Сами с котлами

В истории строительства большинства советских заводов, как правило, имеется этап возведения собственной котельной. Причём приходилось такое мероприятие обычно на начальный период строительных работ. Причина банальная: централизованных источников поблизости просто не находилось, а тепло предприятию нужно было обязательно — и для бытовых, и для технологических нужд. Но времена меняются: города обжились и обустроились, крупные теплоисточники со своими задачами справляются. А когда перестают справляться — появляются новые. Так выгодна ли сегодня заводу собственная генерация?

Чисто теоретически, собственная котельная для производства — это сплошные плюсы. С её помощью предприятие получает независимость от сторонних организаций, может включать и выключать отопление и подачу пара по собственному усмотрению. Кроме того, в этом случае нет риска остановки производства. Крупные заводы используют воду и пар для технологических операций, а если на центральной станции произойдёт авария? Тогда производство остановится, и темпы его возобновления будут завить только от расторопности компании-партнёра. Таких поворотов сюжета, конечно же, хочется избежать. Кроме того, для собственного объекта завод самостоятельно может выбирать вид топлива — это может быть и уголь, и газ, и биотопливо, и альтернативные источники.
«В Сибири и в России собственные котельные стали популярны. Производство тепла на них зачастую дешевле, чем на ТЭЦ. Кроме того, энергосистемы запрашивают большие суммы за подключение к теплосетям. Такие объекты являются особенностью некоторых старых производств, но присущи они и новым заводам», — говорит ведущий технолог ООО «Модульные Системы Торнадо» Александр Горбунов.
Но это, конечно, в теории. А на деле оказывается, что для объекта нужны помещение и персонал — а это дополнительные расходы. Да и с выбором топлива тоже загвоздка. Если регион не газифицирован, то топится котельная, как правило, углём или мазутом. А это выливается в экологические проблемы: кто же станет ставить на маленький теплоисточник дорогое и сложное фильтрующее оборудование? Поэтому создание собственной генерации актуально далеко не всегда.
div style="text-align: justify;">Чисто теоретически, собственная котельная для производства — это сплошные плюсы. С её помощью предприятие получает независимость от сторонних организаций, может включать и выключать отопление и подачу пара по собственному усмотрению. Кроме того, в этом случае нет риска остановки производства. Крупные заводы используют воду и пар для технологических операций, а если на центральной станции произойдёт авария? Тогда производство остановится, и темпы его возобновления будут завить только от расторопности компании-партнёра. Таких поворотов сюжета, конечно же, хочется избежать. Кроме того, для собственного объекта завод самостоятельно может выбирать вид топлива — это может быть и уголь, и газ, и биотопливо, и альтернативные источники.
«В Сибири и в России собственные котельные стали популярны. Производство тепла на них зачастую дешевле, чем на ТЭЦ. Кроме того, энергосистемы запрашивают большие суммы за подключение к теплосетям. Такие объекты являются особенностью некоторых старых производств, но присущи они и новым заводам», — говорит ведущий технолог ООО «Модульные Системы Торнадо» Александр Горбунов.
Но это, конечно, в теории. А на деле оказывается, что для объекта нужны помещение и персонал — а это дополнительные расходы. Да и с выбором топлива тоже загвоздка. Если регион не газифицирован, то топится котельная, как правило, углём или мазутом. А это выливается в экологические проблемы: кто же станет ставить на маленький теплоисточник дорогое и сложное фильтрующее оборудование? Поэтому создание собственной генерации актуально далеко не всегда.
Кому выгодно
«Во-первых, каждое производство индивидуально и требуют разных параметров и видов теплоносителя. Для кого-то это пар, который идёт и для технологии на производство, и на отопление и ГВС, а для кого-то это горячая вода и отопление. И так как у нас в разных регионах разные климатические условия, каждому производству или торговому комплексу требуется индивидуальные характеристики.
Во-вторых, собственные котельные — это независимый автономный источник отопления, либо получение пара для технологий. Не нужно ждать, когда по температурному графику теплоцентраль включит или выключит отопление. Или, того хуже, останавливать на ремонт по вынужденным обстоятельствам.
А окупается собственная модульная котельная (речь идёт о современных системах) как раз за счёт возможности регулировать её работу под себя и задавать собственные параметры. Предприятие сокращает затраты на обслуживание, так как мобильные (малые) котельные экономнее стационарных больших — за счёт установки в них современных котлов и оборудования, а также автоматизации под нужные параметры. Ведь те затраты, которые включаются в тариф, в большинстве случаев не относятся к тому или иному предприятию и не могут регулироваться потребителем»,— комментирует генеральный директор «ПромКотлоСнаб» Павел Кравченко.
Приведём несколько примеров предприятий, для которых собственная котельная — просто то, что доктор прописал. Первыми в списке окажутся удалённые производства, у которых зачастую просто нет альтернатив.
«В условиях небольших городов и поселков, где предприятие является градообразующим, выгодно содержать собственную котельную. Выгодно, когда предприятию нужна не только горячая вода, но и пар, так как транспортировать пар на большие расстояния невыгодно. Во многих таких случаях, собственно, и другого выхода нет. В условиях больших городов там, где на ТЭЦ есть избыточные мощности и где есть возможность близко подключиться к теплосети, вероятно, лучше иметь централизованное теплоснабжение. Давно доказано, что в целом комбинированное производство электроэнергии и тепла на ТЭЦ экономически выгодно. Штатный коэффициент (количество работников на единицу мощности) на котельных значительно выше, чем на ТЭЦ. Чем меньше котельная, тем выше штатный коэффициент. В целом для новых котельных надо разрабатывать технико-экономическое обоснование», — объясняет Александр Горбунов.
Ещё одна категория — это стратегические объекты, которым положено быть независимыми, можно сказать, по уставу, и вопрос экономической выгоды здесь попросту не стоит. Так, например, в прошлом году завершилось строительство котельных, обеспечивающих теплом стартовый и технический комплекс космодрома «Восточный». Объект, естественно, особенный. Котельные полностью автоматизированы, так что постоянное присутствие персонала им не требуется. Разработчики создали уникальную единую автоматизированную систему управления теплообеспечением, включающую в себя автоматику безопасности и управления, систему учёта тепла, воды, топлива, контроля температуры и давления теплоносителя, поступающего в сооружения, и пожарно-охранной сигнализации. Все данные о работе оборудования в оперативном порядке поступают на пульты контроля. Если вдруг случится внештатная ситуация, на пульт диспетчера поступит сигнал об аварии в котельной и сигнал срабатывания быстродействующего топливного клапана. Особенно примечательно, что работает система с водогрейными котлами отечественного производства. Топливо пока дизельное, однако существует возможность перевода котельной на газ.
Ещё один пункт в этом списке — деревообрабатывающие предприятия. В их распоряжении имеются отходы производства, которые рачительные хозяева при желании могут использовать как топливо. С этой целью, например, Тюменский фанерный завод обзавёлся парогенераторной установкой, работающей на опилках. Её мощность составляет 2,5 МВт, что достаточно, чтобы покрыть 80% собственных нужд завода. Владельцы предприятия заверили, что древесных отходов собственного производства для работы установки хватит с избытком. В ход пойдут даже кусковые отходы, которые раньше просто утилизировались. Два котла, парокотельное оборудование и паротурбинная установка выпущены компанией Siemens, зато идея и реализация отечественные. Причём проект завод реализовал при поддержке государства — предприятие получило субсидию.
«Стоимость покупной тепловой энергии на сегодняшний день достаточно велика. Экономические расчёты даже в первом приближении дают существенный экономический эффект при строительстве собственной котельной и на природном газе и на твёрдом топливе (каменный и бурый уголь), в зависимости от региона где располагается данное предприятие. Но ещё выгоднее, если предприятие будет утилизировать отходы собственного производства, решая экологические проблемы своего региона, и минимизирую топливную составляющую себестоимости вырабатываемой тепловой энергии. Возможность уменьшить зависимость от поставок природного газа и мазута видится в использовании биотоплива, такого, например, как древесина — основного вида среди возобновляемых энергетических источников, а также других низкосортных иВВВВ  нетрадиционных топлив. Наиболее актуальной для сибирского региона в данном аспекте видится разработка и активное вовлечение в топливный баланс сельскохозяйственных отходов, отходов деревоперерабатывающих предприятий, отходов углеобогащения.
В целом по стране отмечается рост количества переводов коммунальной энергетики с традиционных видов топлива на альтернативное и возобновляемое. Сегодня на предприятиях деревообрабатывающей и лесозаготовительной промышленности, а также предприятиях, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции, образуется большое количество отходов, которые уже непригодны для вторичной переработки и сваливаются в отвалы. Использование таких отходов в качестве энергетического топлива имеет ряд преимуществ: данный ресурс является возобновляемым; минимальные затраты на его доставку от поставщика; исчезает необходимость утилизации отходов в отвалах. Собственные котельные на альтернативных топливах смогут решить все эти проблемы», — комментирует директор по научному развитию ООО «БарнаулЭнергоМаш» Евгений Жуков.
От Союза в наследство
Есть в списке владельцев собственных котельных и ещё один пункт — уже упоминавшиеся предприятия «со стажем», где установленные несколько десятков лет назад котельные никуда не делись. Как правило, сегодня они работают не только на производственные нужды, но и на обогрев расположенного рядом микрорайона. Например, красноярская «КраМЗЭнерго». Проектировали её ещё в 1960-х для покрытия потребностей алюминиевого и металлургического заводов, а заодно и части микрорайона Зелёная Роща. Сегодня это четвёртый по мощности городской источник, причём на промнужды идёт только 28%, 58% забирает жилой массив, остальное расходится между бюджетными учреждениями. Примерно такая же ситуация с котельными «ФармЭнерго», «КрЭВРЗ» и рядом других городских источников. И «КрасФарма», и ЭВРЗ в своём производстве используют пар, а невостребованные ресурсы идут жилому сектору. В связи с таким положением дел котельные, которые, по сути, являются самостоятельными предприятиями, конечно, окупают себя и приносят владельцам прибыль.
Или же Красноярский радиозавод. Здание его находится в центральной части города, а строили завод в середине прошлого века. В таких условиях возведение собственной котельной было единственным возможным вариантом — не запитываться же, в самом деле, от ТЭЦ на другом берегу Енисея. Была, конечно, в центральной части горда водопроводно-электрическая станция, но её мощностей не хватало даже на жилой массив. Вот так предприятие обзавелось собственным теплоисточником, который работает до сих пор. Речь идёт не о производственных нуждах, а именно об отоплении большого заводского корпуса.
Однако далеко не все заводы считают доставшиеся им в наследство котельные благом. Котельнический механический завод в Кировской области — также из лиги предприятий «старой гвардии». Работает он с 1945 года, а собственная котельная у завода появилась в 1960-х. Сегодня она отапливает не только собственные производственные и складские помещения, но также детские сады, школы, музей и другие городские объекты.
«В котельной нашей три паровых котла, недавно объект пережил переоборудование. Топимся мазутом, в качестве резервного у нас печное топливо. В производстве используется пар, плюс котельная даёт нашим площадям отопление. Но на завод идёт 10-15% ресурсов, остальное — на социальные объекты. Таким образом котельная изначально и проектировалась. Если честно, сегодня с этим объектом у нас очень много проблем, однако и отказаться мы от него не можем. Сталкиваемся с тем, что у нас появляются «бесхозные» сети. Вроде бы по документам разграничение у нас идёт по тепловому пункту, а в реальности оказывается, что и за ним сети «ничейные». И все расходы по этому объекту — между прочим, второго класса опасности —возлагаются на завод. В итоге за всё — за утечки, за ремонт — платит наше предприятия», — комментирует представитель ООО «КМЗ».
Большие и маленькие
Когда речь заходит о заводских котельных, работающих ещё и на город, возникает дополнительная проблема: на рынке им приходится уживаться с крупными предприятиями, и удаётся это не всегда. Так, в Красноярске небольшие котельные буквально вытесняют с рынка три крупных ТЭЦ, имеющие одного владельца. Длится это уже не первый год (подробнее об этом вы можете прочитать в №4 (98) апрель 2015 г.). Некоторые участники уже покинули поле битвы.
Буквально несколько недель назад Красмаш отказался от собственной котельной. Вместо неё Красноярская теплотранспортная компания (КТТК) ввела в опытную эксплуатацию новый паропровод — теперь промышленный потребитель будет получать пар от Красноярской ТЭЦ-1 СГК. Заводской теплоисточник был довольно крупным — его установленная мощность 267,2 Гкал/ч. И хотя фактическая нагрузка была значительно меньше, перспективы получения новых потребителей были близки к нулю, так что головное предприятие уже давно считало целесообразным ликвидацию объекта. Строительство паропровода и замещение ведомственной котельной — совместный проект СГК и администрации завода.

«В конце 2015 года Сибирская генерирующая компания заместила часть нагрузки котельной, переведя потребителей тепла на снабжение от ТЭЦ-1. Однако она продолжала функционировать для генерации пара для производственных нужд. В этом году мы полностью завершили замещение котельной», — пояснил директор красноярского филиала Сибирской генерирующей компании Александр Шлегель.
СГК напоминает, что замещение малых котельных предусмотрено схемой теплоснабжения города: дескать, работа ТЭЦ имеет и экономические, и экологические выгоды, поскольку очистное оборудование здесь качественнее, а трубы выше. Это, впрочем, версия только одной стороны, и далеко не все заводские котельные готовы так просто уйти с рынка. Тем более, практика показывает, что крупный теплоисточник — не всегда надёжный. Прецедент имел место год назад, в начале отопительного сезона 2016 года. Накануне СГК переподключили несколько тысяч пользователей «КраМЗЭнерго» на ТЭЦ. Директор «КраМЗЭнерго» Евгений Пенский предупредил, что такие перемены могут быть опасными, поскольку системы теплоснабжения в микрорайоне не приспособлены к параметрам работы СГК, так что без реконструкции может произойти серьёзная авария. Как словом, так и делом: уже через неделю после начала отопительного сезона в одном из многоквартирных домов произошёл прорыв внутридомовых сетей. Предположительная причина — избыточное давление. Специалисты СГК, правда, предложили собственное объяснение: по их словам, имело место незаконное проникновение на объект, и злоумышленник повредил систему. История противостояния большихВВВВ  и маленьких теплоисточников, по всей вероятности, получит продолжение, поскольку обещанное закрытие 22 двух городских котельных до настоящего момента так и не произошло.


Александр Горбунов,

ведущий технолог ООО «Модульные Системы Торнадо»

«Многие градообразующие предприятия в России находятся в плохом экономическом положении. Их проблемы передаются и на собственные котельные. Отсюда – хронические долги за потребленные топливо, электроэнергию, воду. Недостаточно средств на проведение ремонтов энергетического оборудования и проведение мероприятий по экономии тепла. Регуляторы, обеспечивающие оптимальное сжигание топлива, зачастую не налажены и не работают. Отсюда – низкие КПД. Низкая квалификация персонала приводит к повышенной аварийности. Многие котельные находятся в ужасном состоянии».











Павел Кравченко,

генеральный директор «ПромКотлоСнаб»

«На сегодняшний день собственные котельные очень популярны на промышленных предприятиях. А популярны они потому, что уже современны и намного удобнее в эксплуатации и на порядок экономичнее. Сейчас можно приобрести модульную котельную (или, как их ещё называют, мобильную или блочную) для любого типа предприятий, под любые параметры и с требуемой мощностью и функционалом»









Евгений Жуков,

к.т.н., заведующий кафедрой котло- и реакторостроения АлтГТУ им.И. И. Ползунова, директор по научному развитию ООО «БарнаулЭнергоМаш»

«Характерные для многих регионов Российской Федерации длинные холодные зимы, рост цен на энергоносители (уголь, газ и мазут), снижение качества угля, морально устаревшее и физически изношенное основное оборудование энергетики, а также низкая культура обслуживания налагают требования по обеспечению надёжной и экономичной эксплуатации котельных установок для достижения проектных экономических и экологических показателей котельной предприятия.

Опыт развития энергетики стран ближнего зарубежья и ряда регионов Российской Федерации последних нескольких лет показывает активно реализуемые проекты по переходу с систем централизованного отопления на генерацию тепловой и даже электрической энергии собственными средствами предприятия. Строительство собственных котельных даёт возможность существенно минимизировать затраты на отопление предприятия. Помимо гибкости в регулировании температурного графика, наиболее подходящего именно для вашего предприятия, для собственников есть возможность существенно минимизировать стоимость вырабатываемой тепловой энергии за счёт внедрения в топливный баланс альтернативных топлив, таких как сельскохозяйственные отходов, отходы деревоперерабатывающих предприятий и самое главное — отходы собственного производства».



«Промышленные страницы Сибири» №10 (123) октябрь 2017 г.

Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru