Вовлечённость работодателей Красноярского края в процесс внедрения элементов национальной системы квалификации в регионе

В последние годы заметно актуальной стала тема внедрения национальной системы квалификации (далее — НСК). Одним из пилотных регионов её реализации является Красноярский край.

Как отмечают эксперты, система должна стать инструментом согласования спроса со стороны рынка труда и предложения со стороны системы образования на работников, способных качественно выполнять свои трудовые функции. Её основой считают профессиональный стандарт, но внедрению профессиональных стандартов сопутствуют независимая оценка квалификации (далее — НОК) и профессионально-общественная аккредитация (далее — ПОА) образовательных программ, а центральным звеном НСК являются работодатели. Очевидно, что на сегодняшний день созданы ещё не все условия для её развития, поэтому также существует потребность в изучении вовлечённости работодателей в процесс внедрения НСК, чему и посвящено данное исследование.

Методология

Опрос специалисты проводили методом анкетирования на онлайн-платформе. В нём приняли участие 424 работодателя. Невзирая на ограниченную выборку, в целом, можно говорить о том, что результаты отражают общую тенденцию. Организации условно были поделены на две группы: негосударственные и государственные. Во вторую группу вошли предприятия, обязанные поэтапно внедрять профессиональные стандарты по Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584.

Результаты

Сложно сказать, что работодатели Красноярского края достаточно осведомлены о элементах НСК. Профессиональный стандарт, являющийся ядром системы, известен многим респондентам (74%), хотя обучение по вопросам их внедрения проходили работники только 43% организаций. Вероятно, по этой причине работодателям не до конца ясна взаимосвязь между мероприятиями, осуществляемыми в рамках применения профессиональных стандартов.

Гораздо ниже оказался уровень знаний работодателей о других сопутствующих элементах: уверенно заявили, что имеют представления о НОК 36% респондентов, но каждый восьмой из них (13%), не знает о принципах их работы, а с ПОА образовательных программ хорошо знакомы лишь 16%. Наличие значительной доли работодателей, затруднившихся ответить на многие вопросы анкеты, подтверждает вывод о низкой информированности. Вместе с тем, 65% организаций считают себя готовыми к внедрению профессиональных стандартов, но только половина приступили к их применению. Впрочем, отсутствует последовательность в их действиях: отмечая одни мероприятия, проведённые по внедрению профессиональных стандартов, они не выбирают им сопутствующие. Помимо этого, указывая профессии/должности, требующие разработки профессиональных стандартов, информанты зачастую называли уже разработанные (прежде ответив, что сопоставили утвержденные профессиональные стандарты с определёнными видами деятельности и/или сверили наименования должностей работников с названиями утверждённых профессиональных стандартов). Учитывая все эти нюансы, можно предположить, что проводят работу по внедрению профессиональных стандартов не более 15%, а действуют согласно плану около 4%. При этом около 50% респондентов заявляют, что для более половины квалификаций, представленных на предприятиях, утверждены профессиональные стандарты, и более половины должностей приведены им в соответствие. Вообще, 44% работодателей заинтересованы в том, чтобы компенсировать отсутствие необходимых профессиональных стандартов участием в их разработке.

Оценку же квалификаций проводят/планируют проводить две трети опрошенных (63%), но чаще осуществляют/будут осуществлять её простым и традиционным способом — аттестацией. Только 4% организаций собираются подтверждать квалификацию своих работников путём НОК. За эту процедуру 58% респондентов (из всех) готовы платить, в основном указывая сумму в 1000 рублей на одного человека. Стоит добавить, что четверть работодателей (24%) сочли фактическую квалификацию сотрудников не соответствующей требованиям профессиональных стандартов, но каждый пятый из них (19%) не собирается устранять это противоречие. Всё-таки, многие планируют направлять этих работников на программы профессионального обучения и дополнительного образования.

Авторы исследования считают, что работодатели от государственных организаций не всегда давали объективные ответы, отражающие действительную ситуацию (как и на многие другие вопросы), учитывая, что им уже вменено в обязанности начать работу по внедрению профессиональных стандартов. Тем не менее, нельзя полностью игнорировать участие государственных предприятий в развитии НСК.

Судя также по ключевым проблемам, указанным респондентами, они относятся с некоторым недоверием к внедрению системы, переживая, что этому процессу будут сопутствовать проявления бюрократии, значительные денежные и временные затраты. В принципе, они редко отмечали проблемы, которые могут возникнуть в организации непосредственно на этапе внедрения профессиональных стандартов (возможно, в силу отсутствия необходимого опыта).

Выводы

Таким образом, на основании результатов проведённых исследований по проблемам внедрения НСК можно прогнозировать, что её развитие займёт достаточное количество времени и потребует достаточно вложений. Вот некоторые рекомендации.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Только 4% работодателей региона выполняют план по внедрению профстандартов
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст: Солопова Д. К. – начальник отдела социологических исследований рынка труда
Шакирова Р. Р. – главный социолог отдела социологических исследований рынка труда

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Промышленные страницы Сибири» №10 (133) октябрь 2018 г.

div>Как отмечают эксперты, система должна стать инструментом согласования спроса со стороны рынка труда и предложения со стороны системы образования на работников, способных качественно выполнять свои трудовые функции. Её основой считают профессиональный стандарт, но внедрению профессиональных стандартов сопутствуют независимая оценка квалификации (далее — НОК) и профессионально-общественная аккредитация (далее — ПОА) образовательных программ, а центральным звеном НСК являются работодатели. Очевидно, что на сегодняшний день созданы ещё не все условия для её развития, поэтому также существует потребность в изучении вовлечённости работодателей в процесс внедрения НСК, чему и посвящено данное исследование.


Методология

Опрос специалисты проводили методом анкетирования на онлайн-платформе. В нём приняли участие 424 работодателя. Невзирая на ограниченную выборку, в целом, можно говорить о том, что результаты отражают общую тенденцию. Организации условно были поделены на две группы: негосударственные и государственные. Во вторую группу вошли предприятия, обязанные поэтапно внедрять профессиональные стандарты по Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584.

Результаты

Сложно сказать, что работодатели Красноярского края достаточно осведомлены о элементах НСК. Профессиональный стандарт, являющийся ядром системы, известен многим респондентам (74%), хотя обучение по вопросам их внедрения проходили работники только 43% организаций. Вероятно, по этой причине работодателям не до конца ясна взаимосвязь между мероприятиями, осуществляемыми в рамках применения профессиональных стандартов.

Гораздо ниже оказался уровень знаний работодателей о других сопутствующих элементах: уверенно заявили, что имеют представления о НОК 36% респондентов, но каждый восьмой из них (13%), не знает о принципах их работы, а с ПОА образовательных программ хорошо знакомы лишь 16%. Наличие значительной доли работодателей, затруднившихся ответить на многие вопросы анкеты, подтверждает вывод о низкой информированности. Вместе с тем, 65% организаций считают себя готовыми к внедрению профессиональных стандартов, но только половина приступили к их применению. Впрочем, отсутствует последовательность в их действиях: отмечая одни мероприятия, проведённые по внедрению профессиональных стандартов, они не выбирают им сопутствующие. Помимо этого, указывая профессии/должности, требующие разработки профессиональных стандартов, информанты зачастую называли уже разработанные (прежде ответив, что сопоставили утвержденные профессиональные стандарты с определёнными видами деятельности и/или сверили наименования должностей работников с названиями утверждённых профессиональных стандартов). Учитывая все эти нюансы, можно предположить, что проводят работу по внедрению профессиональных стандартов не более 15%, а действуют согласно плану около 4%. При этом около 50% респондентов заявляют, что для более половины квалификаций, представленных на предприятиях, утверждены профессиональные стандарты, и более половины должностей приведены им в соответствие. Вообще, 44% работодателей заинтересованы в том, чтобы компенсировать отсутствие необходимых профессиональных стандартов участием в их разработке.

Оценку же квалификаций проводят/планируют проводить две трети опрошенных (63%), но чаще осуществляют/будут осуществлять её простым и традиционным способом — аттестацией. Только 4% организаций собираются подтверждать квалификацию своих работников путём НОК. За эту процедуру 58% респондентов (из всех) готовы платить, в основном указывая сумму в 1000 рублей на одного человека. Стоит добавить, что четверть работодателей (24%) сочли фактическую квалификацию сотрудников не соответствующей требованиям профессиональных стандартов, но каждый пятый из них (19%) не собирается устранять это противоречие. Всё-таки, многие планируют направлять этих работников на программы профессионального обучения и дополнительного образования.

Авторы исследования считают, что работодатели от государственных организаций не всегда давали объективные ответы, отражающие действительную ситуацию (как и на многие другие вопросы), учитывая, что им уже вменено в обязанности начать работу по внедрению профессиональных стандартов. Тем не менее, нельзя полностью игнорировать участие государственных предприятий в развитии НСК.

Судя также по ключевым проблемам, указанным респондентами, они относятся с некоторым недоверием к внедрению системы, переживая, что этому процессу будут сопутствовать проявления бюрократии, значительные денежные и временные затраты. В принципе, они редко отмечали проблемы, которые могут возникнуть в организации непосредственно на этапе внедрения профессиональных стандартов (возможно, в силу отсутствия необходимого опыта).

Выводы

Таким образом, на основании результатов проведённых исследований по проблемам внедрения НСК можно прогнозировать, что её развитие займёт достаточное количество времени и потребует достаточно вложений. Вот некоторые рекомендации.

  • Применять программный, системный и гибкий подход к информированию работодателей при помощи современных средств, способов и методов передачи информации, основанных на их активном вовлечении в этот процесс. Базовыми  принципами построения и трансляции информации должны стать её целостность, лёгкость и чёткость, что позволит сделать систему информирования удобной и интуитивно понятной для восприятия и применения.

  • Сделать средством поддержания системы информирования принцип обратной связи. С обратной связью работать рекомендуется в двух направлениях. Первое направление — получение сведений от государственных, муниципальных и крупных частных компаний о процессе и результатах деятельности, а также публичное выборочное освещение их достижений и трудностей, возникших в ходе работы в этом ключе. Второе направление — детальное изучение наиболее наболевших проблем. В этом контексте предлагается уделять внимание малому и среднему предпринимательству, где применение профессиональных стандартов может вызвать наибольшие затруднения.

  • Учитывать в разработке новых профессиональных стандартов данные социологических исследований с применением принципа триангуляции (комбинирование качественных и количественных методов исследования) для опосредованного привлечения предприятий различного уровня.

  • Создать дополнительные льготные условия в обучении и подтверждении квалификации персонала организаций малого и среднего бизнеса.

  • Оптимизировать документационное обеспечение и бюрократические процедуры, сопутствующие работе по внедрению профессиональных стандартов.

  • Проектировать нестандартное внедрение НСК, учитывающее имеющиеся социокультурные и экономические особенности региона, в контексте которых квалификация, как центральное понятие НСК не всегда является преимуществом для работодателей, но важно с точки зрения инвестиций в человеческий капитал.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Только 4% работодателей региона выполняют план по внедрению профстандартов
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст: Солопова Д. К. – начальник отдела социологических исследований рынка труда
Шакирова Р. Р. – главный социолог отдела социологических исследований рынка труда

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Промышленные страницы Сибири» №10 (133) октябрь 2018 г.







© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru