Снег снегу рознь
Снежный накат, мокрый или рыхлый снег — все эти неудобства зимой неизбежны как для пешеходов, так и для автомобилистов. Чтобы их минимизировать, на службе у муниципалитетов есть целый арсенал дорожной техники, задача которой — убрать с пути лишнее. Или посыпать песком, гравием, шлаком и прочими абразивными материалами, используя «пескачи». Пескоразбрасыватели бывают навесные — одно- или двухдисковые и прицепные — одно- или двухосные.
Но снег снегу рознь. Свежий и рыхлый легко сдувается, а на открытых площадках за несколько дней он становится таким плотным, что с трудом вспарывается тяжелым ножом мощного бульдозера.
Навесное оборудование позволяет решать проблему содержания зимников в зависимости от погодных условий и типа снега со льдом, не приобретая сезонную спецтехнику. Проще менять на одних и тех же шасси летнее оборудование на зимнее и наоборот. Для круглогодичной работы требуется комплект: плужно-щеточного, поливомоечного, разбрасывающего и роторного типа.
В России на уборке дорог используют ЗиЛы, КамАЗы, «Уралы» и тракторы «Беларусь», «Владимирец». Самые распространенные шасси для навесного оборудования, которые чаще всего можно встретить на наших улицах, — универсальный трактор с плугом спереди и подметальной щеткой позади.
«ПЛУГ» и «ШНЕК»
Плуги, или отвалы, бывают скоростными, комбинированными, грейдерными, боковыми. Отвал может быть поворотный, в зависимости от плотности снега. Очень распространены плуги с металлическими или резиновыми ножами, совковые — для погрузки снега в самосвал и плуги с регулируемыми крыльями, так называемыми «уширителями», — для увеличения захвата. Эффективность этого оборудования зависит от конструкции, качества материала и износостойкости ножей.
Отвал грейдерный с дополнительным выдвижным крылом хорошо справляется с наледью и накатом. Для сдвигания снежных валов с обочин дополнительно монтируют боковые конические отвалы, уменьшая таким образом количество необходимых для качественной уборки проходов. Это существенно экономит ГСМ. Конструкция отвала снабжается системой защиты при столкновении с препятствием. Например, швейцарский производитель «Бошунг» предлагает многолемешные плуги, оснащенные автоматической защитой от препятствия до 15 см высотой.
Скоростные отвалы применяют для очистки автомагистралей в патрульном режиме. Он поднимается и опускается посредством гидроцилиндра. На скорости 45–50 км/ч снег высотой до 30 см сдвигается с пути на несколько метров. С помощью универсальной монтажной плиты на переднем бампере автомобиля скоростной отвал легко монтируется взамен переднего поворотного. А для минимизации раскачки плуга от собственного веса во время переездов в конструкции предусматриваются демпфирующие резиновые элементы. Они не только гасят колебания, но и придают оборудованию дополнительную степень свободы, за счет которой он «огибает» кочки на очищаемой дороге.
Шнекороторные снегоочистители производительнее плугов. Шнеки рыхлят снег, подают его на лопасти вращающегося ротора, после чего отбрасывают на обочину или в кузов самосвала. Шнекороторное оборудование на автошасси обычно используется для очистки аэродромов и автомобильных дорог при высоте снежных валов до полутора метров. Есть агрегаты и на базе трактора на спецшасси — для удаления плотного снега, который плугу не по зубам. Роторный механизм способен отбрасывать снег на 20–30 м, благодаря чему по краю дороги не образуется валов. Некоторые модели шнекороторных машин дополнительно комплектуются скоростным плугом с отбросом.
Фрезерно-роторное оборудование хорошо подходит для уборки плотного снега и льда по краям дорог. Фрезе по зубам даже сугробы выстой до трех метров. Для работы с плотным укатанным снегом подходит вращающийся барабан с гребнями или нож по типу бульдозера.
Из Европы с приветом
Собранные с дорог и тротуаров валы грузятся в самосвалы снегопогрузчиками.
На конвейер снежная масса подается лапами, так называемыми «золотыми ручками», или фрезой. Ширина захвата у отечественного оборудования колеблется в районе 2,5 метра. Специалисты считают, что разница в российских и импортных конструкциях не столь значительна, и это позволяет осуществлять подбор оборудования к технике в зависимости от финансовых возможностей.
К ведущим зарубежным компаниям в области производства навесного оборудования для уборки снега можно отнести финскую FMG, канадскую DEGELMAN, польскую PRONAR, немецкую KRAMER ALLRAD. Из отечественных этот список может продолжить «Арзамасский завод коммунального машиностроения». «Коммаш» выпускает съемное оборудование зимнего содержания улиц для базового шасси с мощностью двигателя в 380 л.с.. Это отвалы с шириной рабочей зоны переднего — 2,5 метра, бокового — 2,35 метра, скоростного — 3 метра.
Швейцарский «Бошунг» выдает отвалы от 240 до 840 см, в наклонном положении их захват от 200 до 710 см. Вес вместе с панелью для монтажа и устройством опускания от 700 кг до почти трех тонн.
Многолемешные пружинные отвалы с поворотными лемехами разработаны фирмой специально для взлетно-посадочных полос и автомагистралей. Даже самый большой отвал благодаря поворотным лемехам легко паркуется в замкнутом пространстве. Боковые поворотные отвалы позволяют варьировать ширину уборки без дополнительных затрат.
Также шведы предлагают фрезерно-роторные снегометатели с четырьмя видами рулевого управления: сразу всеми колесами, попеременно только передними или только задними или так называемый «собачий ход». Производительность уборки около 1000 тонн снега в час на шасси мощностью 100 л.с.
Финская FMG производит отвал «плужный скоростной» с шириной захвата от 185 до 425 см и необходимой мощностью шасси от 100 до 240 л.с. Эффективность оборудования, как заявляет производитель, не зависит от типа снега, а высота отвала 167 см позволяет отбрасывать его даже за высокие ограждения. Подвижность отвала создается за счет плавающей балки, которая оснащена осевыми пластиковыми подшипниками для уменьшения износа и шума. Поворачивается оборудование гидравлическими цилиндрами диаметром 80 мм.
Отвалы оснащаются различными типами ножей: от стандартного стального гладкого, стального высокопрочного, обрезиненного и с твердосплавными наконечниками. В них используется высокопрочная сталь с содержанием бора, марганца и углерода. Плоский нож применяется для очистки бордюрного камня. Перфорированный («в дырочку») необходим для работ по обледенелым поверхностям, обрезиненный — менее шумный, нож зубчатый стальной высокопрочный — более долговечный. Нож с твердосплавными наконечниками (шипами) отлично работает при минимальной площади соприкосновения, что позволяет максимально повышать давление на поверхность дороги. Работа идет быстрее, экономится топливо, и нож служит в 10 раз дольше по сравнению с остальными. Шипованный нож отлично подходит для борьбы со льдом, а нож резиновый армированный применяется для работ во время слякоти.
Снег снегу рознь «ПЛУГ» и «ШНЕК» Из Европы с приветом
"Промышленные страницы Сибири" №14 (85) Декабрь 2013 г. |
Елена Баева.
© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru