Сказка о старом доме

«Стоял тот дом, всем жителям знакомый, его ещё Наполеон застал. Но вот его назначили для слома…». Песенке Высоцкого уже полвека, а разрушающихся построек у нас всё еще предостаточно. И вот, наконец-то в нашей стране назначили для массового слома аварийные и ветхие дома. Наполеоновских, конечно нет, но довоенных — ещё барачного типа, где стены рушатся, полы проваливаются, а сквозь дыры видно улицу — сколько угодно. Указ Президента №600 обязывает все эти рассыпающиеся постройки ликвидировать и переселить граждан с «комфортное жильё повышенного качества» до середины 2017 года. Дела, надо сказать, идут с переменным успехом — даже на территории одного региона.

Как учил дедушка Карнеги, начнём с хорошего. Красноярск поработал в стахановских темпах и выполнил программу досрочно: вместо 2017 года управился к концу 2015. Это значит, что теперь город может начать переселение граждан из домов, которые были признаны аварийными после 2012 года, когда указ вступил в силу. Однако по Красноярскому краю всё уже не так позитивно — по различным причинам. А ведь на федеральном уровне оценивается работа региона в целом.

Пакуем вещи
Ветхим по российскому законодательству считается дом, который «износился» на 70% и больше. Таковых в Красноярском крае набралось 698. Проживают в них 14 878 человек — столько народу могут составлять население одного сибирского города. Все они до 2017 года должны переехать в новостройки или уже существующие квартиры аналогичной площади. Сегодня в списке оказались только те дома, чья ветхость была документально отмечена до 1 января 2012 года — а это далеко не все имеющиеся. В одном только Красноярске после обозначенного срока обнаружилось более 50 домов, которые пора сносить, но этот разговор ещё впереди.
На всё про всё региону выделили немаленькие деньги — 12 млрд рублей, из них 4 млрд предоставил Фонд содействия реформированию ЖКХ, остальное — деньги края и местных бюджетов (последние вложили по 1% от необходимой суммы). Основная ответственность по вопросам переселения ложится на муниципалитеты, которым необходимо подготовить документацию — а бумажек приходится собирать предостаточно, а также организовать предварительную работу с будущими обладателями нового жилья, провести конкурс на выбор застройщика и подрядчика. И проблемы появляются на каждом из этапов — начиная с подсчёта квадратных метров для сноса.
«Формировать программу переселения из аварийного жилья мы начали с того, что вместе с муниципалитетами сформировали сведения об объёмах работы, подали их в Минстрой и заявили, что всё — других домов в крае нет. На основании этих сведений был сформирован объём финансирования. Но потом Фонд с удивлением узнаёт о том, что есть ещё аварийное жильё — на нашей территории в том числе. Муниципальные образования объясняют так: когда формировались эти сведения, думали, что этот дом пойдет по статье «Капитальный ремонт», а потом оказалось, что надо его внести в аварийный фонд. Программа очень подробная, и нам с учётом таких поправок пришлось переделывать её 12 раз», — рассказывает заместитель министра строительства и ЖКХ Красноярского края Татьяна Василовская.
div style="text-align: justify;">Как учил дедушка Карнеги, начнём с хорошего. Красноярск поработал в стахановских темпах и выполнил программу досрочно: вместо 2017 года управился к концу 2015. Это значит, что теперь город может начать переселение граждан из домов, которые были признаны аварийными после 2012 года, когда указ вступил в силу. Однако по Красноярскому краю всё уже не так позитивно — по различным причинам. А ведь на федеральном уровне оценивается работа региона в целом.

Пакуем вещи
Ветхим по российскому законодательству считается дом, который «износился» на 70% и больше. Таковых в Красноярском крае набралось 698. Проживают в них 14 878 человек — столько народу могут составлять население одного сибирского города. Все они до 2017 года должны переехать в новостройки или уже существующие квартиры аналогичной площади. Сегодня в списке оказались только те дома, чья ветхость была документально отмечена до 1 января 2012 года — а это далеко не все имеющиеся. В одном только Красноярске после обозначенного срока обнаружилось более 50 домов, которые пора сносить, но этот разговор ещё впереди.
На всё про всё региону выделили немаленькие деньги — 12 млрд рублей, из них 4 млрд предоставил Фонд содействия реформированию ЖКХ, остальное — деньги края и местных бюджетов (последние вложили по 1% от необходимой суммы). Основная ответственность по вопросам переселения ложится на муниципалитеты, которым необходимо подготовить документацию — а бумажек приходится собирать предостаточно, а также организовать предварительную работу с будущими обладателями нового жилья, провести конкурс на выбор застройщика и подрядчика. И проблемы появляются на каждом из этапов — начиная с подсчёта квадратных метров для сноса.
«Формировать программу переселения из аварийного жилья мы начали с того, что вместе с муниципалитетами сформировали сведения об объёмах работы, подали их в Минстрой и заявили, что всё — других домов в крае нет. На основании этих сведений был сформирован объём финансирования. Но потом Фонд с удивлением узнаёт о том, что есть ещё аварийное жильё — на нашей территории в том числе. Муниципальные образования объясняют так: когда формировались эти сведения, думали, что этот дом пойдет по статье «Капитальный ремонт», а потом оказалось, что надо его внести в аварийный фонд. Программа очень подробная, и нам с учётом таких поправок пришлось переделывать её 12 раз», — рассказывает заместитель министра строительства и ЖКХ Красноярского края Татьяна Василовская.
Глаз да глаз
За переселение россиян из ветхих домов сегодня взялась серьёзно: это направление находится на контроле у президента. Причём в настоящий момент представителям администрации надоело стращать чиновников на местах, так что качество работы начали оценивать в рублях. За все недоработки по программе предусмотрены штрафы, причем солидные.
«На сегодня заключены соглашения всеми субъектами РФ о том, что мы будем платить штрафы. 500 000 рублей за недостоверность сведений, 100 000 — за не вовремя представленный отчёт (а даты представлены в самом федеральном законе), по 5 000 — за каждое не вовремя переселенное помещение за каждый день просрочки. За многоквартирный дом можно попасть на десятки миллионов рублей. С фондом спорить и просить, чтобы простили, — у нас это Богучанский район проходил — бесполезно», — объясняет Татьяна Василовская.
Казалось бы, Россия большая — кто там, в дальнем сибирском селе, будет проверять состояние ветхих избушек? Но ничего подобного — надзор ныне очень строгий.
На сайте ЖКХ имеется специальная вкладочка «Переселение граждан», а там «видна, как на карте вся страна». Регионы раскрасили тремя цветами по принципу светофора: зеленый — «хорошо», желтый — «можно было бы и получше» и красный — «плохо». Всё автоматически считается, раз в неделю обновляется, имеется список домов под снос по каждому населённому пункту, а также расшифровка, сколько отставание от графика, сколько судов и в чём причина недоделок. Программа сделана в копейках и сантиметрах: минимальное несоответствие — и получай красное «клеймо».
На февраль 2016 года Красноярский край имел следующую окраску. По 43 домам расселение отстает от графика более 3 месяцев. Это 9 820 м2 — более 10% от площади всех аварийных домов, расселяемых в отчетный период 2014-2015 гг. (83 590 м2), так что весь регион значится отстающим. По 118 домам расселение отстает от графика до 3 месяцев (11 740 м2), по 81 дому расселение идёт по графику (24 500 м2), по 128 домам завершено расселение в этап 2014-2015 годов (37 520 м2).
Кроме того, еженедельно собираются фотоматериалы со строительных площадок. Не раз складывалась следующая ситуация: объект в срок не сдаётся, Фонд требует обоснования, получает письменный отчёт об объективных причинах задержки, просматривает фото и видит, что уже несколько недель картина на стройплощадке не меняется. В результате муниципальное образование получает штраф.

Дело новое, неосвоенное
Проблемы за пределами краевого центра во многом возникли из-за того, что реализация программы впервые заставила чиновников взаимодействовать с проектировщиками, рерурсоснабжающими и другими организациями. Здесь наломали много дров.
«Реализация программы, особенно первых этапов, далась нам очень нелегко. Казалось бы, территории, которые по собственной инициативе заявились к участию в программе, должны проявлять активность, но процесс тормозят как раз на местах. Иногда в муниципальных образованиях просто не понимали, куда они пришли. И всё время появлялись какие-то проблемы: то 500 метров теплосети надо, то канализацию, то электричество — а дружбы с ресурсоснабжающими организациями нет. Муниципалитеты за счёт программы собираются развивать свои населённые пункты — да флаг им в руки! Но никаких оснований для этого не готовится, а ведь никто не собирается ждать несколько лет, в заявленные сроки надо уложиться и не подставлять свой край и губернатора. И на сегодня принято решение, что все объекты будут подвергаться тщательному анализу, а Минстрой всё возьмёт на себя: будет решать, какой земельный участок, какие сети, и только после нашего разрешения будем начинать строиться», — прокомментировала Татьяна Василовская.
«Было в нашей практике и такое: приезжаем в Лесосибирск, смотрим место, выделенное для строительства многоэтажного дома, а оно, можно сказать, на болоте. Это что, подрядной организации придётся начала осушить, отвести воду, и только потом начать строить? Это же деньги налогоплательщиков, которые уходят не на то», — добавил член «Общероссийского народного фронта» Александр Пузанов («Народный фронт» сегодня обязан участвовать во всех комиссиях по вводу жилых домов по программе переселения из ветхого и аварийного жилья).

Кто хотит на Колыму, выходи по одному
Когда с бумажной волокитой всё же удаётся разобраться, возникают трудности иного свойства — квалификация застройщика. В Красноярске такой проблемы нет: строителей со стажем, которых не пугает большая работа и сжатые сроки, предостаточно. «Фирма Культбытстрой» и «Сибиряк» даже получили почётные грамоты за активное участие в реализации программы и за возведение качественных домов — последний факт отметила московская комиссия. Во многом именно этим и объясняется феномен «красноярского чуда» — факт досрочного переселения запланированного количества граждан.
Вообще, особой героики в красноярской ситуации нет. В Московской и Калининградской областях программу тоже завершили досрочно – так то не города, а целые регионы. К тому же в Красноярске идут 59 судов: граждане сначала согласились на предоставленную площадь, а потом передумали, или решили взять компенсацию (при таких условиях программа всё равно считается условно завершённой). Аварийных домов в Красноярске не так уж и много — по сравнению с другими городами края. Строят в краевом центре активно — за прошлый год около 1 300 000 м2. При этом «чистого поля» в городе и пригороде практически не осталось, поэтому застройщики охотно берутся сносить старые дома за собственный счёт, чтобы очистить место. Ещё два года назад городские власти в деле переселения красноярских семей из ветхого и аварийного жилья сделали ставку на привлечение частных инвесторов к развитию застроенных территорий (РЗТ).
«Мы каждый год переселяем три-четыре дома. В основном они расположены в Кировском районе, в районе Большой Вавиловский, а также в Свердловском районе. Сейчас на улице Семафорной переселяем два дома по 12 семей. Заканчиваем расселение двух домов на улице Судостроительной», — рассказал директор компании СК «Сиблидер» Игорь Шиманский.
Иное дело — нецентральные города края. Аварийного жилья здесь предостаточно — последние 50 лет строительство шло не очень активно. Да и очередь из желающих и, что важно, умеющих строить, не стоит. Застройщики из центра за выездную работу браться тоже не хотят. Та же «Фирма Культбытсрой», конечно, вышла за городскую черту, что облегчило реализацию программы, но от хлебных мест ушла недалеко — в Сосновоборск и Дивногорск.
«За пределами краевого центра сосредоточен большой процент аварийного жилья. Застройщики не проявляют большого интереса к работе в удалённых районах — для них выгодно работать в Красноярске и пригороде. Другая проблема — это недобросовестные застройщики. Квалификация строителей на периферии не так высока, как в краевом центре. Иногда к строительству привлекаются люди, которые не понимают, какой масштаб задач стоит перед ними. Сколько раз мы сталкивались с тем, что к строительству домов для переселенцев приступали неквалифицированные организации, которые на ладан дышат, и которые каким-то хитрым образом попадают в муниципалитет и получают заказы. Потом банкротятся, скрываются, и с них взятки гладки, ведь представители администрации только сейчас научились правильно составлять договоры, прописывать все нюансы», — подчеркнул Александр Пузанов.
Четвёртый этап реализации программы предполагает снос аварийных домов в районе Крайнего Севера, где с застройщиками и вовсе негусто. Вот и поступило предложение централизовать процесс: снести дом в Подтёсово, а его жителей переселить в Красноярск (с их согласия, разумеется). Многоэтажные дома строить дешевле, да и одно дело возвести здание в Красноярске, и совсем другое — переправлять стройматериалы на север по Енисею. В Челябинской области такая схема, между прочим, работает.
Татьяна Василовская, в частности предложила рассмотреть в качестве нового жилья для переселенцев с севера квартиры в жилом массиве «Нанжуль-Солнечный». Компания «Сибиряк» намерена построить здесь почти 67 000 м2 жилых помещений по программе «Жильё для молодой семьи». Это экономвариант: стоимость одного квадратного метра не превышает 35 000 рублей. При этом жители северных территорий входят в список потенциальных участников программы, так что схема вполне жизнеспособна. Муниципалитетам осталось договориться с жителями, а красноярские застройщики выступят в роли «третьего радующегося»: ожидается, что в этом году объёмы застройки будут снижаться из-за падения платежеспособности населения, так что участие в госпрограммах оказывается для строителей особенно выгодным.

СПРАВКА



Сегодня в российских законодательных документах нет понятия «ветхое жильё». Однако на основании иных нормативных актов и сложившейся практики ветхим состоянием здания считается такое, где конструкции в целом имеют износ свыше 70% для каменных домов и 65% — для деревянных и мансард. Основное отличие аварийного и ветхого жилья состоит в том, что последнее характеризуется только высокой степенью износа, в то время как аварийное жильё представляет опасность для жизни проживающих.


«Промышленные страницы Сибири» №3 (107) март 2016 г.

Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru