В немецких традициях

Абразивный инструмент на гибкой основе на русском профессиональном жаргоне именуется шлифшкуркой. Такие шлифшкурки задействованы во многих производствах — они работают как для подготовительных операций с большим съёмом, так и на этапе финишной обработки. На первый взгляд, инструмент этот не выглядит сложным: процесс его производства представляет собой нанесение абразивного зерна на рулонную основу — бумажную, тканевую, комбинированную, пленочную, сетчатую и так далее. Производители, как правило, выпускают шлифшкурку в рулонах, а в процессе локальной переработки из неё создается бесконечное количество типоразмеров изделий. На этом рынке, как и на любом другом, есть и крупные, и мелкие игроки, а также различные ценовые ниши. Немецкий производитель VSM AG — один из лидеров в производстве высокотехнологичных материалов. Продукция компании едва ли может похвастаться демократичной ценой — особенно в свете курса валют. О том, в чём отличия дорогого гибкого абразива от дешёвого, а также об общем состоянии этого рынка мы поговорили с главой российского представительства VSM AG Александром Федосеевым.

Александр Федосеев,
глава российского представительства VSM AG

— Какие функции на производстве выполняет гибкий абразив, и всегда ли он может заменить твёрдый?
— Абразив, в принципе, предназначен, в основном, для шлифования или съёма материала. Нельзя сказать, что гибкий абразив всегда может заменить твёрдый. У гибкого инструмента есть два крупных преимущества: качество поверхности, которого можно достичь достаточно быстро, и величина съёма. Невозможно добиться только точности — она относительная. Но в целом речь идёт об очень широком диапазоне применения: начиная от снятия фаски под сварку, удаления сварных швов и заканчивая получением гладкой качественной поверхности. Это может быть работа и со строительными металлоконтрукциями, и с достаточно дорогими элементами — нержавеющим прокатом, продукцией трубной промышленности. 

— Какие параметры определяют качество абразивного инструмента?
— При всей простоте самого продукта, который состоит, по большому счету, из основы, зерна и фенолформальдегидных смол, как в известной рекламе — всё дело в волшебных пузырьках. Есть нюансы, связанные не только с технологией производства самого зерна, но еще и уровнем этого производства. Взять, например, банальный просев зерна — качество этого процесса от производства к производству может варьироваться. В итоге меняется процент зерна, отличного от основной фракции, что напрямую связано с качеством готовой продукции.
Или другой параметр — качество смолы. Есть у нас очень уважаемый конкурент, который предлагает и недорогие серии — мы с ними по цене не можем конкурировать. Но открываешь коробочку с дисками на велкро-основе, а там на дне — горстка зерна. Это значит, что смола зерно не держит. 

— Как эти характеристики могут сказаться на эффективности производства и качестве готовой продукции?
— Эти характеристики влияют на стойкость и продолжительность работы самого абразива. Если зерно быстро отлетело, то снять нужный объём материала производителю не удалось. И вместо одного диска он в течение определённого промежутка времени использует, условно говоря, три. А это затраты на инструмент, время на замену. Или же диск «вылетел» раньше, чем нужно, и вместо нужной шероховатости внёс дефект. Это уже прямые убытки.
На самом деле, условия эффективности применения инструмента во многом зависят от понимания специалистами особенностей выбора и работы инструмента. Приходится констатировать очень низкий уровень технической грамотности, характерный для наших производств. Мы сталкиваемся с тем, что наши заказчики не могут техническим языком охарактеризовать особенности работы гибкого абразива. Мы отправляем ленту, спрашиваем о результатах, и в ответ слышим: «Не понравилась, не пошла!». Господа, но ведь это же не девушка, это инструмент. Есть конкретные технические категории: съём — недостаточный или слишком большой, блеск поверхности, её качество (шероховатость). Что именно не понравилось и что вы хотели получить? Приходится подбирать абразив опытным путём: пробовать различные зернистости и серии. Поэтому для того, чтобы грамотно предлагать инструмент, необходим опыт — понимание, как работает материал в тех или иных условиях.

— Неужели подбор абразивного инструмента — настолько непростая задача?
— Всё дело в большом количестве участников металлообрабатывающего рынка и материалов, с которыми они работают. Скажем, в СССР многие вещи были стандартизированы. Я сам по образованию инженер-инструментальщик, и моими преподавателями были именно те специалисты, которые участвовали в разработке актуальных на тот момент стандартов. Существовали оптимальные режимы обработки конкретного твёрдого сплава: такая-то частота вращения, подача, глубина и т. д. В сегодняшних условиях материал одного производителя отличается от материала другого. Соответственно, отличается и инструмент. И если взять продукцию крупных производителей металла, то никто не сообщит, какой именно там реальный состав. То же касается производителей инструмента. У каждого есть диаграмма применения режимов, но они опять же соответствуют только конкретному инструменту. Поэтому подбор оказывается делом непростым и сугубо экспериментальным.

— А как обстоят дела с производством гибкого абразива в России?
— В СССР существовало три профильных завода: челябинский — самый крупный, запорожский, который сегодня остался на Украине, и экспериментальный белгородский. Заводы, как и многие крупные предприятия в период Перестройки, выкупили частные лица, приватизировали. Челябинское производство обанкротили, запорожское сегодня выпускает продукцию в ограниченном объёме. Единственным, кто вовремя взял нужный курс, стал белгородский завод. Он изначально был самым маленьким, но руководство своевременно осознало необходимость модернизации, инвестировало в этот процесс. Примечательно, что 20 лет назад инженеры VSM AG помогли с наладкой современного оборудования, которое приобрёл белгородский завод.

— Расскажите, как вы подбираете необходимый для заказчиков инструмент.
— В нескольких словах расскажу, как организована система работы представительства. Непосредственно реализацией занимаются наши партнёры, которые имеют прямой контакт с заводом в Германии, возят продукцию в рулонах. Практически все они на местах имеют своё производство по резке, склейке материалов разного размера. Само представительство больше выполняет технические, а также маркетинговые задачи — поиск новых потенциальных клиентов. Это предприятия, которые заинтересованы в том, чтобы модернизировать, улучшить традиционные абразивные материалы, заменив их на более прогрессивные.
Решения по подбору инструмента под задачи конкретного заказчика мы с партнёром принимаем совместно. На первом этапе очень важны испытания. Мы подбираем максимально подходящее техническое решение, и сравниваем его с тем, что работало раньше. Допустим, производство использовало ленты другого производителя условной стоимостью N рублей. Наша лента продемонстрировала стойкость в 7 раз выше. А стоимость — 5N. Это очень упрощённый пример, но здесь налицо экономический эффект. На следующих этапах нужно смотреть другие изменения. Может быть, повысилась скорость обработки, а, следовательно, и производительность, может, появились другие положительные моменты в процессе использования меньшего количества лент. Например, снизился объём материалов для утилизации, улучшилось качество поверхности, удалось устранить существующие ранее дефекты и так далее.
Чтобы потребители могли оценить эти моменты, мы даём тестовые экземпляры бесплатно — вне зависимости от размеров производства. Как я уже говорил, подбор осуществляется, в основном, опытным путём. ®


О КОМПАНИИ

VSM — это аббревиатура от Vereinigte Schmirgel und Maschinen Fabriken AG — Объединённая фабрика по производству абразивов и машин. Зигмунд Оппенгейм и Зигмунд Зелигманн создали производство более 150 лет назад. В первые годы существования компании инструмент производился в простом амбаре в Ганновере. Сегодня VSM является одним из лидеров мирового рынка производственных абразивов.

«Промышленные страницы Сибири» №5 (129) май 2018 г.

скачать pdf

№5 (129) Май Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo


Кира Истратова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru