Состояние теплоэнергетики в России: проблемы и перспективы

В настоящее время топливно-энергетический комплекс нашей страны находится в непростом положении, причиной которого стали, в первую очередь, старение теплоэнергетического оборудования и низкие инвестиции в сферу теплоснабжения.

div>

По данным Доклада о состоянии теплоэнергетики и теплоснабжения в Российской Федерации за 2015-2016 годы, в теплоснабжении работает около 21 тысячи предприятий. 67% находятся в государственной и муниципальной собственности. Основой систем централизованного теплоснабжения городов и поселений служат водогрейные котельные, общее количество отопительных котельных составляет около 73,8 тысяч. Общая протяженность тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения по трассе составляет около 172 тыс. километров.

Эксперты отмечают, что оборудование в теплоэнергетической сфере устарело примерно на 60%. Такая степень износа присутствует и в большой энергетике, и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Из-за того, что оборудование, которое давно пора отправить на заслуженный отдых, до сих пор работает, очень часто возникают аварии и утечки, и вследствие этого тепловые потери неизбежны. Постепенно трубы теплосетей меняются на новые, но этот процесс идет очень медленно. Около 1% труб в год в реальности меняют на новые, тогда как оптимальный показатель минимум 10%. Причём новые трубопроводы быстро приходят в негодность по причине отсутствия корректно работающих деаэраторов на 30% объектах теплоэнергетики. 

Еще одна серьезная проблема всей отрасли в целом — задолженность по оплате услуг теплоснабжения. По данным Росстата общая сумма дебиторской задолженности организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, в 2016 г. равнялась 475,7 млрд руб. Наибольшую долю занимают долги населения: 271,7 млрд руб. в 2016 г. (57,2%). Кроме населения в указанной отчётности выделяется задолженность бюджетов всех уровней, а также организаций, финансируемых из бюджета, за предоставленные им ЖКУ. В 2016 г. она оказалась на уровне 19,3 млрд руб., превысив на 28% показатель 2015 г. (15 млрд руб.) и увеличившись в 2,1 раза по отношению к значению 2012 г.

Из общероссийской задолженности по оплате услуг теплоснабжения выделяется Москва и Московская обл., на долю которых приходится 17%. Наибольший темп роста задолженности с 2012 г. отмечен также в Ненецком АО (в 6,5 раз), затем следует Республика Башкортостан (в 3,3 раза). Интересно, что в этом спискеесть небольшие города Центральной России: Иваново, Тамбов, а также Волгоград и Воронеж (вместо, например, крупных сибирских городов-миллионников Красноярска (2,7 млрд руб. – 21 место) и Новосибирска (2,5 млрд руб. – 24 место), которое могло быть объяснено суровыми климатическими условиями). Наличие больших объёмов задолженности, а также тенденция к его нарастанию снижает инвестиционную привлекательность отрасли. При этом теплоэнергетика является одной из отраслей с длительным сроком окупаемости. 

Не стоит забывать и о том, что в России существует огромный избыток тепловой мощности, наследие СССР. По данным Минэнерго, на сегодня многие ТЭЦ загружены не более чем на 30% установленной мощности, а котельные – в среднем на 15%. Таким образом, они не могут конкурировать на рынке и получают дотации от государства как вынужденные. Закрыть такие ТЭС невозможно, часто они служат единственным источником тепла в регионе. По оценкам Минэнерго, содержание подобных ТЭЦ обходится энергорынку более чем в 9 млрд руб ежегодно. 

В этом году вступил в силу закон «О теплоснабжении». В Минэнерго предложили новую модель рынка тепловой энергии, которая получила название «альтернативной котельной». Идея следующая: государство прекращает регулировать тарифы на теплоэнергию, вместо этого устанавливается предельная цена на тепло для конечного потребителя, рассчитанная по принципу «альтернативной котельной». В каждом регионе эта цифра отличается. Она зависит от стоимости строительства котельной в теории и ее экономической окупаемости, а позже прибыльности. По факту цена теплоэнергии в реальности не может быть выше показателя «альтернативной котельной». В некоторых регионах потребители сейчас платят значительно больше, чем будут платить по новым расчетам. В этом случае тариф подлежит пересмотру. В регионах, где пользователи недоплачивают, тарифы постепенно вырастут, предусмотрен переходный период не менее 10 лет. Кроме того, законопроект обязывает единую теплоснабжающую организацию (ETO) отвечать за качество предоставляемых услуг. Она сможет заключать договоры на поставку тепла с наиболее эффективными источниками, а в случае нарушений (перерыва в снабжении или отклонения температуры) — взимать штрафы с поставщиков и выплачивать потребителям соответствующие компенсации.


Кроме того, совсем недавно Конституционный суд предписал внести изменение в законодательство, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. Теперь жильцы имеют право оплачивать отопление по счетчику, с условием, что последние работают исправно и установлены в соответствии с нормами законодательства. 

Реформа создаст условия для долгосрочной, предсказуемой ценовой модели, считают в Минэнерго. А это в свою очередь создаст более благоприятные условия для инвестирования. Минэнерго ожидает, что приток инвестиций составит 2,5 трлн руб., а нагрузка на госбюджет снизится на 150 млрд руб. ежегодно. Сегодня стоимость замены одного километра теплотрассы составляет более 7 миллионов рублей, в среднем за год по причине низкого качества водоподготовки приходит в негодность около 12 км трубопроводов теплосетей в одном теплоснабжающем предприятии, таким образом средние убытки за год составляют почти 84 миллиона рублей. Использование нового современного оборудования, повышает межремонтный интервал в 5 раз, позволяя в год сэкономить отрасли около 64 миллионов рублей. 

Проблем в теплоснабжении существует много... Внедрение эффективных технических решений чаще всего сдерживается отсутствием «длинных» и «дешевых» денег и отсутствием отлаженных финансовых механизмов возврата вложенных инвестиций. Заинтересованность государственных структур в решении данных проблем, выражающаяся в проведении различных реформ, позволяет надеяться, что скоро трудность привлечения финансовых средств в теплоэнергетику должна быть решена. 


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Промышленные страницы Сибири» №9 (132) сентябрь 2018 г.




№9 (132) сентябрь Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo
 

Текст: Виталий Сергеев, заместитель генерального директора — технический директор ООО «АэроГидроТех».




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru