Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён

Лет, этак, 50 назад в относительной близости от Красноярска были созданы несколько городов. Это были не исторические поселения, а искусственно построенные населённые пункты рядом с крупными промпредприятиями. При ГХК появился Железногорск, при Красноярской ГЭС — Дивногорск, при Электрохимическом заводе — Зеленогорск. Города эти держались обособленно, «Железка» и «Зелёнка» и вовсе по сей день остаются закрытыми.

За полвека многое поменялось. Градообразующим предприятиям — по разным причинам — уже не требуется целый город. И сегодня некогда изолированные населённые пункты стараются приобщиться к индустриальному движению и буквально зазывают промышленников на свои земли. Чем привлекательны эти территории, и какие перемены происходят здесь в последнее время?
div style="text-align: justify;">За полвека многое поменялось. Градообразующим предприятиям — по разным причинам — уже не требуется целый город. И сегодня некогда изолированные населённые пункты стараются приобщиться к индустриальному движению и буквально зазывают промышленников на свои земли. Чем привлекательны эти территории, и какие перемены происходят здесь в последнее время?
«Железка»
Для начала, небольшое отступление. В 2013 году президент РФ предложил создатьв стране территории с особыми экономическими условиями. Изначально идея предполагала развивать с их помощью земли Дальнего Востока. Логика такова: в радиусе тысячи километров от Владивостока присутствуют рынки Японии, Кореи, а прямо за Амуром — Китая, а чуть дальше — Соединенные Штаты с Канадой. В общем, развивайся — не хочу, и бизнес к этому нужно только подтолкнуть. Вот и придумали создать территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭРы, они же ТОРы), где будут действовать льготные налоговые условия, упрощённые административные процедуры, нулевая ставка налога на прибыль в течение пяти лет, таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал и прочие приятности. Построить, в общем, экономическую теплицу и ждать плодов активного производства. Позже идею расширили: допустили к подобным вкусностям ЗАТО, а позже и моногорода. И закрытые города Красноярского края уцепились за эту возможность.
Заявка на создание ТОСЭР от Железногорска уже ходит по инстанциям. Губернатор края Виктор Толоконский документ подписал, сегодня он на рассмотрении в Минэкономразвития РФ. Проект ТОСЭР разработали краевые чиновниками совместно с госкорпорацией «Росатом» и администрацией ЗАТО Железногорск. Приоритетными направлениями деятельности ТОСЭР должны стать ядерные, космические и информационные технологии, машиностроение и разработка новых материалов. Заявку уже видоизменили в связи с новым проектно-ориентированным подходом, выбранным «наверху». В перечне целей - технологическое лидерство, причём на глобальных рынках, инновационное развитие, привлечение зарубежных инвестиций, решение кадрового вопроса, а также социальное развитие. В общем, выглядят перспективы сказочно. Администрация ЗАТО заявку лоббирует и надеется на положительное решение уже в этом году.
Для будущих производителей ТОСЭР обернётся, в первую очередь, налоговыми льготами. В частности, единый социальный налог для таких территорий составляет всего 7,6%, а это огромное конкурентное преимущество. Проект вообще предусматривает целый пул льгот, упрощение таможенных процедур и другие преференции.
Есть у Железногорска и другой перспективный проект, тесно связанный с ТОСЭР, — Промпарк. Власти города именуют его «третьим градообразующим предприятием» (первые два — ГХК и «Информационные спутниковые системы»). Здешние резиденты — создатели инновационных технологий, а управляющей компанией стал КРИТБИ. В сентябре 2015 года ввели в эксплуатацию производственный корпус №1, а всего планируется построить 10 производственных корпусов. В первом корпусе места уже почти нет — отторгованы 12 резидентов, но возможностей разместиться на пустующих площадях для желающих по-прежнему предостаточно. Здешние «постояльцы» получают производственную площадь с готовой инфраструктурой, бесплатное подведение к инженерным сетям и стабильную ставку арендной платы (105 руб./м2 с НДС) за использование площадей Промпарка (в среднесрочном периоде).
«Промпарк не просто войдёт в ТОСЭР, он станет ключевым объектом её инновационной инфраструктуры. В экономике мира имеются примеры формирования территорий особого развития, которые являются: а) инвестиционно привлекательными, б) сосредоточением предпринимательств, в) точкой притяжения наиболее талантливых и развитых кадровых ресурсов. Таких примеров создания особых территорий развития науки, образования, инноваций, промышленности в мире очень много, например, в Сингапуре, Малайзии, Тайване, Южной Кореи и на других территориях. В том числе в РФ в 2014 году был принят закон о создании территорий опережающего социально-экономического развития. Изначально разработчики проекта рассчитывали развивать таким образом Дальневосточный федеральный округ. Позднее в законе появилась статья, посвященная моногородам первой категории. В таких городах любые условия, связанные с ухудшением положения градообразующего предприятия на рынке, либо модернизацией производства или освобождении части персонала, неизбежно приводили бы к тому, что актуализировались социально-экономические задачи. Так вот цель ТОСЭР — привлечение инвесторов, за счёт которых будет организовано новое производство, а город уйдёт от полной зависимости от градообразующего предприятия. Поэтому получение статуса ТОСЭР — это возможности не только для развития Промпарка, но и для развития Железногорска и всего региона. Ну а то, что новый проект, который займёт значимое место в экономическом и производственном движении города и края, станет основной площадкой для организации ТОСЭР — решение логичное и очевидное.
Нужно отметить, что ТОСЭР, вопреки сложившемуся мнению, это не весь Железногорск. Это определённая территория внутри города, которая формируется в качестве основы. Напомню, в Железногорске имеется два якорных предприятия — ГХК и «Информационные спутниковые системы» (АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва»). В ТОСЭР эти предприятия войти не могут. В ТОСЭР мы включаем территорию площадью в 24 га. На этой площадке построен корпус промпарка площадью в 10 000 м2. Остальная территория будет формироваться по типу «гринфилд» (greenfield) — ожидается развитие промышленного парка площадью 90 000 м2 на незастроенном земельном участке. Также в ТОСЭР войдёт ещё одна площадка, на которой сейчас расположено здание ремонтно-механического завода ГХК», — поясняет заместитель руководителя агентства науки и инновационного развития Красноярского края Антон Нарчуганов.
Администрация ЗАТО (и такую идею предлагает не только она) настаивает ещё и на том, что для особых территорий должны быть особые конкурсные условия. Не исключено, что это предложение удастся «продвинуть».
«Во всём мире уже давно продуман такой механизм. Есть якорное предприятие, которое выполняет оборонный или любой другой заказ. Есть кластер вокруг него. И конкурсные процедуры проходят сначала среди участников кластера. И только когда там компетенций не оказывается, переходят к другим компаниям. Может быть, всё-таки стоит использовать кластерный инструмент, раз уж страна пошла по такому пути? И внести изменения в 44 и 223-ФЗ о том, что на территории инновационных кластеров должен существовать какой-то особый механизм», — сказал первый заместитель главы администрации ЗАТО г. Железногорск Дмитрий Проскурнин, выступая на круглом столе «Государственная поддержка инновационной деятельности в Красноярском крае».
«Бонусом» ко всему вышесказанному Железногорск сегодня завлекает производственников неэкономическими ценностями. Город немноголюдный — всего 90 000 человек, тихий и спокойный. Да и инфраструктура здесь сегодня развивается.
«Мы формируем очень хорошие условия для проживания вновь приезжающих предпринимателей. У нас нет проблем с детскими садами, мы вошли в программу экономжилья и скоро построим 2 дома на 500 квартир по цене 35 000 рублей за «квадрат». Мы создали условия, чтобы отторговать площадку для строительства принципиально нового жилья, и туда совместно с «Росатомом» пытаемся «подтащить» новые технологии. Тема «Смартсити» нас очень интересует. Есть идея построить локальный социокультурный мир, в котором наши высокотехнологичные кадры будут хорошо себя чувствовать», — рассказал Дмитрий Проскурнин.
«Зелёнка»
Зеленогорск сегодня находится в сходном положении. Это тоже закрытый моногород — со всеми вытекающими плюсами и минусами.
«Зеленогорск создавался как закрытый город, место выбиралось, чтобы построить его как промышленный ненаселённый пункт — на реке Кан с определенным водоизмещением. Недавно мы отметили 60-летие, и всё это время город являлся ЗАТО. Географическая удаленность 160 км от Красноярска, сегодня у нас 60 000 жителей, средний возраст которых 41 год. Градообразующим предприятием является Электрохимический завод, где на сегодняшний день вместо 11 000 сотрудников, которые у них были в даже в 2010 году, работают только 2 000. В связи с этим мы имеем огромный дефицит рабочих мест. Необходимо поддержать любой бизнес на территории — не только инновационное, но и любое другое производство, которое даст и экономический рост, и рост числа рабочих мест», — обозначил позицию власти мэр города Павел Корчашкин.
В этом направлении городские власти в настоящий момент и работают. Уже поданы заявки на формирование ТОСЭР от ЗАТО и готовится заявка от моногорода. Разница в том, что в закрытом городе особая территория по существующему законодательству создаётся на 70 лет на ограниченной территории, а в моногороде — в его границах, на 15 лет. Подходящая территория в Железногорске уже найдена.
Моногорода – это вообще большая беда России. Во времена СССР их общая площадь достигала более 30% — во всех были предприятия, обеспечивающие жителей работой. С тех пор заводы позакрывали или они урезали объёмы, а бывшие сотрудники остались за бортом. В 2015 году Минэкономразвития насчитало в стране 319 моногородов, из них к категории 1 (с наиболее сложным социально-экономическим положением) относится 94. Количество безработного населения суммарно превышает 100 000 человек. Из федерального бюджета выделяются десятки миллиардов рублей на поддержку этих населённых пунктов, но они всё равно продолжают умирать. Не все, конечно: Норильск, например, чувствует себя прекрасно. И всё же предпринимаются меры по спасению моногородов, и организация ТОСЭР — одна из них.
У Зеленогорска нашлись несколько козырей, благодаря которым город и его будущая ТОСЭР могут стать привлекательным местом для размещения производства.
Во-первых, доступная энергия. В Зеленогорске работает Красноярская ГРЭС-2. Её установленная энергетическая мощность 1250 МВт. Задействовано, как правило, 400 МВт — остальное в резерве. В редких случаях ГРЭС загружена на 80%, то есть дефицита не бывает. То же касается и тепловой энергии: установленная тепловая мощность — 976 Гкал/час, из которых используется порядка 10%, остальное возвращается в Кан. Иными словами, с энергоснабжением у будущих резидентов проблем не возникнет. Сегодня прорабатывается даже вопрос прямого подключения: это дополнительные расходы на ЛЭП и подстанцию, но при этом низкая цена самого ресурса.
Во-вторых, благоприятная экологическая ситуация.
«Наш город строился особенным образом — не так, как города, построенные до него. Он проектировался «Лениградгражданпроектом», и структура такова, что промышленная зона находится на двадцатикилометровом отдалении от застройки. Роза ветров расположена таким образом, что даже в периоды пиковой загрузки ГРЭС-2 у нас сохраняется идеально белый снег. То есть мы можем говорить о развитии металлургии и химической промышленности — с известной долей осторожности, конечно. Город готов принять такие производства на существующие площади», — сказал зеленогорский градоначальник.
Ну а в-третьих, всё та же благоприятная социальная обстановка. Если речь зайдёт о строительстве уникального предприятия с особыми специалистами, которым помимо зарплаты нужно будет предложить ещё какие-то доводы, то вот они. Тишина и порядок, безопасность — пятилетние дети здесь ходят в сад самостоятельно, большое количество образовательных учреждений. То есть, если бы город находился поближе к Красноярску, то, вероятнее всего, был бы его спальной зоной. Но в настоящий момент Зеленогорск надеется на промышленное будущее и открывает двери для производителей. Конкуренции с Железногорском здесь нет: там ставка на инновационную индустрию, а здесь на индустрию вообще.
«Дивный»
Дивногорск от предыдущих двух городов отличается. Это не ЗАТО, на ТОСЭР он не претендовал и не собирается, к Красноярску он близко, населения здесь всего 30 000 человек. Основан он был как посёлок гидростроителей, и красноярская ГЭС в настоящий момент продолжает жить и здравствовать.
А объединяет «Дивный» с предыдущими городами наличие особенных территорий. Сегодня в городе работают два промпарка: ООО «Дивногорский индустриальный парк» и ООО «Индустриальный парк «Дивный». Оба являются частными. Все по схеме: благоустроенная охраняемая территория с водой, теплом и электричеством. Под крылом первого сегодня работает завод геосинтетических материалов «ТехПолимер». Причём работает довольно успешно: продукцию поставляют не только по Красноярскому краю, но и по странам СНГ. Есть даже идея создания полимерного кластера — при участии других смежных предприятий. «Индустриальный парк «Дивный» задействовал опустевшие площади, некогда принадлежавшие ДЗНВА. Здесь уже работает ряд новых производств. В частности, организован выпуск ёмкостей из пластика. Планов достаточно много, резидентов здесь ждут.
Поскольку нынешнюю экономическую ситуацию сложно назвать благополучной, промышленники обращаются за помощью к власти. Наверху проблемами бизнеса озадачились, сформулировали предложения, которые отправили на самый верх. Как сказал заместитель главы Дивногорска Константин Чебурашкин, «для того, чтобы сдвинуть нашу территорию в перспективное будущее», необходимо следующее. Резидентам и управляющим компаниям следует выделить субсидии на возмещение части затрат на развитие инфраструктуры промпарка. Имеет смысл ввести и налоговые льготы — в какой-либо форме. Кроме того, компаниям необходима господдержка по уплате лизинговых взносов. Будут ли приняты хотя бы какие-то из этих предложений, станет известно позже.

СПРАВКА

Моногородом считается населённый пункт, в котором на одном или нескольких предприятиях, производящих более 50% объёма местной продукции, работает более четверти экономически активного населения. Монопрофильные города есть практически во всех субъектах РФ. В Красноярском крае к таковым относят Бородино, Шарыпово, Назарово, Лесосибирск, Норильск, Зеленогорск, Железногорск.

СПРАВКА

«Чтобы не было иллюзий, объясню. Закон о ТОСЭРах предполагает создание оператора, который будет администрировать процесс. Он будет предоставлять предприятиям возможность для размещения на своих объектах. Передать оператору эти объекты можно в том случае, если они принадлежат либо муниципалитету, либо государству. То есть не стоит думать, что можно заехать в город, купить какой-нибудь объект, подождать, пока город добьётся возможности создания ТОСЭР, а потом сдать свой гараж под своё же производство. Законодатели этот нюанс предусмотрели», — объяснил мэр ЗАТО г. Зеленогорск Павел Корчашкин.































Антон Нарчуганов,

заместитель руководителя агентства науки и инновационного развития Красноярского края

«У Промпарка Железногорска есть ряд особенностей, привлекательных для производителей. Во-первых, это полноценный комплекс объектов, обеспеченный энергетической, инженерной и транспортной инфраструктурой. Резиденты – высокотехнологичные компании – получают производственные, административные и лабораторные площади, а также услуги, необходимые для разработки и внедрения инновационных технологий и продуктов – в этом им поможет региональный центр инжиниринга, который тоже разместится в Промпарке.

Вхождение региональных компании в промышленный парк обусловлено и заинтересованностью железногорских градообразующих предприятий в партнёрах. Горно-химический комбинат и Информационные спутниковые системы являются потенциальными потребителями продукции, которую планируют производить в Промпарке.

Активная работа резидентов в Промпарке привлечёт в регион и другие наукоёмкие компании. А в окружении высокотехнологичных производств развитие идёт всегда быстрее: возникают взаимовыгодные предложения, решения задач. Прочные производственные связи — одно из преимуществ парка. Когда складывается единая промышленная и инновационная группа — рост неизбежен.

Скачок социально-экономического развития — это именно тот результат, которого мы стараемся достигнуть. Ради повышения уровня жизни населения и создан этот инструмент развития, которым краевое Правительство активно пользуется. Очевидно, что социально-экономический рост возможен только тогда, когда развивается бизнес, в частности малый и средний. Так вот в рамках ТОСЭР таким компаниям будет предоставлен целый пакет льгот, причем как федеральных, так и региональных, и муниципальных налоговых и таможенных. Например, для организаций снизят страховые взносы в федеральный бюджет с 34 до 7,6%, а также ставку по налогу на прибыль: до 0% в федеральный бюджет, а также с 18 до 5% в первые пять лет и до 10% в последующие пять лет в региональный бюджет. Это особенно выгодно начинающим компаниям и тем, кто осваивает новые рынки. Ещё один важный момент: мы говорим не о уже функционирующих компаниях, а о вновь создаваемых, которые будут зарегистрированы в качестве резидентов ТОСЭР. По этой причине утверждение, что снизится налоговая отдача ошибочно — это, напротив, улучшит экономические показатели. Это типичный пример, когда государство стимулирует предпринимательство и развитие промышленности, используя льготную систему налогообложения.

Очевидная выгода для жителей: в городах активизируется экономика, а значит создаются высокопроизводительные рабочие места, увеличиваются налоговые поступления. Любой подобный проект ведёт к развитию инфраструктуры и социальной среды, то есть повышению качества жизни населения. Ожидается, что к 2026 году на территории Железногорска будет дополнительно создано более 1300 высокопроизводительных рабочих мест. При этом совокупная выручка резидентов ТОСЭР за 10 лет работы должна составить более 160 миллиардов рублей.

Разумеется, такие масштабные проекты, как Промпарк не реализуются в одиночку — нужна поддержка на всех уровнях. Изначально краевое правительство активно взаимодействовало и с Министерством экономического развития России, и с администрацией Железногорска. При этом власти территории вносят свой весомый вклад в развитие Промпарка. Например, администрация будет компенсировать резидентам часть арендной платы — 25%, но не более 200 000 в год.

Также администрация Железногорска рассматривает возможность упрощения системы оформления пропусков через городскую зону для резидентов Промпарка, а также для организаций, с которыми они взаимодействуют — в первую очередь, для поставщиков оборудования и расходных материалов. Сейчас идёт работа по автоматизации процесса подачи анкет, а также печати пропусков прямо на КПП. Весомый вклад руководство территории вносит и в развитие инфраструктуры — уже согласован автобусный маршрут, который заработает после запуска Промпарка, а также город возьмёт на себя благоустройство территории инновационного объекта.

В настоящий момент работы в Промпарке находятся на завершающем этапе. В сентябре были подписаны все необходимые документы между управляющей компанией — региональным бизнес-инкубатором и первыми 12 компаниями-резидентами, которых отобрала независимая экспертная комиссия. Площадь первого корпуса Промпарка составляет более 10 000 м2. С октября и по настоящее время резиденты её осваивают — ремонтируют площади, выполнят пусконаладочные работы технологического оборудования. Для Правительства края принципиально важно запустить Промпарк до конца этого года. Это нужно и резидентам, и непосредственно Железногорску, визитной карточкой которого уже стал Промпарк. И, конечно же, краю, у которого есть обязательства перед Министерством экономического развития России по запуску объекта. И мы делаем всё возможное для того, чтобы резиденты начали выпуск инновационной продукции уже в декабре 2016 года».


«Промышленные страницы Сибири» №11 (114) ноябрь 2016 г.

Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru