Стальные аргументы

В 1885 году в Чикаго появилась небывалая постройка — Здание домового страхования. Сегодня такими строениями никого не удивишь: подумаешь, 42 метра, 10 этажей — что же тут особенного? Однако век назад дом был просто футуристичным: во всяком случае, современные источники именно это здание называют первым небоскрёбом. Для реализации такого смелого проекта его автор предложил новаторскую технологию – использование несущего стального каркаса, благодаря чему общий вес конструкции удалось уменьшить почти на треть. Так на свет появилась технология, которую сегодня активно обсуждают российские эксперты.

Технология строительства на стальном каркасе произвела в отрасли настоящую революцию. Конечно, Здание домового страхования было только первой ласточкой: архитектор не решился полностью отказаться от других несущих конструкций, поэтому здание имело также несущую заднюю стену и гранитные колонны. Однако другие наследники идеи стоят: по различным оценкам, от 50 до 70% многоэтажных зданий в Европе и Америке созданы именно по такой технологии.
А вот в Советском Союзе задумка не прижилась. По информации экспертов Ассоциации развития стального строительства (АРСС), зданий на стальных каркасах в современной России — наследнице СССР — только 1%. Нет, эксперименты были, причём, как показало время, удачные. Например, с использованием такой технологии строились Сталинские Высотки, без которых современную Москву и представить сложно. Есть и другие примеры: Центр международной торговли, Московский международный дом музыки, выставочный центр «Крокус Сити» в Москве, дом Зингера в Санкт-Петербурге, Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке и другие. Но все они являются точечными — массово у нас строили из железобетона.
div style="text-align: justify;">Технология строительства на стальном каркасе произвела в отрасли настоящую революцию. Конечно, Здание домового страхования было только первой ласточкой: архитектор не решился полностью отказаться от других несущих конструкций, поэтому здание имело также несущую заднюю стену и гранитные колонны. Однако другие наследники идеи стоят: по различным оценкам, от 50 до 70% многоэтажных зданий в Европе и Америке созданы именно по такой технологии.
А вот в Советском Союзе задумка не прижилась. По информации экспертов Ассоциации развития стального строительства (АРСС), зданий на стальных каркасах в современной России — наследнице СССР — только 1%. Нет, эксперименты были, причём, как показало время, удачные. Например, с использованием такой технологии строились Сталинские Высотки, без которых современную Москву и представить сложно. Есть и другие примеры: Центр международной торговли, Московский международный дом музыки, выставочный центр «Крокус Сити» в Москве, дом Зингера в Санкт-Петербурге, Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке и другие. Но все они являются точечными — массово у нас строили из железобетона.
Всему своё время
Сегодня эксперты встали на защиту технологии строительства на стальном каркасе. Дескать, дело не в том, что идея плохая, просто традиция у нас не сложилась. А строительство — отрасль консервативная, на новинки здесь смотрят с недоверием, вот рынок и игнорирует перспективную и уже опробованную миром разработку.
Выступая на различных тематических мероприятиях, директор АРСС Дмитрий Еремеев, отвечая на классический вопрос о непопулярности стального каркаса в России, рассказывает одну и ту же историю. По его словам, всё дело в том, что в послевоенные годы сталь являлась стратегическим материалом и была исключительно востребована военной промышленностью, для которой, как все знают, тогда ничего не жалели. Поэтому гражданскому строительству достался железобетон. А тут ещё и Хрущёв посетил Америку и сформулировал своё знаменитое «Здесь даже камень может стошнить» — зелени генсеку показалось маловато. А это означало, что строить небоскрёбы в Стране Советов не будут, и приоритет останется за заслужившими своё место на карте «хрущёбами» с милыми палисадниками в промежутках.
Но времена меняются. Стальной прокат перестал быть дефицитом — того и гляди образуется его профицит. Российские металлурги освоили производство стали прочностью 440, 590 и даже 700 МПа. И, в общем-то, технология строительства на стальном каркасе вышла из тени и постепенно отвоёвывает себе место под солнцем. Она уже получила применение в сегменте индустриальных и торговых объектов, и эксперты рынка говорят, что в этом секторе диковинкой она не является.
«В России стальной каркас наиболее популярен в промышленном строительстве, и спрос продолжает расти. Это не новинка для рынка, а обычное дело, отрабатываемое десятилетиями. В данной отрасли технология популярна во всех регионах. В Сибири здания, построенные по ней, — обычное дело, технологии каркасного (металлокркасного типа) существуют уже много десятилетий. А вот жилые здания крайне редко проектируются по такой технологии», — говорит заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» Олег Очкур.
В гражданском строительстве более привычными являются панельное и монолитное строительство, хотя некоторый опыт у стального каркаса есть и в этой области. Современные жилые здания уже построены по этой технологии в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре и Нижнем Новгороде. Ряд жилых комплексов находится на стадии проектирования, причём некоторые из них участвуют в реализации государственной программы «Жильё для молодой семьи».
Зёрна от плевел
Не слишком популярная в стране технология окружена целым ореолом мифов, что, впрочем, закономерно. У задумки есть перечень преимуществ, однако имеется и целый список недостатков — во всяком случае, в общественном сознании. Эксперты всеми силами стараются отделить зёрна от плевел, представив объективный образ стального каркаса.
Начнём, как и положено, с преимуществ. Одно из главных из них — скорость, и в деле общения покупателя и продавца недвижимости любого назначения этот факт может стать по-настоящему серьёзным аргументом. Долевое строительство сегодня – уже отработанная схема, и логично, что владелец недвижимости хочет получить свои «квадраты» как можно быстрее. Так вот, 10-этажный 7-подъездный панельный дом собирается за 5-6 месяцев. Монолитный — за 10-11. А «коробка» из стального каркаса, по заверению производителей, будет готова за 4 месяца.
Такая скорость возможна благодаря тому, что все детали здания на стальном каркасе собираются на заводе, а на месте их монтаж сравним с конструированием из «Лего». К слову, каркасный дом можно ещё и оперативно разобрать, и, что важнее для потребителя, перестроить. Дома на стальном каркасе славятся свободной квартирографией: несущих стен ведь нет, а значит — двери открыты для любых дизайнерских идей. Поколение россиян, выросших в типовых квартирах, такую идею уж точно должно оценить. Что же касается зданий нежилого назначения, то здесь появляются возможности изменения назначение помещения и его внутренней планировки. Так случилось, например, с гостиницей «Украина» или Центром международной торговли.
А ещё производители утверждают, что постройки на металлокаркасе исключительно долговечны. Здание домового страхования до наших дней, к сожалению, не достояло — его снесли в 1931-м. Однако строения, возведённые немногим позже, до сих пор стоят. И, по заверениям экспертов, простоят ещё очень долго: срок эксплуатации может достигать два века. Это, правда, в теории — подтвердить подобные цифры пока нечем — помимо проведённых испытаний.
А теперь переведём к минусам. Точнее к тому, что у нас принято считать недостатками подобных конструкций. В этом списке, в частности, значится недостаточная огнестойкость. Производители уточняют: это смотря какие огнезащитные мероприятия провести. А таковые потребуются в любом случае — по какой бы технологии здание не собиралось. Современные методы позволяют защитить и стальной каркас, достигнув уровня пожаростойкости 1,5 часа и более. А вариантов огнезащиты современная промышленность предлагает великое множество.
Кроме того, зданиям на стальном каркасе ставят в претензию невозможность достаточной теплоизоляции, что делает их непригодными для той же Сибири. Производители парируют: бетон, к примеру, тоже «холодный» материал, но это же не повод отказываться от него. Искусственный камень эффективно защищают от проникновения холода с помощью минваты или более современных утеплителей. То же относится и к звукоизоляции: перекрытия между этажами в зданиях на стальном каркасе выполняются из бетона, а уж как их звукоизолировать — задача застройщика.
Что же касается экономической составляющей, то производители дают довольно расплывчатые ответы. Основная идея сводится примерно к тому, что ещё на этапе проектирования нужно всё грамотно просчитывать, не допуская перерасходов стали и учитывая, что сроки строительства сокращаются, а значит стоимость нужно считать не по традиционным схемам.
«На рынке жилой недвижимости основными факторами, влияющими на ценообразование квартир, являются местоположение объекта, его позиционирование и стадия готовности. Технология строительства — второстепенный фактор. При этом, если с панельным строительством у покупателей ассоциируется жильё эконом- и комфорт-класса, с монолитом — жильё повышенной комфортности (бизнес-, элит-класс), то комплексы, построенные на металлокаркасе, могут позиционироваться в любых ценовых сегментах в зависимости от планировок и вариантов отделки. Это благоприятный фактор для девелоперов, позволяющий возводить разные по позиционированию здания по одной технологии. Если речь идёт о строительстве жилья экономкласса, то типовые фасадные решения (панели НСП) позволяют минимизировать затраты на возведение «коробки» зданий на металлокаркасе, что, в свою очередь, будет влиять на цену метра», — сказал по этому поводу Дмитрий Еремеев в интервью изданию «Мир квартир».
Девелоперы, однако, приводят и иные аргументы — не в пользу идеи: необычная технология — это всегда риск. И с согласованиями могут быть проблемы, и прибыль просчитать непросто. Нормативная база для стального каркаса сегодня весьма зыбкая. Специалисты ЦНИИ Стальных конструкций им. В. А. Кучеренко объясняют: для конструкций до 75 м «нормативки» достаточно, ограничений здесь нет. Да и вообще, соответствующий ГОСТ в скором времени отредактируют — АРСС работает в этом направлении, так что проблему и можно будет снять с повестки дня.
И всё же настороженное отношение к технологии остаётся. Здесь показателен следующий пример. Екатеринбургская компания «Архпроект» построила в одном посёлке два дома с практически одинаковой архитектурой, только один — из керамических блоков, а второй — на металлокаркасе. В итоге по второй постройке потребовалось больше согласований, организационных затрат, новых проектных решений, так что закончились работы по двум домам одновременно. Далеко не каждый девелопер решится на подобные эксперименты, ведь застройщику нужно точно знать, когда будет сдан дом и какую прибыль он сможет с него получить. А из-за отсутствия практики даже производители систем не решаются дать точный ответ относительно экономической составляющей. По подсчётам инженерного центра АРСС, возведение стального каркаса обойдётся на 5-10% дешевле монолитного аналога. Эксперты из британского Института стальных конструкций (SCI) пришли к похожим выводам, высчитав, что экономия составит 6% (расчёты проводились на примере 6-этажного здания). Хорошие показатели, но строительство ведь ведётся не на бумаге.

Каков вердикт?
По словам экспертов, будущее у технологии в России есть. Хотя рассуждают они об этом со сдержанным оптимизмом и оговаривают несколько условий.
Итак, помимо освоенной ниши — промышленных зданий, ожидается, что постройки на стальном каркасе появятся и в сфере жилого строительства. Основной их профиль — это, конечно, высотные здания. Если 25 этажей прекрасно возводятся монолитом, то выше начинается поиск других технологий: армирование повышается, процесс бетонирования усложняется. Вопрос только в том, нужны ли стране небоскрёбы «оптом».
Что же касается возведения построек более традиционной высоты, то здесь стальной каркас может «потеснить» традиционные технологии, если для реализации идеи появится вся необходимая база. В первую очередь речь идёт о редактировании строительных норм — и такая работа уже ведётся. Кроме того, застройщики ждут от производителей наработанных архитектурных и проектных решений. Инженерный центр АРСС периодически сообщает об инновационных российских разработках: и коррозионной стойкости стали добавляется, и материалы для огнезащиты совершенствуются. Важно только, чтобы эти инновации были поставлены на поток, и в России появилась налаженная инфраструктура — сопоставимая с той, что существует для монолитного строительства. Эксперты уверены: как только будут реализованы пилотные проекты, как только застройщики увидят, что технология эффективна, дело пойдёт. Специалисты АРСС самоуверенно заявляют, что доля строительства многоэтажных зданий на стальном каркасе увеличится до 20% в 2020 году.
Лёгкие конструкции
Особняком стоит другая технология строительства с участием стальных конструкций — лёгких стальных тонкострунных конструкций (ЛСТК). Такие постройки — очень дальний родственник зданий на стальном каркасе. Объединяет их разве что материал в основе и повышенная скорость работ. Для ЛСТК последний показатель является ключевым, ведь построенные по такой технологии дома относятся к категории быстровозводимых.
Процесс создания домов здесь выглядит примерно следующим образом. Возводят каркас из стальных тонкостенных профилей, имеющих перфорацию. Их соединяют болтами и саморезами — сварку не используют. В состав панели входит утеплитель — чаще всего минеральная вата, хотя здесь могут быть различные варианты. В качестве внутренней обшивки используют либо гипсокартон, либо плиту OSB. Снаружи такие здания и сооружения отделывают сайдингом, «имитацией бруса», фиброцементной панелью или обкладывают кирпичом.
«Данную технологию однозначно можно назвать революционной в связи с её низким удельным весом, простотой монтажа (демонтажа), а самое главное, качественными характеристики исходных материалов, что позволят уверенно эксплуатировать здание/сооружение не менее 100 лет без каких-либо проблем.
Быстровозводимое строительство сегодня стало весьма популярным способом решения сложных производственных и коммунальных задач. Здания из лёгких и прочных металлоконструкций поражают своим разнообразием. Это могут быть малоэтажные многоквартирные жилые дома. Построенные за несколько месяцев, они на долгие годы обеспечивают людей надёжным и тёплым жильем. Кроме того, по такой технологии возводятся производственные корпуса и цеха предприятий, а также котельные и ангары. Быстровозводимые металлоконструкции — это оптимальное решение для размещения военной техники и защиты населения от сибирских морозов. Можно строить также спортзалы, школы и детские сады. Эти строения позволяют оперативно создать условия для полноценного проживания семей работников предприятий на новом месте и решить социальные проблемы. Также эта система строительства позволяет, со сравнительно небольшими затратами, реконструировать существующие здания, возводя пристройка/надстройки и мансардные этажи», — рассказывает директор ООО ГК «РосСтальКонструкция» Владимир Орлянский.
Данные о вековом сроке службы подобных конструкций носят теоретический характер: в современном виде технология оформилась около 70 лет назад в Канаде. Генеральный директор ГК «Эковата-Сибирь» Сергей Лучинкин (одна из компаний, входящих в ГК специализируется на возведении зданий по технологии ЛСТК) рассказывает, что ему доводилось видеть каркасные здания возрастом 50 лет, и сохранились они очень неплохо. А вот факт возможности существования таких построек в условиях холодного климата подтверждён опытом других стран. По данным Владимира Орлянского, около 80% населения Канады, США (в том числе Аляски), а также жители Финляндии, Норвегии, Германии, Швеции и других стран эксплуатируют здания на основе лёгкого оцинкованного металлокаркаса. Хотя эти постройки и тонкостенные, благодаря использованию специальной системы утепления они вполне могут эксплуатироваться в условиях Сибири. Так, Сергей Лучинкин рассказал о своём опыте возведения пристройки к уже существующему зданию в центре Красноярска. Установили её за неделю, а эксплуатируется она уже почти 3 года — жалоб на холодное помещение, равно как и иных претензий не поступало.
Технологию ЛСТК эксперты строительного рынка также относят к категории перспективных. Сегодня она не слишком популярна: в общем объёме домостроительных технологий на неё приходится около 6%. Ключевые сложности всё те же — несовершенства нормативной базы и консервативность спроса на строительном рынке. Однако у ЛСТК большое количество преимуществ. Система лёгкая (50—150 кг/м2 против 500 кг по традиционной технологии), что облегчает транспортировку, а впоследствии позволяет обойтись без капитального фундамента. Дома, построенные по такой технологии, не дают усадки, они сейсмоустойчивы и характеризуются высокими энергосберегающими свойствами. Монтировать их можно в любое время без использования «мокрых» технологий.
В этом свете и популярность подобных построек в России растёт. По технологии ЛСТК возводят дома для переселения жителей ветхих и аварийных зданий, строят военные городки, создают социальные объекты. Так, в Якутии на основе ЛСТК-каркаса уже построено насколько школ, на Сахалине и Камчатке (а это сейсмоопасные районы) — многоквартирные дома. К тому же в нашей стране формируется соответствующая инфраструктура: в Национальную ассоциацию производителей стальных гнутых профилей объединились несколько десятков компаний. По прогнозам здешних аналитиков, к 2020 году российский рынок ЛСТК должен достичь 11,7 млн м2.



Олег Очкур,

заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ»

«В постройке зданий из стального каркаса нет никаких ограничений. Стальной каркас позволяет решать практически любые задачи, касающиеся возведения любых зданий – как жилых, так и промышленных. Главными преимуществами металлических каркасов является надёжность, быстровозводимость, ремонтопригодность и сейсмоустойчивость. Уменьшение количества рабочих дней на строительство, экономия на фундаменте за счёт уменьшение массы здания. Всесезонные строительные работы могут производиться в любых регионах. Полагаю, что технология эта очень перспективная, особенно с переходом на 100-процентную сборку металлоконструкций на болтовых соединениях».











Евгения Черных,

директор ООО «Красноярский завод стальных конструкций»

«На стальном каркасе можно возводить любые постройки — как жилые так и нежилые как одноэтажные, так и многоэтажные. Для зданий различного назначения установлены разные требования, определяющие их класс, они изложены в нормах проектирования соответствующих зданий. У таких зданий очень много плюсов, таких как высокая скорость монтажа, меньшая нагрузка на фундамент (по сравнению с железобетонными конструкциями), удобство транспортировки готового здания в разобранном виде. На месте остаётся лишь смонтировать здание. Такие здания также легко демонтировать, что позволяет перенести каркас в другое место или его модернизировать.

Все эти плюсы каркасных зданий охотно используются строителями сибирского региона и всей страны. Особенно актуально такое строительство для северных и отдаленных регионов, где продолжительность строительного сезона ограничена климатическими условиями. В Сибири достаточно много зданий построено по такой технологии, на примере Красноярска это спортивные объекты, в том числе универсиадные, торговые центры и большое количество производственных зданий.В  Думаю, в дальнейшем данная технология будет развиваться как в России, так и во всем мире, ведь уже в настоящее время металлургические заводы выпускают новые наименования сортамента металлопроката, которые значительно снижают металлоёмкость зданий, тем самым снижая его цену для застройщика и конечного потребителя».


















Анвар Хайруллин,

арт-директор ООО «РариТЭК-технологии»

«Разработку месторождений ведут в труднодосягаемых местах, где возводить капитальное здание с фундаментом нецелесообразно, так как после выработки месторождения предприятие «перекочёвывает» на другое место добычи. Бытовые объекты, гаражи под технику, ремонтные боксы, складские, производственные помещения — это часть того, что должно функционировать вокруг месторождения на период добычи, образуя тем самым инфраструктуру.

Быстровозводимые мобильные каркасно-тентовые сооружения на текущий день справляются с задачей обустройства такой инфраструктуры и пользуются большим спросом у промышленных предприятий, которые занимаются добычей полезных ископаемых, природного газа, угля, руды, нефти и другого сырья. Этот спрос обусловлен положительными свойствами и преимуществами, которыми обладают каркасно-тентовые сооружения: мобильность, не требуется разрешительная документация, экономичность по сравнению с капитальными постройками, надёжность конструкций, светопропускная способность тента.

Мобильные каркасно-тентовые сооружения часто служат именно складскими помещениями. Один из таких запросов — на возведение трёх утеплённых склада длиной 36 метров, шириной 18 метров и высотой 10 метров — поступил специалистам нашей компании от дочернего предприятия «Роснефти», которое расположено в Новом Уренгое (Ванкорское нефтегазовое месторождение). Сжатые сроки, неблагоприятные климатические условия в регионе, где порой термометр мог отобразить цифру -50 °С, ветровые и снеговые нагрузки — всё это нужно учесть при разработке конструктивного предложения. Необходимо было не только произвести три утеплённых каркасно-тентовых сооружения, но и наполнить их инжиниринговым оборудованием: вентиляцией, освещением, отоплением, а также смонтировать в предельно сжатые сроки.

Наши специалисты предложили реализовать проект, используя каркасно-тентовую технологию. На территории Ванкорского нефтегазового месторождения уже были размещены мобильные каркасно-тентовые сооружения канадского производителя — их успешно эксплуатировали. Как показывает практика, чем крупнее компания, тем больше требуется времени на согласование каких-либо вопросов. В связи с этим приняли решение о запуске в производство каркасно-тентовых сооружений без подписания договора, лишь по гарантийному письму, так как процесс согласования затягивался, и сроки могли быть сорваны. В производстве несущих конструкций для складских сооружений в данном случае использовали высокопрочную сталь 09Г2С, которая способна выдержать суровые снеговые, ветровые нагрузки и прослужить более 20 лет. Тентовое покрытие — ПВХ материал, который состоит двух слоёв с воздушной прослойкой между ними и утеплителемВ  для уменьшения теплопотерь. Такие конструкции можно эксплуатировать при температуре окружающего воздуха от -60 °С до +50 °С. Монтаж сооружений производился в течении 45 дней на площадке, где в качестве основания использовали дорожные плиты, которые заказчик самостоятельно подготовил».



«Промышленные страницы Сибири» №9 (122) сентябрь 2017 г.


Кира Истратова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru