«Рециклинг технологических идей»

Идея переработки и вторичного использования отходов, конечно, не нова. Европа всеми силами развивает это направление, в Японии, согласно известной шутке, не пропадают даже спички, да и СССР уделял этим процессам достаточно внимания: централизованно собирали макулатуру, стеклотару, металлолом и элементы электроники. Новая Россия в этом направлении пока только движется. Однако сегодня у производителей оборудования уже есть перспективные проекты по переработке отходов, в частности, строительных. Подробнее об этом мы поговорили с представителями завода «Дробмаш» в СФО Ильгизом Хусаиновым.





div style="text-align: justify;">



— Дайте общую характеристику вашему проекту. В чём его особенности и актуальность?
— Представьте, стоит в городе крупное инженерное сооружение, например, каркас бывшего завода или ветхий комплекс жилой застройки из пятиэтажек. Эти застроенные пространства или инженерные сооружения уже не используется. На их месте хотят возвести объекты социального или промышленного значения. Для того чтобы освободить площадку, здания демонтируется. Их сносят, разбирают стены и перекрытия, получая крупноблочный материал — в основном это бетон или железобетон. Его-то и можно переработать на технологической линии, над производством которого мы сегодня работам.
В результате переработки мы получаем продукт. Во-первых, дроблёный бетон — вторичный щебень. Его потребителями могут стать и частный сектор, и бизнес, и госпредприятия. Во-вторых, металл. Его содержание в общем объёме перерабатываемых строительных отходов около 3-5%. Но удельный вес металла большой, стоит он дорого — около 6 000 рублей за тонну вторичного лома. И этот металл можно извлечь из конструкций, получив при этом выгоду.
Плюс к этому экологический аспект. В данном случае даже выделение земель под захоронение строительных отходов — это уже большая проблема, которую вполне реально решить. Я думаю, все представляют себе, как выглядят эти свалки — это же сталкерская зона. Там ведь не лежит всё аккуратно, кирпичик к кирпичику, там навалены горы отработавших своё конструкций, которые ржавеют, ветшают, разрушаются. Фильм «Кин-дза-дза» на такой площадке можно снимать без декораций. А ведь куда разумнее этих полигонов вообще не создавать, а превратить строительные отходы в строительный материал, следуя известному принципу «отходы в доходы».

— Кажется, что идея лежит на поверхности. Неужели до настоящего момента её никто не реализовал?
— Наше предприятие с 1933 года профильно производит дробильно-сортировочное оборудование для строительной, дорожно-строительной, горно-обогатительных и других отраслей экономики. Также это оборудование может использоваться и для рециклинга строительных отходов, но с использованием страдии предварительной разделки крупных блоков на мелкие для дальнейшего дробления. Наша новая технологическая линия позволяет миновать стадию предварительной обработки блоков, что значительно экономит время и энергозатраты на проиводство вторичного щебня и металического лома из крупных железобетонных конструкций. Эта технологическая линия будет включать в себя стандартное оборудование нашего предприятия — дробилку, грохот, магнитный сепаратор и линию транспортных конвейров. Создаётся технологическая линия в кооперации «Дробмаш» с рядом наших партнёров, стоявших у истоков реализации этой идеи в СССР. В 1970-80-е годы возникла потребность в утилизации крупнопанельных конструкций — это было связано с Олимпиадой-80 в Москве. И один из советских заводов выпустил пресс, который был разработан группой специалистов из «Моспромстройматериалов» во главе с Львом Николаевичем Беккером. Вся эта технологическая линия по переработке крупных железобетонных изделий до сих пор находится на территории ЖБК-2 в Москве. Но он сегодня эта линия пребывает «в состоянии аута» — она проработала почти 40 лет без остановки. Это было мощное оборудование, но технологии идут вперёд, сегодня реально создать что-то более производительное. И специалисты, которые были связаны с той самой разработкой, сегодня трудятся над усовершенствованием конструкции. И здесь возникает кооперация с «Дробмашем» по дополнению линейки дробильно-сортировочного оборудования.
То есть мы в данном случае не является единоличными авторами проекта — авторство принадлежит СССР. Но проект этот мастабно никто не реализовывал, и мы сегодня осуществляем задачу по, так сказать, рециклингу технологических идей.

— В чём специфика оборудования для переработки строительных отходов? Почему нельзя использовать для этих целей, скажем, технологии, применяемые на горнообогатительных комбинатах?
— Здесь есть свои нюансы. Действительно, в горной отрасли применяется дробильное оборудование, причём очень мощное. Оно перерабатывает куски породы произвольной формы.
Но всё-таки его возможности небезграничны. Учитывая габариты железобетонных изделий (ригелей, ФБС, плит перекрытий, балок, опор контактной сети и т. д.), без предварительной разделки их переработка практически невозможна. С этой целью крупногабаритные изделия придётся предварительно измельчать, используя мощные экскаваторы с дополнительным навесным оборудованием (гидроножницы, гидромолоты), а также ручной труд для резки арматуры. Операция предварительной разделки строительного лома — трудоемкая и затратная.
Понадобится и другое вспомогательное оборудование. А это, во-первых, дополнительные затраты на электроэнергию, а во-вторых, длительные простои техники. Специализированные машины ведь призваны выполнять какую-то конкретную задачу, это оборудование неглобально и при неполной загрузке убыточно.
«Дробмаш» и предприятие, с которым мы работаем в кооперации, предлагают использовать особую прессовую технологию. Оборудование способно справляться с крупными элементами безразделочным методом, то есть оно может переработать панель или любое другое крупногабаритное ЖБИ целиком. Продукт проходит несколько циклов отсева, металл сепарируется. И окупится техника очень быстро — в течение года-двух. Для бизнеса это не срок.

— Расскажите поподробнее: что происходит со строительными отходами в процессе переработки?
— На площадке устанавливается мощное оборудование. Главный элемент — это пресс. На стол ложится изделие ЖБ, перемещается к мощному прессу гильотинного типа, который с определённым шагом опускается на изделие ЖБ с усилием 1600 кн, разрушая бетон и деформируя арматурный каркас изделия. Мелкие части опадают, попадают на транспортерную ленту и двигаются сторону дробилки и там перерабатываются, после чего продукт дробления подвергается сепарации на грохоте, происходит рассев частиц на товарные фракции по крупности. Металл, арматура и закладные, освобождённые от бетона, выдавливаются за предел пресса и утилизируются как металлолом.

— Ваше оборудование планируется как мобильное или стационарное?
— Хотя оборудование мощное и габаритное, оно не требует сооружения капитальных фундаментов, следовательно, существует возможность сделать его транспортабильным. По всей вероятности, будем работать с платформами РЖД: наши опытные инженеры вспомнили, что такое решение было разработано в 1980-х годах, сейчас мы обсуждаем возможность его применения. К слову, у самих железных дорог найдётся немало строительных отходов (шпалы, опоры контактной сети, водостоки), которые можно переработать, а на территории многих старых заводов есть желехнодорожные ветки, поэтому мобильное оборудование было бы востребовано.

— А где может быть организована площадка для переработки строительных отходов?
— Фактически, где угодно — за чертой города, естественно. Там будут дробить, ломать, а это шум и пыль, так что жителям близлежащих домов это вряд ли понравится. Поэтому площадки создаются подальше «от глаз людских» — на удалённых территориях с соблюдением всех экологических норм. Ну а в остальном, вариантов множество: полигон — уже существующий или новый, любой карьер.
— Насколько активно в России в настоящий момент перерабатываются строительные и другие отходы? Подготовлена ли для этого нормативная база?
— Что касается строительных отходов, то рынок у нас нулевой, площадок переработки практически нет, у нас здесь просто пустыня. Особенно по сравнению с Европой, которая очень много сэкономила за счёт этих процессов. Мы, в целом, идём по тому же пути, только с заметным отставанием. Однако, пусть и медленно, но рациональное отношение к своим богатствам у нас формируется. И законодательная база на эти процессы реагирует.
У нас есть ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года. Последняя его актуальная редакция датируется заключительными днями декабря 2015 года, то есть работа в этом направлении ведётся. И, я процитирую, «настоящий федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья».
Здесь очень важно последнее уточнение — это фактически указание на нашу работу. К тому же в первой главе фигурируют 4 важных понятия. Утилизация отходов — сам процесс переработки, который включает в себя три составляющих. Рециклинг — превращение отходов в какой-то продукт, регенерация — восстановление для вторичного использования, и рекуперация — возвращение части материалов для повторного применения. И под разные процессы существует различное оборудование и технологии.
То есть нормативная база в этом аспекте совершенствуется. Но перерабатывается сегодня очень мало: порядка 3-5% от общего числа производимых отходов. К тому же закон этот общий: речь там идёт обо всех отходах, которые возникают, нет отдельного указания на строительные. И сегодня мы можем говорить о существенном дисбалансе. Технологии переработки твёрдых бытовых отходов (ТБО) развиваются активнее других: производители из разных регионов озабочены тем, как будут перерабатывать именно мусор. Это закономерно: мусор, как девятый вал, накрывает города, объёмы его постоянно увеличиваются, и здесь переработчикам нужно реагировать оперативнее. Поэтому здесь технологии шагают быстрее: есть оборудование для переработки различного мусора, для его сортировки. К тому же это более дешёвые агрегаты, их можно поставлять в большом количестве, составлять технологические цепочки. В нашей же сфере процесс идёт медленнее, хотя технологии эти востребованы.

— Поддерживается ли ваш проект «сверху»?
— Это и есть самый главный вопрос. На данный момент мы ведём переговоры с региональными властями. Именно они должны быть инициаторами подобных мероприятий, и сегодня чиновники уделяют внимание решению этой проблемы, тема эта актуальная для всех регионов. И «Дробмаш» здесь стремится стать не столько продавцом, сколько экспертом, где-то локомотивом движения, стремится дать понимание проблемы и возможности её решения.
Тут ведь смотрите, как получается. Бизнес говорит: «Я готов приобретать перерабатывающее оборудование. Только где и как я буду его применять? И кто обеспечит меня сырьём?». И здесь должны подключиться региональные власти, ведь идёт об их ресурсах: ветхих инфраструктурных объектах под снос, о земле под переработку и т. д.
Потом полученные в результате переработки материалы нужно ещё реализовать. И должны быть нормативы использования того же вторичного щебня, его необходимо сертифицировать. И если государство говорит нам, что необходимо перерабатывать отходы производства и потребления, то оно должно объявить и о своей готовности потреблять конечный продукт. То есть этот товар должен включаться в тендеры, предприятиям должно быть рекомендовано его использовать. И это должно подчеркиваться ТУ и ГОСТами. То есть участие «верхов» впо этому направлению просто необходима.
Поэтому мы сегодня мы активно взаимодействуем с региональными властями. Техническая документация в настоящий момент уже у нас на руках, ждём только появления заказчиков. Дело движется, и это естественно: освобождаются территории от свалок, полигонов и старых застроек с одной стороны, а с другой — получается востребованный рынком товарный продукт с отрицательной себестоимостью!
Думаю, что в конце года мы уже увидим первые результаты.





Михаэл Мюллер,

генеральный директор завода «Дробмаш»

«Потребность в конечном материале переработки, то есть во вторичном щебне, безусловно, есть. Главное его преимущество — это низкая стоимость, ведь исходное сырьё — это строительные отходы, да и энергозатраты на его производство значительно ниже, чем на производство щебня из первичного минерального сырья. Приблизительная стоимость продукта на рынке — от 400 рублей за тонну, первичный щебень обойдётся в 2-3 раза дороже.

Цену первичного щебня можно назвать лишь приблизительно: она зависит от региона. Страна ведь у нас большая, ресурсы распределены неравномерно. Например, в Крыму производится щебень, но исходным сырьём служит известняк. Он имеет определённые прочностные характеристики, и при капитальном строительстве, строительстве дорог его использовать нельзя. И щебень туда доставляется из других регионов России, а это сложная логистика, плюс в морских портах нужно его принимать. А производство вторичного щебня можно открыть где угодно — сырьё для него ведь общедоступно. И стоимость этого продукта будет практически равномерной на всём экономическом пространстве».






Дмитрий Каленов,

советник генерального директора по стратегии продаж и коммуниуациям завода «Дробмаш»

«Тот факт, что вторичный щебень будет востребован, не подвергается сомнению. Никто не говорит, что этот материал нужно использовать при строительстве космодромов или федеральных трасс, тем более что это и по нормативам не допускается. Но у нас сеть федеральных трасс по своей протяжённости занимает меньше, чем разветвленная сеть дорог местного значения, с незначительным грузопотоком, а таких у нас большинство, и вторичный щебень подойдет в качестве материала для подсыпки. Уже здесь набирается большой фронт работ. А ещё этот материал может использоваться при отсыпке склонов, формировании ландшафтных пространств, первичной черновой подсыпке. В этих ситуациях замена первичного щебня из минерального сырья вторичным — это правильный подход хозяйственника. Кроме того, сохраняются для будущих поколений минеральные ресурсы страны».





«Промышленные страницы Сибири» №8 (111) август 2016 г.

Беседовала Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru