Шесть поводов для ухода масла

Причинами снижения уровня смазочного материала в двигателе являются шесть основных факторов. Главной причиной, пожалуй, являются утечки в масляной системе двигателя (будь то «подтекания» через прокладки, негерметичные соединения и т. д.), но это еще не все.

Первой и основной проблемой в этом случае может стать попадание моторного масла в охлаждающую жидкость при рабочем двигателе (поскольку масляная система двигателя имеет большее давление, чем система охлаждения) и попадание охлаждающей жидкости в моторное масло при неработающем двигателе. В процессе дальнейшей эксплуатации эта неисправность чревата весьма дорогостоящим ремонтом, и поэтому необходимо регулярно проводить осмотр и плановое ТО.
Второй основной причиной является «залегание» маслосъемных колец в двигателе, когда кольца теряют свою эластичность и не снимают пленку смазочного материала со стенок цилиндра. В результате из-за высоких температур в камере сгорания (более +14000° С) любой смазочный материал любого качества выгорает. К залеганию колец ведет неправильная эксплуатация двигателя — повышенная нагрузка на высших передачах при низких оборотах (так называемая «езда в натяг»), эксплуатация непрогретого двигателя, также к причинам преждевременного залегания колец можно отнести конструкторские особенности двигателя, например толщину маслосъемных колец, материал и качество их изготовления.
Третьей причиной является потеря эластичности и герметичности маслоотражательных колпачков. Часто при отрицательных температурах колпачки «дубеют», и при запуске двигателя тонкое резиновое изделие трескается. Учитывая современную тенденцию эконимии автопроизводителей на всех деталях и узлах транспорта и спецтехники, технически правильная эксплуатация, своевременное обслуживание и правильный подбор смазочного материала служат залогом долгой эксплуатации не только двигателя, но и единицы подвижного состава в целом.
Четвертой является разжижение смазочного материала топливом. Чаще всего эта проблема связана с попаданием дизельного топлива через неплотно закрывающуюся иглу распылителя. В случае попадания топлива температура вспышки моторного масла снижается, вязкость падает за предельные значения, присадки преждевременно «срабатываются», и это чревато не только повышенным угаром, но также и повышенным износом деталей двигателя.
Пятой причиной является пропуск планового технического обслуживания. Все смазочные материалы, где бы они ни применялись, имеют свой срок применения, иными словами — свою периодичность замены, измеряемой в моточасах, пробеге или в количестве израсходованного топлива (что практически не встречается). В процессе эксплуатации масло подвергается воздействию негативных факторов, влияющих на срок службы смазочного материала, — это пыль, продукты горения и износа, посторонние жидкости (охлаждающая жидкость, топливо), повышенные температуры, наличие клапана EGR, наличие уменьшенного маслобака и т.д. Все это ведет к более быстрому «срабатыванию» присадок и потерям, в нашем случае, основных свойств моторного масла — смазывающих, низко-температурных, охлаждающих, антифрикционных и т. д. Иными словами, смазочный материал при наличии всех вышеперечисленных факторов становится непригодным для дальнейшего использования намного раньше, нежели при их отсутствии. Именно поэтому производитель в своих рекомендациях закладывает минимальные интервалы замены смазочных материалов и вводит корректирующие коэффициенты. В некоторых случаях допустимо увеличение интервалов замены смазочного материала в любой системе, под надзором специалиста и лабораторных анализов. 
Шестой, самой незначительной причиной, является естественный угар моторного масла. Стоит помнить, что любой двигатель имеет допустимое значение этого показателя. Эта доля настолько минимальна, что в некоторых двигателях составляет не более 3% от общего объема смазочного материала за период между ТО. Эта цифра может увеличиться из-за конструктивных особенностей, также в случае неудовлетворительного сборки двигателя (особенно это относится к двигателям, прошедшим капитальный или иной ремонт, связанный с заменой деталей цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма и головки блока цилиндров) и использования некачественных запасных частей и расходных материалов.


 

Первой и основной проблемой в этом случае может стать попадание моторного масла в охлаждающую жидкость при рабочем двигателе (поскольку масляная система двигателя имеет большее давление, чем система охлаждения) и попадание охлаждающей жидкости в моторное масло при неработающем двигателе. В процессе дальнейшей эксплуатации эта неисправность чревата весьма дорогостоящим ремонтом, и поэтому необходимо регулярно проводить осмотр и плановое ТО.
Второй основной причиной является «залегание» маслосъемных колец в двигателе, когда кольца теряют свою эластичность и не снимают пленку смазочного материала со стенок цилиндра. В результате из-за высоких температур в камере сгорания (более +14000° С) любой смазочный материал любого качества выгорает. К залеганию колец ведет неправильная эксплуатация двигателя — повышенная нагрузка на высших передачах при низких оборотах (так называемая «езда в натяг»), эксплуатация непрогретого двигателя, также к причинам преждевременного залегания колец можно отнести конструкторские особенности двигателя, например толщину маслосъемных колец, материал и качество их изготовления.
Третьей причиной является потеря эластичности и герметичности маслоотражательных колпачков. Часто при отрицательных температурах колпачки «дубеют», и при запуске двигателя тонкое резиновое изделие трескается. Учитывая современную тенденцию эконимии автопроизводителей на всех деталях и узлах транспорта и спецтехники, технически правильная эксплуатация, своевременное обслуживание и правильный подбор смазочного материала служат залогом долгой эксплуатации не только двигателя, но и единицы подвижного состава в целом.
Четвертой является разжижение смазочного материала топливом. Чаще всего эта проблема связана с попаданием дизельного топлива через неплотно закрывающуюся иглу распылителя. В случае попадания топлива температура вспышки моторного масла снижается, вязкость падает за предельные значения, присадки преждевременно «срабатываются», и это чревато не только повышенным угаром, но также и повышенным износом деталей двигателя.
Пятой причиной является пропуск планового технического обслуживания. Все смазочные материалы, где бы они ни применялись, имеют свой срок применения, иными словами — свою периодичность замены, измеряемой в моточасах, пробеге или в количестве израсходованного топлива (что практически не встречается). В процессе эксплуатации масло подвергается воздействию негативных факторов, влияющих на срок службы смазочного материала, — это пыль, продукты горения и износа, посторонние жидкости (охлаждающая жидкость, топливо), повышенные температуры, наличие клапана EGR, наличие уменьшенного маслобака и т.д. Все это ведет к более быстрому «срабатыванию» присадок и потерям, в нашем случае, основных свойств моторного масла — смазывающих, низко-температурных, охлаждающих, антифрикционных и т. д. Иными словами, смазочный материал при наличии всех вышеперечисленных факторов становится непригодным для дальнейшего использования намного раньше, нежели при их отсутствии. Именно поэтому производитель в своих рекомендациях закладывает минимальные интервалы замены смазочных материалов и вводит корректирующие коэффициенты. В некоторых случаях допустимо увеличение интервалов замены смазочного материала в любой системе, под надзором специалиста и лабораторных анализов. 
Шестой, самой незначительной причиной, является естественный угар моторного масла. Стоит помнить, что любой двигатель имеет допустимое значение этого показателя. Эта доля настолько минимальна, что в некоторых двигателях составляет не более 3% от общего объема смазочного материала за период между ТО. Эта цифра может увеличиться из-за конструктивных особенностей, также в случае неудовлетворительного сборки двигателя (особенно это относится к двигателям, прошедшим капитальный или иной ремонт, связанный с заменой деталей цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма и головки блока цилиндров) и использования некачественных запасных частей и расходных материалов.


 

Александр Матросов,
коммерческий директор ООО «Экс М Стиль», официального дистрибьютора Mobil в Красноярске

Причины угорания масла в двигателе могут быть очень разными, но прежде всего они, как правило, кроются в самом продукте. Вторая причина — техническое состояние двигателя: чем он старее, тем выше его износ и тем актуальнее проблемы с повышенным расходом масла. Кроме этого, все мы знаем, что масло может быть либо синтетическим, либо минеральным — они обладают разными свойствами и разными температурными показателями. А именно, «минералка» не любит сильно высоких температур и поэтому начинает угорать и превращаться в отложения в двигателе, которых со временем становится все больше и больше.
Предотвратить этот процесс можно только используя масла высшего качества, то есть синтетические. Хотя не стоит забывать и о том, что причины угорания, как я уже сказал, могут быть разными, вплоть до неправильно подобранного продукта. Каждый производитель сейчас вводит свои допуски и тестирует свой автомобиль на разных маслах, после чего дает покупателям соответствующие рекомендации. Так что одно из моих правил — использовать в машине то, что рекомендует производитель.


 

 

 

 

Александр Филиппов,
заместитель директора представительства компании LIQUI MOLY по Красноярску и Красноярскому краю

Даже в исправном двигателе обязательно присутствует расход масла по двум причинам.
Первая — расход масла через вентиляцию картера. Пары масла вместе с картерными газами попадают либо в атмосферу (старые двигатели), либо поступают во впускной коллектор и отправляются на дожиг в цилиндры (более современные двигатели). Вторая — расход масла через поршневые кольца. Если маслосъемное кольцо полностью снимет масляную пленку, то компрессионные кольца будут работать по «сухой» поверхности, соответственно, ни о какой долговечности мотора не будет идти речи. Также потеря масла возможна через изношенные уплотнения и потерявшие эластичность сальники. Снижение уровня масла ниже минимально допустимого чревато попаданием возуха в маслозаборник и образованием пены в масляном насосе. Затем пена начинает циркулировать по масляной системе двигателя, что приводит к снижению давления и потере прочности масляной пленки и, как следствие, к повышенному износу. На выходе получаем ранний дорогостоящий ремонт двигателя или его полную замену.
Предотвратить это можно тремя способами. Первое — постоянный контроль уровня и осмотр двигателя на наличие подтекания. Второе —восстановление эластичности сальников при помощи препарата «Стоп — течь». Третье — применение противоизносных присадок позволяет избежать выхода из строя двигателя во внештатных и аварийных ситуациях, связанных с резким падением давления масла.


Евгений Озернов,
отдел реализации масел и автохимии ООО «Магнат РД» (г. Красноярск)

Основной причиной повышенного расхода масла является низкая культура обслуживания и ремонта техники, «неправильная» эксплуатация и низкое качество расходных материалов, среди которых можно выделить смазочные материалы. Современным «бичом» мира смазочных материалов являются подделки, отдельно стоят продукты на «розлив», которые фасуются по емкостям непосредственно в торгующей организации (а не у завода-изготовителя, как это и должно происходить), при этом о каком-либо качестве говорить не приходится. Также многие производители не стесняются на своих продуктах указывать допуск от Американского Института Нефти (API), при этом не имея его вовсе. Хотя любой потребитель может проверить эту информацию  на официальном сайте eolcs.api.org. Является ли это минимальным условием для уверенности потребителя в смазочном материале и его свойствах? На мой взгляд, да. В случае наличия допуска или одобрения от производителя изделия — будь то ДВС, КПП, гидрооборудования стоит ориентироваться именно на письма от производителей, удостоверяющих возможность применения смазочных материалов тех или иных производителей


 

"Промышленные страницы Сибири" №12 (83) Октябрь 2013 г.

Мария Гаврилова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru