DMG MORI: мы открыты к сотрудничеству

«Россия — это необъятный рынок, огромные возможности для станкостроительного предприятия. Концерн DMG MORI не просто построил завод: мы ведём обширную работу и намереваемся «пустить корни». Мы здесь всерьёз и надолго», — так прокомментировали свою работу специалисты DMG MORI, сопровождая гостей Ульяновского станкостроительного завода по сборочному цеху предприятия.

div>



Небольшая экскурсия получилась очень насыщенной. С одной стороны — по-настоящему современное станкостроительное производство: тихое, чистое, роботизированное и фактически безлюдное. А с другой — интереснейшие комментарии специалистов: и об особенностях работы агрегатов, и о специфике работы локализованного предприятия в России, возможностях и перспективах отечественного станкостроения.

Создать российский станок

Подводя гостей к стенду локализации, эксперты компании объяснили, что концерн DMG MORI взял на себя обязательства до 31 декабря 2025 года локализовать на российской земле производство 90% компонентов 6 типов станков, которые в настоящий момент собираются на нашем заводе. Правительство РФ, со своей стороны, обязалось создать для производителя некоторые льготные условия работы.




То есть, речь идёт о взаимовыгодном сотрудничестве, о партнёрских отношениях. Но достаточно взглянуть на процесс производства современного станка, чтобы понять, что 90-процентная локализация легка лишь на словах. Самый простой станок, как объяснил наш собеседник, состоит из полутора тысяч компонентов, а самый сложный — это уже восемь тысяч элементов. Возможно и большее количество компонентов: в зависимости от того, какое количество опций оборудование будет в себя включать. Мы уже не раз писали о том, как тяжело возрождается станкостроительная промышленность в России: компетенции по производству необходимых компонентов утеряны.



 
А специалисты DMG MORI уточняют: ряд элементов станков, которые сегодня выпускает концерн, вообще никогда не производили в России и СССР.


Станки DMG MORI, сборку которых мы наблюдали, отправятся на российские авиационные и ракетные заводы. По словам специалистов предприятия, компоненты, созданные на таких станках, сегодня есть в каждой отечественной ракете.





Сегодня планы по локализации производства 6 типов станков выполнены на 30%: специалисты отмечают, какая огромная работа была проделана за прошедшие два года. В частности, концерн наладил взаимодействие с производителями-партнёрами. Например, нам продемонстрировали литые компоненты — их производство организовано на заводе «Петрозаводскмаш» в Карелии. Аналогичное производство функционирует в Рязанской области. Уже организован выпуск компонентов не только из чугуна, но и из листового металла — налажено сотрудничество с заводом в Самаре, есть планы по производству этих деталей в Ульяновске.




Специалисты DMG MORI обращаются к российским предприятиям и приглашают производителей токарных и фрезерных деталей стать партнёрами компании, которая открыта к предложениям. компания готова вести эту работу и готова к подобным сложностям, поскольку высоко оценивает перспективы российского рынка.

Хард и софт

Ещё одна болевая точка — системы ЧПУ. В ходе пресс-конференции председатель правления концерна DMG MORI Кристиан Тёнес отметил, что сегодня на 100% российского станка не существует в природе: невозможно создать такой без функционально работающего ЧПУ. Концерн сегодня рассматривает различные варианты сотрудничества. Партнёром компании может стать не только функционирующее предприятие, но и факультеты, кафедры, университеты, где преподают промышленное программирование — возможно даже производство на площадях DMG MORI.


Действительно, современные металлорежущие станки разительно отличаются от громоздких механизированных агрегатов, работавших на российских заводах полвека назад. Поэтому значение имеет не только и даже не столько «железо», сколько программное обеспечение. «Больше софт, чем хард» — так охарактеризовали нынешний этап станкостроения специалисты компании.



 
Концерн осознаёт важность этой тенденции, поэтому помимо локализации в аппаратной части работает над русификацией ПО, установленного на станках. Компания ставит перед собой задачу создания собственного российского ПО — максимально соответствующего запросам отечественных потребителей и не попадающее ни под какие ограничения. Для этого концерн развивает конструкторский отдел: запланирован существенный количественный и качественный рост сотрудников, которые трудятся там. Объявлен конкурс для таких специалистов — талантливых программистов, которые будут развивать возможности станков, которые выпускает предприятие.


Концерн заинтересован в формировании сильной команды программистов и обращается к читателям нашего журнала: специалисты, обладающие профильным образованием и компетенциями, могут связаться со службой персонала DMG MORI.

Не конкуренты, а партнёры

За разговором мы подошли к шпиндельному участку производства. Производство осуществляется здесь, в Ульяновске, а заготовки доставляют из Европы. Как нам объяснили, одним из этапов производства шпинделей является термообработка, и для этой операции необходимо участие иностранных партнёров. И опять же: DMG MORI с удовольствием начнёт сотрудничество с российским производителем, который сможет предложить достойное качество.

Шпинделями, произведёнными на Ульяновском заводе, DMG MORI оснащает все созданные на этой промплощадке станки. В планах – оснащение ульяновскими шпинделями всех станков производителя, которые вырабатывают свой ресурс, выходят из строя из-за поломки и так далее. Но это ещё не самое интересное.

Руководство концерна с прошлого года предоставляет возможности для российских станкостроителей, то есть для собственных конкурентов: предприятия могут заказывать на заводе шпиндели. Специалисты подчёркивают: компетенции производства таких высокоточных агрегатов в России, к сожалению, нет. Поэтому подобное предложение можно назвать уникальным.

Люди и механизмы

Перемещаясь по площадкам завода, мы заметили, что в цехах, где происходит создание высокоточной, оснащённой электроникой техники, не так уж много сотрудников. Существенная часть работ автоматизирована, поэтому подход к кадровому составу здесь особый.

Сотрудники ульяновского завода — это российские специалисты. На заводе трудятся около 120 человек (напомним о масштабе производства: площадь застройки 21000 м2 и сборочный цех в 3300 м2, — прим. ред.). DMG MORI очень гордится своим коллективом. Например, в цехе сборки работают 35 человек, из них более 70% имеют высшее техническое образование. 

Сегодня DMG MORI активно сотрудничает с Ульяновским государственным университетом — многие специалисты завода являются его выпускниками. Предприятие способствует и тому, чтобы студенты учились на современном оборудовании: компания предоставила университету в пользование два станка и один станок вуз приобрёл. К тому же производитель организует конкурсы профмастерства среди операторов станков и поддерживает движение WorldSkills.

Отвечая на вопрос о том, как удаётся организовать производственный процесс силами столь небольшого количества сотрудников, специалисты проводил нас к одному из мониторов, установленных в цехе сборки.

Это  устройство оперативного сопровождения электронных заказов на уровне цеха и простого сборщика. Каждый сотрудник цеха имеет индивидуальный ключ. С его помощью он может зайти в систему и отследить все операции, которые были выполнены до этого сборочного поста, получить информацию об операциях, которые он должен выполнить сам — с указанием требований и сроков. Кроме того, с помощью этого устройства можно связаться, например, со службой логистики. Если в инструментальной тележке отсутствует какой-то компонент, или этот компонент повреждён, то сборщику не нужно никуда бежать и никому звонить: он может проинформировать склад с этого же монитора. Более того: у простого сборщика есть возможность связаться с руководством, если задача ответственная и нужно повлиять на неё «сверху».

Обратная коммуникация, конечно, также настроена: руководство, в том числе и председатель концерна, может удалённо зайти в систему и проконтролировать ситуацию. Такая коммуникации является неотъемлемой частью системы бережливого производства. 


Ульяновский завод DMG MORI открылся в сентябре 2015 года. Локализация производства позволяет концерну предоставлять российским заказчикам выгодные условия сотрудничества: кратчайшие сроки поставки, платежи в рублях, отсутствие таможенных пошлин и оперативную техническую поддержку.


«Промышленные страницы Сибири» №8 (141) август 2019 г.



№8 (141) август 2019 г. Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo

Текст: Кира Истратова, фото: Евгений Ошкин.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru