Сертификация цемента не гарантия отсутствия фальсификата

Система сертификации цемента, введённая в 2016 году, не принесла ожидаемых результатов, а отчасти сработала наоборот — фальсификата на российском рынке меньше не стало. В то же время некоторые виды цемента стали недоступны, потому что ГОСТы на них попросту отсутствуют.

div>

Не по ГОСТу

Речь идёт об отдельных видах материала: например, микроцменты или сульфоаллюминатные цементы нельзя сертифицировать. Проблемой всерьёз обеспокоены в Ассоциации «Независимых производителей цемента».
«Цемент подлежит обязательной сертификации, в том числе, на соответствие ГОСТу. Но у нас нет ГОСТов на 8 видов цемента, например, для укрепления стенок шахт, ремонта конструкций, инъектирования грунтов и других. Соответственно, мы не смогли сертифицировать эти виды. Примерно такая же ситуация из-за отсутствия нормативных документов складывается с проведением сертификации клинкера — сырья для производства цемента. По нему на таможне стали требовать испытания на прочность после 28 суток пребывания в порту, ссылаясь на ГОСТ. Но в письме из Технического комитета стандартизации таких требований нет. Да и как проводить эти испытания – непонятно, так как, опять же, нет никаких нормативов, ГОСТов», — рассказала ответственный секретарь Ассоциации «Независимые производители цемента» Екатерина Омарова.

В регионах уже нехватка цемента — отмечает представитель НПЦ. А производителям фактически запретили покупать сырьё из других стран. Ближайший производитель клинкера — АО «Ульяновскцемент», входящий в «Евроцемент групп», не производит достаточных объёмов, чтобы обеспечить сырьём все заводы. Поставки клинкера из Европы и без того проблематичны из-за санкций, а таможенные требования привели к их полной остановке — более 30 000 тонн продукта осталось на складах.
 
Проблема — не в документах, а в структуре

«Производители цемента согласились проходить промежуточный контроль, но к ним начали применять новые требования — таможенную декларацию на первые ввезённые образцы для сертификации. Вот как это действует на примере одного сертификата: 24 ноября 2016 года взяли образцы на заводе с актами, привезли их на самолёте с инспекторами. С мая по июль 2017 года провели инспекционный контроль — никаких претензий по качеству не было. Далее был полугодовой инспекционный контроль, по итогам которого без проблем оформили таможенную декларацию на ГОСТы. Затем с сентября 2017 года по январь 2018 года проведено 6 инспекционных контролей. Итог — отказ в выпуске продукции за отсутствием таможенной декларации на образцы, ввезённые год назад. Каким-то чудом данный документ оказался только у одного поставщика — ООО «Филд». У всех остальных товар «завис» на границе», — поведала г-жа Омарова.


Помимо этого, производителей настигли необоснованные проверки по сомнительным заявлениям граждан и письмам из общественных организаций. Одни и те же компании подвергаются многочисленным проверкам, но контрафактный цемент так и не выявили.

«Один из органов сертификации пытался жаловаться на рабочую группу, которая провела проверку и отозвала сертификат. Так как проверка была необоснованная, жалоба в Росаккредитацию поступила на действия должностных лиц. И её рассматривает тот самый сотрудник, на которого и жаловались. Естественно, он нарушений в своих действиях не усматривает», — поделился представитель Ассоциации «Независимые производители цемента».

Ужесточились и меры по ввозу составных компонентов цемента. Например, на 20-30% выросли цены на белый цемент — у России только один поставщик этого материала. А некоторые виды сырья теперь вообще под запретом. Одна из компаний-производителей смесей для шахт осталась без сырья, которое в нашей стране не производят, а поставляют из Китая. Как следствие — безопасность шахт и метро под угрозой.

«Система сертификации, а точнее, надзора за ней, не лишена всех типичных атрибутов регулируемых отраслей — это превышение должностных полномочий контролирующих органов, несмотря на указы президента о снятии давления, и коррупция, бороться с которой призваны специальные органы внутренней безопасности. Наш строительный бизнес до сих пор болеет этими детскими болезнями, и он очень нуждается в пристальном надзоре органов безопасности. Здесь есть и факты давления на надзорные органы, и попытки материального подкупа. И самое опасное сейчас — искажение истинного смысла буквы закона», — констатировал президент Ассоциации «Независимые производители цемента» Александр Дрожжин.

По мнению эксперта, пока что о снижении доли контрафакта на рынке речи не идёт, ещё хуже дела обстоят с количеством фальсификата — в 2015 году его доля достигла 50%. Однако ужесточение ответственности в сфере оборота строительной фальсифицированной продукции и введение сертификации не дали ощутимых результатов.

Фото: superarch.ru

Строим замок из песка

Технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», разрабатывается с 2010 года и пока не принят. За это время в России не были утверждены обязательные требования к строительным материалам и изделиям, поэтому рынок переполнен контрафактной и фальсифицированной продукцией. Остаётся открытым вопрос, из чего же возводят многомиллионные здания и дома. 

«Что касается строительства, на сегодняшний день только в Москве строится более 70 млн м2 недвижимости. С 2014 года этот показатель увеличился вдвое. Общий годовой объём инвестиций в отрасль составляет около 7 035 трлн рублей. Только в долевое строительство москвичи инвестировали за прошедший период более 350 млрд рублей. А Подмосковье занимает второе место по вводу строительных объектов. В Ленинградской области и Санкт-Петербурге в 2014 году объёмы ввода жилья составили 1,6 миллионов м2, а в 17 — уже 3 млн м2», — сообщил депутат Госдумы, член комитета по экономической политике, промышленности и инновационной деятельности Сергей Пантелеев.

Руководитель экспертной группы Ассоциации НОПСМ, заместитель председателя ТК144 Константин Жиляев отметил, что существующий технический регламент о безопасности зданий и сооружений не регламентирует строительную продукцию, а действующее Постановление №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации…» распространяется лишь на некоторые группы материалов, а значит, не охватывает всю отрасль полностью. При этом в России наблюдается засилье контрафакта и фальсификата, что привело к появлению недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, снижению уровня доверия к российским производителям на мировой арене, а также существенно ухудшило качество возводимых объектов.

«В период с 2011 по 2017 год проводилась работа по проектам технических регламентов. Например, строительных материалов и изделий из того же цемента. Поэтому ни одной попытки ввести понятие борьбы с контрафактными производителями запчастей для строительной техники, для сельскохозяйственной и стройиндустрии профильными органами не проводилось. Борьба за качество велась практически силами самих официальных представителей, органами правопорядка, прокуратуры и официально освещалась в Государственной думе. Так как на внутреннем рынке оборот запчастей для различной специальной техники и строительных материалов проходит бесконтрольно, профильные министерства практически отстранены от участия в адекватном контроле произведённой продукции, что привело к неравной конкурентной борьбе. И часто нечестная конкуренция приводит к устранению аналогичных товаров на рынке с использованием терминологии контрафакта и фальсификата с целью давления на качество конкурентов. Это в корне неверно», — считает г-н Пантелеев.

По словам депутата, понятия фальсификата и контрафакта необходимо обязательно разграничить. Он перечислил основные товарные группы, особо подверженные риску. Так, высока доля фальсификата в производстве следующей продукции: запасных частей для спецтехники, металлического профиля, труб, радиаторов отопления, цемента и других подобных материалов, контрафакта — в производстве и продаже запасных частей для строительной техники, всех типов спецтехники, строительных материалов.


Работает ли система?

Контрафакт проник во все сферы потребительского рынка, включая строительную сферу, сельское хозяйство, авиационное строение, медицинские препараты и продукты питания, и это проблема не только в России, но и во всём мире. Основной характерной чертой контрафактной продукции на нашем рынке является то, что в большинстве своём это внешняя копия оригинального товара или его упаковки крайне низкого качества, не отвечающая никаким требованиям безопасности и техническим характеристикам для использования при строительстве и отделке. Зачастую она изготовлена из самых неподходящих и даже опасных материалов участниками теневого сектора экономики.

В отличие от России, соседние страны начали осваивать этот вопрос гораздо раньше. Так, в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Армении в соответствии с требованиями ВТО приняты и действуют технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к строительным материалам и изделиям. В ЕС с 1989 года для строительной продукции действовала директива ЕС/106/89, а в 2011 году был принят регламент ЕС/305/2011.

В России обязательному декларированию подлежат только оконные блоки, стеклопакеты, а с этого года строительные смеси и растворы, теплоизоляционные материалы, обязательной сертификации — цемент и с этого года радиаторы и конвекторы отопления. На заседании Экспертной группы 2.3 НТС Минпромторга России 10 июля этого года одобрили изменения в Перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Сюда относятся: плиты из цемента, бетона, или искусственного камня, трубы чугунные, герметики, материалы теплоизоляционные из вспененного полиэтилена, панели металлические трехслойные типа «Сэндвич» с утеплителем из минеральной ваты, арматура композитная полимерная.

Недостатки технического регулирования строительных материалов и изделий были отмечены в части 10 раздела II Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. N 868-р.

Председатель Межотраслевого совета РСПП по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли, Председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачёв перечислил следующие минусы существующей системы оценки качества строительной продукции:


«В результате указанной правовой неопределённости возникают проблемы применения и соблюдения обязательных требований, административной и уголовной ответственности за выпуск  несоответствующей продукции, потому что учесть специфику строительной продукции невозможно», — подчеркнул г-н Пугачёв.

Есть ли выход?

Накануне осени Ассоциация НОПСМ представила проект национального техрегламента «О безопасности строительной продукции». Документ не содержит прямых требований к характеристикам строительной продукции, но предполагает механизм работы этих требований через стандарты. Иными словами, вся продукция должна будет пройти процедуру соответствия стандартам, таким, как безопасность и наличие свойств в зависимости от целевого назначения. Ведь строительные материалы сами по себе — это не конечный продукт, а свои формы и свойства приобретают только будучи встроенными в здания и сооружения. Производитель должен будет нести ответственность за свою продукцию, для этого необходимо будет задекларировать показатели в зависимости от целевого назначения, чтобы при выборе продукции потребитель мог ознакомиться со всеми параметрами.

Как же определить эти параметры и показатели? Константин Жиляев предложил взять за основу существенные характеристики строительной продукции. По идее, они определяются базовыми требованиями к зданиям и сооружениям, а именно:


Эти существенные характеристики дают отчётливое понимание того, каким образом должен осуществляться контроль производителей. Схема, предложенная рабочей группой Ассоциации НОПСМ, представлена на рисунке 1. 
«Независимые производители цемента» внесли свои рекомендации в технический регламент: подробно расписать процедуру определения существенных характеристик у новых видов и специальных видов цемента; добавить отдельную схему декларирования для материалов, выпускаемых несерийно; разработать отдельные требования к маркировке новых и специальных видов цементов (в связи с тем, что национальные стандарты могут отсутствовать).
Инициаторы настаивают: в стандарте должен быть «явным образом определён перечень существенных характеристик». Если же перечень «явным образом не определён», то он определяется нормативным правовым актом ФОИВ (Минпромторг  РФ) — пункт 5.4.


Президент ТПП РФ Сергей Катырин направил Дмитрию Медведеву письмо с предложением разработки национального технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий» с принятием его в форме постановления Правительства РФ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По данным инвестиционно-консалтинговой компании СМПРО, в 2017 году цементная отрасль продемонстрировала небольшое падение производства — на 0,7%. Объем импорта цемента в Россию увеличился на 5,1%. Объем экспорта цемента увеличился на 8,1%. Спад потребления в 2017 году к 2016 году составил 0,5%. Цены производителей в декабре 2017 года по отношению к ноябрю 2017 года уменьшились на 0,8%. Объём рынка цемента России в стоимостном выражении в 2017 году увеличился на 5,6% к прошлому году.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Промышленные страницы Сибири» №9 (132) сентябрь 2018 г.




№9 (132) сентябрь Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo

Надежда Гесс.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru