Сегодня вторник 30 апреля 2024 г. 07:20
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№76май 2013Строительство
Синтетика с приставкой «гео»
Качественные изменение в ситуации с дорогами в нашей стране невозможны без инноваций, считают эксперты. По-другому почти четвертьвековое отставание отрасли от мировых стандартов не ликвидировать. Геосинтетические материалы (ГС) относят именно к таким инновациям. Областей применения геосинтетиков великое множество и с каждым годом становится все больше. Пока что, в силу разных причин, их трудно отнести к числу привычных и распространенных у нас в стране, но это вопрос времени: по экспертным оценкам объем реализации ГС на российском рынке в прошлом году по сравнению с предыдущим вырос на 11%. Геосинтетика используется там, где требуется прочность и надежность: при строительстве автомобильных и железных дорог, аэродромов, в нефте- и газодобывающей отрасли, в качестве защитных экранов полигонов ТБО и пр.

На два порядка за три десятка
Геосинтетическими во всём мире называют материалы для укладки в грунт, изготавливаемые на основе полимеров, таких как полиэтилен, полиамид, полипропилен или полиэстер. Рынок сырья в России есть: ежегодно полимеров производится более 3,5 млн т. При этом более половины рынка за полиэтиленом (ПЭ), далее с равными долями — по 18% — следуют поливинилхлорид (ПВХ) и полипропилен (ПП), на долю полистирола (ПС) приходится 10%.
В частности, геотекстиль производится из полиэтилена (лавсана), полипропилена, полиамида (капрона), геосетки —из полиэтиленовых или полипропиленовых нитей повышенной прочности.
Как видите, потребителю есть из чего выбрать. Если в 70-х годах ХХ столетия рынок предлагал потребителям не более пяти-шести геосинтетиков, то уже в начале нулевых счет их вырос на два порядка и шел на сотни. Устоявшейся классификации нет, но условно всё это обилие можно разделить по назначению, составу сырья, технологии изготовления, физико-механическим характеристикам и т. п.

Родословная от веточек можжевеловых
Прадедушкой геосинтетических материалов считается нетканый текстиль, производство которого после войны начала корпорация DOW, а на первое промышленное применение новинки отважились строители, реконструировавшие бетонный фасад во Флориде. Спустя десять лет, в 1968 году французская компания РОН разработала нетканый материал: иглопробивной полиэстер довольно внушительной толщины для нужд гидростроителей.
Еще десятилетие спустя, в 1977, производство подобного французскому полотну было налажено в СССР. Новый материал нарекли Дорнитом в честь организации-разработчика: ДорНИИ. Первыми метрами Дорнита укрепили оползень земляного полотна на линии Санкт-Петербург — Москва.
Но, оказывается еще раньше, в XVI веке, наши предки укрепляли дороги сетками из можжевеловых веток: одну из таких современные автостроители обнаружили в Карелии, выполняя земляные работы на трассе, которая прошла по древнему королевскому пути.

Вместо щебня
Российскому рынку геосинтетиков всего десять лет, его оборот оценивается в 35 тыс. т в год. Шире всего на отечественном рынке представлены геотекстили (более 85% потребления в дорожном строительсве и благоустройстве) тканые и нетканые, а также геосетки, георешетки, геоматы и геопрослойки.
Геотекстиль замечательно фильтрует воду, задерживая любые частицы грунта и препятствуя их проникновению в дренажную систему. Им дренируют подвальные помещения и плоские крыши. Он прочен, мало деформируются. Геомембрана позволяет избежать ситуации, когда попавшая под асфальт вода, замерзнув зимой, «взрывает» его изнутри. Георешетками укрепляют грунты. Их применение позволяет снижать потребление щебня до 60-70%. Этот аспект особенно актуален, учитывая, что более четверти российских регионов не имеют природного камня, и цена привозного возрастает многократно — в три-пять раз. В зависимости от технологии георешетки бывают штампованные, тканые или связанные.
Биоматы отлично защищают от эрозии берега каналов и рек. Геосетки в комбинации с геотекстилями служат в качестве фильтров, выполняют дренажные функции.

И защищают, и укрепляют
Сегодня среди главных потребителей геотекстиля — нефтегазовая промышленность (40%). По четверти «забирают» железнодорожники и автодор, десятую часть используют строители.
Геосетки позволяют строить качественные взлетные полосы и места стоянок самолетов в аэропортах. В строительстве аэродромных покрытий традиционно используется асфальтобетон, материал далекий от идеала, прочность которого зависит от температуры: при высоких он пластичен, при низких — хрупок. Такое ежесезонное испытание на прочность приводит к появлению трещин и требует постоянного ремонта. Армирование геосинтетиками существенно увеличивает межремонтный период.
Полимеры применяются как гидроизоляторы при строительстве подземных сооружений и тоннелей. Они стоят на страже экологии при организации полигонов для ТБО, защищают от эрозии берега рек и каналов. Их охотно используют ландшафтные дизайнеры.
В мостостроении объемные георешетки применяются в сочетании с прослойками из геотекстильных материалов. Они поистине универсальны: ячейки можно заполнять чем угодно — от растительного грунта до бетонных смесей, решая тем самым разнообразные задачи.

Ямам — нет!
Пока доля используемых у нас в стране полимерных материалов в дорожном строительстве довольно мала: меньше 3%, в то время как в Германии она составляет пятую часть, в Австрии — чуть меньше половины. А между тем из-за ям и некачественного покрытия случается до трети всех ДТП. Но в России уже есть ряд успешно реализованных проектов с применением геосинтетиков: МКАД, автотрассы «Дон», «Крым», КАД вокруг Санкт-Петербурга. Судя по тому, что на строительство дорог с 2011 по 2014 годы из федерального бюджета будет выделено 1,3 трлн руб., а в ближайшие десять лет объемы дорожного строительства удвоятся, аналитики прогнозируют рост рынка геосинтетических материалов. Это тем более актуально, что дорожное покрытие в России служит в три-четыре раза меньше, чем в странах Европы. Применение же полимерных материалов не только повышает срок службы дорог, но и на треть снижает стоимость их содержания и ремонта. К примеру, использование георешетки втрое увеличивает срок службы дороги, а межремонтный ресурс — до десяти лет.

Вне закона
В мировой практике строительства использование ГС материалов менее чем за 30 лет достигло уровня в 1 трлн м2 в год на общую сумму около 1,5 млрд долл. Эти цифры лучше всяких слов доказывают их эффективность. Геосинтетика позволяет получить качественно новый уровень прочности, долговечности и надежности конструкций.
Широкое применение ГС в нашей стране, по мнению экспертов, тормозится многими факторами, начиная от менталитета и нехватки профильных специалистов, заканчивая непроработанной нормативной базой. Как поведал изданию начальник аэродромной службы одного из сибирских аэропортов, он о геосинтетиках даже не слышал, не встречал их ни в одном нормативном документе, а для воздушного транспорта строгое соблюдение регламентов — прежде всего вопрос безопасности.
Хотя в октябре прошлого года были утверждены восемь ГОСТов по геосинтетическим материалам для дорожного хозяйства России, которые вступят в силу с апреля текущего года. Быть может тогда, говорят участники рынка, руководители строительных организаций начнут охотнее использовать ГС в своей практике. Строить качественно станет выгодно еще и потому, что у дорог появится гарантийный срок службы, в течение которого строители будут ремонтировать свой объект бесплатно: законопроект уже внесен в Госдуму. Когда стоимость эксплуатации ляжет на бюджет автостроителей, применять инновационные технологии им станет наконец-то выгодно.


"Промышленные страницы Сибири" №5 (76) май 2013 г.

На два порядка за три десятка
Геосинтетическими во всём мире называют материалы для укладки в грунт, изготавливаемые на основе полимеров, таких как полиэтилен, полиамид, полипропилен или полиэстер. Рынок сырья в России есть: ежегодно полимеров производится более 3,5 млн т. При этом более половины рынка за полиэтиленом (ПЭ), далее с равными долями — по 18% — следуют поливинилхлорид (ПВХ) и полипропилен (ПП), на долю полистирола (ПС) приходится 10%.
В частности, геотекстиль производится из полиэтилена (лавсана), полипропилена, полиамида (капрона), геосетки —из полиэтиленовых или полипропиленовых нитей повышенной прочности.
Как видите, потребителю есть из чего выбрать. Если в 70-х годах ХХ столетия рынок предлагал потребителям не более пяти-шести геосинтетиков, то уже в начале нулевых счет их вырос на два порядка и шел на сотни. Устоявшейся классификации нет, но условно всё это обилие можно разделить по назначению, составу сырья, технологии изготовления, физико-механическим характеристикам и т. п.

Родословная от веточек можжевеловых
Прадедушкой геосинтетических материалов считается нетканый текстиль, производство которого после войны начала корпорация DOW, а на первое промышленное применение новинки отважились строители, реконструировавшие бетонный фасад во Флориде. Спустя десять лет, в 1968 году французская компания РОН разработала нетканый материал: иглопробивной полиэстер довольно внушительной толщины для нужд гидростроителей.
Еще десятилетие спустя, в 1977, производство подобного французскому полотну было налажено в СССР. Новый материал нарекли Дорнитом в честь организации-разработчика: ДорНИИ. Первыми метрами Дорнита укрепили оползень земляного полотна на линии Санкт-Петербург — Москва.
Но, оказывается еще раньше, в XVI веке, наши предки укрепляли дороги сетками из можжевеловых веток: одну из таких современные автостроители обнаружили в Карелии, выполняя земляные работы на трассе, которая прошла по древнему королевскому пути.

Вместо щебня
Российскому рынку геосинтетиков всего десять лет, его оборот оценивается в 35 тыс. т в год. Шире всего на отечественном рынке представлены геотекстили (более 85% потребления в дорожном строительсве и благоустройстве) тканые и нетканые, а также геосетки, георешетки, геоматы и геопрослойки.
Геотекстиль замечательно фильтрует воду, задерживая любые частицы грунта и препятствуя их проникновению в дренажную систему. Им дренируют подвальные помещения и плоские крыши. Он прочен, мало деформируются. Геомембрана позволяет избежать ситуации, когда попавшая под асфальт вода, замерзнув зимой, «взрывает» его изнутри. Георешетками укрепляют грунты. Их применение позволяет снижать потребление щебня до 60-70%. Этот аспект особенно актуален, учитывая, что более четверти российских регионов не имеют природного камня, и цена привозного возрастает многократно — в три-пять раз. В зависимости от технологии георешетки бывают штампованные, тканые или связанные.
Биоматы отлично защищают от эрозии берега каналов и рек. Геосетки в комбинации с геотекстилями служат в качестве фильтров, выполняют дренажные функции.

И защищают, и укрепляют
Сегодня среди главных потребителей геотекстиля — нефтегазовая промышленность (40%). По четверти «забирают» железнодорожники и автодор, десятую часть используют строители.
Геосетки позволяют строить качественные взлетные полосы и места стоянок самолетов в аэропортах. В строительстве аэродромных покрытий традиционно используется асфальтобетон, материал далекий от идеала, прочность которого зависит от температуры: при высоких он пластичен, при низких — хрупок. Такое ежесезонное испытание на прочность приводит к появлению трещин и требует постоянного ремонта. Армирование геосинтетиками существенно увеличивает межремонтный период.
Полимеры применяются как гидроизоляторы при строительстве подземных сооружений и тоннелей. Они стоят на страже экологии при организации полигонов для ТБО, защищают от эрозии берега рек и каналов. Их охотно используют ландшафтные дизайнеры.
В мостостроении объемные георешетки применяются в сочетании с прослойками из геотекстильных материалов. Они поистине универсальны: ячейки можно заполнять чем угодно — от растительного грунта до бетонных смесей, решая тем самым разнообразные задачи.

Ямам — нет!
Пока доля используемых у нас в стране полимерных материалов в дорожном строительстве довольно мала: меньше 3%, в то время как в Германии она составляет пятую часть, в Австрии — чуть меньше половины. А между тем из-за ям и некачественного покрытия случается до трети всех ДТП. Но в России уже есть ряд успешно реализованных проектов с применением геосинтетиков: МКАД, автотрассы «Дон», «Крым», КАД вокруг Санкт-Петербурга. Судя по тому, что на строительство дорог с 2011 по 2014 годы из федерального бюджета будет выделено 1,3 трлн руб., а в ближайшие десять лет объемы дорожного строительства удвоятся, аналитики прогнозируют рост рынка геосинтетических материалов. Это тем более актуально, что дорожное покрытие в России служит в три-четыре раза меньше, чем в странах Европы. Применение же полимерных материалов не только повышает срок службы дорог, но и на треть снижает стоимость их содержания и ремонта. К примеру, использование георешетки втрое увеличивает срок службы дороги, а межремонтный ресурс — до десяти лет.

Вне закона
В мировой практике строительства использование ГС материалов менее чем за 30 лет достигло уровня в 1 трлн м2 в год на общую сумму около 1,5 млрд долл. Эти цифры лучше всяких слов доказывают их эффективность. Геосинтетика позволяет получить качественно новый уровень прочности, долговечности и надежности конструкций.
Широкое применение ГС в нашей стране, по мнению экспертов, тормозится многими факторами, начиная от менталитета и нехватки профильных специалистов, заканчивая непроработанной нормативной базой. Как поведал изданию начальник аэродромной службы одного из сибирских аэропортов, он о геосинтетиках даже не слышал, не встречал их ни в одном нормативном документе, а для воздушного транспорта строгое соблюдение регламентов — прежде всего вопрос безопасности.
Хотя в октябре прошлого года были утверждены восемь ГОСТов по геосинтетическим материалам для дорожного хозяйства России, которые вступят в силу с апреля текущего года. Быть может тогда, говорят участники рынка, руководители строительных организаций начнут охотнее использовать ГС в своей практике. Строить качественно станет выгодно еще и потому, что у дорог появится гарантийный срок службы, в течение которого строители будут ремонтировать свой объект бесплатно: законопроект уже внесен в Госдуму. Когда стоимость эксплуатации ляжет на бюджет автостроителей, применять инновационные технологии им станет наконец-то выгодно.


"Промышленные страницы Сибири" №5 (76) май 2013 г.

Елена Баева.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru