостоятельных деталей получается полноценная рама с идеально прямыми углами. Погрешность, по словам начальника цеха, составляет не более 0,1 мм.

После сварки образуется шов — его необходимо зачистить. Опять же: по программе фреза выполняет все необходимые действия. На выходе получается шов, который мы привыкли видеть на пластиковых окнах — свободный от концентраторов напряжения.



Работа с профилем на этом завершена. Далее в фурнитурный паз установят фурнитуру, вложат дистанционные подкладки под стеклопакет, чтобы не образовывалось застойных зон между стеклопакетом и рамой. Далее — монтаж стеклопакета и жёсткая его фиксация штапиками. Специалисты проверят работоспособность окна, после чего его можно отправлять на объект.



Практически всё оборудование в цехе одной марки — URBAN. Эта немецкая компания специализируется именно на производстве станков для изготовления окон из ПВХ и алюминия, сопутствующей техники. Такой лейбл мы заметили на сварочном оборудовании, углозачистном центре, фурнитурном столе и штапикорезе. По словам специалистов, станки могут работать в тандеме с техникой другой марки — они не завязаны друг на друге, но «Энергопром» остановился именно на этом производителе. А вот пила в цехе из другой «семьи» — RAPID. Этот производитель также представляет Германию.

Эволюция цеха

Мы увидели, что работа человека в данном процессе сводится к минимуму: установка детали на станок, ввод данных в программу и нажатие кнопки. На этапе монтажа стекла задач у сотрудника прибавляется, но здесь такая ювелирная точность уже и не нужна. Сергей Фантиков рассказывает, что подобный уровень автоматизации — это достижение последних лет.



«В 2006 году, когда я сюда пришёл, цех был совсем не таким, как сегодня. Он был небольшой — занимал только три пролёта. Профиль резали с помощью ручной маятниковой пилы. Работал одноголовый сварочный станок, то есть варить нужно было за четыре цикла, стало быть, времени тратили в четыре раза больше. Фурнитурного стола не было вовсе — работали по рулетке. Эволюционировали существенно: автоматизация производству только на пользу», — рассказывает наш провожатый.



Сегодня в цехе создают около 600 «квадратов» изделий из ПВХ и алюминия: не только окна, но и двери, витражи. Объёмы производства таких систем напрямую связаны с масштабами застройки и капремонта. По словам Сергея Анатольевича, свой пик рынок пластиковых окон уже пережил: помните, лет 10 назад все массово бросились менять старые деревянные решения на такие удобные и красивые пластиковые? Так вот, все эти замены уже завершились. Впрочем, работа для завода всегда найдётся — как минимум, в проектах ОК «Сибшахтострой». Кроме того, созданные здесь изделия направляют в школы, больницы и спортивные учреждения Кузбасса.

Команда «Воздух»

В соседнем помещении цеха идёт совсем другая работа: здесь производят системы воздуховодов. Это ключевой элемент в организации вентиляции в любом промышленном или жилом здании.

«К объектам вентиляции сегодня предъявляют высокие требования, а в свете крупных пожаров последних лет они только ужесточаются. Системы дымоудаления во многих зданиях сегодня обязательны, поэтому здесь объёмы работ у нас только растут», — рассказывает начальник цеха.


По современным нормативам, в течение часа в здании должен происходить трёх-четырехкратный воздухообмен. Его-то как раз и обеспечивает система воздуховодов.

В цехе «Энергопрома» их изготавливают различного сечения и формы. В зависимости от назначения толщина материала — а это всегда рулонная листовая сталь — варьируется.

Для примера нам демонстрируют изделие из стали толщиной 0,7 мм, а в ходу на заводе сталь до 2 мм толщиной. Нам объясняют, что существенных нагрузок на воздуховод не предполагается — в основном это самонесущая конструкция. Ключевые требования — герметичность и пожаростойкость. Даже если здание будет объято огнём, важно, чтобы вентиляция продолжала работать как можно дольше.

С помощью листогибов, фальцепрокатных и фальцеосадочных станков, а также прессов лист стали превращается в готовое изделие.


«Изготовление прямоугольных воздуховодов подразумевает много ручного труда. Производство цилиндрообразных решений более технологичное, я бы назвал такие изделия более перспективными. Однако их удаётся установить не везде — всё зависит от ниши для вентиляции», — говорит специалист.



С особой гордостью он показывает нам станок Spiro. Название в данном случае отражает особенности технологии — она спирально-навивная. Оператор подаёт в станок штрипс — рулон стали небольшого размера, и машина в автоматическом режиме «завивает» его, превращая в трубу. Оператор только регулирует размер создаваемого воздуховода. Кстати, такие станки — это ещё и визитная карточка самого швейцарского производителя оборудования: основатели завода являются авторами идеи выпуска круглых вентиляционных каналов.

Уже на объекте воздуховоды соберут в единую систему. Сделать это несложно — предусмотрено или фланцевое, или ниппельное соединение: получается своеобразный промышленный «конструктор».


«Промышленные страницы Сибири» №10 (143) октябрь 2019 г.



10 (143 ) октябрь Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo

Текст: Анна Кучумова Фото: Евгений Ошкин.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru