Всполохи истории сибирского гиганта

Территория завода огромна — вдоль некоторых цехов идёшь по 10 минут. Большинство из них сейчас не функционирует, но былая мощь производства всё ещё ощущается. В некоторых окнах горит свет, изредка встречаются одинокие рабочие — «Сибтяжмаш» живёт, но уже, конечно, не так, как когда-то. В 1980-е годы численность заводчан доходила до 10 000 человек, а продукция предприятия расходилась по 35 странам.

div style="text-align: justify;">
История завода «Сибтяжмаш» — своеобразное зеркало истории страны, начиная с первых военных месяцев и заканчивая недавними 2000-ми. Предприятие трижды, без остановки производства, было реконструировано, а сколько раз его коллективу пришлось освоить выпуск новой продукции — и не перечислить. Союзу требовались то паровозы, то тяжелые электромостовые краны, то нефтеперерабатывающее оборудование и оборудование для ГЭС. Эти и другие, казалось бы, ВВВ невыполнимые задачи ставились руководством страны перед сибирским заводом на Енисее. Отладить производство, сконструировать оригинальные машины, научить заводчан изготавливать их — сделать что угодно, но выполнить требование сверху, причем в минимальные сроки. И возможности находились: в 1950-80-е годы путь от начала конструкторской проработки новых изделий до начала их мелкосерийного выпуска занимал не более года.ВВВ 

В спецовке железнодорожника
Военное начало — характерная черта истории большинства сибирских заводов. На западе СССР шли бои, а с потенциально оккупируемых территорий вывозили производства и людей подальше от фронта — за надежные Уральские горы. Так выросло красноярское правобережье — заводы и рабочие поселки на месте бывших полей и казачьих застав.
«Сибтяжмаш» появился не с ноля — не нужно романтизировать. Еще в 1939-м запланировали на его площадях создать завод тяжелого машиностроения, который специализировался бы на оборудовании для металлургии. В 1940-м появился генплан завода, но все сроки строительства перечеркнула война.ВВВ 
Когда 5 августа 1941-го сотрудники завода — гиганта «Красный Профинтерн» из Бежицы, что под Брянском — прибыли на новое место работы, они обомлели. Пустырь вдоль железной дороги. Конопляное поле. Склады «Заготзерно». Четыре жилых барака. И собственно говоря, все. Но в кратчайшие сроки здесь должен был возникнуть мощный завод.ВВВ 
Первая продукция завода была военной — делали минометы, гранаты, снаряды и боеголовки для «Катюш». Кроме того, вагоностроители из Бежицы на ветке Красноярского паровозовагоноремонтного завода организовали выпуск фронтовой передвижной артиллерийской ремонтной мастерской (ПАРМ). Она представляла собой 12 большегрузных вагонов с собственной электростанцией. ВВВ 
«Паровозы в прифронтовой полосе — это те же солдаты: они воюют, одних убьют, других тяжело ранят — нужно в «госпиталь», а кого-то легко, и небольшой квалифицированной помощи достаточно. Вот для таких- то «легкораненых» паровозов и вооружений и предназначалась наша ПАРМ. В 1942-м задание было выполнено — мастерская отправилась на фронт», — рассказывает экс-заместитель ВВВ генерального директора по кадрам и режиму завода «Сибтяжмаш» Леонид Писаренко.
Завод ВВВ ещё строился, все новые станки крутились круглосуточно прямо на снегу, а задания Госкомитет обороны страны уже поручал серьёзные. В апреле 1942 года был выстроен из кирпича и запущен только один чугунолитейный цех, а ВВВ уже поступило задание на паровозы. Они в стране ценились наравне с военной техникой — танками и самолётами.ВВВ 
Для их производства на заводе появились металлургическое производство с собственным прокатным станом, кузнечно-прессовое и механообрабатывающее производства. В мае ВВВ 1943-го первый красноярский паровоз был собран. Его сразу же направили в Москву: ВВВ показать, что краснопрофинтеновцы страну не подводят. За 1943-45 годы было произведено 40 тяжёлых магистральных паровозов серии «Серго Орджоникидзе 17-1600» и отремонтировано 93 паровоза всех серий, повреждённых на полях сражений.
Тогда же, с зимы 1941 года, «Сибтяжмаш» взялся и за другую основную продукцию — тяжёлые электромостовые подъёмные краны, выпуск которых он пронесёт через всю свою историю.
«Потери в авиации ВВС страны за июнь-ноябрь 1941 года был огромны, поэтому встал вопрос о выпуске алюминиевого проката, необходимого в громадном количестве для выпуска боевых самолетов. Предприятие по его производству ВВВ было перебазировано на Урал, и для внутрицеховых перевозок потребовались электромостовые краны. Задачу поставили перед «Сибтяжмашем». Заготовки кранов у нас были — эвакуировали из Бежицы. На месте капитальных цехов ВВВ ещё были котлованы, а наши специалисты, практически в чистом поле, с сентября 1941-го по декабрь 1942-го собрали и отправили заказчикам 7 кранов, в том числе один грузоподъёмностью в 200 тонн для Магнитки», — говорит Леонид Писаренко.ВВВ 

Поднимали страну
Закончилась война, а чуть позже — и эпоха паровозов: началась электрификация железных дорог страны. Думаете, «Сибтяжмаш» оказался не у дел? ВВВ Как бы не так! Перед производством были поставлены новые задачи — одна другой ответственнее.
Непросто было Союзу выбраться из послевоенной разрухи. Выжившие предприятия работали в стахановских режимах — чтобы восстановить или заместить разрушенные. ВВВ Исконный профиль деятельности «Сибтяжмаша» (с 1950 года) отошел на второй план. Стране нужно добывать и перерабатывать больше нефти — заказ на такое оборудование поступил на «Сибтяжмаш». Заводчане, завершив первую реконструкцию, взялись за выпуск «нефтянки» с таким усердием, что уже в 1952 году по производству этой продукции предприятие вышло на второе место по Союзу. С 1953 года пошли на экспорт и первые заводские краны.ВВВ 
В стране остро не хватало цемента, а Новороссийский завод по выпуску цементного оборудования ещё не был восстановлен, и на «Сибтяжмаше» была проведена вторая реконструкция. В народное хозяйство пошли сделанные на заводе 98 гигантских обжиговых цементных печей и 123 трубные мельницы для размола руды и клинкера. До сегодняшнего дня они исправно продолжают работать, а несколько обжиговых печей — на Красноярском цемзаводе.

Покорись, Енисей!
В 1960-е в крае и вовсе началась стройка планетарного масштаба — возведение самой мощной в мире Красноярской ГЭС. Иностранные газеты с сарказмом писали о том, что разбитая войной страна едва ли «потянет» создание плотины через самую полноводную реку Сибири. Мол, безнадежное дело — стройка в глухой тайге — без дорог, без цивилизации.ВВВ 
Элементы инженерных конструкций будущей электростанции выпускались, в том числе, и на «Сибтяжмаше». Здесь были изготовлены части конструкции 24 водоводов, ВВВ 3 козловых портальных крана для подъёма затворов при водосбросе через тело плотины, порталы для перекидки проводов и анкерные опоры оригинальной конструкции. С той поры в портфеле заказов завода появились козловые краны для ГЭС и краны для обслуживания машинных залов ГЭС.
«Отгрузка продукции «Сибтяжмаша» для ГЭС, как утверждают ветераны, велась не в посуточном, а в почасовом графике. То есть, сегодня в 16 часов, и не минутой позже, необходимо отправить такую-то продукцию. На контроле это дело стояло как в Москве в ЦК КПСС, так и в Красноярском крайкоме партии. И постоянно директор завода вечером отчитывался: во столько-то часов был отгружен такой-то элемент конструкции водовода, во столько-то поставлен ВВВ кран.ВВВ 
В итоге, все краны и 9 600 тонн металлоконструкций «Сибтяжмаш» на строительство ГЭС поставил. График был жёсткий, спрос — серьёзный, — отмечает Евгений Козлов, в недавнем прошлом — редактор сибтяжмашевской газеты «Заводская правда».ВВВ 

Махину с нуля
Работы для ГЭС ещё не закончились, а для сибтяжмашевшев появилось новое задание. К этому времени мостовые перегружатели, выпущенные для рудных дворов металлургических предприятий ещё до войны, стали приходить в негодность — понадобились новые и много. Выпускали на Старокраматорском машиностроительном заводе (Украина) и Уралмаше — по 3-4 штуки в год. Такие объемы, конечно, никого не удовлетворяли. Производство перегружателей новой, трубчато-балочной конструкции проще всего было организовать на мощностях, оставшихся после работы с цемоборудованием «Сибтяжмаша».ВВВ 
Через год первые изделия ВВВ пошли на предприятия Минчермета и Минэнерго страны. Завод только за 1969-70 годы выпустил их 10 штук и 7 — смонтировал. В дальнейшем их производство здесь только наращивалось — вплоть до банкротства завода. В 2004 году, например, «Сибтяжмаш» поставил новый перегружатель двухбалочной конструкции с современной частотной системой управления на Красноярскую ТЭЦ-1. Это была махина: вес 1200 т, длина 150 метров, высота 43 м. За один раз грейферное устройство способно поднять 40 тонн угля от вагона и сформировать из них бурт высотой до 20 м. Надо ли говорить, что эта техника надежна, как и все остальные машины с пометкой «Сделано на СЗТМ», и функционирует на предприятии до сих пор.

Энергия атома
Большая страна между тем жила и развивалась, замахнувшись на новое слово в науке — атомную энергетику в промышленных масштабах. Так оформилась новая сфера деятельности для коллектива ПО «Сибтяжмаш» — выпуск ВВВ кранов для АЭС.
«Все атомные станции Союза и России до момента банкротства завода были оборудованы нашими кранами. На каждую очередь атомной станции их необходимо три. Один — круговой (полярный) кран-робот предназначен для монтажа и обслуживания оборудования в реакторном отсеке, безопасен от радиации для оператора АЭС. Общемашиностроительный кран такой же грузоподъемности, в параметрах от 230 до 450 тонн, обычно работает в машинном зале, где с его помощью устанавливают и обслуживают огромные турбины и иное оборудование. Третий кран — монтажный — помогает за стенами помещений монтировать оборудование», — объясняет Евгений Козлов.
Эти краны на заводе выпускались и в начале нового века: для первой и второй очереди Тяньваньской АЭС в Китае. Затем подоспела очередь АЭС «Куданкулам» в Индии, а там оживилось строительство АЭС в России и на Украине.ВВВ 
К слову, индийское металлургическое машиностроение и производство перегружателей с нуля начало развиваться с помощью сибирского завода. Специалисты «Сибтяжмаша» изготовили, а в ВВВ 1959 -60 годах помогли смонтировать металлургические краны на заводе в Бхилаи, поучаствовали в развертывании производства перегружателей в Ранчи. По воспоминаниям бывших сибтяжмашевцев, на тот момент индийцы в производстве совершенно не разбирались, так что пришлось их учить с азов. Прошедшие десятилетия показали — ученики выросли в достойных продолжателей. Сегодня индийское металлургическое краностроение конкурентоспособно на мировом уровне.ВВВ 

Люди и механизмы
«Конечно, завод — это не только груда металла и сотни единиц станков и оборудования. Важнее механизмов и технологий люди, которые создают новые машины. Звания «сибтяжмашевец», «представитель трудовой династии» у нас считались почетными. Бывшие сотрудники утверждают, что и в ВВВ новом веке с таким опытом их с радостью брали на любую другую работу. Причем на причину ухода новый работодатель никогда не смотрел. Надо думать, что специалист-универсал, умеющий в короткие сроки перестаиваться на выпуск нового вида продукции, пригодится на любой службе.
Первые специалисты-паровозостроители приехали из Брянской области, но в 1943-м город освободили, и значительная часть их вернулась домой. До середины 1950-х годов завод испытывал кадровый голод. У краснопрофинтерновцев в войну учились наши мальчишки, ВВВ начав работать с 14 лет. По поступлении на завод, им говорили: «Видишь эту деталь? Чтобы ее сделать, нужно вот так нажать и вот тут прокрутить. Ты будешь делать рядом с дядей Ваней только одну операцию на станке». Кому-то поручали делать ВВВ вторую деталь, кому-то третью. Потом меняли людей по операциям и наиболее толковые становились универсалами. Через несколько месяцев бывший новичок сам учил в цехе мальчишек», — рассказывает Леонид Писаренко.
Ещё в 1942 году завод открыл собственный техникум, разместив его в 40-й школе. Потом построили деревянное здание, а позже – целый комплекс зданий. В 1946 году состоялся первый выпуск, большая часть молодых специалистов осталась на заводе и выросла до уровня руководителей, часть разъехалась по краю и стране.ВВВ 
После войны вокруг завода начал разрастаться город. Силами «Сибтяжмаша» были построены медсанчасть, базы отдыха, пионерлагерь, стадион «Авангард», ДК «Сибтяжмаш» и множество других объектов. Треть жилого фонда Кировского района Красноярска середины 1980-х выстроена по титулу «Сибтяжмаша» или силами заводского УКСа.ВВВ 

Закат империиВВВ 
До самого своего банкротства ОАО, а затем и ЗАО «Сибтяжмаш» осуществлял громкие проекты и оборотов не сбавлял — портфель заказов на краны ВВВ здесь до 2009 года был полон. Не похоже было, что история завода-гиганта движется к закату. Но огромный глиняный динозавр под названием Советский Союз рухнул, погребая под собой мощные предприятия, подстроенные под его экономику. Так уж повелось, что «Сибтяжмаш» был отражением жизни большой страны — на протяжении всей своей истории. Так случилось и в этот раз.
«В 1990-х на предприятиях страны и СНГ стали останавливаться цеха, сокращался выпуск продукции, необходимость в кранах снижалась. Произвели продукции меньше, значит, краны высвободились. Три, например, стоят, два работают. Что-то сломалось — взяли и переставили деталь с соседнего. Потом дошли до того, что брать запасные детали стало неоткуда, а заказывать новый кран — не на что. К нам стало больше поступать заказов на запчасти. Тогда на заводе нашли новую нишу — ВВВ переключились и на небольшие краны для алюминиевой промышленности, золотодобычи — грузоподъемностью по 2-5 тонн. Заводчане их называли «солома» — несерьёзная продукция для производителя, который делал изделия грузоподъёмностью по несколько сотен тонн», —- вспоминает Леонид Писаренко.ВВВ 
На рубеже веков все ждали, когда же, наконец, закончится этот переходный период и заводы-гиганты встанут на привычные рельсы.

Новый век
Но не случилось. В новую эпоху промышленный сибирский гигант не вписался. Весьма сомнительно, что его продукция вдруг стала невостребованной, ведь все передовые наработки завод постоянно учитывал. Сегодня зарубежные производители выпускают практически те же самые краны и оборудование. ВВВ Многие из них и вовсе используют наши интеллектуальные наработки и продают их нашим же промышленникам. Не похоже и на то, что современный российских рынок вдруг оказался завален продукцией такого рода. Износ оборудования на большинстве наших металлургических предприятий превысил 60%, обновление парка техники зачастую происходит за счет зарубежных изделий.ВВВ 
А вот отсутствие государственной поддержки в переходный период — это, пожалуй, весомая причина. «Сибтяжмаш» всегда выполнял госзаказы, все три его глобальные реконструкции проводились за счёт бюджета. Затем коллектив машиностроителей все затраты возвращал с лихвой. Это естественно: машиностроение в принципе характеризуется высокой материало-, энерго- и трудоёмкостью при сравнительно низкой рентабельности на единицу продукции. Выпуск одного изделия происходит – от получения заказа до отгрузки с завода – в докомпьютерный период от 9 до 18 месяцев, а в компьютерный — в пределах полугода. Однако то, что завод приносил стране огромные прибыли, не подвергается сомнению.ВВВ 
В 1986 году — на закате союзной истории — «Сибтяжмаш» выпустил продукции на 82 млн рублей (в ценах того года). В начале XXI века в сопоставимых ценах это превышает 16 млрд рублей ежегодно. При средней рентабельности в 10% прибыль составила бы 1,6 млрд рублей. При налоге с прибыли в 38% бюджет города пополнялся бы ежегодно на 500-600 млн рублей — ВВВ  ВВВ при условии такой же загрузки производства (такие расчеты приводят авторы книги «Долг. Характер. Честь. По страницам истории завода «Сибтяжмаш»).
В последние годы деятельности сибирский машиностроительный гигант не жил, а скорее существовал. Банки неохотно давали кредиты с большим сроком возврата, да еще под большие проценты. Возможность рейдерского захвата никто не отменял, и последний директор преднамеренно держал завод в предбанкротном состоянии. Естественно, ни о каких научных разработках и перспективах развития ВВВ производства речи не шло. Зарплата рабочих методично снижалась, сотрудники покидали родные стены, и звезда «Сибтяжмаша» гасла. Предприятие задолжало и поставщикам, и казне. Логичным завершением всех этих процессов стало и банкротство завода, и безрадостный финал жизни его собственника и директора, которому достались все эти перипетии жизни предприятия. Впрочем, оставим эти истории желтой прессе. В 2011-м бывший промышленный титан был разделён между тремя компаниями. ВВВ 
ЗАО «Сибтяжмаш» существует и сегодня — слабым отсветом былого пламени. Металлургии на заводе больше нет. Большинство цехов не работают: они сдаются в аренду под склады, офисы или небольшие производства, а то и просто пустуют. Сотрудников осталось меньше сотни. Выпускают здесь колеса для крановых тележек и ещё некоторые виды деталей.ВВВ 
От былого величия осталась лишь огромная огороженная промзона. Велись разговоры о её застройке — поместился бы целый микрорайон, но сейчас от этой идеи отказались. На вопрос о возможности возрождения сибирского завода и бывшие, и нынешние его сотрудники лишь скептически пожимают плечами: «В таком виде вряд ли».ВВВ 
Завод прожил ровно 70 лет — почти столько же, сколько и страна, с историей которого была неразрывно связана его собственная.

В сентябре 2015 года в свет вышла книга «Долг. Характер. Честь. По страницам истории завода «Сибтяжмаш» — в сокращенном варианте, тиражом 150 экземпляров. Если вы заинтересовались судьбой сибирского завода и готовы помочь авторам в издании дополнительного тиража, обращайтесь в редакцию журнала.

«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (106) январь-февраль 2016 г.

Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru