Крутой подъём

По данным Минстроя РФ, сегодня в жилом фонде страны насчитывается около 430 000 пассажирских лифтов, из них около 130 000 эксплуатируются более 25 лет и, согласно техническим регламентам Таможенного союза, требуют замены. В общем, производителям есть, где развернуться. Удаётся ли российским заводам занять лидирующие позиции на этом исключительно ёмком рынке?

Если говорить об абсолютных величинах, то в настоящий момент эксперты констатируют спад на лифтовом рынке. По данным независимой аналитической компании Alto Consulting Group, на протяжении последних трёх лет в России наблюдается тенденция к общему снижению объёмов производства: в 2016-м рынок потерял 1,2% объёма производства предыдущего года. В текущем году отрицательная динамика сохранилась. Снижаются и цены: в период 2014-2017 годов в среднем они упали на 5,3%: с 748 000 до 708 000 рублей за единицу. Наибольшее падение средних цен производителей произошло в 2016 году, тогда темп составил 28,7%. Связано это, вероятнее всего, с общим «затишьем» на строительном рынке: уже 11 месяцев Росстат фиксирует снижение объёмов ввода жилья по сравнению с показателями предыдущего года. Ситуация по стране, конечно, неоднородная: Краснодарский край, например, потерял 5%, а Ленинградская область 10% прибавила.
Кто «везёт» рынок?
Состояние российского рынка лифтостроения можно оценивать с разных позиций. Если говорить о конкуренции с импортной продукцией, то сегодня отечественные заводы чувствуют себя очень неплохо: в российских домах в большинстве случаев устанавливают российские же лифты. По данным Ассоциации «Российское Лифтовое Объединение» (РЛО), за 2016 год в стране смонтировали 38 223 новых пассажирских лифта. Из них 25 с лишним тысяч — российского производства, 8 273 — белорусские, остальные импортные. Российским лифтом в этой статистике считается тот, который на 70% собран из отечественных комплектующих. К 2020 году этот показатель должен составлять уже 90%. Степень локализации в отрасли — одна из самых высоких в российской промышленности. Участники рынка говорят, что через несколько лет есть реальная возможность полностью отказаться от импорта, хотя смысла в этом эксперты не видят: перспективные разработки иногда появляются и за рубежом, так почему бы не транслировать интересный опыт.
По результатам 2016 года «рейтинг» ключевых производителей сохранил традиционный вид. В нём ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», ПАО «Карачаровский механический завод», ООО «ОТИС Лифт», ООО «ПО «Евролифтмаш», ООО «ПКФ Сиблифт». Примечательно, что «ОТИС», родиной которого является Америка, в нашей стране также позиционирует себя как «российская компания с зарубежным капиталом». Производства находятся в нашей стране, работают здесь наши соотечественники, поэтому будем считать, что и производитель тоже наш. Именно продукция перечисленных компаний, как правило, устанавливается в домах эконом- и комфорт-класса. В элитных зданиях это могут быть подъёмники Thysson, Shindler, SKG, Kone — в том числе и поэтому они и занимают небольшую долю рынка.
Примечательна и ещё одна тенденция: зарубежные поставщики, особенно в премиум-секторе, существенно сокращают своё присутствие на российском рынке. Выступая на «круглом столе» в рамках Russian Elevator Week, президент Национального лифтового союза Виктор Тишин рассказал, что по итогам 2016 года лидером среди всех прочих поставщиков лифтовой техники в Россию стал белорусский «Могилёвлифтмаш» — такое произошло впервые. А вообще, если сравнивать в 2013 годом, то продажи у зарубежные производителей заметно упали: у компании OTIS (американской) — почти в восемь раз (с 1615 до 144 лифтов), финской Kone — с 1498 до 302, Shindler — с 390 до 167, Kleeman — с 478 до 141. Эти факты выступают косвенной причиной, по которой иностранные предприятия переносят производство на территорию России: таким образом даже при валютных колебаниях реально сделать приемлемые для клиентов цены.

Движемся вверх
Своеобразной лакмусовой бумажной можно считать профильные выставки. Так вот, Russian Elevator Week-2017, где присутствовали компании из 19 стран, наглядно продемонстрировала, что в России отрасль развивается хорошими темпами. Повлияли то ли импортозамещение, то ли программа капитального ремонта, то ли активная застройка крупных городов, но факт остаётся фактом: выставкой правили именно отечественные производители. Кто-то представлял на мероприятии лифты целиком — самыми эффектными были стенды упомянутых выше «крупняков», а кто-то привёз новые и обновлённые комплектующие. Последний тренд — очень важен, ведь наши производства в последнее время всё чаще иронично именуют «отвёрточной сборкой».
Вот, например, лебёдка — один из основных механизмов лифта. Ещё недавно конструкторы выбирали между европейским и корейским вариантами. Реже рассматривался белорусский. Когда два года назад специалисты анализировали перспективы отрасли, то все в голос говорили, что главное — это освоить производство именно этого элемента конструкции. А тут компания «Европейские подъёмные машины» из Ярославской области представила свой образец безредукторной лебёдки. Тестируют её на Щербинском заводе. А Сарапульский электрогенераторный завод уже выпускает такие лебёдки серийно. Московская компания НПЦ-47 «Электропривод» представила на выставке шкаф управления для лифтов без машинного отделения. Уже в 800 лифтах такое оборудование установлено. У шкафа много полезных функций, например, есть возможность эвакуации пассажиров в случае исчезновения питающего напряжения. А специалисты НПО «Комплекс» из Екатеринбурга подошли к развитию лифтовой продукции с другой стороны — лингвистической. Они разработали свой вариант известной опции управления голосом. На заводе в Челябинской области идею даже реализовали. Правда, представители предприятия не смогли ответить, поймёт ли лифт иностранца — а то ведь может получиться и как в известном шуточном видео про 11-й этаж. В общем, начало положено, однако направлений для импортозамещения ещё предостаточно
Своя рубаха ближе к телу
Безусловно, и строителям, и жителям многоэтажек развитие российского лифтового рынка на руку. Ведь речь идёт о сокращении транспортных издержек при приобретении подъёмника и о доступности запчастей в процессе его эксплуатации. Поэтому региональные производители на региональном же рынке имеют существенный вес. Скажем, красноярская компания «Еонесси» на сибирском рынке — важный игрок. По мировым и даже российским меркам компанию крупной не назовёшь: в 2016 году она выпустила 295 лифтов. Но для родного города это производство — одно из ключевых, главным конкурентом его выступает «ОТИС», который, кстати, менее года назад открыл стратегический офис в Красноярске.
Лифты «Еонесси» работают в домах не только Красноярска, но и других сибирских городов. Поскольку производитель местный, «для своих» предусмотрены бонусы: если лифт нуждается в капитальном ремонте или замете, то специалисты производителя могут продлить срок его службы путём модернизации. То есть менять приходится не весь лифт, а только износившиеся агрегаты или узлы. А поскольку лифт — приобретение недешёвое (упомянутые 700 000 рублей — это средняя цена кабины, стоимость комплекса может доходить до нескольких млн рублей), подобная опция оказывается исключительно кстати.
Аналогична ситуация и с другим сибирским производителем — компанией «КузбассЛифт». Она занимает небольшую долю российского рынка — всего 0,7%, однако в Кемеровской области его продукция востребована.
Лифтовый парадокс
Однако во всей этой практически идеальной истории есть одно очень большое «но»: практически все российские предприятия сегодня недозагружены. Парадоксально: российские заводы конкурентоспособны, они могут производить продукцию нового поколения, соответствующую международным стандартам, потребность в новых лифтах очевидна, а мощности протаивают. Щербинский завод может выпускать 12 000 лифтов в год, а в прошлом выпустил только 8 000. Или совсем печальный пример: высокотехнологичный «Серпуховский лифтостроительный завод» — крупный игрок на рынке, выпустивший в прошлом году полторы тысячи лифтов, сегодня стоит, потому как заказов нет.
Представители объясняют: всё дело в нехватке бюджетного финансирования. Не на развитие завода — нет. Средства нужны на капитальный ремонт домов и в том числе на обновление лифтов: устройства эти служат, в среднем, четверть века, и сегодня каждый четвёртый лифт в стране нуждается в замене. Это огромная часть рынка, и именно здесь есть поле для деятельности для российских производителей — для новостроек ведь нередко выбирают импортную или локализованную технику. И именно этот сектор сильнее других страдает от сокращения финансирования.
Как сообщил руководитель комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при минстрое Сергей Чернышов во время того же «круглого стола», в жилом фонде страны могут заменить более 10 000 лифтов, отслуживших свой срок. На эти цели государство будет выделять субсидии (в том числе до 20-30% средств из региональных фондов капремонта). Да, конкурсные условия будут жёсткими, однако заказы обещают быть исключительно выгодными, поэтому есть основания ждать ещё более активного подъёма российского лифтостроения.урецкими партнёрами.


«Промышленные страницы Сибири» №10 (123) октябрь 2017 г.

скачать pdf

Кира Истратова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru