Драгоценные инновации

Новое просторное здание в стиле хай-тек. Высокоточное оборудование, во многом уникальное. Множество молодых сотрудников увлечённо проводят испытания или выполняют уже отлаженную работу. Напоминает кадры из голливудского научно-фантастического фильма, однако в данном случае всё реальное и всё родное: речь идёт о новорождённом проекте Красцветмета – R&D Park’е. На его площадях уже собираются учёные и инновационные компании, которые владеют уникальными технологиями, связанными с драгоценными металлами и процессами их производства.

Сегодня Красцветмет встаёт на путь открытых инноваций, в чём корреспонденты нашего журнала имели возможность убедиться, своими глазами взглянув на устройство R&D Park’а. Заместитель генерального директора Красцветмета Владимир Осипенко провёл для нас экскурсию по недавно построенным площадям и рассказал об особенностях нового подразделения компании.

«Жилплощадь» для науки
Наука всегда была сильной стороной Красцветмета: завод располагает собственной опытно-исследовательской базой для разработки новых технологий, продуктов и оборудования. Однако собственных площадей у «драгоценной» науки Красноярска до сей поры не было — это звено работало в приспособленных помещениях производственных цехов. И ситуацию решено было исправить.
«Четыре года назад было принято решение наделить науку собственной инфраструктурой. Ключевых идеи было две: диверсификация — с одной стороны, с другой — повышение эффективности наших собственных технологических процессов в рамках трёх существующих дивизионов (аффинажный дивизион, дивизион технических изделий и дивизион ювелирных изделий). Около трёх лет назад мы начали активное проектирование и строительство, и за 2,5 года объект был построен. К слову, возведено строение руками красноярских компаний — только две строительные организации привлекли из других городов, но и они были сибиряками.
div style="text-align: justify;">Сегодня Красцветмет встаёт на путь открытых инноваций, в чём корреспонденты нашего журнала имели возможность убедиться, своими глазами взглянув на устройство R&D Park’а. Заместитель генерального директора Красцветмета Владимир Осипенко провёл для нас экскурсию по недавно построенным площадям и рассказал об особенностях нового подразделения компании.

«Жилплощадь» для науки
Наука всегда была сильной стороной Красцветмета: завод располагает собственной опытно-исследовательской базой для разработки новых технологий, продуктов и оборудования. Однако собственных площадей у «драгоценной» науки Красноярска до сей поры не было — это звено работало в приспособленных помещениях производственных цехов. И ситуацию решено было исправить.
«Четыре года назад было принято решение наделить науку собственной инфраструктурой. Ключевых идеи было две: диверсификация — с одной стороны, с другой — повышение эффективности наших собственных технологических процессов в рамках трёх существующих дивизионов (аффинажный дивизион, дивизион технических изделий и дивизион ювелирных изделий). Около трёх лет назад мы начали активное проектирование и строительство, и за 2,5 года объект был построен. К слову, возведено строение руками красноярских компаний — только две строительные организации привлекли из других городов, но и они были сибиряками.
Основанная концепция сегодня — размещение на площадях R&D Park’а сразу нескольких функциональных объектов. Первый — это собственно научно-технический центр, 60 учёных, которые ведут разработки, направленные в первую очередь на повышение эффективности процессов действующего производства. Они же занимаются анализом и трансфером технологий для существующих проектов и проекта строительства нового аффинажа (в настоящий момент Красцветмет возводит новый корпус аффинажного производства, — прим. ред.). Второй объект — аналитическая лаборатория компании, которая входит в десятку лучших лабораторий мира. Её также предполагается разместить в R&D Park’е, вся инженерная инфраструктура была изначально подготовлена под такой переезд, и в этом году мы намерены этот проект реализовать. И третий блок — на него у нас делается упор — это резиденты, внешние компании, с которыми мы планируем совместно реализовывать проекты в области НИОКР. Здесь мы привлекаем к сотрудничеству как инновационные предприятия, так и крупные компании и их научно-исследовательские институты», — рассказывает Владимир Осипенко.
А резиденты кто?
В настоящий момент в R&D Park’е семь компаний – это те, по которым принято окончательное положительное решение. Пять из них российские, а две — иностранные. Также у Красцветмета имеется лонг-лист — список вероятных будущих резидентов. В нём 15 компаний, представляющих разработки в том числе в области порошковой металлурги, новых покрытий, процессов катализа.
«Принцип, на котором строится взаимодействие с резидентами, основан на так называемых открытых инновациях. Мы допускаем резидентов к работе совместно с нашими сотрудниками научно-технологического центра. Они работают в одних и тех же лабораториях, порой даже оборудование рядом стоит. Взаимодействие с резидентами может быть выстроено по нескольким направлениям. Первый вариант: мы финансируем НИОКРы, которые нам интересны для собственных процессов, и резидент становится резидентом непосредственно потому, что мы заинтересованы в его разработках. Второй: резидент приходит на площади, получает возможность доступа к оборудованию, причём к оборудованию не только парка, но и аналитической лаборатории. Он может проводить опытно-промышленные испытания непосредственно на производстве и реализовывать свой собственный проект. Мы его не финансируем, но предоставляем свою инфраструктуру. При этом мы получаем экспертизу, и впоследствии можем с этим резидентом реализовать какой-то совместный проект, связанный либо с новым продуктом, либо с новой технологией. И третий вариант: совместные проекты. Речь здесь идёт в первую очередь о взаимодействии с крупными компаниями или НИИ. Мы вместе ведём проект, который может быть распределён по различным площадкам: частично выполняется на площадях Красцветмета, частично — на инфраструктуре того института, с которым мы работаем. У нас сейчас есть проект, который мы реализуем совместно с английским институтом, похожий проект у нас с российской компанией — из области пирометаллургии», — объясняет Владимир Осипенко.
Красноярский R&D Park ещё совсем новенький и «нераскрученный», так что своих «первенцев» Красцветмет искал сам — во всяком случае, большую часть из них. Однако сотрудники компании намерены популяризовать бренд — привлечь и заинтересовать как существующих учёных, так и молодых специалистов по химии, металлургии, математическому моделированию и другим направлениям.
«Есть несколько направлений, по которым мы ищем резидентов и проекты для R&D Park’а. Во-первых, это наши существующие партнёры, как правило, крупные компании, работающие в сфере драгметаллов. Мы ищем точки соприкосновения, совместно с их центрами стараемся организовать общие проекты. Во-вторых, мы осуществляем поиск партнёров по заданной тематике. То есть у нас есть проектный офис, плюс специалисты НТЦ, есть перечень тематик. И мы выбираем лучшие проекты из конкурирующих в рамках одной и той же тематики. И третье направление — поиск резидентов через те структуры, которые уже осуществили экспертный отбор проектов и, возможно, даже профинансировали их. С российской венчурной компанией в этом году мы начали довольно большой проект в рамках программы GenerationS, где выделено направление именно под задачи Красцветмета — они будут отбирать проекты, предлагать их нам», — комментирует Владимир Осипенко.
Число резидентов не ограничивают: их предполагается набрать столько, сколько найдётся качественных проектов. Конечно, площади построенного здания небезграничны, но Красцветмет рассматривает R&D Park не только как конкретную локацию — проект мыслится более масштабным. Так, есть ряд резидентов, которые уже сегодня работают не только в рамках построенного здания, – они трудятся непосредственно на производстве, проводят опытно-промышленные испытания своих установок. Да и сама площадка Красцветмета имеет возможности для строительства новых объектов, и, по словам Владимира Осипенко, компания открыта предложениям по созданию новых производств, а при наличии качественных проектов готова финансировать или софинансировать строительство.
Ищи, кому выгодно
Проект полностью финансировался из бюджета компании (напомним, что Красцветмет — 100-процентная собственность Красноярского края). Плюс затраты на оборудование: большая его часть приобретена Красцветметом и принадлежит ему. Однако специалисты уверены, что вложения окупятся, тем более что профиты имеются уже сегодня.
«Мы, безусловно, под каждого резидента считаем экономические эффекты. Понятно, что это некие приблизительные предельные значения, но мы должны понимать, ради чего мы реализовываем тот или иной проект, особенно если мы его финансируем. По ряду проектов мы уже видим результаты проведённых НИОКРов, по некоторым начаты опытно-промышленные испытания. Достигнуты определённые результаты в области пирометаллургии: один резидент по этому направлению уже работает, другой в ближайшее время будет заходить. Мы совместно разрабатываем технологию по переработке сырья, приходящего с рынка, и наших внутренних промпродуктов. Ранее их переработка либо вовсе не велась, либо экономические показатели были худшими по сравнению с тем, что мы можем получить сейчас, или с теми, которые существовали у наших основных партнёров и конкурентов», — делится Владимир Осипенко.
Конечно, сиюминутной прибыли от подобного проекта ждать не стоит — здесь скорее идёт речь о долгоиграющем эффекте. Выгода Красцветмета здесь — полученная технология и права на интеллектуальную собственность, которые остаются у компании. Возможен и вариант совместного правообладания, и в нём тоже есть свои плюсы: при трансфере технологии создатели смогут обеспечить «заказ под ключ» — от самой технологии до аппаратурного оформления. А задача трансфера — одна из основных, поставленных перед R&D Park’ом, ведь есть рынки, на которые Красцветмет не может выйти самостоятельно. И даже проекты, финансированием которых Красцветмет не занимается, в перспективе могут послужить задачам компании: сотрудничество подразумевает, что в дальнейшем он сможет приобрести технологию на льготных условиях.В 
Ну а выгоды резидентов очевидны: доступ к дорогостоящему, а порой и уникальному оборудованию, взаимодействие с опытными специалистами и сотрудничество с крупной компанией. Так что движение двустороннее.В 
Поехали!
Сегодня площади R&D Park’а активно обживаются. Какие-то аудитории пустуют — Красцветмет подбирает резидентов. Куда-то постепенно завозится оборудование — договорённости с разработчиками есть, в скором времени начнутся производственные или исследовательские мероприятия. А где-то работа уже кипит — техника включена, сотрудники озадачены, идёт поиск более совершенных решений.
В «Мы заинтересованы в том, чтобы технологии, которые были созданы в парке, внедрялись в первую очередь в компании Красцветмет. Наша задача — при появлении эффективных технологий защищать их, патентовать на тех территориях, где мы планируем работать с данными технологиями и продвигать продукты, полученные с их помощью. Сопровождение всех прав на интеллектуальную собственность — один из важных аспектов нашей работы», — объясняет Владимир Осипенко.
Мы не упустили возможности взглянуть на работу уже прибывших резидентов (с трудом, правда, удалось оторвать людей от занятия любимым делом) и оборудование тех, кто ещё только заезжает.
«С одним из наших резидентов, который уже работает на площадке, мы занимаемся сразу нескольким технологиями. Одна из них связана с разработкой нового реакторного оборудования и мешалок для гидрометаллургических процессов и режимов перемешивания. Вы можете видеть, что сейчас работа как раз идёт: специалисты снимают параметры процесса перемешивания в зависимости от консистенции жидкости, которая находится в реакторе, и, исходя из результатов, моделируют само оборудование — реактор, мешалку и режимы перемешивания. Второй наш общий проект связан с газоочисткой при различных процессах, в первую очередь пирометаллургических.
Надо сказать, что один из принципов отбора проектов — это учёт мегатрендов, которые существуют в бизнесе. Один из таких трендов — повышение экологичности, безопасности производства. И помимо этого резидента у нас есть и несколько компаний в лонг-листе, которые занимаются разработкой технологий очистки выбросов. Плюс имеется целый ряд проектов в рамках R&D Park’а, которые предполагают сокращение процессов обводнения и переход на полностью безотходное производство.
На другой площадке — в лаборатории пирометаллургии резидент скоро начнёт работу. Здесь пока стоит одна печь — она принадлежит Красцветмету, а предполагается разместить две — на второй будет работать наш резидент, заниматься отработкой процессов обогащения разных продуктов по собственными технологиям. Если они докажут свою эффективность, то будут переданы Красцветмету. Мы уже имеем опыт работы с данной компанией, поэтому уверены, что всё сложится удачно.
Лаборатория компании, которая занимается разработкой сорбентов, тоже дожидается своих резидентов. Мы сейчас докупаем оборудование для доукомплектования их лаборатории, и в ближайшее время они должны будут сюда заехать. С этой компанией мы ведём три проекта в области извлечения как драгоценных, так и неблагородных металлов: по одному закончены научно-исследовательские разработки, уже приступили к опытно-конструкторским работам, два других на стадии НИР», — увлечённо рассказывает Владимир Осипенко. 
Интересная деталь: хотя резиденты R&D Park’а не занимаются собственно выпуском продукции (их задача – отработка технологий), оборудование, на котором они работают, настоящее производственное. В центре воспроизведена цепочка — начиная от обогащения продуктов и процесса аффинажа, и заканчивая производством продукции с добавленной стоимостью, а также разработкой и моделированием аппаратурного оформления. Масштаб может быть разный — от лабораторных до опытно-промышленных установок. И у резидентов и работников предприятия есть возможность отработки технологических процессов в промышленном масштабе. Например, упомянутая печь в лаборатории пирометаллургии практически такая же как те, что работают на производстве. Такой ход — осознанное решение специалистов Красцветмета: ранее, когда отдельного объекта для НТЦ не было, многие проекты и результаты исследования внедрялись непосредственно в процесс создания готовой продукции. В результате между наукой и производством мог возникнуть конфликт. Сегодня и впредь технологии внедряются в производственный процесс только после непосредственных промышленных испытаниях на оборудовании, аналогичном такому, что стоит в цехах.
Молодым везде у нас дорога
Бросается в глаза, что многие сотрудники уже занятых площадок R&D Park’а — молодые люди: здесь кажется, что наука и увлечённость профессией снова входят в моду. Руководство Красцветмета подтверждает: в последние годы на предприятие было принято много молодых специалистов — как для работы с проектами самой компании, так и для взаимодействия с резидентами. Коллектив обновили сознательно — чтобы спровоцировать появление новых идей и новых проектов. Безусловно, сохранились и кадры, имеющие значительный опыт работы, за плечами у которых патенты, технологии, разработки. Они работают в НТЦ, В осуществляя поддержку существующего производства, а также занимаются экспертизой проектов компании.
Более того: сегодня Красцветмет «взращивает» для себя кадры.
«На базе R&D Park’а создана базовая кафедра СФУ, и подготовка студентов осуществляется в том числе на базе Красцветмета. На территории предприятия проводятся занятия, студенты закрепляются за определнными направлениями, назначаются кураторы из числа наших специалистов. Ребята проходят производственную практику в компании, при желании им предоставляются проекты, которые они ведут, а по окончании вуза они имеют возможность стать работниками компании. Мы стараемся отбирать лучших молодых специалистов, при этом участвуем не только на завершающих этапах обучения, но и ведём студентов с первого курса», — комментирует Владимир Осипенко.

Задачи R&D:

• совершенствование технологий извлечения благородных металлов из сырья;
• совершенствование технологий утилизации отходов производства;
• разработка нестандартного оборудования;
• организация выпуска опытных партий новой продукции, проведение опытно-промышленных испытаний;
• научно-техническое обеспечение и технологическое сопровождение производства.



Владимир Осипенко,

заместитель генерального директора Красцветмета

«Уникальность R&D Park’а Красцветмета заключается в том, что подробных центров по работе с драгоценными металлами с аппаратурным оформлением такого уровня на территории России, СНГ и Восточной Европы нет. Во всяком случае, нет центров крупных. Разумеется, у многих компаний существует небольшие опытно-промышленные производства или научные подразделения. Но ни у кого нет инфраструктуры, которая базируется на принципе открытых инноваций. За рубежом есть компании, которые занимаются подобного рода проектами, у них есть собственные научно-технологические центры, есть центры и крупнее нашего, но никто не позиционирует себя как площадка, куда привлекаются резиденты — взаимодействие с внешними компаниями там носит более закрытый характер. Прямой контакт внутренних специалистов и сотрудников привлечённых компаний, особенно на одних и тех же производственных площадях — это принцип, которым мы руководствуемся».



«Промышленные страницы Сибири» №6-7 (110) июнь-июль 2016 г.

Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru