Импортозамещение: нам это по зубам

Задача импортозамещения зарубежной техники сегодня поставлена перед всеми промышленными направлениями. Для отрасли производства редукторов и зубчатых передач это, что называется, больной вопрос. С одной стороны, именно эти комплектующие являются «сердцем» машины, и потребителям не все равно, в чьих руках — зарубежных или российских — находится это производство. С другой, приходится признать, в России эта отрасль индустрии переживает не лучшие времена. Есть ли выход из данной ситуации? Положение в отрасли охарактеризовал генеральный директор ООО НТЦ «Редуктор» Валерий Парубец.

div>
— Валерий Иванович, поделитесь «взглядом изнутри». Какова реальная ситуация в области зубчатых технологий на текущий момент?
— Российское производство на сегодняшний день находится не в лучшей форме, и за последние 15 лет в прямом столкновении с зарубежными производителями потерпело сокрушительное поражение. Результатом этого стало исчезновение более десятка прежде технологически и организационно сильных редукторных предприятий.
Остальные же, лишившись государственной защиты, были оставлены «на растерзание» технологически, финансово и организационно более мощным зарубежным редукторным производствам, с которыми они не могут конкурировать из-за отсталой матбазы и устаревших зубчатых технологий. Продукция, в итоге, выпускается уже изначально устаревшая и, как результат, неконкурентоспособная.
Здесь присутствует и ещё один немаловажный момент: предыдущие 15 лет стали своеобразной «прощальной песней» для российской редукторной науки, которая ещё пару десятков лет назад поражала мировое сообщество своими научными результатами и изобретениями.
Помимо редукторной отрасли практически исчезли смежные заводы, которые обеспечивали редукторные предприятия столь необходимыми средствами производства, инструментами, подшипниками, манжетами, смазкой и так далее. Проблема отчасти решается поставкой всего необходимого для организации редукторных производств из Китая, а также из других стран.

— А как себя чувствуют на отечественном рынке производители из других стран?
— Компаниям из Европы, кто решил осваивать редукторную Россию, как я считаю, будет весьма и весьма непросто, поскольку «редукторный синдром Китая» в России и в Европе нарастает стремительными темпами. Сегодня ни для кого не секрет, что есть случаи, когда «произведено в Европе» на самом деле — «произведено в Китае». И в данном случае я не говорю о том, что редукторы из Китая — это плохо. Нет, наоборот — хорошо. Настолько хорошо, что сегодня уже никто китайские редукторы не может отличить от европейских.
Поэтому я думаю, что в России абсолютное большинство производителей редукторов из Европы обречены. Однако каков будет сценарий дальнейшего развития редукторной России, сказать с достоверностью затруднительно. Я могу лишь рассуждать, опираясь на уроки истории. А эти уроки говорят о многих безуспешных попытках и с Востока, и с Запада завладеть Россией и её рынками.

— Так существует ли в принципе возможность импортозамещения в этой отрасли?
— Да, несомненно, возможности есть. Они заключается во внедрении инновационных решений, применяемых при импортозамещении. С этой целью каждое российское предприятие, независимо от размера и формы собственности, большое и маленькое, должно встать на путь этого инновационного развития. Нужно отметить, что «ростки» данного направления уже пробиваются на поверхность и постепенно начинают набирать силу.
Думаю, что только так можно решить поставленную задачу по импортозамещению и превзойти зарубежные компании, заняв ведущее положение на российском и на мировых редукторных рынках. Остаётся одно «но». Понимание сложностей процесса импортозамещения должно быть не только на местах, но и «наверху», так как от этого зависит создание благоприятной «силиконовой редукторной» среды по всей России.
— Расскажите поподробнее, как может быть реализован такой проект?
— На самом деле, всё просто. Вспомним пословицу о том, что всё новое — это ни что иное, как хорошо забытое старое. Покопавшись в «бабушкиных сундуках» находим ответ на наш вопрос, который заключается в возрождении организационной, научной и технологической системы (главки, НИИ, редукторные заводы и так далее).

— А как насчёт экономической целесообразности?
— Весь вопрос в том, что, производя по три редуктора, импортозамещение осуществить невозможно — цены будут «зашкаливать». Вопрос решается с помощью создания серийных и крупносерийных заводов, на которых будут разрабатывать новые номенклатурные ряды редукторов и приводов. Необходимо возрождать некую организационную надстройку, курирующую вопросы импортозамещения как внутри отрасли, так и в межотраслевом импортозамещении. На наш взгляд, только такой подход позволит создать технологически сильные серийные и крупносерийные промышленные производства.
Впрочем, далеко ходить не нужно. Скажем, российский представитель компании A. Friedr. Flender AG. В этой организации работают порядка 10 000 работников, структурно же этот производитель приводной техники состоит из нескольких заводов, инженерного и сервисного центров.

— Серийным производством славится китайская продукция. Реально ли заместить её?
— Тут ситуация двоякая. Мировой рынок заполонили дешёвые китайские редукторы, их внедряют повсюду, вытесняя высокотехнологичные редукторы из Европы. Представьте себе: дешёвые китайские редукторы, как и множество других машин и механизмов, изготавливаемых и продаваемых по всему миру, стали хорошим тормозом и одновременно шансом как для российского редукторостроения, так и для других промышленных отраслей. И это даёт шанс вырваться вперёд всей промышленной России, применяя инновационные, то есть наиболее перспективные технические решения.

— Давайте начнём в Вашего предприятия. Есть ли в Вашей номенклатуре технические решения, которыми можно было бы заменить импортные аналоги?
— Есть даже такие, которые не имеют аналогов в мире. Например, особые технологические приёмы, исключающие отрицательное влияние так называемого «повторного контакта», возникающего в ходе эксплуатации червячных передач. Благодаря этой разработке, дающей возможность повышения ресурса эксплуатации механизмов в несколько раз, мы смогли опередить зарубежные фирмы, производящие червячные передачи и червячные редукторы, что оборачивается достижением дополнительного положительного эксплуатационного эффекта, подтверждённого документально.
Другим примером является разработка червячной передачи, обладающей свойством самоторможения при реверсе, находящейся за пределами известных научных ограничений. Свойство самоторможения наших червячных передач — угол подъёма витков до 15-20 градусов. Для справки: традиционные научные ограничения — угол подъема витка червяка не более 3-4 градусов. И это тоже подтверждённый практикой факт.
Безусловно, это не продукция для массового использования. Одна из характерных особенностей наших работ как раз и состоит в том, что по каждому обращению заказчика мы находим инновационные решения. Например, у нас хорошо отработаны технологии ремонта и восстановления работоспособности вышедших из строя редукторов — как отечественных, так и зарубежных. Применяя наши инновации, модернизируем редукторы, в несколько раз повышая ресурс их вторичной эксплуатации.
— Как появляется новая продукция? Где источник идей? Техническая литература?
— К сожалению, реальность такова, что массовая российская научно-техническая литература, все эти справочники конструктора, технолога буквально наполнены плагиатом, то есть добросовестным переписыванием безнадёжно устаревших российских зубчатых технологий прошлых лет. Очередная книга, по году издания будто бы новая, а по содержанию — ей не менее 30, а, порой, и 50 лет. Но здесь нужно понимать, что вся эта литература, как старые советские автомобили, уникальная, но совершенно несовременная. Понимая это, мы, буквально по крупицам собирали и собираем передовой технологический опыт и прогрессивные научные решения.
Наша методология работы с заказчиками такова, что мы прямо заявляем им, что не будем делать для них редукторы по устаревшим российским технологиям, ориентируясь на свои проекты прежних десятилетий. Часто бывает так, что заказчик вытаскивает из своего архива разработки 1970-90-х годов и хочет провести импортозамещение на их основе. Когда-то это были прогрессивные проекты, но с тех пор весь мир ушел вперёд, и внедрять их в производство в изначальном виде — значит обречь себя на хроническое отставание и даже банкротство.

— А как в принципе можно решить эту проблему?
— Как мне кажется, здесь необходим комплекс организационных мер в масштабах всего государства. Впрочем, некоторое время назад робкие попытки в этом направлении были. Яркий пример подобного шага — «Сколково». Но, как видим, дело доведено «до ума» не было. На сегодняшний день ситуация изменилась: «грянул гром» и «мужику» пришло время «перекреститься».


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (126) январь-февраль 2018 г.

Беседовала Кира Истратова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru