Турбины наши!

Скандал с крымскими газовыми турбинами Siemens, кажется, наконец, затих. Завершилась история, можно сказать, благополучно: полуостров обрёл энергонезависимость, немецкий поставщик обошёлся без санкций, а «жертвы» с российской стороны были предсказуемыми и, по сути, оправданными (под расширенные санкции Евросоюза попали три компании и три физлица).

Но остался путешествующий по интернет-форумам разного уровня профессионализма вопрос: «А почему Siemens? Мы что, сами не можем произвести необходимое оборудование?». В каком состоянии сегодня находится российское турбиностроение, и как эксперты оценивают перспективы развития отрасли?
div style="text-align: justify;">Но остался путешествующий по интернет-форумам разного уровня профессионализма вопрос: «А почему Siemens? Мы что, сами не можем произвести необходимое оборудование?». В каком состоянии сегодня находится российское турбиностроение, и как эксперты оценивают перспективы развития отрасли?
Дела крымские
Для начала имеет смысл расставить все точки на «i» в крымской истории. Как вообще могло получиться так, что огромная промышленно развития страна попала в зависимость от немецкого производителя, да ещё в энергетике – стратегической отрасли? На самом деле, антипатриотические рассуждения вроде «Отдали страну басурманам!» и «Да как же вы допустили…» нуждаются в серьёзных уточнениях. Газовые турбины в России успешно выпускают сразу несколько заводов, эти предприятия развиваются, и продукция их востребована. Её используют для нужд родной страны и поставляют за границу. Только вот это турбины мощностью до 27 МВт (за некоторым исключением, об этом — ниже). Крымским станциям же потребовались механизмы более серьёзные, и немцы продали нам турбины на 157 МВт каждая. Такие агрегаты мы в настоящий момент не производим: эксперты объясняют это тем, что потребность в них крайне низкая.
В Крыму просто наложились несколько факторов: станцию надо было построить быстро, воды при этом наблюдался дефицит, а итоговая стоимость энергии должна была быть максимально низкой. Примерно так сегодня объясняется выбор в пользу немецких турбин: дескать, нет экономических резонов организовывать производство подобных механизмов, зато есть полуторавековой опыт сотрудничества с Siemens и локализованное производство компании. Крымский проект исключительно важен — с какой точки зрения не посмотри. Речь идёт не просто о создании новых энергетических мощностей, но и о престиже государства. Ведь за российский поведением на вновь обретённом полуострове сегодня пристально наблюдает весь мир. Так вот, провалить такое мероприятие было ни в коем случае нельзя, поэтому важно, чтобы оборудование было многократно проверенным — а не с шильдиком «сделано в России», но недоработанным. Да и вообще, такие ли «сименсовские» турбины немецкие? Ведь изначальная локализация продукции составляет 50%. Да, в текущих условиях подобная сделка была небезопасной, но об этом было известно заранее, так что участники постелили соломки.
Организация собственного производства такого оборудования — дело не одного дня. Для иллюстрации: на создание турбины SGT5-8000H у Siemens ушло целых 10 лет. Проблема требует серьёзных организационных и финансовых решений. Принимать их надо было не когда жареный петух уже клюнул, а много лет назад. Вряд ли можно считать достижением тот факт, что в настоящее время 48 электростанций России оборудованы газовыми и паровыми турбинами Siemens (по информации самой компании). Это оборудование обеспечивает 17% установленной мощности ТЭС в России, а суммарная мощность электростанций, где задействовано оборудование концерна, достигает 27,9 ГВт. Конечно, из «иностранцев» у нас не только Siemens, есть ещё и турбины GE, Mitsubishi, Kawasaki и других производителей. Все они в сумме выпустили для российских энергообъектов 244 газовых турбины (по данным Минэнерго), что составляет 63% от общего количества. Эксперты объясняют ситуацию тем, что российская энергетика развивалась в переходный период отечественной истории, как раз когда наши машиностроительные предприятия переживали не лучшие времена. Руководство молодой постсоветской России решило велосипед, то есть энергооборудование, не изобретать, а закупить за рубежом, и сегодня мы имеем закономерные последствия подобной недальновидной политики. Кажется, что сегодня за решение проблемы всё-таки взялись — крымская история явилась хорошим драйвером.

Сохранить овец и накормить волков
Примечательно, что Siemens с хлебного российского рынка уходить не собирается. Немецкого гиганта ни пугают ни санкции, ни скандалы, ни российские планы массового импортозамещения.
«Несколько компаний сейчас проводят большие конкурсы с теми же турбинами, Siemens в этих конкурсах участвует», — цитирует ТАСС слова заместителя министра энергетики РФ Андрея Черезова (чиновник стал одним из троих, кто попал под расширенные санкции Евросоюза).
Эксперт, в частности, сообщил, что Siemens проявляет интерес к участию и в конкурсе на поставку турбин на ТЭС на Тамани, который объявят в скором времени. В этом нет ничего удивительного: рынок этот узкий и конкурентный. Чиновник добавил, что в настоящее время на мировом рынке пошёл на спад объём строительства энергообъектов, и с ходу назвал несколько компаний, которые могли бы заменить Siemens в том числе и в Крыму. То есть интерес немецкого производителя к российской энергетике вполне оправдан, что и объясняет поведение компании в сложившейся ситуации. Да и вообще, у Siemens в нашей стране многомиллионные контракты не только, а точнее, не столько в энергетике. Из крупного можно вспомнить железнодорожное направление, где немцы приложили руку и к «Сапсанам», и к «Ласточкам» — к созданию и сервисному обслуживанию. Так что компания в «стране берёзового ситца» обосновалась всерьёз и надолго.
Уже работаем
То, что перспектива решать собственные энергетические проблемы в гордом одиночестве перед Россией не стоит, это, конечно, замечательно. Но всё-таки: что с нашим собственным производством?
Как уже упоминалось, наша страна всерьёз настроилась на импортозамещение, и производители грозятся довести до ума многообещающий проект. Речь, конечно же, о ГТД-110М НПО «ОДК-Сатурн», доработать которую обещают вот уже пять лет. В 2012-м энергетики начали жаловаться на турбины «Сатурна» предыдущего поколения (между прочим, это были первые российские газовые турбины мощностью более 100 МВт), и производитель заключил соглашение с Роснано и «Интер РАО» на разработку новой, более совершенной модели. В этом году прошли первые испытания разработки, которые подтвердили эффективность первоочередных НИОКР проекта.
«Проведённая «Инжиниринговым центром «Газотурбинные технологии» и НПО «Сатурн» работа показала верность выбранных решений, направленных на устранение «детских болезней» ГТД-110. В результате по ключевым технико-экономическим параметрам ГТД-110М конкурирует с лучшими зарубежными аналогами. В ближайшее время мы будем готовы предложить потенциальным заказчикам конкурентоспособный двигатель большой мощности», — сказал заместитель генерального директора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» — руководитель дивизиона «Энергетические и промышленные программы» Сергей Михайлов.
Чем же наши установки лучше импортных, помимо того, что своя рубаха ближе к телу? Разработчики, а вместе с ними и курирующие проект чиновники обещают настоящее чудо инженерной мысли. Пресс-служба «ОДК-Сатурн» сообщает о высоком КПД новой турбины — 36,5% (ISO), что сделает белее выгодной стоимость жизненного цикла изделия. Кроме того, в компании подчёркивают, что среди других особенностей будущей турбины «хорошая динамика по росту и сбросу мощности при переходных процессах, высокие показатели топливной эффективности, низкая себестоимость выработки электрической и тепловой энергии». Независимые эксперты также говорят, что российские разработчики предусмотрели много оригинальных решений, благодаря которым ГТД-110М не просто заменит, а превзойдёт импортные аналоги. Например, в конструкции новой турбины используются пустотелые валы – идею позаимствовали у кораблестроителей. В результате изделие станет и дешевле за счёт снижения металлоёмкости, и легче. У той же Siemens, например, такой технологии нет.
А как же история о том, что на подобное оборудование нет спроса? А это, оказывается, как посмотреть. Выпуск турбин высокой мощности — это, конечно, не конвейерное производство, но возникла же потребность для тех механизмов, которые у нас уже работают, и которые для наших предприятий выпустили иностранцы. За 20 лет, но возникла. И стране потребуются новые турбины, по словам Андрея Черезова, 2-3 единицы в год. А это 53 штуки до 2035 года — отличный производственный план для предприятия. В НПО «Сатурн» потребность в энергетических установках и вовсе оценивают в 80 штук до 2030 года.
«На долгосрочный период, с учётом прогнозного прироста потребляемой мощности до 2035 года на 24 ГВт, а также потребности в замене устаревших турбин с наработкой свыше 300 000 часов (турбины типа К-300) спрос на турбины большой мощности в России должен составить порядка 53 единиц. При отсутствии в стране проектов, требующих резкого прироста мощности, 53 единицы — это значительный рынок», — цитирует чиновника ТАСС.
Чем богаты
Как уже упоминалось, в России есть и другие турбиностроители, которые занимают свою долю рынка. По тем же данным Минэнерго, в 2017 году у нас работали 147 собственных газовых турбин – 37% от общего количества. Правда, надо сказать, что газовые турбины — это не совсем «наша тема». В СССР ставка больше делалась на уголь и нефть, так что турбины активнее создавались паровые, а первые газовые агрегаты у нас стали делать уже в 1950-х. Причём эта технология использовалась всё больше в авиастроении, поэтому ряд современных предприятий, представляющих сегодня эту отрасль, являются ещё и производителями авиадвигателей. Тот же «Сатурн» изначально создавал двигатели для самолётов, а уже на их базе появились энергетические турбины. И всё-таки направление это в нашей стране развивается, да при том представители отрасли — предприятия известные и опытные: их возраст обычно начинается от 50 лет. Опять же, «Сатурн»: завод в этом списке старожилов, решение о его создании было принято ещё до революции.
А «Ленинградский металлический завод» свою историю отсчитывает ещё со времён императора Александра II. Вот уже 12 лет предприятие является филиалом ОАО «Силовые машины». Есть у него свои интересные разработки, одна из недавних — газотурбинная установка ГТЭ-65 мощностью 65 МВт. Она представляет собой одновальный агрегат, предназначенный для привода турбогенератора и способный нести базовую, полупиковую и пиковую нагрузку как автономно, так и в составе парогазового блока. Правда, активно используется и чужой опыт. С часто упоминаемой в «турбинной истории» компанией Siemens «ЛМЗ» подписал договор на право производства и продажи в РФ и Белоруссии газотурбинной установки ГТЭ-160. Две таких турбины отправились на российско-китайскую Хуадянь-Тенинскую ТЭЦ, которую ввели в эксплуатацию в прошлом году. Всего же за свою историю завод выпустил более 150 газовых турбин — и в разы больше паровых и гидравлических. Продукция завода активно уходит и на экспорт.
«Уральский турбинный завод» (входит в холдинг РОТЕК, находится в Екатеринбурге) в 2017 году завершил изготовление 900-й паровой турбины. Юбилейной машиной УТЗ стала К-65-12,8, выпустили её для энергосистемы Калининградской области — второй из трёх машин для Приморской ТЭС. А вообще, это предприятие многопрофильное: оно проектирует и производит паровые теплофикационные турбины средней и большой мощности, конденсационные турбины, паровых турбины с противодавлением, турбины мятого пара, газоперекачивающих агрегатов, энергетические газотурбинные установки. По информации самой компании, половина российских установок такого рода создана именно ими. Турбины УТЗ также идут «в мир» — эксплуатируются в 24 странах.
Омский завод «Салют» (АО «НПЦ газотурбостроения «Салют») вообще-то специализируется на производстве газотурбинных авиационных двигателей, но спускается и на землю: разрабатывает и выпускает наземные промышленные ГТУ (газотурбинные установки), ядром которых являются снятые с производства и вооружения двигатели АЛ-21. Например, газотурбинные двигатели производителя работают на электростанции Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения предприятия ООО «Газпром добыча Надым» — «газпромовской» «дочки». Есть и другие объекты — посёлки или городские микрорайоны — чьё энергообеспечение «организовано» омичами.
А ведь есть ещё самарский ПАО «Кузнецов», Казанское МПО, Пермский моторный завод, ОДК — Газовые турбины» в Рыбинске, Невский завод в Санкт-Петербурге и другие производители. И в этом списке — лишь создатели газовых турбин. Так что совершенно необоснованно общественность записала отечественное турбостроение в умирающие отрасли — направление это развивается и чувствует себя очень неплохо. Тем более, что регулярно появляются новости о создании и реконструкции российских энергообъектов с использованием российских агрегатов. Просто истории эти значительно менее популярны, чем крымский скандал.
 
Турбина в будущее
Вот и эксперты рисуют нашей турбиностроительной отрасли неплохие перспективы. Аналитики международной консалтинговой компании Frost & Sullivan оценили текущую ситуацию и подготовили экспертный прогноз развития рынка энергетических турбин до 2025 года. Эксперты нарисовали следующую картину.
По их мнению, объём продаж газовых турбин увеличится до 78,7 ГВт или 23,7 млрд долларов, в то время, как популярность паровых, напротив, будет снижаться. Российским продуктам к этому времени будет принадлежать 4,1% мирового рынка газовых турбин, остальную часть поделят между собой США, Канада, Китай и государства ближневосточного региона. Америка так и останется лидером отрасли, ещё больше увеличив свою долю — до 22,2%. К слову, так «любимый» Россией Siemens в общемировом рейтинге занимает не первую, а только вторую строчку (31,8% рынка). В лидерах же — американская GE, занимающая 40% рынка. Понятно, что с такими гигантами тягаться мало кому удаётся, поэтому доля остальных производителей, в том числе и российских, «в мировом масштабе» очень невелика.
Любопытно, что, согласно тому же источнику, доля России в структуре мировых продаж паровых турбин будет расти — при том, что аналитики говорят об общем грядущем снижении продаж. Frost & Sullivan констатируют, что угольная генерация вряд ли уступит рынок кому бы то ни было, поскольку только этот ресурс способен удовлетворить спрос на энергию на развивающихся рынках. Да и те станции, что уже работают по всему миру, тоже вряд ли начнут массово закрываться. А ведь часть из них построено полвека назад, а некоторые объекты даже старше, а значит, им предстоит реконструкция. В России этот процесс уже идёт, и примеров замены турбинного оборудования найдётся очень много. К тому же, в целом ряде стран развивается атомная энергетика, где также могут пригодиться паровые турбины. В том числе и турбины российского производства.


Крыма выдачи нет!

Коротко напомним «основные вехи» истории крымских турбин. Три года назад совместное российско-немецкое предприятие (немецкую сторону представлял Siemens) получило крупный заказ – 4 турбины для таманской ТЭЦ. И сразу появились предположения, что оборудование такой мощности Краснодарскому краю не нужно, а агрегаты на самом деле изготавливаются для Крыма. Siemens инсинуации отвергал: дескать, как мы можем пойти на нарушение международных санкций? Потом, конечно, оказалось, что оборудование изначально создавалось для поставки на полуостров, а строительство таманской ТЭЦ и вовсе не начиналось. Турбины для подстраховки пытались купить через иранского партнера Siemens, но сделка так и не состоялась – немецкий производитель испугался и запретил её. Время поджимало, и через компанию «Техноэкспорт», которая то банкротилась, то воскресала, турбины в Крым всё-таки поставили – предварительно в России они были модернизированы с помощью собственных технологий. И тут взорвалась бомба, поскольку информация о сделке стала достоянием общественности. Начались страшилки о том, что Siemens разорвёт с Россией отношения, потребует «вертать взад» турбины, а нас накроют новые санкции. Последние состоялись, под них попали три компании, которые, по всей вероятности, с этим расчётом и создавались, и три физических лица. А вот Siemens в опалу не попал, руководство компании дало уклончивые комментарии, из которых можно сделать вывод, что и уходить с российского рынка они вовсе не собираются. Да и турбины у нас забирать, по всей вероятности, никто не собирается. Надо полагать, что теперь, когда буря улеглась, стороны договорятся полюбовно.


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (126) январь-февраль 2018 г.

Кира Истратова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru