Топливный вопрос и выбор потребителей

Межтопливная конкуренция между углём и газом, которая обострилась за последние годы, пока не выявила победителя. Там, где на цене сказывается высокая транспортная составляющая, в качестве источника энергии по-прежнему применяется уголь, а в европейской части страны всё больше потребителей используют газ. В Сибири, несмотря на рост цен на уголь, транспортная составляющая в его цене по-прежнему невысокая. Тем не менее потребители стремятся снизить свою зависимость от одного вида топлива и расширить возможности. Учёные пытаются создать новые топливные продукты на основе отработанных отходов теплоэлектростанций, а потребители всё чаще задумываются об использовании возобновляемой энергии.

div>

Уголь vs газ

Исторически в Сибири преимущество отдавали углю. Из-за близости Кузбасса, а также наличия небольших локальных угольных месторождений значительная часть действующих в Сибири котельных ориентированы на этот вид топлива. Процесс перевода котельных с угля на газ даже в черте крупных городов — дело не быстрое. Даже в мегаполисе, который позиционирует себя как столица Сибири, угольные котельные до сих пор отапливают целые микрорайоны.

Показателен случай с жилым комплексом «Весенний» в Новосибирске. Новый микрорайон, расположенный в живописном месте на берегу реки Ини недалеко от трассы, связывающей город с Академгородком и Бердском, к концу каждой зимы оказывался засыпанным угольной сажей. Всё дело оказалось в котельной: застройщик микрорайона, «Первый строительный фонд», заключил договор на отопление с котельной железной дороги, которая испокон века работала на угле. Чтобы добиться перевода котельной с угля на газ, жители микрорайона придумали нетривиальный ход: на обочине трассы появилась надпись: «Путин, спаси нас от сажи». Надпись привлекла внимание городских СМИ, новость показали по телевидению, и мэру пришлось объяснять, что решение проблемы не в его полномочиях, котельная — частная.

«Тенденции развития современной энергетической отрасли требуют повышения экологических и экономических показателей как котельных установок, так и котельных в целом», — объясняет тенденцию заведующий кафедрой котло- и реакторостроения АлтГТУ им. И. И. Ползунова Евгений Жуков.

По его словам, сейчас все производители тепла стараются минимизировать вредные выбросы котельного оборудования, а также максимально снизить топливную составляющую в себестоимости вырабатываемой энергии — за счёт внедрения в топливный баланс более дешёвых топлив. Евгений Борисович делает вывод, что природный газ является наиболее удобным топливом, не требующим систем топливоподачи и шлакозолоудаления: «Преимущества эксплуатации котельной на газе неоспоримы».

Поэтому при запуске новых проектов промышленного и гражданского строительства всё чаще анонсируют проекты газовых котельных. Власти поддерживают такие инициативы за счёт частно-государственного партнёрства. Из последних анонсированных проектов — создание газовых котельных для отопления новых домов в пригороде Новосибирска г. Оби.

При сжигании в топках котлов газообразное топливо имеет определённые преимущества перед жидким и твёрдым топливом, убеждена директор ООО «Омсктеплопроект» Татьяна Скачко. Одна из главных причин, по её словам, — это экологичность газа. Есть и другие моменты. В частности, меньшие потери теплоты с отходящими газами по причине лучшего перемешивания горючего газа с воздухом, возможность получения более высоких температур при его горении; простота обслуживания газовых горелок.

Также, отмечает Татьяна Скачко, газообразное топливо не требует больших затрат на транспортирование горючего газа к месту потребления. Кроме того, сжигание в котельных природного газа обеспечивает высокую степень автоматизации процесса: котельные могут работать в автоматическом режиме, без обслуживающего персонала, с выводом параметров работы на диспетчерский пункт.

Преимущества газовых котельных — высокая экологичность и безопасность по сравнению с угольными, конструктивная простота оборудования, особенно с точки зрения подготовки и подачи топлива в котёл, снижение затрат на транспортировку и хранение топлива, более стабильные характеристики топлива, высокий эстетичный вид внутри котельной, соглашается коммерческий директор компании «Промкотлоснаб» Александр Кравченко.

«Поэтому можно с уверенностью сказать, что газ является более перспективным видом топлива. Основной риск использования котельных на газе — высокая степень монополизации рынка поставщиков топлива, в связи с чем возможны непредсказуемые изменения стоимости газа», — аргументирует эксперт.

Другая сторона медали

Использование газообразного топлива не решает проблему снижения себестоимости производимого тепла, соглашается с Александром Кравченко Евгений Жуков.

«В тех регионах, где осуществляется добыча ископаемого твёрдого топлива, а газ является завозимым продуктом, использование природного газа в качестве основного топлива для энергетического сектора не считается разумным решением», — подчёркивает он.

По мнению нашего собеседника, в таких регионах природный газ применим «в мелком, коммунальном секторе энергетики, а для региональных котельных и тем более для крупных ТЭС основным топливом всё-таки остаётся уголь.

«При колоссальных расходах угля на выработку тепловой и электрической энергии топливная составляющая не даёт уже газу никаких преимуществ в виде упрощённой системы топливоприготовления и шлакозолоудаления, так как только применение недорогого топлива позволит снизить себестоимость 1 МВт тепла (и электроэнергии)», — разъясняет учёный.


«Регионы Сибири неоднородны по месторождениям угля, поэтому для Кемеровской области уголь, несомненно, является доступным топливом, но для Омской области, получающей уголь из Казахстана, — это более дорогой источник тепла», — обращает внимание на нюансы генеральный директор ООО «Комплексные Котельные Системы» Александр Акимов.

Он соглашается с тем, что газ — более экологически чистый вид топлива. Эксперт напоминает о «минусах» использования угля, в частности, о том, что для угольных котельных требуется склад топлива, логистические схемы по его доставке, вывоз золы после сгорания топлива, образование золоотвалов и необходимость решения ещё целого ряда инженерных, управленческих, экологических задач. Для крупных мегаполисов сохранение огромных площадей для хранения угля практически невозможно и экономически невыгодно из-за высокой стоимости земельных участков. По его мнению, газовые котельные компактнее, поддаются более глубокой степени автоматизации, а значит, возможно и внедрение «безлюдных» технологий, исключение человеческого фактора приводит к более высокой надёжности при функционировании объекта. При этом, продолжает Александр Акимов, у газа как топлива есть существенный риск — более высокая степень взрывоопасности.


«Тем не менее по совокупности газ надо считать более современным и эффективным видом топлива по сравнению с углём», — уточняет эксперт.

К слову, подобное мнение разделяют многие муниципалитеты в европейской части России. Так, мэрия Санкт-Петербурга намерена за ближайшие четыре года перевести около половины котельных ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» с угля и мазута на газ. Всего у ГУП «ТЭК» 34 котельных, работающих на таких «неэффективных видах топлива».

Путевые потери

Высокая эффективность новых котельных подчас нивелируется за счёт потерь тепловой энергии в сетях: сетевое хозяйство, особенно если речь идёт о небольших населённых пунктах, сильно изношено. Отрасль нуждается в модернизации, это признают власти практически всех регионов за Уралом.

«На самом деле, вопрос централизованного или децентрализованного теплоснабжения до сих пор не имеет однозначно верного ответа», — комментирует этот факт Евгений Жуков.

По его мнению, в каждом конкретном случае необходимо считать и анализировать, когда оправдана большая районная котельная или ТЭЦ, а когда целесообразнее построить десяток небольших, локальных котельных.

«Но, разумеется, в нынешней ситуации при эксплуатации систем централизованного теплоснабжения категорически необходимо приводить в порядок всё сетевое хозяйство. Только эти комплексные меры позволят снизить тепловые потери в сетях и в конечном счёте уменьшить стоимость тепловой энергии» — резюмирует он.

«Производители котельного оборудования, и мы в частности, предлагают децентрализовать систему отопления за счёт установки в шаговой доступности от потребителей модульных котельных установок (МКУ) и блочно-модульных котельных (БМК) малой и средней мощности», — отмечает Александр Кравченко.


По его словам, это сокращает протяжённость тепловых сетей и, соответственно, потери в тепловых сетях и расходы на их содержание.

Важнейшая функция системы теплоснабжения населённых пунктов — доведение произведённой на теплоисточниках теплоты до потребителей наиболее надёжным и экономичным способом, подчёркивает Татьяна Скачко. Она уточняет, что для этого сооружают трубопроводные системы, хорошо изолированные тепловой изоляцией, защищённые от внешнего воздействия и повреждений, оснащённые надёжной запорной и регулирующей арматурой, средствами автоматики и учёта теплоты и теплоносителей. Ликвидация сверхнормативных потерь тепловыми сетями, построенными по устаревшим технологиям, — это крупномасштабное энергосбережение, которое оценивается в десятки миллионов тонн условного топлива в год в целом по стране.


Необычайные перспективы

Перечень перспективных видов топлива для современных котельных далеко не исчерпывается углём, мазутом, газом и дизельным топливом. Учёные всего мира давно пытаются расширить этот список. Так, в Европе, в частности в Италии и Германии, а также в странах Азии, Китае и Японии, последнее время внедряют различные водоугольные технологии.

Над разработкой подобного топлива работают учёные Томского политехнического университета Павел Стрижак и Дмитрий Глушков, а также двое молодых учёных из Кемерова и один из Красноярска. Если говорить точнее, то их разработка — применение топлива из твёрдых и жидких отходов для котельных и тепловых электростанций. Фактически речь идёт об использовании отходов, которые остаются после крупных поставщиков тепла. Такое топливо, получившее название «органоводоугольное», состоит из трёх основных компонентов: низкосортных углей или отходов углеобогащения и нефтепереработки, различных отработавших индустриальных масел, а также воды. Учёные убеждают, что подобные топливные композиции дешевле энергетического угля.

«Основные эксплуатационные характеристики — вязкость, значение которой должно позволять перекачивать топливо по трубопроводам, перевозить авто- или железнодорожным транспортом и распылять при помощи форсунок, а также тепловой эффект процесса горения, значение которого обеспечивает выделение требуемого количества теплоты в процессе окисления горючего», — говорит доктор физико-математических наук Павел Стрижак.

Пока речь идёт только о перспективных исследованиях, но первые испытания уже провели в 2016 году на энергетическом котле малой мощности в Кемеровской области.

Органические виды топлива были и остаются основным источником тепловой энергии для человека, однако если природный газ и нефть становятся всё более и более дефицитными, то уголь остаётся самым доступным на долгие годы вперёд, отмечает Татьяна Скачко. Тем не менее, продолжает она, твёрдое топливо, поступающее на тепловые электростанции (ТЭС), со временем трансформируется.

«Зольность топлива возрастает, калорийность уменьшается, что осложняет сжигание углей. При этом особенно трудны в использовании низкореакционные твёрдые топлива. Они плохо воспламеняются, хотя по калорийности не уступают высокореакционным. На ТЭС в этих случаях применяют «подсветку» факела горения природным газом или мазутом», — разъясняет Татьяна Скачко.

Сжечь подчистую

История развития энергетики показывает, что предпринималось много попыток улучшить процессы сжигания твёрдых топлив, одна из которых — водоэмульсионное сжигание. Более эффективное сгорание эмульсии по сравнению с традиционными видами топлива объясняют таким явлением, как микровзрыв. Его сущность, комментирует Татьяна Скачко, заключается в действии разности температур кипения воды (100 °С) и, например, мазута (300 °С). При этом каждая капелька эмульсии в процессе термической подготовки увеличивается в объёме под действием образовавшегося внутри неё водяного пара, а затем разрывается.

«В результате микровзрывов (внутрипоточного дробления) капель распылённой эмульсии резко увеличивается реакционная способность и улучшается смешение горючего топлива с воздухом, что, в свою очередь, способствует повышению полноты выгорания топлива и уменьшению сажеобразования даже при пониженных коэффициентах избытка воздуха (a = 1,03)», — развивает мысль Татьяна Скачко.

Она отмечает, что в России и за рубежом не одно десятилетие ведут теоретические работы по поиску решения более эффективного сжигания горючего топлива в форме водной эмульсии, разработаны технологии и специальные технические устройства для её приготовления, что позволяет успешно её сжигать, получая как экономический, так и экологический эффект. По данным, опубликованным ОмГУПС, улучшить энергетические и теплофизические характеристики, к примеру, жидкого нефтяного топлива при сжигании можно, воздействуя на кинетику процесса горения присадкой веществ с высокой теплоёмкостью и низкой молекулярной массой.

Тиражирование подобных проектов, подчёркивает Татьяна Скачко, тормозит слабая осведомлённость в данном вопросе технических специалистов энергетических объектов, качественная разработка рабочих проектов котельных, функционирующих на водоэмульсионном топливе. Вызывают нарекания и качество, и надёжность работы выпускаемого отечественного оборудования.

«Для сжигания водоугольного топлива необходима модернизация котельной, начиная от системы топливоподачи (замена бункеров и питателей топлива на баки-силосы) и заканчивая изменением топочной части котла, системы автоматики котла», — поясняет Александр Кравченко.

По его мнению, использование водоугольного топлива в уже действующих котельных возможно после их реконструкции в соответствии с проектом реконструкции.

«Не факт, что разработанное томичами альтернативное топливо сразу станет популярным у потребителей: всё-таки в нашей стране достаточно велики запасы жидких и газообразных углеводородов», — скептичен Александр Акимов.

Он оценивает проект томских учёных как «теоретические возможности». Эксперт подчёркивает, что для перехода на этот вид топлива потребуются дорогостоящие закупки спецоборудования. «Думаю, это вопросы неблизкого будущего», — подытоживает он.

Белорусская альтернатива

Об альтернативном топливе задумываются не только в России. Так, несколько лет назад белорусские власти анонсировали масштабный перевод котельных белорусских ТЭЦ на альтернативное топливо — мазут.
«Действительно, данные задачи поставлены Постановлением Правительства Республики Беларусь № 438 от 12.06.2018», — подтверждает Александр Кравченко.

По его словам, организациям ЖКХ устанавливают ежемесячные задачи по замещению природного газа топочным мазутом, а также местными видами топлива.

Основная потребность теплоэнергетического рынка Республики Беларусь в настоящее время, рассказывает эксперт, — наличие котельного оборудования на местных видах топлива, причём в большей степени на древесных отходах.

«В частности, сейчас проходит ряд тендеров на строительство паровых котельных на древесных отходах в ряде регионов Республики Беларусь, финансирование которых осуществляется совместно с Международным банком реконструкции и развития», — обозначает перспективы Александр Кравченко.

«Мой личный опыт работы на энергетическом рынке республики Беларусь связан с так называемой программой МВТ (местные виды топлив)», — вспоминает Евгений Жуков.

По его словам, в связи с отсутствием собственных газовых и угольных месторождений правительство республики предложило частично замещать закупаемые за границей топлива собственными местными видами топлива (древесная щепа, торф). Одной из современных технологий, обеспечивающих значительное сокращение выбросов и снижение топливной составляющей в Беларуси, является вовлечение в топливный баланс котельных альтернативных твёрдых видов топлива из растительной биомассы (кородревесные отходы, щепа, торф).

«За последние 10 лет изготовлено и поставлено в Республику Беларусь достаточно большое количество котельных установок и топочных устройств, позволяющих эффективно сжигать МВТ. Данные агрегаты позволили котельным Белоруссии снизить количество потребляемого газа в отопительный период, частично замещая его торфом или кородревесными отходами», — добавляет Евгений Жуков.

Александр Акимов скептически оценивает перспективы этого решения.

«Думаю, это скорее политический ход Лукашенко, чтобы иметь хоть какие-то козыри в переговорах с «Газпромнефтью» по поставкам газа и нефти», — полагает он.

ЭКСПЕРТ
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Александр Кравченко,
коммерческий директор компании «Промкотлоснаб»

«Использование водоугольного топлива (ВУТ) в котельной снижает эксплуатационные затраты на систему топливоподачи, повышает уровень взрывобезопасности и экологичности котельной. Первым большим проектом по сжиганию ВУТ в Сибири был опытный проект «Белово — Новосибирская ТЭЦ-5» в 1980-е годы. Протяжённость топливопровода данного проекта составляла 260 км. Но эксплуатация котельной и участка приготовления ВУТ выявила ряд недостатков существующей на то время технологии подготовки топлива и его сжигания: затратная и сложная технология подготовки (требуется нужная степень измельчения фракций угля; необходимость ввода химических добавок, высокая стоимость подготовки ВУТ); сложная технология транспортировки с учётом климатических условий (низкие температуры окружающей среды способствуют увеличению вязкости ВУТ); сложность процесса сжигания топлива в топке котла (значительный недожог топлива).

Данные проблемы приостановили работу экспериментальной котельной и подтолкнули специалистов к работе по их устранению. Современные технологии подготовки ВУТ с использованием процесса кавитационного измельчения угля позволили удешевить стоимость подготовки топлива и повысить его качество. Усовершенствованы и способы сжигания угля, что способствовало повышению экологичности котельных установок. Тиражирование подобных проектов тормозит отсутствие специалистов по технологиям приготовления и сжигания ВУТ, поскольку на государственном уровне данной технологией в научных и проектных организациях практически никто не занимается, а у частных компаний, работающих в направлении сжигания ВУТ, недостаточно ресурсов, чтобы активно внедрять технологию.

Широкое распространение ВУТ в Европе обусловлено высокой экологичностью и безопасностью технологии сжигания по сравнению со слоевым сжиганием угля; значительным снижением стоимости выработанной тепловой энергии более чем в 1,5 раза; короткими расстояниями между котельной и производством ВУТ, что снижает расходы на его транспортировку».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Топливо из мусора

Проблема утилизации мусора сделала актуальными проекты тепловых станций, работающих на мусоре. Так, ряд новосибирских фирм сейчас проектируют котлы для таких станций в Подмосковье. Впрочем, есть много уже готовых подобных российских и зарубежных проектов, реализация которых обсуждалась, есть и отдельные действующие проекты.

Сжигание твёрдых бытовых отходов (ТБО) — более сложная задача по сравнению со сжиганием других видов топлива, полагает Александр Кравченко. По его словам, ТБО имеют нестабильный состав, широкий диапазон теплоты сгорания, в связи с чем технология сжигания ТБО является более сложной, также она требует гибкости в управлении процессами горения в котле для обеспечения соответствия котельной установленным нормам выбросов вредных веществ в атмосферу.

«К тому же основное топливо ТБО необходимо «подсвечивать» дополнительным, что также даёт дополнительный контур управления и требует дополнительного оборудования», — разъясняет эксперт.

Он отмечает, что поверхности нагрева котлов, работающих на ТБО, подвержены в большей степени шлакованию, чем поверхности котлов, функционирующих на традиционных видах топлива, что требует контроля и ограничения температуры на входе в конвективную часть котла. Также поверхности подвержены воздействию высокоабразивной золы, что требует ограничения скорости газов в котле.

Александр Кравченко подчёркивает, что сжигание ТБО наносит больший вред экологии.

«Это связано со сложностью настройки процесса горения неоднородного топлива в топке котла таким образом, чтобы концентрация продуктов неполного горения, а также содержание горючих в шлаке не превышали установленные нормы. Естественно, на переходных режимах выбросы вредных веществ в атмосферу превышают установленные нормы», — отмечает он.

Сложность непосредственной утилизации ТБО обусловлена, с одной стороны, их исключительной многокомпонентностью, с другой — повышенными санитарными требованиями к процессу их переработки, объясняет ситуацию Татьяна Скачко. В связи с этим, отмечает она, сжигание до сих пор остаётся наиболее распространённым способом первичной обработки бытовых отходов.

По её данным, теплотворная способность бытовых отходов примерно соответствует бурому углю и в среднем колеблется от 1 000 до 3 000 ккал/кг.

«Выявлено также, что по теплотворной способности 10,5 г твёрдых бытовых отходов эквивалентны 1 т нефти; по калорийности бытовые отходы уступают каменному углю всего в два раза; примерно 5 т мусора выделяют при сгорании столько же тепла, сколько 2 т угля или 1 т жидкого топлива», — приводит данные Татьяна Скачко.

Сжигают бытовой мусор в топочных устройствах специальных котлоагрегатов, конструкция которых учитывает специфические свойства мусора — высокую влажность (до 65%), широкое разнообразие компонентов, включая чёрные и цветные металлы, стройматериалы, битое стекло, пластмассу и другие материалы, которые, учитывая их мелкофракционный состав, не могут быть полностью извлечены при сортировке, рассказывает эксперт. Принимая во внимание переменное сезонное качество ТБО (влажность достигает 60–65%, зольность — 21–23%), для стабилизации процесса горения совместно с бытовыми отходами в одном и том же топочном устройстве сжигают также природный газ или мазут, при этом их дополнительный расход составляет 4–6% от годового количества сжигаемого бытового мусора.

Татьяна Скачко считает, что мусоросжигание обеспечивает минимальное содержание в шлаке и золе разложимых веществ, однако оно является источником выбросов в атмосферу.

«Мусоросжигательные заводы (МСЗ) выбрасывают в газообразном виде хлористый и фтористый водород, сернистый газ, диоксин, а также твёрдые частицы различных металлов: свинца, цинка, железа, марганца, сурьмы, кобальта, меди, никеля, серебра, кадмия, хрома, олова, ртути и других», — перечисляет наша собеседница.

По расчётам Татьяны Скачко, при сжигании ТБО получают 28–44% золы от сухой массы и газообразные продукты в виде двуокиси углерода, паров воды, различных примесей. Запылённость отходящих газов составляет 5–10 г/нм3 (25–50 кг/т ТБО). Так как процесс горения отходов происходит при температуре 800–900 °С, то в отходящих газах присутствуют органические соединения — альдегиды, фенолы, хлорорганические соединения (диоксин, фуран), а также соединения тяжёлых металлов.


В последние годы, отмечает она, ведутся исследования по совершенствованию процессов сжигания, что связано с изменением состава бытовых отходов, ужесточением экологических норм. 

«К модернизированным способам сжигания отходов можно отнести замену воздуха, подаваемого к месту сжигания для ускорения процесса, на кислород, что позволяет снизить объём горючих отходов, изменить их состав, получить стеклообразный шлак и полностью исключить фильтрационную пыль, подлежащую подземному складированию. Сюда же относится и способ сжигания мусора в псевдоожиженном слое. При этом достигается высокая полнота сгорания при минимуме вредных веществ», — подчёркивает Татьяна Скачко.

Сочетание альтернатив

Зависимость от газа пытаются снизить не только соседние страны, но и российские регионы. Так, в Республике Ингушетия горные регионы страдают от перебоев с поставками газа, что связано с транспортировкой через горные перевалы. Единственная возможность компенсировать возникающие перебои — пользоваться альтернативными источниками энергии для отопления. Поэтому при строительстве столицы Ингушетии Магаса уже на стадии проекта было заложено использование солнечных батарей, сообщил мэр Магаса Беслан Цечоев. По его словам, применение солнечных батарей — часть принятой республиканской программы.

Один из первых энергоэффективных домов, построенный в ингушском городе Карабулаке для переселенцев из аварийного жилья, использует для отопления солнечные батареи и автономные газовые котлы. По данным Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ, содержание подобных жилых домов обходится дешевле, чем обслуживание уже существующих советских пятиэтажек.

В России, несмотря на доступность углеводородов и природного газа, возобновляемые источники энергии приобретают всё большую популярность.

«Дело не в экологии или других мотивах, это вынужденная мера с точки зрения экономической целесообразности.


Представьте, малый предприниматель ищет площадку для небольшого производства. Брать участок в городе — слишком дорого, особенно когда на счету каждая копейка. Очень часто подходящая по всем параметрам площадка оказывается проблемной из-за отопления и энергоснабжения», — подчёркивает представитель компании «Сапсан – Энергия» Валерий Васильев.

По его словам, даже в Московском регионе немало мест, где подключиться к магистрали становится весьма дорогостоящим делом, не говоря уже о территории за Уралом. Тогда на помощь приходят альтернативные источники энергии. Г-н Васильев вспоминает, что в одном из объектов оказалось дешевле применять для получения энергии и отопления сразу несколько источников — дизельное топливо, магистральные электросети и ветряки.

Если за рубежом использование ветряных и солнечных источников энергии обусловлено высокой ценой электроэнергии, то в нашей стране привлечение подобных систем происходит из-за сложностей с подключением к магистральным сетям. Промышленные предприятия также часто используют ветряки для оптимизации затрат на электроэнергию.

ЭКСПЕРТ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Татьяна Скачко, 
директор ООО «Омсктеплопроект»

«К современным технологиям прокладки наружных тепловых сетей, обеспечивающим высокую надёжность и минимальные потери тепла, относится подземная бесканальная прокладка теплопроводов в пенополиуретановой изоляции. Трубы, применяемые для данного вида строительства тепловых сетей, используют стальные или полиэтиленовые, с теплогидроизоляцией из теплостойкого пенополиуретана с гидрозащитным покрытием из полиэтилена или тонколистовой оцинкованной стали. Основными преимуществами прокладки теплопроводов с пенополиуретановой теплоизоляцией перед традиционными являются такие факторы, как повышение долговечности (с 10–15 лет до 30 и более); снижение тепловых потерь с текущих значений в 15–25% до 3–5%; снижение расходов на ремонт теплотрасс, капитальных затрат на строительство, эксплуатационных расходов. Важным фактором является снижение сроков строительства в 2–3 раза; наличие системы оперативного дистанционного контроля за состоянием трубопроводов через увлажнение теплоизоляционного слоя; а также улучшение благоустройства улиц городов в связи с повышением надёжности тепловых сетей при их эксплуатации. Особое внимание следует обратить на технологические особенности полиэтиленовых труб в пенополиуретановой изоляции, которые предопределяют их неоспоримые преимущества, в частности, это бесканальная прокладка; гибкость, позволяющая доставлять трубу на объекты длинномерными отрезками, плавно огибать препятствия, в связи с чем отсутствует необходимость применения отводов; самокомпенсируемость трубы (отсутствие компенсаторов и неподвижных опор); высокая эластичность и ударопрочность, лёгкость монтажа и надёжность соединений. Труба поставляется в бухтах либо на барабанах, что даёт возможность минимизировать количество стыков по трассе до 80%. Такие трубы не подвержены коррозии; не зарастают отложениями. Благодаря малому весу труб монтажные работы осуществляются без применения мощной грузоподъёмной техники, что значительно снижает сроки и стоимость строительно-монтажных работ по сравнению с металлическими трубами (в 10–12 раз). Расчётный срок службы трубопроводов таких тепловых сетей, по данным завода-изготовителя (группа «Полимертепло» из г. Москва), составляет 50 лет».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Промышленные страницы Сибири» №10 (133) октябрь 2018 г.



№10 (133) октябрь Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo


Яна Янушкевич.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru